ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

В битве с Историей

26.01.2023
В битве с Историей Израильтянин Ханох ДАШЕВСКИЙ напоминает о зверствах прибалтийских и украинских карателей во время Великой отечественной войны.

Мистический лес Санкт-Петербурга

20.01.2023
Мистический лес Санкт-Петербурга Памятник Александру Блоку, установленный в северной столице накануне Рождества, поделил гражданское общество на сторонников и противников.

Поезд Москва-Севастополь и обратно. Часть четвертая

14.01.2023
Поезд Москва-Севастополь и обратно. Часть четвертая Продолжаем публиковать большой очерк Бориса ЛУКИНА о специальной военной операции и российском обществе.
ЛГ плюс

«Я искала слова…»

31.01.2023
«Я искала слова…» В поэзии Инны ТЕПЛОВОЙ хватает как темных, так и светлых оттенков.

«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной»

23.01.2023
«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной» Евгений КАСАТКИН преимущественно лирик. Однако гражданские мотивы в его поэзии звучат вполне органично.

Мы возвращаемся в Историю

16.01.2023
Мы возвращаемся в Историю Гражданская лирика Натальи МАКЕЕВОЙ подкупает своей искренностью и энергетикой.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

«Щелкунчик» 130 лет спустя

31.01.2023
«Щелкунчик» 130 лет спустя Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко проводил 2022 год премьерой новой постановки балета Чайковского.

«Сибирские огни» в январе

31.01.2023
«Сибирские огни» в январе Вышел первый в 2023 году номер популярного новосибирского литжурнала.

Состоялась церемония вручения «Золотых орлов»

30.01.2023
Состоялась церемония вручения «Золотых орлов» Основные лауреаты – создатели фильмов «Чемпион мира», «Сердце Пармы», «Здоровый человек».
Позиция

Песни нас не покинут...

29.01.2023
Песни нас не покинут... О смерти бывшего сотрудника «Литературной газеты» Дмитрия КУРИЛОВА сообщает Наталья РОЖКОВА.

Памяти жертв Холокоста

27.01.2023
Памяти жертв Холокоста С 16 по 31 января в России проходит традиционная ежегодная «Неделя памяти жертв Холокоста», приуроченная к Международному Дню памяти жертв.

Литмафия и таланты

24.01.2023
Литмафия и таланты Писатель-патриот Дмитрий КОНАНЫХИН решил разоблачить редакцию «ЛГ».

  • Статьи
  • 2010 год
  • №33-34 (6288) (1-09-2010)
  • Чего нет в Америке

Чего нет в Америке

Пирогов Лев

Чего нет в Америке

Литература
Пирогов Лев

ПОДНИМИТЕ МНЕ ВЕКИ

О чём пишет современная русская литература?

Лев ПИРОГОВ

Как ни отвечай, получится ответ на другой вопрос: «О чём мы читаем».

И это не означает, конечно, что между «что читают» и «что пишут» нет разницы. Есть, и немалая, и что-то мне подсказывает, что там, в этом зазоре, происходят очень интересные вещи.

Вот, скажем, известно, что общественное сознание является «бессознательным» науки: сначала в нём формируются некоторые запросы, а потом наука их удовлетворяет, открывая те «законы», какие нужно, и формируя ту «объективную картину мира», какая требуется.

Точно так же искусство является «бессознательным» общественного сознания. В этом его польза и его бесполезность. С одной стороны, искусство предсказывает тенденции общественного развития, с другой – поскольку эти предсказания не совпадают с нашими ожиданиями, никто не обращает на них внимания. Иными словами, литература (некоммерческая, «серьёзная») в идеале пишет не то, о чём нам (как нам самим кажется) хотелось бы прочесть. И если науку можно без потери качества заставить работать «на благо общества», то литературу нельзя. Она от этого сразу же мельчает, глупеет, подлеет и так далее.

Между сознанием и бессознательным существует «цензура». Механизм, подгоняющий наши истинные стремления, о которых мы не догадываемся, к тому, что мы сами о себе думаем.

В общественном бытии литературы таким механизмом является издательская деятельность. Издательская «цензура» отбирает из вала создаваемых текстов лишь то, что, по её мнению, наиболее отвечает запросам (вкусам, интересам и ожиданиям) публики. Конечно, будучи частью этой публики, гг. издатели ничегошеньки не знают о её действительных запросах; именно поэтому пресловутый «большой успех» в издательском бизнесе обычно приходит откуда не ждали, а просчитанные маркетологами проекты лишь сводят концы с концами.

Условно ситуация выглядит так: мы думаем, что нам хочется почитать «про бобслей», но при этом все случающиеся про бобслей книжки раздражённо отбрасываем – не то. А на самом деле нам просто не про бобслей нужно.

Означает ли это, что издательский механизм «цензуры» стоит на пути всеобщего счастья?

Ни в коем случае.

Если убрать издателя, то вместо него «решать» (и решать неправильно) будут читатель или писатель, – им тоже не дано заглянуть в своё подсознание. Тем более что эксперимент по отмене «цензуры» кое-где уже проведён. Скажем, в фантастике, где читатели сами взялись за «написательство», и качественный уровень текстов рухнул под напором «молодых талантливых авторов». В ответ на мой вопрос, о чём сегодня повествует фантастика, если «про космос» и «про вампиров» больше не актуально, писатель Сергей Жарковский отлил в бронзе: «Раньше фантастика звала в вузы, теперь – в писатели». То есть фантастика пишет о том, как хорошо быть фантастом. (И впрямь, разве ознаменовавший конец вампирной эпохи «Черновик» Сергея Лукьяненко был не об этом? Сидишь в башне и тасуешь «миры»…)

К этому же периодически склоняется прозаический столичный «мейнстрим» (писать про самих себя – что может быть слаще, особенно если ничего страшнее отражения в зеркале сроду не видел), и только издательский диктат стоит на пути «филологической прозы», заставляя её притворяться прозой других жанров.

В результате этой маскировки ответить на вопрос, о чём же пишет современная русская литература, труднее, чем кажется. Не особо рассчитывая на свои силы, я стал задавать его всем своим друзьям-читателям, и вот что у нас получилось.

Ясные-понятные варианты («про деньги», «про бандитов», «про офис» etc.) пришлось отмести, поскольку в чистом виде они остаются прерогативой литературы коммерческой, хоть «серьёзная» от них и отщипывает.

«Про войну» – тоже в мейнстрим не укладывается. Периодически вспыхивает интерес к отдельным авторам или книгам (Олег Ермаков, Вячеслав Миронов, Александр Карасёв), но нет устойчивого внимания к теме; из резервации интернет-сайта Art Of War литературу про войну не выпускают.

«О любви»? Вот уж с чем совсем плохо. «В СССР любви нет». (В качестве редчайшего исключения рекомендую книжку Александра Кондрашова с не особо внушающим доверие названием «Первый любовник», – имеется в виду актёрское амплуа.)

В общем, отбросив всё, что по тем или иным причинам не укладывается в мейнстрим, мы получили следующий скромный букетик.

Серьёзная литература пишет про самокопание. Про то, как мужчина-гуманитарий, от которого ушла жена, ищет своё место в этой непростой жизни. Про историю ХХ века в зеркале семейной хроники (снова жена ушла, стало быть). Наконец, про чувство собственного достоинства. Его, достоинство, все попирают (особенно жена, хы-хы), а герой пытается сохранить.

Одним словом – пишут про себя, литератора.

Пишут про то, как пишут. (Вот он, постмодернизм.)

Ну и маскируют эту главную и единственную тему каким-никаким сюжетом. Типа, он, этот литератор, заведует складом горюче-смазочных материалов. Или ушёл от мужа. И получается маскарад, а маскарад – это когда не взаправду.

Поэтому-то притязательный читатель всё чаще выбирает нон-фикшен, где реже возникает ощущение, что с тобой играют в бирюльки. А непритязательному и коммерческой литературы хватает, так что на долю «серьёзной» вообще не достаётся общественного внимания. Как изысканно выразился один мой товарищ, «всем до лампочки, о чём она пишет; всё равно всё как и везде – ароматизаторы, наполнители, канцерогены»…

И тут-то возникает главный вопрос.

А где как не везде-то?

Ведь должно же – теоретически – существовать нечто, о чём литература пишет – а мы не читаем? Либо читаем, но не обращаем внимания?

Впору проводить ещё один референдум: «О чём, по-вашему, не пишет современная русская литература».

Как сказал кто-то умный, «скажите мне, чего нет в Америке, и я заработаю миллион».

Сдаётся мне, что чего не хватает в нашей литературе, к тому мы и стремимся подсознательно в реальной жизни. И это вовсе не «миллион», конечно. Любого простофилю спроси, чего ему не хватает для счастья, – попросит денег: «Остальное куплю». Это у него на поверхности, «в оперативной памяти». А в глубине, под спудом, хочется чего-то другого…

Начал было перечислять, но устыдился – у каждого это по-разному называется. А в общем – «чистого неба и свежего хлеба», как когда-то в поздравительных открытках писали.

Я ошибся?

 

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Чего нет в Америке

О чём пишет современная русская литература?

2010-09-01 / Лев ПИРОГОВ
открыть
КОД ССЫЛКИ:


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
31.01.2023

«Уникальная Россия» продолжается

В московском Гостином дворе проходит 3-я Художественно-промышленная выставка.
31.01.2023

К 100-летию Гайдая

РГБ приглашает на выставку, лекцию и показ фильма, приуроченных к юбилею выдающегося кинорежиссера.
30.01.2023

Умер «отец» кота Леопольда

Художник-мультипликатор Вячеслав Назарук ушел на 82-м году жизни.
29.01.2023

«Уникальная Россия»: памяти Зиновьева

Презентация бюста в бронзе философа и писателя Александра Зиновьева прошла в Гостином дворе.
29.01.2023

Не стало Дмитрия Курилова

Трагически погиб бывший сотрудник «Литературной газеты».

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Литература
Сазанович Елена

Шиллер Шекспирович Гёте

Литература
Дмитрий Воденников

Ты даже не услышишь

События и мнения
Бузгалин Александр

Язык и суржик

На каком языке мы говорим? Едва ли не для большинства сограждан не будет слишком...

Общество
Воеводина Татьяна

Без иллюзий

На новом витке исторической спирали видим трудный переход к новому мироустройств...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Финский форпост

В новогодних выступлениях лидеры государств направляют гражданам важные, на их в...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда