ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Мы в Telegram

01.02.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

В битве с Историей

26.01.2023
В битве с Историей Израильтянин Ханох ДАШЕВСКИЙ напоминает о зверствах прибалтийских и украинских карателей во время Великой отечественной войны.

Мистический лес Санкт-Петербурга

20.01.2023
Мистический лес Санкт-Петербурга Памятник Александру Блоку, установленный в северной столице накануне Рождества, поделил гражданское общество на сторонников и противников.
ЛГ плюс

«Я искала слова…»

31.01.2023
«Я искала слова…» В поэзии Инны ТЕПЛОВОЙ хватает как темных, так и светлых оттенков.

«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной»

23.01.2023
«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной» Евгений КАСАТКИН преимущественно лирик. Однако гражданские мотивы в его поэзии звучат вполне органично.

Мы возвращаемся в Историю

16.01.2023
Мы возвращаемся в Историю Гражданская лирика Натальи МАКЕЕВОЙ подкупает своей искренностью и энергетикой.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

Дважды рязанец

01.02.2023
Дважды рязанец К 125-летию рязанского поэта Бориса ЛЕОНТЬЕВА. Материал Владимира ХОМЯКОВА.

«Щелкунчик» 130 лет спустя

31.01.2023
«Щелкунчик» 130 лет спустя Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко проводил 2022 год премьерой новой постановки балета Чайковского.

«Сибирские огни» в январе

31.01.2023
«Сибирские огни» в январе Вышел первый в 2023 году номер популярного новосибирского литжурнала.
Позиция

Песни нас не покинут...

29.01.2023
Песни нас не покинут... О смерти бывшего сотрудника «Литературной газеты» Дмитрия КУРИЛОВА сообщает Наталья РОЖКОВА.

Памяти жертв Холокоста

27.01.2023
Памяти жертв Холокоста С 16 по 31 января в России проходит традиционная ежегодная «Неделя памяти жертв Холокоста», приуроченная к Международному Дню памяти жертв.

Почему цела транспортная инфраструктура Украины?

22.01.2023
Почему цела транспортная инфраструктура Украины? Интересы крупного бизнеса не всегда тождественны интересам нашей страны, напоминает журналист Станислав ЛЮЛИН.

  • Статьи
  • 2010 год
  • №33-34 (6288) (1-09-2010)
  • Коктебель, коньяк, криминал...

Коктебель, коньяк, криминал...

Коктебель, коньяк, криминал...

Литература

ОБЪЕКТИВ

Татьяна СОЛОВЬЁВА

Виктор Пронин. Божья кара: Роман. – М.: Эксмо, 2009. – 384 с. – (Чёрная кошка).

Так уж получилось, что последнее время имя Виктора Пронина чаще мелькает на телевизионном экране, нежели на книжных прилавках. Десять лет не сходит с экрана «Ворошиловский стрелок», снятый Станиславом Говорухиным по его роману «Женщина по средам», не дают зрителю забыть и о 15-серийном фильме «Гражданин начальник» с Юрием Степановым в главной роли. Прокатилась волна слухов о съёмках фильма по роману «Брызги шампанского», но… «пронеслись утки с шумом и скрылись…».

Зато появился новый роман «Божья кара», выпущенный издательством «Эксмо». Как-то в интервью Виктор Пронин сказал, что детективов нынче никто не пишет, пишут криминальное чтиво. А детектив – жанр редкий, изысканный и доступный далеко не каждому писателю. «Божья кара» тоже не детектив, хотя криминальных похождений героев здесь предостаточно. Если попытаться определить содержание романа тремя словами, то этими словами будут «Коктебель, коньяк, криминал». В этот же ряд можно добавить и Крым, и Кара-Даг, и кафе «Камелот»…

Действие происходит в Коктебеле, герои постоянно пьют коньяк, здесь случилось кошмарное убийство и поисками преступника занято едва ли не всё население посёлка. Все упрёки в излишнем употреблении героями коньяка Виктор Пронин отметает с лёгкой улыбкой: «Зато мои герои не курят. А рюмка коньяка – просто форма общения, это же Коктебель. Надо ведь с чего-то начинать разговор. К тому же среди моих героев нет пьяных или захмелевших».

Писатель и в этом романе привычно блеснул художественными возможностями, точностью слова, неожиданностью диалогов, но появилось и нечто новое – мистика. На ночной коктебельской набережной можно иногда встретить молчаливую фигуру Александра Грина в чёрной широкополой шляпе и в длинном чёрном пальто, на рассвете яхта под алыми парусами уносит в открытое море красавицу, почти библейский привратник Муха охотно распахивает железные ворота Дома творчества перед каждым, кто не поскупится на десять гривен…

Да, а ведь среди героев есть ещё маг, колдун и экстрасенс Равиль, которому ничего не стоит устроить следователю встречу с погибшей девочкой и задать ей вопросы, которые ему покажутся уместными в расследовании убийства этой же девочки.

В то же время в романе несколько героев – реально существующих людей. Это действующие под своими настоящими именами коктебельские поэты Георгий Мельник, Слава Ложко, тот же Равиль Домаев, примчавшийся из Москвы на помощь своим друзьям… Это вроде бы незначащее обстоятельство, назовём это приёмом, придаёт роману почти документальную убедительность.

Ещё один приём, который Виктор Пронин использует легко и даже как бы играя. При внимательном чтении романа нетрудно обнаружить среди героев и самого автора, который время от времени меняет обличье, превращаясь то в одного, то в другого своего героя – в детективщика, собирающего забавные истории, в безумно влюблённого Амока, в Андрея, который ищет и находит убийцу… В конце романа перед вами вдруг открывается: это всё он, автор, Виктор Пронин. При чтении этого не замечаешь, всё принимаешь на веру доверчиво и легко, и только прочитав последнюю строку, самую последнюю, невольно задаёшься вопросом: «Простите, а как же тогда понимать?..»

И вы прозреваете, и возникает желание вернуться к страницам, к тексту, у которого, оказывается, есть второе дно. Оказывается, роман-то автобиографический, роман бесконечно печальный, несмотря на шутливо-ироническую тональность повествования.

Виктор Пронин – писатель откровенно социальный. Его 8-томный цикл «Банда» – это подробное и добросовестное описание криминальной жизни России в 90-е годы со всеми особенностями, характерными для того времени. В этих книгах он даёт ясный и убедительный анализ общества, пропитанного криминальными ценностями, криминальными устремлениями, да и власти в то время были тоже… Если уж воровские авторитеты побеждали на губернаторских выборах… Вспомните Нижний Новгород!

Так вот, в романе «Божья кара» писатель остаётся верным самому себе и на, казалось бы, хмельном и легкомысленном коктебельском материале находит возможность высказаться о проблемах больных и насущных, о проблемах малых, и не только малых, курортных городов, когда после летнего бесовства, ночных загулов, музыки и лёгкой траты денег вдруг наступает осенне-зимне-весенняя пустота. Как пишет Виктор Пронин, в этот период можно пройти от могилы Волошина на восточных холмах до профиля Волошина на карадагских скалах и не встретить ну просто ни единого человека. Куда деваться ребятам? Они идут в криминал. Куда деваться девушкам? Они идут по рукам. Не все, конечно, не все, но очень серьёзный процент.

Вряд ли найдётся хоть один писатель, который без боли душевной прочтёт страницы о гибели Коктебельского дома творчества писателей. Едва ли не единственный на этих берегах парк практически уничтожен – железными заборами исполосованы кипарисовые аллеи, на месте вырубленных деревьев уже вырыты траншеи под фундаменты будущих особняков, не писательских особняков, нет! Другие люди другой породы хозяйничают здесь сегодня.

А вот ещё одна неожиданно озадачивающая мысль романа… Да, Александр Грин – хороший писатель, да, «Алые паруса» – прекрасная повесть, но, боже мой, сколько же девичьих судеб она сломала! У едва ли не главной героини романа было тяжёлое детство, даже от родных она пряталась на чердаке, а там, обливаясь слезами, читала, запоем читала «Алые паруса». И насквозь пропиталась этой сказкой. И до сих пор не может выйти замуж – с трёх собственных свадеб сбежала. Всё, что предлагает судьба, кажется ей таким грубым и недостойным, таким мелким и незначительным по сравнению с капитаном Грэем… И в тридцать лет она продолжает мечтать об алых парусах…

Друзья решают ей помочь – «организовывают» яхту под алыми парусами. И однажды ранним утром причаливают к ресторану на набережной, вызывают из посудомоечной нашу героиню, втаскивают на борт, где её уже поджидают все герои романа, заботливо собранные автором на палубе. Обогнув Кара-Даг, они пристают к берегу Сердоликовой бухты и устраивают там праздник. Но наступает ночь и, куда деваться, пора возвращаться. Праздник кончился, алые паруса, отодрав от настоящих парусов, запихнули в целлофановый мешок для мусора...

«Коктебельские огни становились всё ближе, уже можно было различить торговую площадь, бывшую писательскую столовую, напротив которой стояла голубая скамейка. К пирсу причалили удачно, без толчка, с яхты сошли молча, и возникло саднящее ощущение вины, будто невзначай, сами того не желая, кощунственно прикоснулись к чему-то святому, что не только руками трогать, а на что и глазеть-то не всегда позволительно…»

А закончить хочу теми же словами, которыми заканчивает свой роман и Виктор Пронин…

«Не исключено, что всё это было в действительности, хотя как знать, как знать… А вот Кара-Даг и сейчас, говорят, существует, Чёртов палец, как и тысячи лет назад, бестолково торчит в небо, не то грозя, не то предупреждая о чём-то, не то указуя куда-то в космос. Но никто его не боится, никого он не пугает…

Вполне возможно, что вахтёр Муха до сих пор мается у своих железных ворот, а я на барановской яхте «Мурка» под косым бандитским алым парусом медленно выплываю, выплываю, до сих пор выплываю из-за скал Лягушачьей бухты в лучах красного утреннего солнца, которое медленно поднимается из-за холмов Хамелеона. Мой парус кажется не просто алым, а даже пылающим, каким ему и положено быть в этом повествовании.

Очень даже может быть, что всё это и произошло однажды в знойном коктебельском июле… Если, конечно, я ничего не напутал».

Хороший роман написал Виктор Пронин, и я искренне советую вам прочитать его.


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
01.02.2023

«Идущим на грозу» раздали награды

Отметили лауреатов и призеров литконкурса, учрежденного «Сибирскими огнями».
01.02.2023

«Главкнига»

В России учреждается Национальная книжная премия.
31.01.2023

«Уникальная Россия» продолжается

В московском Гостином дворе проходит 3-я Художественно-промышленная выставка.
31.01.2023

К 100-летию Гайдая

РГБ приглашает на выставку, лекцию и показ фильма, приуроченных к юбилею выдающегося кинорежиссера.
30.01.2023

Умер «отец» кота Леопольда

Художник-мультипликатор Вячеслав Назарук ушел на 82-м году жизни.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Пуля за слово

В 2022-м среди представителей медиа были новые жертвы: в мире погибло 67 журнали...

Литература
Сафронова Елена

Текст как рутина

К 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой портал «Ревизор.ru» составил поэтич...

Литература
Сазанович Елена

Шиллер Шекспирович Гёте

Литература
Дмитрий Воденников

Ты даже не услышишь

События и мнения
Бузгалин Александр

Язык и суржик

На каком языке мы говорим? Едва ли не для большинства сограждан не будет слишком...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда