ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Мы в Telegram

01.02.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

В битве с Историей

26.01.2023
В битве с Историей Израильтянин Ханох ДАШЕВСКИЙ напоминает о зверствах прибалтийских и украинских карателей во время Великой отечественной войны.

Мистический лес Санкт-Петербурга

20.01.2023
Мистический лес Санкт-Петербурга Памятник Александру Блоку, установленный в северной столице накануне Рождества, поделил гражданское общество на сторонников и противников.
ЛГ плюс

«Я искала слова…»

31.01.2023
«Я искала слова…» В поэзии Инны ТЕПЛОВОЙ хватает как темных, так и светлых оттенков.

«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной»

23.01.2023
«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной» Евгений КАСАТКИН преимущественно лирик. Однако гражданские мотивы в его поэзии звучат вполне органично.

Мы возвращаемся в Историю

16.01.2023
Мы возвращаемся в Историю Гражданская лирика Натальи МАКЕЕВОЙ подкупает своей искренностью и энергетикой.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

Дважды рязанец

01.02.2023
Дважды рязанец К 125-летию рязанского поэта Бориса ЛЕОНТЬЕВА. Материал Владимира ХОМЯКОВА.

«Щелкунчик» 130 лет спустя

31.01.2023
«Щелкунчик» 130 лет спустя Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко проводил 2022 год премьерой новой постановки балета Чайковского.

«Сибирские огни» в январе

31.01.2023
«Сибирские огни» в январе Вышел первый в 2023 году номер популярного новосибирского литжурнала.
Позиция

Песни нас не покинут...

29.01.2023
Песни нас не покинут... О смерти бывшего сотрудника «Литературной газеты» Дмитрия КУРИЛОВА сообщает Наталья РОЖКОВА.

Памяти жертв Холокоста

27.01.2023
Памяти жертв Холокоста С 16 по 31 января в России проходит традиционная ежегодная «Неделя памяти жертв Холокоста», приуроченная к Международному Дню памяти жертв.

Почему цела транспортная инфраструктура Украины?

22.01.2023
Почему цела транспортная инфраструктура Украины? Интересы крупного бизнеса не всегда тождественны интересам нашей страны, напоминает журналист Станислав ЛЮЛИН.

  • Статьи
  • 2010 год
  • №33-34 (6288) (1-09-2010)
  • На фоне времени снимается советскость

На фоне времени снимается советскость

На фоне времени снимается советскость

Искусство
Воротынцева Ксения

ФИКСАЖ

А. Князев. На уроке. 1960-еМосква на три летних месяца (с захватом кусочка весны и фрагмента осени) окунулась – или, точнее, предложила окунуться – в воспоминания: с 28 мая в Центре фотографии имени братьев Люмьер показывают «Советское фотоискусство 60–70-х». Чёрно-белые снимки известных репортёров – в числе которых такие мэтры, как Владимир Лагранж или личный фотограф Брежнева Владимир Мусаэльян, – вызывают острую ностальгию по тому времени, когда мы впервые полетели в космос, когда по стране на волне энтузиазма строились Академгородки, Москву на зиму засыпало настоящим снегом и когда с плакатов на нас, казалось бы, непобедимо и вечно смотрел человек труда.

В студёную зимнюю пору 1961 года советский фотограф Владимир Лагранж сделал один из своих самых известных снимков «Бабуся» – фото маленькой девочки, основательно закутанной для прогулки на морозе. По этому простому кадру можно сказать об ушедшей эпохе практически всё: какая была мода, игрушки, как в обществе относились к детям, какой был уровень достатка, в каких климатических условиях жил фотограф. Этой антропологической и этнографической информацией – помимо явных (пусть и не всегда очевидных) художественных достоинств – ценны те более 350 фотографий, что были отобраны для выставки. Немного отступив, скажем, что часть экспозиции с августа можно увидеть на плакатах в вагонах московского метро – ещё одного символа советской эстетики, полноценного персонажа снятого в те же 60-е «Я шагаю по Москве». Однако, несмотря на то что пузатые торговые автоматы («Забавы», Владимир Лагранж, 1961), детские ретроколяски («Молодой отец», Андрей Князев, 1960-е) и начёсы у девушек-статисток на снимках тех лет могут тронуть любого – даже родившегося лет на тридцать позже, – главным всё-таки видится то, что упрямо проступает сквозь эти бытовые мелочи.

Любая эпоха выбирает героя, которого она стремится запечатлеть в текстах либо визуально: фиксируется то, что на тот момент кажется самым важным – сутью времени, его выжимкой. В этом смысле 60-е, расположившиеся между трудным военным временем и беспокойными 80-ми и подробно показанные на этой огромной экспозиции, вызовут у любознательного человека немалый интерес – причём не особенностями дизайна и стиля, а именно своими представлениями о героическом и негероическом.

А. Абаза. Монтажники. Узбекистан, 1972Большинство фотографий на выставке условно принадлежат к бытописательскому жанру – лица города, дети, школа, рабочие на заводе, аудитории вузов, кухни коммуналок. Точки съёмки – в основном Москва и Ленинград. Надо сказать, что, несмотря на всё очарование и притягательность 60-х годов как в нашем, так и в европейском варианте, именно в то время в нашей фотографии бесстрастно проявилось то, что чуть позже развернётся в своей мощи и силе: речь идёт, увы, о тяге к дегероизации.

Молодая Страна Советов, если описывать её в терминах мифологических конструктов, в 20–30-е годы находилась в состоянии, которое можно соотнести с космогоническим актом, моментом творения космоса из хаоса: мир создавался в настоящем времени, и любой жест – советского вождя или культурного героя – в тот же момент получал сакральный смысл. Это было время начала – эпоха коллективных сущностей, в которой индивидуальности ещё не было места: отсюда стойкое стремление запечатлеть типичное, даже у таких неординарных талантов, как Александр Родченко. Его фотоискусство стало тоже своего рода космогоническим актом: каждый щелчок затвора являл нам новых людей: пионеров, спортсменов, советских рабочих. Эстетика плаката, фотографии, кино того времени – всё участвовало в создании нового мифа, в конструировании того типичного, что потом стало образцом для воспроизводства хорошо известной нам эстетики.

На выставке встречаются отсылки к этому времени творения: они присутствуют в спортивных зарисовках Льва Бородулина («С вышки!», «Водный праздник», 1960), родственных героическим атлетам Лени Рифеншталь; в графичных производственных снимках («Рельсы Азовстали», Александр Абаза, 1972; «Самотлор. Буровики», Сергей Петрухин, 1968), в воодушевляющих кадрах из жизни науки («Двадцатый век», Александр Устинов, 1962). Однако среди общего массива фотографий подобные кадры встречаются редко: 60-е и 70-е стали временем, когда порядок, сменивший стихию и хаос, принёс с собой тягу к индивидуальному, когда место праздника заняла история – и на смену воспроизводства типического пришёл интерес к частностям. Фотографы повернулись к быту, материальным мелочам советской жизни («Куколка», Владимир Богданов, 1970-е), их непарадной, черновой стороне (дети с портфелями на головах, отлынивающие от учёбы («Прогульщики», Нина Свиридова, Дмитрий Воздвиженский, 1960-е); очередь рабочих к пивным автоматам («После смены», Александр Гращенков, 1978). Своё место рядом с героическими моментами покорения Севера заняли фотографии, на которых заснят заснеженный уютный московский двор («Школьный дворик», Юрий Абрамочкин, 1970-е) или огромные блестящие чёрные глаза девушки, целиком закутанной в меха («Зима», Иван Луньков, 1965). Типическое и героическое стало исчезать – одинокими смотрятся фотографии лётчиков и авиатехники в работах Василия Куняева – да и то, его интерес к теме можно объяснить профессией военного корреспондента. У большей же части репортёров чётко прослеживается интерес к новому и неординарному – причём этот поиск иногда может принимать самые гротескные формы: вплоть до портретов городских сумасшедших (снимки Александра Бородулина) или похожих на беспризорников мальчишек около разбросанных бутылок на Ленинских горах («Дети и бутылки», Микола Гнисюк, 1970-е) – отчётливые символы начала распада.

Увы, приходится признавать: «великая эпоха» ко времени 60–70-х стала уходить. Космогонический экстаз завершился и сменился внимательной к деталям космологией, описанием и объяснением сложившегося мира, интересом к частному, отдельному – что неизбежно вело к постепенной дегероизации. Однако для любого, кто жил тогда, кто был строителем времени и ощущал идущие через себя токи истории – не важно, куда в итоге они были направлены, – те годы вряд ли покажутся пустыми: ведь молодость, когда бы она ни случилась, – прекрасное время!

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

Выставка продлится до 12 сентября


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
01.02.2023

«Идущим на грозу» раздали награды

Отметили лауреатов и призеров литконкурса, учрежденного «Сибирскими огнями».
01.02.2023

«Главкнига»

В России учреждается Национальная книжная премия.
31.01.2023

«Уникальная Россия» продолжается

В московском Гостином дворе проходит 3-я Художественно-промышленная выставка.
31.01.2023

К 100-летию Гайдая

РГБ приглашает на выставку, лекцию и показ фильма, приуроченных к юбилею выдающегося кинорежиссера.
30.01.2023

Умер «отец» кота Леопольда

Художник-мультипликатор Вячеслав Назарук ушел на 82-м году жизни.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Пуля за слово

В 2022-м среди представителей медиа были новые жертвы: в мире погибло 67 журнали...

Литература
Сафронова Елена

Текст как рутина

К 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой портал «Ревизор.ru» составил поэтич...

Литература
Сазанович Елена

Шиллер Шекспирович Гёте

Литература
Дмитрий Воденников

Ты даже не услышишь

События и мнения
Бузгалин Александр

Язык и суржик

На каком языке мы говорим? Едва ли не для большинства сограждан не будет слишком...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда