САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
ЛГ online

Зрелые не по годам

11.12.2019
Зрелые не по годам Новые литературные имена объявили на премии «Русские рифмы», «Русское слово».

От перекрестка к перекрестку

04.12.2019
От  перекрестка к перекрестку Беседа с писателем и музыкантом Софией ЭЗЗИАТИ.

Под знаком Дельвига

27.11.2019
Под знаком Дельвига Положение о Всероссийском открытом конкурсе на соискание премии «За верность Слову и Отечеству» имени Антона Дельвига.
ЛГ плюс

Позывной: Москвич (часть четвертая)

13.12.2019
Позывной: Москвич (часть четвертая) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.

«Как невозможно быть...»

09.12.2019
«Как невозможно быть...» Евгений В. ХАРИТОНОВЪ долгие годы остается верен себе. Стиль его узнаваем, но порой сложен для восприятия неподготовленного читателя.

Позывной: Москвич (часть третья)

06.12.2019
Позывной: Москвич (часть третья) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.
ВИДЕОРЯД

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...
Спецформат

Неизвестный Летов

10.12.2019
Неизвестный Летов О выставке в Омске «Все идет по плану» (и не только о ней) рассказывает Елена МАЧУЛЬСКАЯ.

«Визитная карточка» Сан-Франциско

07.12.2019
«Визитная карточка» Сан-Франциско О новаторском методе российско-американского художника Владимира ВИТКОВСКОГО рассказывает Ирина ТОСУНЯН.

Мюзикл – жанр демократичный

05.12.2019
Мюзикл – жанр демократичный Композитор Ким БРЕЙТБУРГ о современном прочтении классики.  
ОПРОСНИК
  1. Какой Ваш любимый праздник?
Результат
Позиция

Не ждите от пожилых людей новых решений!

14.12.2019
Не ждите от пожилых людей новых решений! Немолодые руководители обычно застревают в прошлом, полагает Николай ТРАВКИН.

Встречи на белорусской земле

11.12.2019
Встречи на белорусской земле К 20-летию Договора о создании Союзного государства. О визите российских военачальников, общественных деятелей, писателей в Белоруссию.

«Неправильный» возраст

08.12.2019
«Неправильный» возраст Почему «предпенсионники» остаются самой уязвимой группой? Размышления Григория САРКИСОВА.
  • Статьи
  • 2008 год
  • №35 (6187) (3-09-2008)
  • Сад, открытый для всех

Сад, открытый для всех

Сад, открытый для всех

Совместный проект Подмосковье
Сапрыкина Елена

ИСКУССТВО

Евгений КРАВЧЕНКО– художник, творческую биографию которого можно назвать сложной по композиции и колориту. Мажорная, по-восточному яркая палитра в годы детства и юности и нежно-вдумчивая, философски-объёмная в годы зрелости. Порой строгие, порой непередаваемо тёплые, то радостные, то грустные краски Подмосковья вошли в творчество художника около сорока лет назад, когда его семья переехала в Воскресенск, а затем в Балашиху, где Евгений Кравченко живёт и трудится сегодня.

Его работы находятся в Сергиевом Посаде, Истре, Воскресенске. В Новом Иерусалиме в прошлом году была организована большая выставка, посвящённая 70-летию художника. А совсем недавно живописные произведения Евгения Кравченко выставлялись в Государственном музее Востока, здесь же в постоянной экспозиции находятся несколько его графических работ. 

Молодой месяц, 1962В небольшой квартирке художника в Балашихе всё (кажется, даже сам воздух) наполнено живописью. Это и неудивительно, ведь здесь и мастерская, и дом, и уединённая келья, и гостиная… Жена Мая (именно так – Мая) Григорьевна – художник по тканям. Всюду радуют глаз и будят воображение пёстрые восточные ткани, обивки, росписи, чудесная коллекция тюбетеек. 

Этот неподдельный интерес к Востоку неслучаен: Евгений Николаевич родился в Ашхабаде, жил в Каракумах с родителями-геологами, а в 50-е годы семья переехала в Ташкент. Знаменательно, что в 20-е годы в Туркмении работал известный художник Р. Мазель, и на его полотне «Старый Ашхабад» изображено именно то место, где родился в 1937 году Женя Кравченко. 

Учёба в Ташкентском художественном училище ознаменовалась знакомством с выдающимся мастером живописи Александром Николаевичем Волковым и его любимым учеником, преподававшим в училище, Павлом Петровичем Мартаковым, дружбой с сыновьями Волкова – Валерием и Александром, а также будущим знаменитым скульптором Дамиром Рузыбаевым. После учёбы ярким цветовым пятном в биографии художника стали годы работы в Маргелане, древнем городке Ферганской долины, славящемся производством абровых тканей. «Представьте, весь город затянут шёлковыми нитями, их и красят на улице, и работают с ними. Нити длиной в полкилометра!» – вспоминает художник. Работы «маргеланского периода» «Молодой месяц», «Ночь», «Чайхана в Маргелане», «Восход луны» и другие – исполнены поэзией и восторгом молодости, радостью постижения жизни. Когда я впервые познакомилась с ними, в сознании вдруг вспыхнули есенинские строки из «Персидских мотивов»:

Золото холодное луны,
Запах олеандра и левкоя.
Хорошо бродить среди покоя
Голубой и ласковой страны.
 

Показалось вдруг, что российский художник так же, как когда-то Есенин, окунулся в этот «ветер благоуханный» и что он смог бы понять весь таинственный смысл есенинского рыданья о «прекрасной пери»… Нетрудно вообразить моё удивление, когда действительно оказалось, что Евгений Кравченко в своё время выбрал есенинскую тему для дипломной работы. Защита диплома прошла успешно. Портрет Есенина выдержан в духе врубелевской таинственности, в этом «свете вечернем шафранного края», где «воздух прозрачный и синий» и «не удержишься взглядом, чтоб не припасть к гвоздикам». 

В уютной маргеланской чайхане Евгений часто обдумывал замыслы своих произведений и однажды спросил мастера абровых тканей о том, как тот работает. Смотри,  сказал мастер, – как играют листья тополей, как трепещет в них ветер. Так я, глядя на них, и получаю свои рисунки на ткани…» Народное искусство, в частности древний орнамент, порой для современного человека кажется чем-то непонятным. Но каждый символ имеет свой сокровенный смысл, «говорит» на языке простых чувств и понятий. И это вовсе не абстрактные фигурки и формы, это – выражение жизни и характера целого народа, что жил когда-то при матери-природе, соотнося все свои действия с её интересами. В этом народном «детстве» и заключается смысл любого искусства – соединить природное с социальным. И чем гармоничнее, чем объективнее это соединение, тем совершеннее произведение искусства и тем выше его мировое значение. 

«Я считаю себя реалистом. В том смысле, что всегда стремился максимально приблизиться к природе, к её таинственному, порой абстрактному выражению самой себя», – эти слова художника можно считать своеобразной программой творчества. Действительно, природа удивительно фантастична. Солнечные зайчики на стене, невообразимые полоски на кошачьей спине, ковёр осенних листьев на бульваре, причудливые облака, огромное звёздное небо – что это, как не великие абстракции, самые смелые полотна, живой авангард мирового гения! 

Одна из ярких, поэтичных работ мастера – «Мальвы», созданная в 1981 году в Воскресенске. Краешек небесной сини, солнечные блики, розовые лепестки цветов, выросших на подмосковной земле чуть ли не возле самого дома, – всё это трепещущим потоком льётся с полотна, как музыка, как голос волшебного сада. Есть у Кравченко работы, по колориту, ритмическому рисунку напоминающие чудесные ковры, полотнища старых народных мастеров. Таковы, например, «Тёплый ветер» (1984), «Родник» (1987), «Лунная ночь» (1997), «Инкрустация» (1997) и другие. Эта сторона его творчества как раз выдаёт в нём настоящего мастера-колориста, истинного ученика А. Волкова. И приверженность художника теме Востока ничуть не «отнимает» его, к примеру, у жителей Подмосковья, ведь он как живописец «окунул свои кисти» в нашу «зарю» и проходит в своих произведениях по родной нам заросшей тропинке, ведущей к солнечному колодцу. «Восток и Запад, они всегда разные, – говорит Евгений Кравченко. – Это очень хорошо. Но они нередко не доверяют друг другу, непонятны друг для друга. Мне хочется перемешать их, по крайней мере, на холсте, чтобы получился красивый ковёр, красивый сад, открытый для всех». 

В 90-е годы Кравченко посчастливилось побывать в Йемене, Марокко, а также в Праге, Германии, Голландии и Швейцарии. Одно из этих путешествий состоялось в 1993 году в рамках совместного выставочного проекта художников Московской области и Швейцарии. В проекте приняли участие известные мастера из Подмосковья Геннадий Мызников, Вячеслав Артёмов, Татьяна Иванова и другие, со швейцарской стороны – живописец и скульптор Петер Фюрст, фотограф и скульптор Анжи, живописец и график Люба Кирова. Вначале выставка состоялась в Сергиевом Посаде, а затем очень успешно прошла в Делемонте. Был издан каталог, на обложке которого герб Подмосковья торжественно соседствует с гербом дружественной страны. Такой проект был осуществлён впервые. 

Довелось мне познакомиться и с альбомными зарисовками Евгения Николаевича, которые он делает не только во время своих путешествий, но и дома чуть ли не ежедневно. Зарисовки выполнены масляной пастелью. В работах чувствуется лёгкость, свобода движения и взгляда, ритмическая отточенность и свежесть композиции. Это мгновения, выхваченные из самой жизни, мгновения, запечатлённые сердцем, будь то «Рыбный базар в Ходейде», «Деревня в окрестностях Саны», «Собор Св. Николая в Праге», «Карловы Вары» или «Морозная ночь», схваченная точным глазом мастера в подмосковной Балашихе. Запомнилась одна из недавних зарисовок «Стрижи» – взгляд из окна квартиры художника. В золотых и сиреневых отблесках птицы кажутся расколовшимися солнечными лучами, парящими во всех направлениях, всюду, куда только проникает взор. И то, что на небольшом пространстве листа создаёт художник, – живёт, движется и, кажется, звучит. 

При этом почти каждая зарисовка сопровождена несколькими строками дневниковых записей, представляющих несомненный интерес, даже и с литературной точки зрения. Вот – словно стихи в прозе: «Церковь. Конец улицы. Базарчик… Вдруг дерево с жёлтыми листьями. Тёмно-коричневые, фиолетовые, красные крыши. Розовые, бежевые, бледно-жёлтые стены… Витражи Леже». Кстати, витражи – одна из граней творчества Кравченко. Я видела замечательные листы, составляющие целостную «витражную» композицию. «Витражи нужны нам, они учат нас смотреть на мир через разноцветные вспышки искусства», – утверждает художник. 

Валерий Волков отметил как-то, что Евгений Кравченко умеет создавать «рисунок цветом». И это опять подтверждает высказанную нами догадку о близости его творчества свойствам и качествам самой природы, подчас «ускользающей из рук». Конечно, внутренний мир каждого человека для другого вполне может показаться абстракцией. Но несомненно одно: мы имеем дело с живописью свободной, полной гармонии и не стремящейся к внешним эффектам как самоцели. На полотнах мастера окружающий мир просто живёт так, как воспринимает его участливая душа Евгения Кравченко. 

Елена САПРЫКИНА


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 


Новости
14.12.2019

Подпишись на «ЛГ» в СПб

Наша газета примет активное участие во втором Санкт-Петербургском Новогоднем книжном салоне.
14.12.2019

Премия Арсеньева наградила победителей

Торжественная церемония прошла в рамках мероприятий «Дней Дальнего Востока в Москве».
13.12.2019

В Голливуде снимут «Мастера и Маргариту»

Известный режиссер Баз Лурман приобрел права на экранизацию культового романа Михаила Булгакова.
12.12.2019

Территория литературы и культуры

14 декабря 2019 года открывается второй Санкт-Петербургский Новогодний книжный салон.
12.12.2019

Великолепная шестерка

«Эксмо-АСТ» опубликует произведения победителей Национальной премии «Русские рифмы», «Русское слово».

Все новости

Книга недели
Другой Фатьянов

Другой Фатьянов

В сборник вошли неизвестные стихотворения Алексея Фатьянова (1919–1950)
Колумнисты ЛГ
Если по-честному
Крашенинникова Вероника

Два кулака

Законопроект «О профилактике семейно-бытово­го насилия» стал линией разлома. Но...

События и мнения
Макаров Анатолий

Наследники Смердякова

Интеллигентский скептицизм, непреходящее недовольство начальством, своей страной...

Век такой, какой напишешь
Попов Валерий

Оно

Государство – это прежде всего его престиж, его сла­ва, его таланты. Раньше оно ...

Очевидец
Евстафьев Дмитрий

Тяжёлая ноша многополярности

России, где много и правильно говорили про многополярность, кажется, стоит радо...

Если по-честному
Крашенинникова Вероника

Какой век на дворе? XVI или XXI?

Знакомый московский профессор однажды спросил у студентов, как они относятся к о...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2019
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика