ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Битва двух столиц

20.03.2023
Битва двух столиц Пролдолжается прием заявок на Второй поэтический баттл «Москва vs Санкт-Петербург».

«В защиту верующих мировых религий»

17.03.2023
«В защиту верующих мировых религий» Открытое обращение участников 1-го Международного Форума имени Имама Шамиля.

Книга, помогающая в деле спасения

11.03.2023
Книга, помогающая в деле спасения 14 марта отмечается День православной книги. О значении этого праздника рассказывает председатель Издательского совета РПЦ митрополит Калужский и Боровский Климент.
ЛГ плюс

«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…»

25.03.2023
«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…» В рассказе Анатолия МОЖАРОВА российская глубинка показана «такой, как она есть».

И по весне случаются печали…

16.03.2023
И по весне случаются печали… Поэзию Виктора КАРПУШИНА с полным основанием можно отнести к тихой лирике.

«Мне почему-то шелест листьев сладок…»

10.03.2023
«Мне почему-то шелест листьев сладок…» «Поэзия садов» – основная тема стихотворного творчества Олега АЛЁШИНА.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

«Молодость – богатство старости»

21.03.2023
«Молодость – богатство старости» Под такой темой проходят IX Всероссийские Васильевские чтения-2023, посвященные жизни и творчеству писателя Бориса Васильева.

Боль настоящего – путь в будущее

19.03.2023
Боль настоящего – путь в будущее В РГБ представили спецпроект «Настоящие», посвященный современной поэзии и авторской песне.

Мемуары, письма, документы: три новинки

17.03.2023
Мемуары, письма, документы: три новинки Предлагаем для голосования книжные новинки. Книга, которую выберут читатели, попадет на страницы «ЛГ».
Позиция

Наши, Враги и Непричёмыши

22.03.2023
Наши, Враги и Непричёмыши Даниэль ОРЛОВ полагает, что в русской поэзии оформился очевиденый раскол.

Такие же, как мы?

15.03.2023
Такие же, как мы? В 1991 году пути России и Украины начали расходиться, а после «майдана» 2004 года этот раскол принял обвальный характер, считает Владислав ШУРЫГИН.

Биографию не переписать

09.03.2023
Биографию не переписать О том, как бандеровцы Леонида Быкова приватизировать решили.

  • Статьи
  • 2010 год
  • №35 (6289) (8-09-2010)
  • Ярость вместо любви

Ярость вместо любви

Воронцов Андрей

Ярость вместо любви

Литература
Воронцов Андрей

ЛИТПРОЗЕКТОР

Андрей ВОРОНЦОВ

Если бы критики и публицисты нуждались в моём совете, то я бы им посоветовал вот что: не пишите прозу!

Хорошие прозаики, как правило, пишут хорошую критику и публицистику, а вот критики и публицисты, даже хорошие, как правило, прозу пишут плохо. Отчего так, не знаю. Может быть, у них голова иначе устроена, а может, они привыкли мыслить концепциями и обобщениями, а не сюжетами и образами. Ведь что такое проза? Изначально – это умение занимательно рассказывать истории. Всё, что сверх этого умения, добавляется, как сахар или соль, по вкусу. Но только добавляется. Потому что сахар не заменит чая, а соль – мяса. В XVIII–XX веках прозаики стали пользоваться «вкусовыми добавками» активнее, чем прежде. Но по-прежнему сахар и соль в чистом виде употреблять нельзя. Это – «белая смерть».

Публицист Александр Нежный написал роман с отнюдь не нежным названием «Там, где престол сатаны». В двух томах. 1376 страниц. Объём впечатляет. О чём же этот романище? Основная сюжетная линия – поиски героем, Сергеем Боголюбовым, будто бы существовавшего тайного завещания святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона, последним хранителем которого был репрессированный дед героя, священник Пётр Боголюбов. Якобы оно таит «громадную взрывную силу». Потребовалось тысяча триста страниц с экскурсами в прошлое семьи Боголюбовых, чтобы Сергей «завещание» нашёл, но сразу после этого его убивают агенты КГБ. Дело между тем происходит в эпоху перестройки.

Нежный открывает читателям фрагменты этого «завещания»: «До той поры, пока будет существовать ниспосланная нам Богом в наказание эта власть, Церковь будет подвергаться заушениям подобно тому, как заушали и мучили Её Божественного Спасителя… В последнее время до Нас дошли верные сведения о намерениях безбожной коммунистической власти допускать к епископскому служению только проверенных и одобренных ею людей. О, да не будет! Если же таковое произойдёт (…), объявляю сих епископов – лжеепископами, иудами и слугами антихриста…»

Те, кто знаком с творениями святителя Тихона, только почешут затылки, прочитав это. «Громадная взрывная сила»? Если «завещание Патриарха» – интрига романа, то в ней нет ровным счётом ничего, что свойственно прозаической интриге. Придуманное Нежным завещание относится, по всей вероятности, к 1922 году, а ещё за четыре года до этого, 1 февраля 1918 года, Патриарх Тихон писал в «Послании об анафематствовании творящих беззакония и гонителей Веры и Церкви православной»: «Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово…»

А в Послании святителя Тихона об обновленческом (контролируемом ГПУ) духовенстве и его пастве от 15 июля 1923 года читаем такие слова: «…все действия и таинства, совершённые отпавшими от Церкви епископами и священниками, безблагодатны, а верующие, участвующие с ними в молитвах и таинствах, не только не получают освящения, но подвергаются осуждению за участие в их грехе».

Так зачем же Нежный придумал своё «завещание», если существовали открытые документы Патриарха Тихона на эту тему, да ещё (что немаловажно) куда лучше написанные? Допустим, затем, что анафему большевикам от 1 февраля 1918 года святитель вынужден был в сентябре 1919-го отменить – но всем же было ясно, что он пошёл на это под небывалым давлением, исключительно ради сохранения Церкви. А то, что написано пером, не вырубишь, как известно, топором.

Я нахожу этому главному, принципиальнейшему просчёту Нежного одно объяснение: он взялся не за своё дело. Он применил ложный ход, который бы ещё прошёл в публицистике, где можно идею статьи заменить эмоциями, но никак не проходит в прозе. В прозе, как ни старайся, не выдашь за тайну общеизвестные вещи. А нет тайны – и рушится вмиг громоздкое здание интриги, которую Нежный старательно, как муравей, возводил на 1376 страницах.
Ну ладно, интрига романа никуда не годится; идея соответственно тоже, поскольку базируется на интриге. Может быть, главный герой хорош? Нет, нисколько не хорош. И в немалой степени по той же причине, по которой нехороша идея – из-за незнания, непонимания Нежным законов прозы. Говоря это, я имею в виду не столько опыт, сколько природную интуицию прозаика. Возьмём молодого Шолохова. В найденной рукописи первых двух книг «Тихого Дона» мы обнаружим вычеркнутый эпизод, в котором Григорий Мелехов и Митька Коршунов насилуют хуторскую дурочку. Убрав его, Шолохов принял единственно правильное решение. Тут дело не только в нравственности, хотя и в ней, конечно, тоже. Шолохову ещё предстояло жить и жить со своим героем, а опуская его до уровня Митьки Коршунова, он лишал себя художественной перспективы. А Григорий Мелехов в этой, пока ещё неведомой писателю перспективе был другой: не только не насилующий женщин, но и вступающий в драку с насильниками.

Нежный же на первых страницах романа сообщает такие подробности о своём герое, враче «скорой помощи»: у его пациентки «из левой почки пошёл камень, а по пути в больницу она дважды теряла сознание от нестерпимой боли». Я, в прошлом фельдшер скорой помощи, уверенно могу сказать, что Боголюбов – не врач, а садист какой-то. Невозможно везти больную с почечной коликой в клинику, не обезболив как следует: ведь машину трясёт, острый камушек ворочается! Хуже всего, что Боголюбов не испытывает никаких угрызений совести по поводу того, что его больная чуть не умерла: «Отбившись заранее припасённой справкой, что в тот день у них на подстанции был только анальгин в ампулах, который бригадам выдавали поштучно, Сергей Павлович на всякий случай толкнулся в местком, откуда вышел с путёвкой в дом отдыха «Ключи». И после этого мне прикажете верить в богоискательство героя? Да я не верю даже в «поштучный» анальгин! Я работал на «скорой» Москвы и Подмосковья в горбачёвское время и не помню недостатка в анальгине. А для таких случаев, как почечная колика, переломы, инфаркты и т.п., мы получали в отдельной металлической коробочке наркотики – морфин, омнопон и промедол.

Впрочем, я не могу в принципе отрицать возможность перебоев с наркотиками и анальгином. Дело в другом: запуская героя в длительное «плаванье» по роману, Нежный должен был избавиться от балласта в виде дурно характеризующего героя эпизода с почечной коликой, как Шолохов избавился от эпизода с хуторской дурочкой. Мне представляется сомнительным духовное перерождение человека, который не считает даже нужным извиниться перед мужем едва не угробленной им женщины, «пожарником-азербайджанцем с мясистым лицом». А пожарники-азербайджанцы что – не люди?

Национальный вопрос – это третий принципиальный просчёт публициста Нежного, взявшегося за прозу. Издёвка над азербайджанцем Аликперовым – это так, цветочки. Начиная с главы второй, автор вводит в роман двух персонажей-евреев – Зиновия Германовича Цимбаларя и Бертольда Денисовича Носовца. К первому Боголюбов относится получше, к другому – похуже (точнее, совсем плохо), но обоих изображает, как выражался Максим Горький, «вертикальными козлами в штанах». В то время как Боголюбов мучительно ищет выход из духовного тупика, Цимбаларь и Носовец всё ищут, кого бы затащить в постель. Подробности интимной жизни этих похотливых героев весьма странно смотрятся в романе с духовной проблематикой. И вот автор, зачем-то выставив не в лучшем свете персонажей-евреев, вдруг с ходу начинает клеймить каких-то «черносотенцев».

Складывается впечатление, что Нежный выступает в странной для прозаика роли футбольного арбитра, который, «надавав» жёлтых карточек игрокам одной команды, спохватывается и принимается награждать «горчичниками» игроков другой. Чтобы, так сказать, никому не было обидно. Герой Нежного, размышляя о страданиях русского народа в ХХ веке, ни с того ни с сего спрашивает самого себя: а кто кричал «Бей жидов, спасай Россию!», кто участвовал в погромах? И… не отвечает на этот вопрос, подразумевая, очевидно, «по умолчанию», что это – русские. Нет уж, избавьте нас от этой «чести»! Русские из Великороссии (нынешней Российской Федерации) никакого отношения к еврейским погромам не имели, у нас их попросту не было. Они происходили в независимых ныне государствах – Молдавии, Украине, Польше, Литве, Латвии, Белоруссии, и участие в них принимало местное население. Которое, кстати (исключая белорусов и восточных украинцев), теперь считает, что «во всём виноваты русские». Получается, по Нежному, что мы, русские, должны взять на себя вину тех, кто себя русским не признаёт и русских не любит?

Такое «покаяние» попахивало бы сумасшествием.

Увлёкшись публицистическими спекуляциями, Нежный обрёк на «белую смерть» идею своего романа, сюжет, интригу, образы героев. Но, может быть, он действительно создал «объёмную и яркую картину России», как сказано в аннотации ко второму тому романа?

«Картина» эта состоит из таких вот эпизодов: «Вместе с прибывающим народом различные запахи наполняли воздух: табака, перегара, дешёвых духов, пота, женских очищений, влажной одежды (на перегоне между двумя станциями хлестал ливень) и тайно испускаемых газов.

Сладкий запах Отечества».

Что ж, каждый выбирает и предпочитает описывать привычные для себя запахи. Но и в этом, и в других эпизодах активно обращает на себя внимание вот что: злобные интонации в прозе человека, называющего себя православным. Сам автор эту слабость за собой знает и даже написал в предисловии к роману: «Ветхозаветная ярость бушует во мне, пригибая тощенькую евангельскую любовь.

Простите».

Да нет вопросов! И вы простите! Вы написали книгу, в которой ярость победила любовь. И потерпели сокрушительное поражение как прозаик. Потому что без любви не только войны не выиграешь, как сказал у Булгакова генерал Хлудов, но и приличного романа не напишешь.

А.И. Нежный. Там, где престол сатаны: Роман. В 2 т. – М.: Время, 2010. – Т. 1. – 704 с.; Т. 2. – 672 с.


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
25.03.2023

Новые номинации придают интригу

Литературная премия «Ясная Поляна» завершила прием заявок на 21-й литературный сезон.
25.03.2023

К 160-летию Вернадского

Библиотека имени Федорова устраивает встречу философского семинара.
24.03.2023

Шорт Шейх Заид

Литературная премия Шейха Заида, одна из крупнейших премий мира, анонсировала короткий список нового сезона.
24.03.2023

100 студентов покажут себя

Всемирный день театра начнется со «Студенческой театральной ночи».
23.03.2023

Апостол за 13 миллионов

Аукционный дом «Литфонд» выставит на торги редкие букинистические раритеты XVI-XIX вв.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Культура
 Фёдор Шеремет

Страница и экран

Далёким от литературы людям экранизация даёт как бы концентрат произведения, а заядлым...

Литература
Сазанович Елена

Буревестник

28 марта 1868 года родился Максим Горький

События и мнения
Амелин Ростислав

Свет звезды

Космическая угроза № 1 – Бетельгейзе: Альфа Ориона и одна из величайших звёзд во...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Шестеро на яхте

Раньше в США созданием «легенд» вокруг специальных мероприятий занимались люди к...

Общество
Мысловский Евгений

Бывает ли справедливость без истины?

Когда в законе не прописаны важнейшие понятия, это ведёт к ошибкам в приговорах
...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда