ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
ЛГ online

«Буханку» – Донбассу!

20.08.2022
«Буханку» – Донбассу! Собираются пожертвования для покупки автомобиля, который отправится под Горловку (в расположение 3-ей бригады НМ ДНР).

В Янтарном краю подвели творческие итоги

15.08.2022
В Янтарном краю подвели творческие итоги В Калининградской области с участием главреда «ЛГ» состоялись ХХV международные литературно-образовательные чтения.

Мы в Telegram

10.08.2022
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.
ЛГ плюс

«Взгляни же с портрета!»

16.08.2022
«Взгляни же с портрета!» В новелле Олега АЛЕШИНА речь идет не просто об искусном фотографе, но о настоящем искусстве.

Кому какое дело

13.08.2022
Кому какое дело Предлагаем читателям пародии Иосифа БЫКОВСКОГО на известных современных поэтов.

Пока нас нет...

06.08.2022
Пока нас нет... В стихах Олега Фонкаца хватает как тонкой лирики, так и глубокой философии.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

Голос русской провинции

20.08.2022
Голос русской провинции К 85-летию со дня рождения Александра ВАМПИЛОВА. Материал Президентской библиотеки.

Интернациональный бокс Иерусалима

14.08.2022
Интернациональный бокс Иерусалима О документальном фильме Хелен ЯНОВСКИ «Иерусалимский боксерский клуб» рассказывает Ефим ГАММЕР.

Роберт Рождественский. Поэзия огня и любви

07.08.2022
Роберт Рождественский. Поэзия огня и любви Константин ДОЛГОВ вспоминает о встречах с поэтом и размышляет о его творчестве.
Позиция

«Киевская» Русь

19.08.2022
«Киевская» Русь Модест КОЛЕРОВ полагает, что у современной Украины нет никакой связи с той частью истории нашей страны.

Ни Родины, ни флага...

12.08.2022
Ни Родины, ни флага... Политический обозреватель Андрей ПЕРЛА полагает, что новоявленные эмигранты из России не имеют в душе высшей ценности.

Русский мир Николая Ефимова

05.08.2022
Русский мир Николая Ефимова О недавно ушедшем государственный деятеле, общественнике, редакторе и журналисте вспоминает Лидия СЫЧЕВА.

  • Статьи
  • 2011 год
  • №36 (6337) (14-09-2011)
  • Вокруг меня соединялись слоги

Вокруг меня соединялись слоги

Вокруг меня соединялись слоги

Литература
Берязев Владимир

ИНТЕРТЕКСТ

Отправляя в дорогу, мама меня наставляла, чтобы я повторял про себя простую молитву, больше похожую на присловье: «Ангел мой, иди со мной, ты впереди, я за тобой».

Вроде бы мелочь, однако с отрочества на таких мелочах-уроках и приучен был не полагаться только на свои человеческие силы, получил прививку от самонадеянности и дерзости по отношению к окружающему многонаселённому миру.

Не припомню у нас в России поэта, в котором бы его своеволие, эгоистическое «я», переживание личностное было бы так приглушено, смикшировано, как это можно встретить в стихах саратовской затворницы, живущей между поэтическими бдениями и преподаванием в университете.

Многие, писавшие о поэзии Светланы Кековой, непременно стараются отметить привязанность её стихов к Священной истории. Библейская архаика образов в сочетании с излюбленными рыбами, птицами и насекомыми составляет особую замкнутую атмосферу, в которой современному читателю и критику не всегда комфортно. Принято говорить о некоторой монотонности, безынтонационности, корпускулярности или даже герметичности этой поэзии. Недостаёт сюжетных ходов, игры, интриги, лирической истории, изящно изложенной в стихе, так, чтобы в финале вызвать умиление и восторг.

Думаю, здесь не тот герой или, вернее сказать, героиня. Не следует искать, чего нет и быть не должно. Другие целеполагания.

Кекова – случай уникальный. Она в опытах своей поэзии бросила вызов времени. Но не в маяковском понимании – как калейдоскопа современности, где «о времени и о себе» вещает поэт. В отношении поэзии Кековой о времени речь следует вести как о континууме. Её подобные иконописанию стихотворения обладают свойствами изогнутого пространства, звуки и ритмы внутри них гармоничные, сглаженные, образный строй насквозь символичен. Если религия есть связь, то предметы и образы стихов Кековой есть связующие нити, стремящиеся пронизать и объединить бытие природное, историческое и духовное. И хотя бы в себе, в поэтическом коконе упразднить время.

…Да, у жизни есть берега. А на том противоположном берегу мукомольный заводик, и надо вдвоём (с кем?) – видимо, с возлюбленным, отправиться на пароходике с речного вокзала. Но почему-то героиня покупает взрослый и детский билет. Вероятно, она будет сопровождать спутника на берег своего детства. Так и плывут вдвоём, а рядом ангел с присыпанными мукой крыльями, и зелень тёплая, и влага тупая, и речки Сазанка с Шумейкой. И вот он, мукомольный заводик, на берегу, и они в малой даже для двоих каюте, и в некий миг река оборачивается временем, с криком роженицы и плачем грудных детей, и мука´ меняет ударение, отзывается му´кой, долгой му´кой… Всё, всё сплавляется на мельницу жизни, переплавляется в шлак и прах, перемалывается в муку, всё, кроме любви, которая дремлет и переливается светом в «Печальных октавах»:

…и дети бегут по лагунам и мелям,
лежит поплавок на подушке пуховой,
висит колокольчик на ветке ольховой.

«Суть времени – похоже, уже не время, а просто суть», – сказал великий Бибихин. Для Анны Ахматовой оно представляется адом земной жизни: «Но что нам делать с ужасом, который / Был временем когда-то наречён».

Для Кековой время есть главное узилище души, поскольку тикает в бренном и обречённом теле. Но мытарства необходимы для лежащей в пыли и во прахе заблудшей овцы, весь смысл в возвращении к Отцу, и тут снова возникает билет – обратный билет, каждой душе предстоит своё освобождение, своя встреча с Пилатом и:

Видишь: отчётливо времени явлен скелет –
он ограничен огромным, как мир,
циферблатом.

Круг жизни, циферблат – бесконечный и пустой бег зашоренной лошади по арене. А скелет возникает оттого, что цифра, математическая модель и есть мёртвая схема – всего лишь каркас бытия без одухотворённой материи.

Что там происходит? Там время идёт,
идёт, и идёт, и проходит,
и мёртвый любовь у живого крадёт,
и рядом с собою в могилу кладёт,
и стрелки часов переводит.

Это, видимо, следует понимать как вариацию на тему евангельского оставьте мёртвым хоронить своих мертвецов. Отсюда – жив лишь вкусивший хлеба Откровения и отхлебнувший вина любви, а не бушующего как в железной печи огня страсти:

Прими же кинжал из Господней руки
и надвое сердце моё рассеки.
И кровь отвори мне и время развей…

Страсть усмиряется через преклонение воле Господней, ибо нету прав, кроме права любить, в воле Божьей – свобода. А посему и время, и сама смерть преодолеваются, уничтожаются, побеждаются через жертву, жертвой и только жертвой, то есть выбором каждого отдельного смертного, личным решением – самим тобою пройденным, пусть не столь вселенским, но твоим! крестным путём. Две лепты бедной вдовы, как известно, перевесили щедрое пожертвование, данное от избытка и душевной лености, ради откупа, ради обывательского спокойствия и сохранения благополучного социального статуса.

И тут мы подошли к ещё одной теме, без которой невозможно понимание поэзии Светланы Кековой. Речь идёт о смерти. Ведь известно, что скелет времени, ограниченный циферблатом, страшен лишь в пределах этого вечного и пустопорожнего круга-бега, за границей смерти он рассыпается, его нет:

а смерть навек преобразит
в любовь энергию страданья.

На земле, порабощённой циферблатом, в мире, запуганном конечностью бытия, тем, что часы когда-то обязаны остановиться, в этом самом мире, пронизанном ахматовским ужасом и тем же самым арзамасским ужасом Толстого,

Не видно камням, черепахам,
земле, превратившейся в ад,
как, связаны смертью и страхом,
над городом люди летят.

В этом мире постепенно время угасает и оборотни чисел вдруг мерцают в старых телефонных номерах, и рыба (символ Христа Спасителя) бьётся грудью о плотины человеческого неверия и равнодушия:

На могиле остаётся дата –
значит, имя смерти есть число.
Чешую блестящую куда-то
смыло и водою унесло.

Куда смыло? Куда уносит? Юность, юноша, уноша на славянском наречии, уносящееся на мельницу лет телесное и бренное. А то, что было нетленным под блестящей, играющей чешуёй молодости и страсти? Чем это обернулось, куда делось?

Вот тут и возникает ещё одна главнейшая тема лирики Светланы Кековой – тема потерявшейся заблудшей овцы, тема воспоминания о Доме, тема возвращения покаянного и мучительного.

………………….. я спала,
вокруг меня соединялись слоги
в слова простые, и объятий мгла
произрастала в слове и цвела.
Во сне я слову поклонилась в ноги.

То есть слово в данном контексте есть Отец. Чаемое в земном скитании возвращение в дом отца для поэта, из ничего складывающего слова, представляется вступлением в область первозданной живородящей мглы. Мгла отеческих объятий исполнена такой любви и силы, что произрастание, цветение, творение как таковое заключено в ней самой. Сон, в данном случае переносящий дух скиталицы в некое инобытие, является проводником, мостиком для возможности приникнуть к источнику поэзии, сон размыкает эти объятия мглы, а если под сном понимать творческие погружения на грани яви-полузабытья, то мы получим то самое возвращение к началу начал.

Далее, в финале этого программного стихотворения «Возвращение», у Светланы Кековой вновь возникает эта субстанция, из которой должен родиться хлеб истины, тончайшая мука, как распавшееся, перемолотое на составные молекулы зерно, как великая потенция жизни и слова. Далее метафора разворачивается:

и улей спит внутри пчелиной матки,
и знания чудесные зачатки
в себе скрывает дерева рука,
и из молчанья, как из тайника,
нам явлен мир подобием загадки
в непостижимой маске языка.

Вот так по поэтической и, не побоюсь сказать, провиденциальной мысли Светланы Кековой происходит возвращение лирической героини, а вместе с ней в какой-то степени и частицы читательской души к источнику, к чаше и хлебу, к дому Отца. А ещё – в область некоего сокровенного молчания вещего, которое следует за словом поэзии, где трепет и слёзы умиления, ибо за непостижимой маской языка – тайна Бога.

Владимир БЕРЯЗЕВ, НОВОСИБИРСК


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 




Новости
20.08.2022

«Мы не свалимся в пиратство»

В Госдуме придумали, как обойти культурную изоляцию Запада.  
20.08.2022

Помогут беженцам с Украины

Культура севера Москвы совместно с благотворительным фондом «Дом с маяком» проведет акцию сбора помощи.
19.08.2022

Умер Владимир Гусев

Известный писатель и литературный критик скончался на 86-м году жизни.
19.08.2022

Под открытым небом

В подмосковной Загорянке состоялся Фестиваль поэзии и песни памяти Анатолия Ветрова.
19.08.2022

Он Николая до Льва

В Тверской области стартовал Гумилевский фестиваль.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Литература
Воскобойников Валерий

Для будущих взрослых

Поэт, переводчик, педагог – все эти слова относятся к одному человеку – к Марии ...

События и мнения
Беседин Платон

Новый Холокост?

18 августа 1929 года в Киеве родился писатель Анатолий Кузнецов – автор романа-д...

Литература
Сазанович Елена

Амиго, компанеро, комраде

Сколько раз его убивали! Сколько раз хоронили его! Сколько раз стреляли в его ст...

События и мнения
Воеводина Татьяна

Главная ценность

В светлом мире цивилизации и прогресса бурлит и пенится борьба за ценности.

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Террористы кто?

Сенат США 27 июля принял резолюцию, призывающую Госдепартамент внести РФ в списо...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2022
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда