ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Мы в Telegram

01.02.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

В битве с Историей

26.01.2023
В битве с Историей Израильтянин Ханох ДАШЕВСКИЙ напоминает о зверствах прибалтийских и украинских карателей во время Великой отечественной войны.

Мистический лес Санкт-Петербурга

20.01.2023
Мистический лес Санкт-Петербурга Памятник Александру Блоку, установленный в северной столице накануне Рождества, поделил гражданское общество на сторонников и противников.
ЛГ плюс

На холсте небес

05.02.2023
На холсте небес Стихи Алексея ЛОСКОВА можно с полным правом отнести к высокой или даже к возвышенной поэзии.

«Я искала слова…»

31.01.2023
«Я искала слова…» В поэзии Инны ТЕПЛОВОЙ хватает как темных, так и светлых оттенков.

«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной»

23.01.2023
«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной» Евгений КАСАТКИН преимущественно лирик. Однако гражданские мотивы в его поэзии звучат вполне органично.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

«В начале было Слово…» А теперь?

04.02.2023
«В начале было Слово…» А теперь? Сегодня слово вытеснено изображением, а визуализация стала важнейшим принципом восприятия информации, полагает Олег АЛЕШИН.

Дважды рязанец

01.02.2023
Дважды рязанец К 125-летию рязанского поэта Бориса ЛЕОНТЬЕВА. Материал Владимира ХОМЯКОВА.

«Щелкунчик» 130 лет спустя

31.01.2023
«Щелкунчик» 130 лет спустя Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко проводил 2022 год премьерой новой постановки балета Чайковского.
Позиция

Заметим ли мы «красные линии»?

03.02.2023
Заметим ли мы «красные линии»? Политик и общественник Виктор АЛКСНИС опасается американских ракет GLSDB, передаваемых Украине.

Песни нас не покинут...

29.01.2023
Песни нас не покинут... О смерти бывшего сотрудника «Литературной газеты» Дмитрия КУРИЛОВА сообщает Наталья РОЖКОВА.

Памяти жертв Холокоста

27.01.2023
Памяти жертв Холокоста С 16 по 31 января в России проходит традиционная ежегодная «Неделя памяти жертв Холокоста», приуроченная к Международному Дню памяти жертв.

  • Статьи
  • 2008 год
  • №36 (6188) (10-09-2008)
  • Татьяна Доронина как миропонимание

Татьяна Доронина как миропонимание

Татьяна Доронина как миропонимание

Искусство
Матонина Элла

ЛИЧНОСТЬ

«Ещё раз про любовь» – кино на все временаВ качестве зачина – пара наблюдений. Зарисовок из жизни «племени младого, незнакомого», имеющих на первый взгляд как относительное, так и весьма отдалённое отношение к героине этой статьи. 

Полдень. Мальчик лет восьми выгуливает собаку. Оба как угорелые долго носятся за мячом. Наконец он садится на скамейку рядом. 

– Ты почему не в школе? Учишься во вторую смену? 

– У нас привилиро… при-ви-ле-ги-рованная школа – смена одна. 

– Болеешь? 

– Нет. Просто не хочу. 

– Нехорошо. А чего же ты хочешь? 

Он задумался.
– Хочу пожить в Советском Союзе… 

– Такой страны уже нет! 

– Знаю. Но мне бабушка всё рассказала… 

«Без вины виноватые» – классика, на которой стоит театрА вот подростки чуть постарше, приехавшие в Дом отдыха в основном со своими бабушками, жить в Советском Союзе, похоже, не хотели вовсе. Те легенды и мифы, позитивные и негативные, упрямо нарождающиеся в бытовом сознании об ушедшей в историю стране, их, судя по всему, пока что совсем не волнуют. Но вот в один из вечеров дождливого лета в кинозале пансионата объявлен показ фильма «Ещё раз про любовь». Ностальгируя, в зал набились взрослые. Играет Доронина! Подросткам же это имя говорило немногое. Однако, во-первых, на афишках значилось слово «любовь». А во-вторых, в этот холодный вечер просто некуда было деваться. Сбившись в стайку, они уселись в первых рядах, но на боковых местах, как бы отгородившись от взрослых, демонстрируя свою независимость. И как же они будут смотреть это старое советское кино – с вышедшими из моды нарядами, странными для них разговорами и отношениями героев? Уйдут – не уйдут? – поспорили двое. Третий сказал: «В холл переберутся дурачиться». 

Не ушли! Правда, сперва они хихикали и перешёптывались: надо полагать, рассмешила очередь в кафе и то, как пропускают желающих в зал к заветным столикам. Потом смолкли, и головы их напряжённо торчали в темноте. «Понравилось кино?» – не без подковырки спрашивали по окончании сеанса растроганные своими воспоминаниями взрослые. «Без проблем», – небрежно отвечали те. Показанная жизнь была, в общем-то, чужда и далека. 

Так почему же всё-таки не ушли? Почему же «без проблем», что на их языке означает, кажется, «понравилось»? На экране не стреляли, не дрались, деньгами не сорили, никого не «заказывали»; любовь – да, была, но ею не «занимались», и женщины были мало похожи на привычных экранных «тёлок». Быть может, напряжённо приумолкли и остались в зале они оттого, что подростковая душа неосознанно тосковала о таком же дружестве, о высоких отношениях, о чистоте чувств. О такой же Наташе – Дорониной. 

О доронинской героине когда-то в массовом порядке вздыхали её современники, и вот для живущих сорок лет спустя (фильм, вышедший в 1968 году, празднует сегодня свой юбилей) она опять своя, желанная, невзирая на все гримасы времени, и – чудо как хороша! Смелость, достоинство и красота передаются от одного зрительского поколения к другому как эстафета. 

Ищите Наташу в современных офисах, банках, библиотеках, вузах и в прочих учреждениях, веруя в светлую юность и вечные чувства. Как искали её прежде и как будут искать в будущем, потому что изначально и таинственно стремление человека к нравственным основам, окрашенным романтизмом. Роль, сыгранная, как говорится, на вечные времена. Но ведь в биографии Татьяны Дорониной таковая далеко не одна. 

…Настасья Филипповна и Надежда Монахова, шолоховская Лушка и грибоедовская Софья у Г. Товстоногова в БДТ, Альдонса – Дульсинея из «Человека из Ламанчи», Мария Стюарт и Елизавета I в спектакле «Да здравствует королева, виват!» у А. Гончарова в Театре им. В. Маяковского, Васса Железнова, Раневская, Она из пьесы Э. Радзинского «Старая актриса на роль жены Достоевского» на мхатовской сцене – каждым из этих образов (а перечислена, разумеется, лишь малая их часть) актриса говорила зрителю о мощи человеческой натуры, о соке жизни и человечности вне зависимости от сюжета, от временных и идейных рамок. Её героиня Кручинина, жившая в XIX веке, и советские девушки Наташа или Надя из «Старшей сестры» пребывают в одном пространстве самоотречения и благородства. 

Фильмография народной артистки СССР Татьяны Васильевны Дорониной куда скромнее её театрального послужного списка – немногим более полутора десятка картин. Однако картины «Старшая сестра» и «Три тополя на Плющихе» по праву вошли в золотой фонд отечественного кино, а исполнительница главных в них ролей два года подряд, в 1967-м и 1968-м, называлась лучшей актрисой страны по итогам опроса журнала «Советский экран». В 1973 году вышел фильм «Мачеха» – и снова всенародное признание в качестве «лучшей», снова полные залы и очищение сердец высоким даром…. 

Доронина и сегодня, три десятилетия спустя, как выразились бы мои юные соседи по Дому отдыха, «лучшая». Самая большая русская актриса, поистине народная и национальная. Высокие слова и высокая слава. Заслужить такое трудно – Россию не обманешь. Чем же заслужила? 

В начале XX века один из русских мыслителей замечал, что у каждого народа есть своя гордость. У греков, например, это красота, у римлян – сила, у немцев – знания. У русского народа все эти понятия углублены и расширены, «вылились в святость, в какое-то сложное состояние». Если это красота, продолжал Михаил Меньшиков, – то красота чувств, если сила, то это сила подвига, если знания, то в них есть мудрость, провидение и предвидение. 

Итак – красота: актриса, поименованная как народная и национальная, не совместила своё понятие красоты с рейтингом продаж, с первичностью денег и вторичностью смысла, не растиражировала внешнее и внутреннее понятие красоты в пошлом глянце. Она строга в своих оценках красоты и солидарна с Достоевским, который доверил красоте спасти мир. 

Что касается силы, она, заботясь о духе и профессионализме, повседневно не жалела сил и трудов в доведении до совершенства своего таланта. Но в острой и сложной ситуации способна была проявить силу подвига. В 1987 году, когда Олег Ефремов в обновлённое здание театра в Камергерском переулке увёл из МХАТа прежде всего своих актёров из бывшего «Современника», а старых, настоящих мхатовцев оставил без работы, без крыши и театральной площадки (здание на Тверском «сдал» под Театр дружбы народов), именно Доронина спасла оскорблённых людей – возможно, некоторых и от ухода из жизни. Она восстановила МХАТ имени Горького. Поднимая театр в окружении злобного умолчания и травли, она совершала свой подвиг как господнее послушание – играла на сцене, выполняла обязанности худрука театра и осваивала профессию режиссёра. Втайне от всех она, возможно, ужасалась своей дерзости. Но все её постановки как режиссёра шли и идут: «На дне» М. Горького, «Зойкина квартира» и «Белая гвардия» М. Булгакова, «Дама-невидимка» П. Кальдерона, «Лес» А. Островского… 

МХАТ имени Горького состоялся. Живёт и работает на Тверском бульваре – очевидцы утверждают, что только неукротимый характер Татьяны Дорониной позволил сохранить здание и труппу. У театра – свой репертуар, чаще всего классика, поставленная в реалистической манере. Красивые и способные актёры, свой интеллигентный зритель. 

Теперь знания. Многие, кто хорошо знает Доронину, говорят, что она самая серьёзная актриса современности и жизнь проживает серьёзно. Когда так воспринимаешь окружающее, не можешь не опираться на знания. Во времена перестроечного обвала страны рушились не только идеология и экономика, но и великое русско-советское искусство. Театр, литература, художники уходили кто в мистику, кто в дегуманизацию, эллинизм… На сцене – голые, играющие секс, хвалящиеся ненормированной лексикой, нетрадиционной ориентацией. В этом хаотичном хоре обнаруживался творческий голос Татьяны Дорониной, её театра, упрямо поворачивающий человека к лучшему. Она зовёт к знанию истории: ведь проходили всё это в начале XX века декаденты, мистики, создатели новой религии, любители столоверчения… А потом тяжело, с облегчением возвращались к чистоте и здоровью пушкинского духа. Предвидя это возвращение, она ещё в тёмные 90-е годы ориентировала свой театр на ускорение поворота и на заботу о родном русском языке, измученном чужими заимствованиями и машинным чириканьем. Ответственные знания всегда сродни провидению. 

«За самобытностью Дорониной лежит истинная народность, настоящая, стихийная, подлинная. Та, что проявляется в душевной шири характеров, в их раздольности, в их земной поэтической силе, в бесстрашии, в близости к русской национальной природе. И, может быть, ещё в той не подвластной определениям волнующей тайне». Эти слова были сказаны критикой ещё в начале её творческого пути. Начался этот путь в 1956 году в Волгоградском драмтеатре, затем в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола, а в 1959-м Г. Товстоногов пригласил в БДТ. На дворе стоит 2008 год. Всё угадано и воплощено богатой натурой.
Мы отмечаем юбилей народной русской актрисы. 

Элла МАТОНИНА


Оценить:

Оценка: 10 - Голосов: 5


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
04.02.2023

«Из библиотеки в космос»

Федоровская библиотека открывает новый сезон научно-фантастического кинолектория.
04.02.2023

Идеальный дворец культуры

В Московском Манеже открылась выставка «Дом культуры СССР».
04.02.2023

А судьи кто?

Объявлен состав совета экспертов XVIII сезона «Большой книги».
03.02.2023

Отменить и запретить!

Автор New Yorker записала Пушкина, Гоголя и Достоевского в империалисты.
03.02.2023

«Взлетная полоса» для новых имен

До 21 февраля принимаются заявки на V Международный фестиваль «Всемпоэзии» – 2023.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Пуля за слово

В 2022-м среди представителей медиа были новые жертвы: в мире погибло 67 журнали...

Литература
Сафронова Елена

Текст как рутина

К 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой портал «Ревизор.ru» составил поэтич...

Литература
Сазанович Елена

Шиллер Шекспирович Гёте

Литература
Дмитрий Воденников

Ты даже не услышишь

События и мнения
Бузгалин Александр

Язык и суржик

На каком языке мы говорим? Едва ли не для большинства сограждан не будет слишком...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда