ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Мы в Telegram

26.03.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

Битва двух столиц

20.03.2023
Битва двух столиц Пролдолжается прием заявок на Второй поэтический баттл «Москва vs Санкт-Петербург».

«В защиту верующих мировых религий»

17.03.2023
«В защиту верующих мировых религий» Открытое обращение участников 1-го Международного Форума имени Имама Шамиля.
ЛГ плюс

«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…»

25.03.2023
«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…» В рассказе Анатолия МОЖАРОВА российская глубинка показана «такой, как она есть».

И по весне случаются печали…

16.03.2023
И по весне случаются печали… Поэзию Виктора КАРПУШИНА с полным основанием можно отнести к тихой лирике.

«Мне почему-то шелест листьев сладок…»

10.03.2023
«Мне почему-то шелест листьев сладок…» «Поэзия садов» – основная тема стихотворного творчества Олега АЛЁШИНА.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

«Молодость – богатство старости»

21.03.2023
«Молодость – богатство старости» Под такой темой проходят IX Всероссийские Васильевские чтения-2023, посвященные жизни и творчеству писателя Бориса Васильева.

Боль настоящего – путь в будущее

19.03.2023
Боль настоящего – путь в будущее В РГБ представили спецпроект «Настоящие», посвященный современной поэзии и авторской песне.

Мемуары, письма, документы: три новинки

17.03.2023
Мемуары, письма, документы: три новинки Предлагаем для голосования книжные новинки. Книга, которую выберут читатели, попадет на страницы «ЛГ».
Позиция

Бандеровцам везде у нас дорога?

27.03.2023
Бандеровцам везде у нас дорога? Известный поэт и музыкант Вадим СТЕПАНЦОВ о предстоящем фестивале «Дикая Мята» под Тулой.

Наши, Враги и Непричёмыши

22.03.2023
Наши, Враги и Непричёмыши Даниэль ОРЛОВ полагает, что в русской поэзии оформился очевиденый раскол.

Такие же, как мы?

15.03.2023
Такие же, как мы? В 1991 году пути России и Украины начали расходиться, а после «майдана» 2004 года этот раскол принял обвальный характер, считает Владислав ШУРЫГИН.

  • Статьи
  • 2012 год
  • №34 (6381) (29-08-2012)
  • Триумф Кибальникова

Триумф Кибальникова

Триумф Кибальникова

Искусство
Сюрина Маргарита

ВЕК

«Наш труд требует стремиться к невозможному», – считал скульптор

«В этом году исполняется сто лет со дня рождения Кибальникова, знаете?» – разговариваю с нынешними ценителями искусства.
– Кибальников… Кто это?
– Так как же, автор памятника Маяковскому в Москве…
– Ой! Ну, конечно, знаем!
«Юбилейный год Кибальникова», – говорю собратьям по цеху.
– Кибальникова?! Вот мастер был! – отвечает каждый второй.
«Сто лет Кибальникову», – обращаюсь к учителям, врачам, учёным.
– Это автор памятника Маяковскому? Замечательно!


Это, собственно, и называется «радостью узнавания» на искусствоведческом языке.
Когда каждый чувствует свою сопричастность, когда он помнит, знает и ценит.
И люди откликаются подобным образом только на значительные, эпохальные имена, явления и произведения. Закройте глаза. Назовите, не раздумывая, самую известную скульптуру эпохи Ренеcсанса… Большинство ответит: «Давид» Микеланджело.
Назовите, не задумываясь, самый известный портрет этой же эпохи. «Джоконда», – ответят практически все. Назовите, не размышляя, самый известный памятник XX века в Москве – «Маяковский», – скажет большинство.

Маяковский любил простор площадей – подходящая величина его характеру и росту, его темпераменту и дарованию:

Если б был я
Вандомская колонна,
    я б женился
на Place de la Concorde…

Памятник Владимиру Маяковскому на Триумфальной площади Москвы стал зримым бронзовым воплощением этой мечты поэта. И сегодня смело можно перефразировать эти строки так:

Если б был я
Владимир Маяковский,
        я б женился
на Триумфальной Place…

Именно слово триумф приходит на ум, когда вспоминается начало перестройки в нашей с вами стране: тогда слетело с постаментов много памятников – Дзержинскому с Лубянки, несколько Лениных и Марксов, поэту революции тоже досталось изрядно…
Помню, как даже я, человек, далёкий от митингов, собиралась идти на Маяковку «грудью защищать» произведение скульптора, которого безмерно уважаю, да и поруганную честь великого поэта…
Однако всё обошлось. Нашлись и тогда серьёзные люди, умеющие отделять зёрна от плевел, и Владимир Маяковский так и остался стоять на своём месте, с триумфом одержав очередную свою победу над мелкими, завистливыми и бездарными людишками.
И то был триумф скульптора Александра Кибальникова, талантом своих рук отстоявшего «опального» поэта. «Наш труд требует стремиться к невозможному», – сказал однажды Александр Павлович Кибальников. И он достиг того – памятник Маяковскому и сегодня продолжает держать необъятную площадь, и поэт не замечает с высоты своей нелепых заборчиков-перегородок, разделяющих пространство под его ногами…

Я вышел на площадь, 
выжженный квартал
надел на голову, как рыжий
   парик.
Людям страшно – у меня
        изо рта
шевелит ногами
 непрожёванный крик…

Поэт лучше всех прочих знал всё о себе и о своём времени. И Александр Кибальников это прочувствовал и передал вот именно это – мощь и сомнение, внешнюю силу и внутреннюю ранимость. Противоречивый, мятежный человек, поэт-трибун и нежный лирик, богоборец и богоискатель одновременно:

И бог заплачет над моею
 книжкой!
Не слова – судороги,
 слипшиеся комом;
и побежит по небу с моими
 стихами под мышкой
и будет, задыхаясь,
 читать их своим знакомым.

Наверное, так всё и было, потому как не попустило небо снять поэта с пьедестала.
Таков закон архитектурного пространства города – должна быть организующая вертикаль, должен быть центр, стержень в конце концов и в государстве, и в человеке.
И хорошо бы, чтоб не торговый центр…
Быть скульптором – неблагодарное занятие. Возможно, даже более неблагодарное, чем быть художником. Художникам хотя бы иногда да ставят памятники, а вот самим ваятелям… Наверное, потому, что скульптор создаёт свои образы из самого прочного, вечного материала, ему и достаётся такая «награда» – он ведь сам вписал своё имя в века, возможно, в тысячелетия…
Однако как всё это хрупко, если вглядеться пристально. Где вы, древние ваятели-этрусски? Как звали вас? Кто вы, безымянные средневековые мастера скульптурного кружева готических соборов? Как звали вас? Не знаем, не помним. А вот улыбку ангела с портала Реймского собора мы знаем все.
Говорят, что история человечества движется по спирали. Я точно знаю, что это не так. Человеческая история движется по кругу, в стотысячный раз проходя одни и те же этапы. И никто ничему не хочет учиться, ну или почти никто. А тот, кто разглядел, кто научился, моментально приходит в неистовый ужас или же достигает абсолютного покоя, потому как ясно видит бесчисленные толпы слепцов, настырно бредущих всё теми же… магистралями. Меняются разве что скорость и средства передвижения, но только не направление. И в этом глубокий мистический смысл, потому что, когда человек вырывается из этого сомнамбулического кругового движения, ему остаётся одна дорога – по вертикали. А это непросто, это требует смелости, разума, воли.
И бесконечного терпения. Веры. Любви. Любви к безумцам, что ходят кругами. Веры в то, что когда-нибудь они увидят, услышат, поймут, наконец, всё, что давно уже сказано и записано, спето и нарисовано, высечено из камня. Терпения, потому что станут пинать, плевать, побивать камнями и даже гвозди забьют.
Но только это всё напрасно, нельзя пришпилить тех, кто вышел в духовную вертикаль.

И всё так же сердится бронзовый Владимир Маяковский:

А вы ноктюрн сыграть
 могли бы...

И всё так же спрашивает Александр Пушкин:

Жизнь, зачем ты мне дана???

И всё так же улыбается ангел Реймского собора.
Маргарита СЮРИНА,
художник, член-корреспондент Международной академии культуры и искусства


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
27.03.2023

Юрий Соломин в Библиотеке для молодежи

В Особняке Носова состоится встреча с Юрием Соломиным, народным артистом СССР, худруком Малого театра.
27.03.2023

Награждены лауреаты премии Дементьева

Дом поэзии Андрея Дементьева в Твери отмечает свое 10-летие и готовится к юбилейным торжествам.
26.03.2023

Филология как страсть

В Доме Ростовых состоится представление книг Дмитрия Бака и его товарищей.
26.03.2023

Сергей Лукьяненко в РГБМ

Встреча с известным писателем-фантастом состоится в Российской государственной библиотеке для молодежи.
25.03.2023

Новые номинации придают интригу

Литературная премия «Ясная Поляна» завершила прием заявок на 21-й литературный сезон.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Культура
 Фёдор Шеремет

Страница и экран

Далёким от литературы людям экранизация даёт как бы концентрат произведения, а заядлым...

Литература
Сазанович Елена

Буревестник

28 марта 1868 года родился Максим Горький

События и мнения
Амелин Ростислав

Свет звезды

Космическая угроза № 1 – Бетельгейзе: Альфа Ориона и одна из величайших звёзд во...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Шестеро на яхте

Раньше в США созданием «легенд» вокруг специальных мероприятий занимались люди к...

Общество
Мысловский Евгений

Бывает ли справедливость без истины?

Когда в законе не прописаны важнейшие понятия, это ведёт к ошибкам в приговорах
...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда