САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»

23.02.2021
«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»           К 200-летию со дня рождения поэта Алексея ЖЕМЧУЖНИКОВА.
Исследование Владимира АНДРЕЕВА.

«Книжный маяк Петербурга»

18.02.2021
«Книжный маяк Петербурга» В северной столице при поддержке Российского книжного союза прошел популярный фестиваль.

Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы

11.02.2021
Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы К 80-летию выдающегося русского поэта.
Материал Андрея ГАЛАМАГИ.

ЛГ плюс

«Тяжелый, неуклюжий стиль…»

21.02.2021
«Тяжелый, неуклюжий стиль…» Одно из главных качеств поэзии Виталия ЕСАЯНА – это искренность.

Не расслабляйся, эмигрант!

13.02.2021
Не расслабляйся, эмигрант! Михаил ОКУНЬ почти 20 лет живет в Германии, оставаясь при этом истинно русским поэтом.

Вокал бога – маг облаков

07.02.2021
Вокал бога – маг облаков Представляем Вадима ГЕРШАНОВА с новыми и относительно новыми рифмопалиндромами.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Февральские «Сибогни»

26.02.2021
Февральские «Сибогни» Вышел очередной номер популярного новосибирского литературного журнала.

Пламя Игр-2014: грезы и реальность

24.02.2021
Пламя Игр-2014: грезы и реальность О наследии Олимпийских игр в Сочи размышляет Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.

Отгибает от покоя

22.02.2021
Отгибает от покоя Заслуженный деятель искусств России Александр ПУДИН поздравляет поэта Александра МЕДВЕДЕНКО с днем рождения.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Аида, или Бесцеремонность и безмятежность

25.02.2021
Аида, или Бесцеремонность и безмятежность О смерти Аиды ХМЕЛЕВОЙ говорят Кира САПГИР и Тьерри МАРИНЬЯК.

Дзержинский – русофобский черт!

21.02.2021
Дзержинский – русофобский черт! Евгений ПОПОВ не одобряет инициативу Захара ПРИЛЕПИНА о возвращении «Железного Феликса» на Лубянскую площадь.

«Мой сын, послушай мой рассказ…»

17.02.2021
«Мой сын, послушай мой рассказ…» Несанкционированные митинги, в которых участвовало немало подростков-школьников, почти сошли на нет, считает Татьяна ВОЕВОДИНА.
  • Статьи
  • Архивы изданий «ЛГ» ( 2007 г.)
  • 2007 год
  • №35 (6135) (5-09-2007)
  • Николай ЧЕРГИНЕЦ: «У нашей литературы большое будущее»

Николай ЧЕРГИНЕЦ: «У нашей литературы большое будущее»

Николай ЧЕРГИНЕЦ: «У нашей литературы большое будущее»

Совместный проект ЛАД

ИНТЕРВЬЮ В НОМЕР

В то, что Николай Чергинец в этом году отмечает своё 70-летие, как-то не верится. Его энергии могут позавидовать многие из тех, кто ещё ходит в молодых. Член президиума и председатель постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности, председатель комиссии по вопросам внешней политики Парламентского собрания Союза Беларуси и России – казалось бы, где тут находить время, чтобы писать. Но он находит. Да ещё, к тому же, возглавляет недавно созданный писательский союз, рождение которого одни литераторы восприняли как – ни много ни мало – удар по национальной литературе, другие, наоборот, увидели в этом спасение для неё. С этой темы мы и начали наш разговор.

– К сожалению, белорусская литература постсоветского периода долгое время находилась в состоянии, похожем на стагнацию. Некоторые писатели занялись политиканством, в том числе и в своих произведениях, не заботясь ни о судьбе писательской организации, ни о судьбе белорусской литературы. И это привело к тому, что у нас не появилось новых выдающихся писательских имён. Увы, некоторых наших литературных корифеев такое положение дел вполне устраивало. Они думали только о себе, желая как можно дольше оставаться «на слуху», оставаться и в литературе, и в жизни государства. Это была попытка группы лидеров писательской среды времён Советского Союза, обласканных прежней властью, получивших определённые награды, квартиры, звания, войти с тем же багажом в новую, современную жизнь страны и, уповая на важность своей персоны, потребовать от государства особых привилегий. Я вспоминаю, как некоторые из этой категории писателей мечтали: мол, скорее бы наступили рыночные отношения. Они наступили у нас ещё наполовину, но уже стало совершенно ясно: многие писатели из тех, кто ратовал за рынок, к нему не приспособлены. Сегодня все издательства, в том числе и пользующиеся государственной поддержкой в финансировании, перешли на новые экономические формы работы, считают деньги и учитывают читательский спрос. Понимаете, если бы та писательская верхушка, те писатели, занявшие позицию чисто политического характера и враждебную власти и сами себя считающие поводырями всей писательской братии в Беларуси… Если бы они вошли в какую-то партию, ходили со знамёнами по улицам и так далее – Бог с ними. Но они сделали страшную ошибку: они пытались прикрыться писательской массой и выдать свою политическую антигосударственную деятельность за политическую антигосударственную деятельность всей писательской организации страны. Мы это видели, и ещё лет пятнадцать назад стали призывать прекратить это безобразие. Свидетельство тому – наши заявления в прессе, которые, среди прочих, подписывали и Танк, и Шамякин, и Науменко. Мы предупреждали: давайте, братцы, заниматься литературой, а если кто-то хочет заниматься политикой, пусть занимается сам, индивидуально. В противном случае это приведёт к тому, что писатели, которые не согласны с линией тех, кто занимает антиправительственную, антипрезидентскую позицию, создадут свою организацию, которая отвечала бы их духу. И, в конце концов, так и получилось. Конечно, мы столкнулись в этой ситуации с нападками на нас – оголтелыми, совершенно несправедливыми, клеветническими. Как и чьими слугами нас только ни называли… Но мы слуги литературы. И наша главная задача, отражённая в уставе организации, – возродить литературу родной Беларуси. А так как у нас по Конституции два государственных языка – белорусский и русский, мы заявили: не важно, на каком языке писатель будет писать. Главное, чтобы его произведения служили интересам народа. Хотя, в любом случае, произведений на белорусском языке, созданных писателями нашего союза, издаётся не меньше, чем представителями другой творческой организации. И я считаю, что мы, начав с малого, очень быстро встали на ноги. Сейчас в наших рядах около четырёхсот человек. Многим отказали. Были и обиды, но для нас главный критерий – литература.
– Как вы считаете, почему сегодня российский читатель так плохо знаком с современной белорусской литературой?
– Дело в том, что некоторые писатели из того союза превратились в своеобразных менеджеров по проталкиванию лишь своих произведений или произведений своих единомышленников, писателей своего узкого круга. Хотя, не скрою, хорошие произведения должны издаваться, и мне безразлично, кем они написаны. В этом плане наша организация занимает чёткую позицию. Мы должны поддерживать всё талантливое, невзирая на какие-то свои литературные пристрастия. Почему я настаивал, когда мы только создали свой союз писателей, чтобы были образованы бюро пропаганды и обязательно секция литературной критики. Проблема в том, что даже наши литературные журналы мало уделяли внимания этим вопросам. А мы убедились: не будет литературной критики, причём критики справедливой, здоровой, направленной на то, чтобы помочь автору писать лучше, – не будет у нас хороших произведений. В то же время у нас есть немало писателей, которые заслуживают того, чтобы их читали не только в Беларуси, но и далеко за её пределами. Это Михась Поздняков, Раиса Боровикова, Владимир Каризно, Владимир Скоринкин, Геннадий Пашков… И некоторые из них ведь ещё на должном уровне не оценены читателем, обществом. И тут уже забота союза писателей, чтобы это произошло. Очень хорошие стихи есть у Анатолия Аврутина, Тамары Красновой-Гусаченко. Не могу не сказать о Георгии Марчуке, нашем маститом прозаике, которого в своё время пытались притеснять только из зависти, я бы так сказал. Как не вспомнить Анатолия Сульянова, корифея нашей военной литературы. Или взять глубоко психологические произведения Виктора Правдина, написанные в детективном жанре. Тот, кто говорит, что детектив – лёгкий жанр, ошибается. Я уже не раз приводил пример того, как за это дело в своё время брался Иван Петрович Шамякин, но вскоре бросил и сказал: да ну его, запутаешься тут, столько нужно логики, размышлений. Вроде и шутил, но, тем не менее, сказал правду.
– Вы пришли в литературу в начале 70-х годов, когда в ней преобладали сельская и производственная тематики, и уж никак не так называемые «лёгкие» жанры. Вы не думали о том, что как автору детективов вам будет тяжелее получить официальное признание, чем другим?
– Я всегда считал, что писатель должен писать о том, что он хорошо знает. И, в общем-то, не видел противодействия по отношению к себе со стороны критики или издателей. Другое дело, что я иногда чувствовал лёгкий упрёк в том, что пишу по-русски. Я объяснял: так сложилась жизнь. Я уроженец Минска. Родился в том самом печально знаменитом 37-м году, и моё детство, начиная с 4 лет, прошло в оккупации. Немцы выгнали нас – мать и восьмерых детей, восьмого ребёнка, девочку, она родила как раз накануне войны, – из собственного дома. Мать нашла брошенный дом, мы в нём жили с сорок первого по сорок четвёртый. А потом вернулся хозяин, и мы снова оказались на улице. Наконец, получили комнатушку, наверное, метров шесть, в полуразваленной хибаре, где жило много других семей. Отец в сорок пятом пришёл с войны без ноги. В голоде жили… Затем я пошёл учиться в тринадцатую среднюю мужскую русскую школу. Не было белорусских. И в этой школе белорусский язык и немецкий преподавали на равных условиях, что, конечно же, не давало возможности получить достаточный уровень знаний и не прививало чувство необходимости белорусский знать в совершенстве. Конечно, тот, кто пришёл в литературу из деревни, намного лучше меня знал белорусский язык, знал в том необходимом объёме, чтобы писать на нём. А насчёт жанра, в котором я начал работать… Мои книги всегда шли очень хорошо, были хорошие отзывы. На всесоюзном уровне они отмечались грамотами, премиями. Например, повесть «Финал Краба» завоевала вторую всесоюзную премию. Причём первая в тот раз вообще не присуждалась. Я прожил большую жизнь, и она была связана не только со службой в органах внутренних дел. Поэтому появились такие романы, как «Вам – задание» о деятельности белорусов во время Великой Отечественной войны – в партизанских отрядах, в тылу, на фронте. Мне кажется, что он ещё до конца не исследован критикой. Он о Беларуси, чем я очень горжусь. Или возьмём, к примеру, роман «Пилоты безумия». Там есть многоплановые срезы жизни: это и плен, и борьба с терроризмом. Кстати, в нём упоминается о террористической организации, которая пыталась атаковать высотки в Нью-Йорке и которая в реальном мире, увы, появилась через шесть лет после выхода романа. Я помню, когда это случилось в Нью-Йорке, мне многие читатели звонили и писали, называя этот роман романом-предвидением.
– А о своём детстве вам никогда не хотелось написать? Или, к примеру, о юности? Вы ведь были профессиональным футболистом, выступали за разные клубы, и не только белорусские.
– Меня, кстати, многие спрашивают, почему я не хочу написать о футболе, о своём детстве. Я действительно задумывался об этом. Но мне показалось, что может получиться довольно мрачное произведение. А может, и мелкое, неинтересное для читателя и даже для меня самого. Хотя, может, когда-нибудь и вернусь к этому.
– Один из ваших самых известных романов называется «Сыновья». Он об Афганистане, где вы находились с 1984 по 1987 год, принимали участие в боевых действиях, были ранены. Вы следите за книжными и киноновинками на эту тему?
– Сейчас модно показывать много крови. Я, конечно же, не преследовал такой цели. Мне хотелось затронуть пласт, которого никто не касался: состояние души родителей, чьи сыновья оказались там. И, я думаю, этой темой попал в точку, потому что после выхода романа получал тысячи писем от этих родителей. Представьте себе состояние матери, которая ждёт сына: она каждое утро бежит вниз, к почтовому ящику: нет ли письма от сынка. А если есть письмо – она тут же смотрит на почерк: не похоронка ли пришла. Если почерк сына – значит, живой. Тогда она нюхала это письмо. Почему? Потому что ребята как часто поступали: лежит он в госпитале, уже без ноги, а матери пишет: мама, нашу роту перевели в другое место, мы отдыхаем… В общем, старается как-то оттянуть от матери это горе. А по запаху лекарства в письме мать могла догадаться, что сын в госпитале.
– Как вам при такой загруженности удаётся выкраивать время для занятия литературой?
– Дело в том, что я, наверное, так уже создан, что всё время должен работать. Даже в милиции, работая без выходных, я находил время писать. Прихожу на приём к начальнику, мне говорят: подождите немного в приёмной. Хорошо, достаю блокнотик и начинаю писать. Особенно любил блокнотики в клетку, потому что почерк плохой, так удобнее было писать. Я и сейчас в командировках никуда не хожу – я ведь весь мир уже видел. Вот приехал в Женеву и ни разу не прошёлся по городу. Вечер свободный – я в гостинице работаю над рукописью. Один, полная свобода.
– Вы верите в то, что белорусская литература когда-нибудь может всколыхнуть читательский мир, как, к примеру, сербская или японская?
– Я уверен, что белорусская литература имеет большое будущее. И мы, писатели, должны этому способствовать. Надо поощрять писательский труд, стараться, чтобы их произведения увидели свет. Мы ищем любые возможности для этого. Чем больше будет появляться новых произведений, тем быстрее появятся великие произведения. Чем больше у нас будет писателей, тем быстрее у нас появятся великие писатели. 

Беседовал Алесь БАДАК


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
26.02.2021

Тарская крепость

Первый Сибирский фестиваль искусств открывает приём заявок на литературный, музыкальный и художественный конкурсы. 

26.02.2021

Не стало Андрея Петрова

Через месяц главному редактору «Молодой гвардии» должно было исполниться 62 года.
26.02.2021

«Книги. Кофе. Весна»

Первый Петербургский Книжный фестиваль пройдет со 2 по 7 марта в павильоне легендарной киностудии «Ленфильм».
26.02.2021

«Философ общего дела» и Керенский край

Библиотека имени Николая Федорова проведет виртуальный семинар, посвященный великому мыслителю.
26.02.2021

Есенин на Курилах

Личные вещи поэта представят в Южно-Курильском краеведческом музее.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

К вам едет балаган

На прошлой неделе президент Путин встретился с главами парламентских фракций. До...

События и мнения
Беседин Платон

Харассмент любви

Умеют всё-таки западные маркетологи завлечь толпу, главное – нейминг. День всех ...

События и мнения
Сванидзе Николай

Лоб в лоб

Политический год страны начался мускулисто и бурно, события конца прошлого года ...

Литература
Сафронова Елена

Лавка Терентия

Говорят, в литературе и медицине все разбираются. И уж точно способны отличить х...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Раскол всё глубже

Эта колонка была написана под звуки несогласованного митинга 23 января в центре ...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда