САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
ЛГ online

Зрелые не по годам

11.12.2019
Зрелые не по годам Новые литературные имена объявили на премии «Русские рифмы», «Русское слово».

От перекрестка к перекрестку

04.12.2019
От  перекрестка к перекрестку Беседа с писателем и музыкантом Софией ЭЗЗИАТИ.

Под знаком Дельвига

27.11.2019
Под знаком Дельвига Положение о Всероссийском открытом конкурсе на соискание премии «За верность Слову и Отечеству» имени Антона Дельвига.
ЛГ плюс

Позывной: Москвич (часть четвертая)

13.12.2019
Позывной: Москвич (часть четвертая) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.

«Как невозможно быть...»

09.12.2019
«Как невозможно быть...» Евгений В. ХАРИТОНОВЪ долгие годы остается верен себе. Стиль его узнаваем, но порой сложен для восприятия неподготовленного читателя.

Позывной: Москвич (часть третья)

06.12.2019
Позывной: Москвич (часть третья) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.
ВИДЕОРЯД

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...
Спецформат

Неизвестный Летов

10.12.2019
Неизвестный Летов О выставке в Омске «Все идет по плану» (и не только о ней) рассказывает Елена МАЧУЛЬСКАЯ.

«Визитная карточка» Сан-Франциско

07.12.2019
«Визитная карточка» Сан-Франциско О новаторском методе российско-американского художника Владимира ВИТКОВСКОГО рассказывает Ирина ТОСУНЯН.

Мюзикл – жанр демократичный

05.12.2019
Мюзикл – жанр демократичный Композитор Ким БРЕЙТБУРГ о современном прочтении классики.  
ОПРОСНИК
  1. Какой Ваш любимый праздник?
Результат
Позиция

Не ждите от пожилых людей новых решений!

14.12.2019
Не ждите от пожилых людей новых решений! Немолодые руководители обычно застревают в прошлом, полагает Николай ТРАВКИН.

Встречи на белорусской земле

11.12.2019
Встречи на белорусской земле К 20-летию Договора о создании Союзного государства. О визите российских военачальников, общественных деятелей, писателей в Белоруссию.

«Неправильный» возраст

08.12.2019
«Неправильный» возраст Почему «предпенсионники» остаются самой уязвимой группой? Размышления Григория САРКИСОВА.
  • Статьи
  • 2008 год
  • №36 (6188) (10-09-2008)
  • Столицы зримые черты

Столицы зримые черты

Столицы зримые черты

Московский вестник
Козлов Леонид

ПАЛИТРА БЕЛОКАМЕННОЙ

А. Ящук. Домик Чехова на улице Малая ДмитровкаВ истории отечественного искусства конца XIX века памятен спор между портретистами и пейзажистами. «Веточки рисовать с листочками, – говорили первые, – эка невидаль! Дерево можно передвинуть, поставить его в любом месте, где душа пожелает. Вот попробуй хоть одну чёрточку в лице человека изменить. Другой характер будет! Да и каким глазом нужно обладать, чтобы достичь портретного сходства, соблюсти пропорции фигуры изображаемого, складок его одежды…»

Начнись сегодня подобный спор, известный московский художник, обладатель «золотой кисти» России Александр ЯЩУК вряд ли принял бы участие в нём, так как превыше всего ценит понятие самого искусства. Искусства, делимого только на настоящее и плохое, искреннее и фальшивое. Себя он к приверженцам какого-то одного определённого жанра не относит. Его творчеству близки виды Москвы и роспись церковных храмов, портреты близких, натюрморты и наполненные глубоким философским смыслом жанровые картины на темы непростой истории нашей Родины. 

Художник – в расцвете сил и полон интересных замыслов. А ведь начиналось всё не легко и не сладко. Александр Ящук родился в годы войны за колючей проволокой, в далёкой Сибири, куда сослали его мать – дочь кулака. За ней в ссылку отправился и отец, получивший право на самое высокое вознаграждение: жену освобождали из-под надзора, но при условии, что он станет добывать уголь на шахтах Михельсона. За счастье видеть любимую рядом он провёл 20 лет под землёй. Так что «во глубине сибирских руд» памятны не только женщины-декабристки…
 
Александр воспринял высокий родительский подвиг сохранения семейного очага, ценит жизнь во всех её проявлениях, порой далёких от совершенства. Он вырастил двух талантливых дочерей, блестяще владеющих кистью и пером. Супруга – учёный-метеоролог. 

Его же собственное вхождение в храм Искусства началось с портрета соседа-шахтёра, которого он запечатлел кусочком угля на листе фанеры. Мама ахнула, узнав знакомое лицо, и решила показать рисунок сынишки учителю местного изокружка. Тот работу одобрил и записал мальчишку «на художника». 

Потом было Саратовское художественное училище, посещение местной картинной галереи, где экспонировалась картина особенно любимого им Михаила Нестерова «За приворотным зельем». Перед этим холстом он мог бы дневать и ночевать, наслаждаясь волшебством мазка замечательного русского живописца и особенно настроением напряжения, так мастерски переданного Нестеровым. 

Скудость домашнего чтения, пустые книжные полки студенческого общежития Саша восполнял в краевой библиотеке и в магазинах, где присылаемые родителями деньги тратил на приглянувшуюся монографию или цветную репродукцию, экономя на еде и одежде. 

Страсть к книгам неожиданно вылилась в новое направление в его судьбе. Он решил стать… юристом. Поступил на вечерний факультет юридического института, а днём работал преподавателем черчения в школе. При этом на сцене заводского клуба ставили самодеятельные спектакли с его декорациями. Даже в эти до краёв наполненные заботами и трудами годы он выкраивал время на роспись окрестных церквей. 

Всё же мантия юриста не ужилась с нравом художественной натуры Ящука. И он резко меняет направление, возвращаясь к своему призванию, – поступает на монументальное отделение в «Строгановку». Но если имя Михаила Нестерова было для одарённого юноши чем-то почти неземным, то здесь Александр встретил бога реального и бесконечно талантливого – Гелия Михайловича Коржева, сыгравшего огромную роль в становлении молодого художника. Под влиянием опытного, но очень тактичного педагога Александр осваивает одну из наиболее сложных областей изобразительного искусства – сюжетное полотно. Разумеется, трудно было вырваться из-под обаяния композиционно безупречно выстроенных коржевских картин, но ученик шёл своей дорогой. 

Прочитанные книги обратили его к истории Отечества, к великим людям прошлого, национальным традициям народа. 

Да, он нёс в себе горечь заточения родителей, униженность лагерного детства, но нашёл силы подняться над невзгодами бытия. 

Московский зритель, наверное, помнит экспонировавшуюся на одной из выставок на Кузнецком мосту его программную картину «Жуковский. Последний бюллетень о здоровье Пушкина». Поражал огромный драматизм происходящего, который художник смог передать на небольшом холсте. Критикой было отмечено и полотно Ящука «Земля Венецианова», где художник Венецианов изображён рядом со своим самым близким учеником Сорокой и их постоянной моделью – девушкой-крестьянкой. 

На тему войны им написаны проникновенные картины «Лето 42-го» и «Встреча на Эльбе».
Мотивы Москвы, её улиц и домов. Пейзажи такой сегодня далёкой и любимой Прибалтики. Портреты выдающихся современников – Курчатова, Келдыша, Королёва. Не перечислить творческих интересов Александра Павловича. В его мастерской – стопки живописных работ. Этюды, в большинстве своём даже не одетые в «парадный» багет. Холсты у стен и на самих стенах… Всё это – естественная «атмосфера» для неспокойной натуры художника! 

«Я верен генам, которыми наделён с рождения, – говорит Александр Ящук. – Я родился реалистом. И им останусь навсегда, отметая самые заманчивые современные «измы». В искусстве никогда нельзя себя ломать, надо прислушиваться к единственно верному на земле человеческому камертону – своему сердцу». 

Леонид КОЗЛОВ


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 


Новости
14.12.2019

Подпишись на «ЛГ» в СПб

Наша газета примет активное участие во втором Санкт-Петербургском Новогоднем книжном салоне.
14.12.2019

Премия Арсеньева наградила победителей

Торжественная церемония прошла в рамках мероприятий «Дней Дальнего Востока в Москве».
13.12.2019

В Голливуде снимут «Мастера и Маргариту»

Известный режиссер Баз Лурман приобрел права на экранизацию культового романа Михаила Булгакова.
12.12.2019

Территория литературы и культуры

14 декабря 2019 года открывается второй Санкт-Петербургский Новогодний книжный салон.
12.12.2019

Великолепная шестерка

«Эксмо-АСТ» опубликует произведения победителей Национальной премии «Русские рифмы», «Русское слово».

Все новости

Книга недели
Другой Фатьянов

Другой Фатьянов

В сборник вошли неизвестные стихотворения Алексея Фатьянова (1919–1950)
Колумнисты ЛГ
Если по-честному
Крашенинникова Вероника

Два кулака

Законопроект «О профилактике семейно-бытово­го насилия» стал линией разлома. Но...

События и мнения
Макаров Анатолий

Наследники Смердякова

Интеллигентский скептицизм, непреходящее недовольство начальством, своей страной...

Век такой, какой напишешь
Попов Валерий

Оно

Государство – это прежде всего его престиж, его сла­ва, его таланты. Раньше оно ...

Очевидец
Евстафьев Дмитрий

Тяжёлая ноша многополярности

России, где много и правильно говорили про многополярность, кажется, стоит радо...

Если по-честному
Крашенинникова Вероника

Какой век на дворе? XVI или XXI?

Знакомый московский профессор однажды спросил у студентов, как они относятся к о...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2019
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика