САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

В библиотечных залах и в отсеках подлодки

22.01.2021
В библиотечных залах и в отсеках подлодки В ходе Арктического литературного десанта в Заполярье писатели приняли важные решения.

Кузнецов и Крым

18.01.2021
Кузнецов и Крым Андрей ВОРОНЦОВ размышляет о поэзии и мировоззрении Юрия КУЗНЕЦОВА.

Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами

12.01.2021
Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами К 145-летию великого американского писателя Джека ЛОНДОНА.
Эссе Александра БАЛТИНА.
ЛГ плюс

Запах детства

21.01.2021
Запах детства Представляем нашим читателям главу из нового романа Нины ПУШКОВОЙ «Эликсир бессмертия».

Смертное ложе Отчизны – деревня

17.01.2021
Смертное ложе Отчизны – деревня Стихи Анатолия АРЕСТОВА – не только о Родине, но непосредственно о родной земле, о почве.

«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…»

11.01.2021
«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…» Анатолий МОЖАРОВ – не только путешественник и охотник, но и писатель. Оттого и читать его интересно: человек пишет о том, что знает.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Максим Замшев. Буквоед. 18 февраля 2020 года

Смотреть все...
Спецформат

В Сыктывкаре прогремела «Гроза»

16.01.2021
В Сыктывкаре прогремела «Гроза» О постановке Сергея ФЕДОТОВА знаменитой пьесы Александра ОСТРОВСКОГО рассказывает Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.

От сироты до петербургских легенд

13.01.2021
От сироты до петербургских легенд Мария КУПРИЯНОВА рецензирует книги Дианы МАШКОВОЙ, Татьяны ГАРТМАН и Андрея ДУБРОВСКОГО.

В кабинете Николая Задорнова

09.01.2021
В кабинете Николая Задорнова О выставке в литературном музее Пензы рассказывает Антон ХРУЛЕВ.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Сколько людей поддерживают Навального?

19.01.2021
Сколько людей поддерживают Навального? Журналист и общественник Алексей ЧЕРНЯЕВ о снижении интереса к оппозиционному политику.

Музей Белинского будет жить

15.01.2021
Музей Белинского будет жить Как публикации в «Литературной России» и «Литературной газете» поспособствовали ремонту исторического здания.

Геронтократия

10.01.2021
Геронтократия Журналист Максим АРТЕМЬЕВ считает, что престарелые политики губят Америку.
  • Статьи
  • Архивы изданий «ЛГ» ( 2007 г.)
  • 2007 год
  • №35 (6135) (5-09-2007)
  • Романтический мастер

Романтический мастер

Романтический мастер

Совместный проект ЛАД

ИСКУССТВО

К 75-летию известного белорусского скульптора, народного художника Беларуси Анатолия АНИКЕЙЧИКА (1932 – 1989) Национальный художественный музей Республики Беларусь открыл выставку «Романтика образа».

Анатолий Аникейчик – одна из самых незаурядных фигур белорусской скульптуры послевоенного времени. В двадцать семь он стал молодым педагогом кафедры скульптуры БГТХИ. В тридцать пять одним из первых получил премию Ленинского комсомола. В сорок один стал Лауреатом Государственной премии Беларуси. В сорок он уже народный художник Беларуси.

Это про него говорил народный художник СССР, академик, известный российский скульптор Владимир Цигаль: «Мне наиболее близки такие черты Аникейчика, как героическая основа его искусства, гражданственность, требовательность к своему творчеству, яркий романтический пафос, человеческая общительность и независимость суждений. Именно такое резюме я вынес после наших встреч в Минске и в Москве».
Действительно, Анатолий Аникейчик был очень коммуникабельным, разговорчивым, энергичным человеком. О нём с уважением отзывались все, кто с ним был знаком. А знакомы были многие, не только в Беларуси, но и в России, на Украине. Он часто ездил в творческие командировки, на съезды и пленумы тогда ещё Союза художников СССР. Он был яркой личностью, лидером по натуре. Наверно, поэтому он стал педагогом, много лет возглавлял кафедру скульптуры. Его роль в современной белорусской скульптуре трудно преувеличить. Среди его учеников, сейчас уже известных белорусских скульпторов, несколько поколений: Леонид Давиденко, Геннадий Буралкин, Галина Горовая, Владимир Слободчиков, Александр Финский, Александр Метлицкий, Сергей Бондаренко, Светлана Горбунова, Владимир Жбанов, Александр Кострюков, Владимир Пантелеев, Сергей Гумилевский, Валерий Янушкевич.
А. Аникейчик создал немало станковых произведений, и именно они легли в основу экспозиции выставки «Романтика образа», но больше он известен в Беларуси и за её пределами как автор памятника Николаю Гастелло и его экипажу около Радошкович, Янке Купале в Минске и Арав-парке в Нью-Йорке, мемориальных комплексов «Прорыв» на Ушаччине, «Проклятие фашизму» в деревне Шунейка Докшицкого района.
Эпохальность его творчества, яркость и обаятельность личности, плоды педагогической деятельности ставят его в один ряд с мэтрами белорусской скульптуры Алексеем Глебовым, Андреем Бембелем, Заиром Азгуром, Сергеем Селихановым. Образы произведений А. Аникейчика отражают эстетические идеалы нашего времени, они передают взволнованную патетику, возвышенную романтику, любование духовной силой и красотой человека.
Вместе с тем поколение Анатолия Аникейчика выслушало немало нареканий в послеперестроечные времена. Образы вождей, государственных и общественных деятелей, которые создавали скульпторы в советские времена, утратили сегодня свою актуальность и значимость. К сожалению, художественные достоинства произведений, талант их авторов не смогли уберечь эти скульптуры от негативного отношения к ним со стороны молодого, а часто и старшего поколений. Действительно, некоторые произведения А. Аникейчика воспринимаются сегодня неоднозначно. Это и его «лениниана», образы Дзержинского, Фиделя Кастро, Че Гевары. Однако сам художник искреннее хотел рассказать людям о прошлом страны и всего мира во имя будущего. Так сказал сам художник в одном из интервью. Он говорил о времени, об эпохе, о людях, которые сформировали образ этой эпохи. Именно поэтому его работы воспринимаются вне «соцреалистических» критериев, они необычайно поэтичны и возвышенны.
Вспомню хотя бы памятник в деревне Шунейка, который расположен недалеко от дороги Бегомля – Вильнюс. Тут майским утром 1943-го фашисты уничтожили всех жителей: женщин и стариков сожгли, а детей побросали в колодец. После войны деревня так и не возродилась. Художник создал выразительный и очень трагический образ: пятиметровая фигура босой женщины застыла, сжав в немом крике руки.
А образы Александра Пушкина, Анны Ахматовой, Владимира Маяковского, Петра Чайковского, Василия Шукшина, Петра Машерова, Максима Богдановича, Людвига Ван Бетховена?.. Художник лепил не портреты, он передавал сам дух творческой личности, каковой являлся и сам. Диапазон его портретов очень широкий: от лирических, камерных скульптур современников и соотечественников до изображений известных культурных и государственных деятелей. Стремление скульптора показать человека как деятельную личность приводило к тому, что портреты исторических героев иногда приобретали жанровый характер, как в работах «Мир Михайловского», «За честь музы». Романтичность мировоззрения скульптора имела прямое отражение в символистской пластике: «Цветок папоротника», «Весна», «Бессмертие», «Победа, несущая мир».
Народный художник России скульптор Юрий Лоховинин так однажды отозвался о художнике: «Искусство Аникейчика можно рассматривать с разных точек зрения, но одно несомненно – это художник глубокий, масштабный, это целостный творческий талант. Он принадлежит к числу тех новаторов, которые с самого начала творческого пути работали целенаправленно и осмысленно, утверждая от произведения к произведению своё личное восприятие мира…»
Анатолий Аникейчик не дожил до 75-летия восемнадцать лет. Его жизнь оборвалась очень неожиданно. В мастерской остались незавершённые работы. В планах у художника было поставить памятник Кастусю Калиновскому, сделать мемориал в Куропатах в Минске на месте массовых расстрелов в 1937 г. Незавершённой осталась и его замечательная романтическая и утончённая «пушкиниана»…
Сегодня работы А. Аникейчика не утратили своей значимости. Как не утратили актуальности те идеи и проблемы, которые некогда волновали художника. Он исповедовал профессионализм и мастерство не как академическую догму, а как живой, изменчивый процесс развития стиля. Его лучшие произведения, особенно станковые, гармоничны и пластичны, они музыкальны в своей основе, но при этом художник сохраняет в них чёткое классическое композиционное строение, ритмику. Всё это легло в основу национальной скульптурной школы, ярчайшим представителем которой был Анатолий Аникейчик. 

Наталья ЖОГЛА


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
21.01.2021

«Дистант» не пройдет

Сторонники Захара Прилепина соберут подписи против дистанционного обучения.
21.01.2021

Музей Даля поучаствует в проекте Башмета

В год своего 100-летия музей станет участником XIV Зимнего международного фестиваля искусств.
20.01.2021

«Ясная Поляна» начала прием заявок

Соучредители литературной премии, музей-усадьба Л.Н.Толстого и компания Samsung Electronics, открыли 19-й сезон.
20.01.2021

Три литпремии открывают новый сезон

Начинается прием работ на соискание «Большой книги», «Лицея» и «Книгуру». 
19.01.2021

«Концертмейстер» в мобильных приложениях

Роман главного редактора «Литературной газеты» Максима Замшева теперь можно читать в разных форматах.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Макаров Анатолий

Шаурма и Сталин

Лет 10–15 назад шашлычную на Ленинградском проспекте (напротив гостиницы «Со...

Библиосфера
Сазанович Елена

Пролетая над пропастью во ржи

«Да, стоит только умереть, они тебя сразу же упрячут!.. Ещё будут приходить по в...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Мир дичает

Оборачиваешься назад и поражаешься – каким беззаботным по сравнению с сегодняшни...

События и мнения
Воеводина Татьяна

Куда стрелял Чубайс?

Накануне нового года напоминают о себе предсказатели – астрологи, экстрасенсы, ф...

События и мнения
Брод Александр

Агенты вливания

Несколько событий уходящего года накалили правозащитную повестку. Жалобы на нехв...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда