ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Мы в Telegram

01.02.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

В битве с Историей

26.01.2023
В битве с Историей Израильтянин Ханох ДАШЕВСКИЙ напоминает о зверствах прибалтийских и украинских карателей во время Великой отечественной войны.

Мистический лес Санкт-Петербурга

20.01.2023
Мистический лес Санкт-Петербурга Памятник Александру Блоку, установленный в северной столице накануне Рождества, поделил гражданское общество на сторонников и противников.
ЛГ плюс

«Я искала слова…»

31.01.2023
«Я искала слова…» В поэзии Инны ТЕПЛОВОЙ хватает как темных, так и светлых оттенков.

«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной»

23.01.2023
«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной» Евгений КАСАТКИН преимущественно лирик. Однако гражданские мотивы в его поэзии звучат вполне органично.

Мы возвращаемся в Историю

16.01.2023
Мы возвращаемся в Историю Гражданская лирика Натальи МАКЕЕВОЙ подкупает своей искренностью и энергетикой.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

Дважды рязанец

01.02.2023
Дважды рязанец К 125-летию рязанского поэта Бориса ЛЕОНТЬЕВА. Материал Владимира ХОМЯКОВА.

«Щелкунчик» 130 лет спустя

31.01.2023
«Щелкунчик» 130 лет спустя Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко проводил 2022 год премьерой новой постановки балета Чайковского.

«Сибирские огни» в январе

31.01.2023
«Сибирские огни» в январе Вышел первый в 2023 году номер популярного новосибирского литжурнала.
Позиция

Песни нас не покинут...

29.01.2023
Песни нас не покинут... О смерти бывшего сотрудника «Литературной газеты» Дмитрия КУРИЛОВА сообщает Наталья РОЖКОВА.

Памяти жертв Холокоста

27.01.2023
Памяти жертв Холокоста С 16 по 31 января в России проходит традиционная ежегодная «Неделя памяти жертв Холокоста», приуроченная к Международному Дню памяти жертв.

Почему цела транспортная инфраструктура Украины?

22.01.2023
Почему цела транспортная инфраструктура Украины? Интересы крупного бизнеса не всегда тождественны интересам нашей страны, напоминает журналист Станислав ЛЮЛИН.

  • Статьи
  • 2010 год
  • №33-34 (6288) (1-09-2010)
  • Та самая Мария

Та самая Мария

Та самая Мария

Штрих-код

ВЕСТИ С ПРЕЧИСТЕНКИ

РИА «Новости»Как прихотливо порой складывается жизнь совсем простых вещей!.. Скромная акварель, предназначенная быть подарком к дню рождения главе семейства, всего через два года после написания превращается в одну из самых дорогих реликвий этого семейства, а полтора столетия спустя становится раритетом русской истории и бесценным экспонатом, который ныне украшает собой собрание Государственного музея А.С. Пушкина. Вот так кратко, в одном предложении, можно изложить историю портрета молодой женщины с дивными печальными глазами, держащей на руках крошку сына.

Ровно за три года до того, как ей довелось позировать известному петербургскому художнику Соколову, Машенька, тогда ещё совсем юная барышня, была страстно влюблена в гениального поэта. Но он, подобно герою сочиняемого им в ту пору романа, деликатно, но твёрдо пресёк «души неопытной волненья». И девушка, как это обычно и бывает в таких случаях, согласилась выйти замуж по выбору родителей. Может быть, счастье человека в том и состоит, что он заранее не знает своей судьбы…

Марию Николаевну Волконскую, дочь генерала Раевского, героя войны 1812 года, правнучку Ломоносова по материнской линии, считают едва ли не самой романтичной фигурой русской истории. Родители, как им казалось, предуготовили дочери блестящую партию. Князь Сергей Волконский, боевой генерал, представитель одного из самых уважаемых дворянских родов России, был почти вдвое старше своей красавицы невесты, да и невеликого ума был человек, но для Машеньки, как для пушкинской Татьяны, «все были жребии равны». 11 января 1825 года сыграли свадьбу, а 5 января 1826-го князя Волконского арестовали как причастного к событиям 25 декабря. За год совместной жизни молодая княгиня прожила с мужем меньше трёх месяцев. И вот она, не питавшая к супругу особой любви, не разделявшая его политических убеждений, более того, воспитанная в уважении к монархии, решает следовать за ним в Сибирь.

Мария Николаевна позировала Соколову в середине ноября 1826 года, надеясь передать акварель в Петропавловскую крепость к 8 декабря – дню рождения мужа. Она писала ему: «Наш дорогой Николино чувствует себя хорошо, скоро ты получишь его и мой портрет работы Соколова. Не знаю, выйдет ли он, – так трудно рисовать ребёнка, схватить сходство, а у нашего особенно много живости в лице». Мальчику едва исполнилось десять месяцев. Накануне отъезда несчастная мать всю ночь простояла на коленях у колыбели в истовой молитве. Выбор был сделан: сын пребывает в счастии и благополучии, а муж страдает, и она должна быть с тем, кому горше. Передать портрет в крепость княгиня не смогла, осуждённых уже отправили в Сибирь. И она взяла его с собой.

26 декабря она приехала в Москву и остановилась у своей невестки – Зинаиды Волконской, жены брата Сергея Григорьевича – Никиты. Зинаида Александровна, жившая с мужем, как тогда выражались, «в разъезде», была хозяйкой, пожалуй, самого знаменитого московского литературного салона. У неё бывали Карамзин, Жуковский, Вяземский. Дом этот на Тверской (ныне номер 39), построенный в конце XVIII века знаменитым архитектором Матвеем Казаковым, пока цел, но, увы, сегодня за судьбу исторических зданий в центре Москвы совершенно спокойным быть нельзя. А ведь это пушкинский адрес: здесь Зинаида Волконская устроила прощальный вечер в честь Марии, где среди приглашённых был и Александр Сергеевич. Это была их последняя встреча. О чём думал он, глядя на женщину, любовью которой когда-то пренебрёг?..

На следующий день княгиня отправилась на Благодатский рудник. А через год «во глубину сибирских руд» пришла весть о смерти Николино. Он был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Пушкин посвятил его памяти трогательную эпитафию:

В сиянье, в радостном покое,
У трона вечного творца,
С улыбкой он глядит в изгнание земное,
Благословляет мать и молит за отца.

А портрет с рудников отправился с опальной княгиней сначала в Читинский острог, потом в Петровский Завод, затем в село Урик Иркутской губернии, где Волконские жили на поселении, а когда Александр II подписал амнистию – в Воронки под Черниговом. После её смерти портрет унаследовала дочь Елена. В начале прошлого века он хранился в её имении Вейсбаховка под Полтавой. Затем началось его странствование по Европе – сначала с внучкой Марии Николаевны, а впоследствии с правнуком – Сергеем Джулиани. Почти через сто лет после создания, в 1925 году, портрет оказался во Флоренции, где тогда жил Сергей. Оказавшись в стеснительных обстоятельствах, он решил продать его. И тут в судьбу странницы-акварели вмешался его величество случай. По дороге Джулиани встретил своего троюродного брата Владимира Звегинцова, правнука ещё одной легендарной женщины пушкинской эпохи – Аннет Олениной. Владимир Николаевич был страстным собирателем пушкинских реликвий. Он-то и купил портрет Волконской у Джулиани. Так акварель оказалась в Париже.

В начале 60-х о Звегинцове и его реликвии узнал Илья Самойлович Зильберштейн. Человек это был во всех отношениях уникальный. Таких природа создаёт в единственном экземпляре. Родился он в Одессе, городе, самым тесным образом связанным и с Пушкиным, и с Волконской (именно там, по мнению большинства исследователей, и произошло их роковое объяснение), так что судьба акварели не могла его не волновать. Выдающийся литературовед и страстный коллекционер, он всю жизнь посвятил возвращение на родину раритетов русской истории. Причём государство даже и не думало выделять средства на покупку этих бесценных сокровищ, единственным оружием Ильи Самойловича были его безграничное обаяние и святая вера в то, что, когда речь идёт о культурном наследии, упоминание о презренном металле можно расценивать только как кощунство. И все эти экс-сиятельства русской эмиграции, с риском для жизни увозившие фамильные ценности из объятой революцией России, безвозмездно возвращали их своей навсегда утраченной родине.

Уговорил Илья Самойлович и Звегинцова. Тот писал ему из Парижа: «Конечно, вы правы, говоря, что место окончательного «упокоения» акварели на родине и что пора ей закончить долгое путешествие. К этому же заключению пришёл и я… Уже раз ей грозило закончить своё существование у какого-то флорентийского антиквара. В лучшем случае была бы она куплена любителем красивой акварели, но уже, наверное, никто бы со временем не знал, кого она изображает, и для потомства или для русских музеев она навсегда была бы потеряна. Уже несколько раз у меня были предложения её продать, но, каковы бы ни были «минуты жизни трудные», я никогда на это не согласился и не соглашусь…»

Судьба исторических ценностей, находящихся в частных собраниях, чрезвычайно волновала Илью Самойловича. В середине 60-х он посвятил этой проблеме большую статью в «Литературной газете»: то, что с таким трудом и с такой любовью собирается коллекционерами, после их смерти нередко пускается в оборот охочими до денег наследниками и исчезает из контекста отечественной культуры.

В 1967 году, когда портрет-путешественник отправился в Россию, его прежний владелец написал Зильберштейну: «Дорогой Илья Самойлович. Когда вы получите это письмо, акварель Соколова, изображающая М.Н. Волконскую-Раевскую, будет уже у Вас, закончив свои многолетние и многовёрстные передвижения. Надеюсь, что вернётся она домой в сохранности и что благодаря Вам найдёт подобающее ей место последнего упокоения в Пушкинском музее в Москве. С моей души спадает большой камень…»

В.П.


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
01.02.2023

«Идущим на грозу» раздали награды

Отметили лауреатов и призеров литконкурса, учрежденного «Сибирскими огнями».
01.02.2023

«Главкнига»

В России учреждается Национальная книжная премия.
31.01.2023

«Уникальная Россия» продолжается

В московском Гостином дворе проходит 3-я Художественно-промышленная выставка.
31.01.2023

К 100-летию Гайдая

РГБ приглашает на выставку, лекцию и показ фильма, приуроченных к юбилею выдающегося кинорежиссера.
30.01.2023

Умер «отец» кота Леопольда

Художник-мультипликатор Вячеслав Назарук ушел на 82-м году жизни.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Пуля за слово

В 2022-м среди представителей медиа были новые жертвы: в мире погибло 67 журнали...

Литература
Сафронова Елена

Текст как рутина

К 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой портал «Ревизор.ru» составил поэтич...

Литература
Сазанович Елена

Шиллер Шекспирович Гёте

Литература
Дмитрий Воденников

Ты даже не услышишь

События и мнения
Бузгалин Александр

Язык и суржик

На каком языке мы говорим? Едва ли не для большинства сограждан не будет слишком...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда