ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Мы в Telegram

01.02.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

В битве с Историей

26.01.2023
В битве с Историей Израильтянин Ханох ДАШЕВСКИЙ напоминает о зверствах прибалтийских и украинских карателей во время Великой отечественной войны.

Мистический лес Санкт-Петербурга

20.01.2023
Мистический лес Санкт-Петербурга Памятник Александру Блоку, установленный в северной столице накануне Рождества, поделил гражданское общество на сторонников и противников.
ЛГ плюс

«Я искала слова…»

31.01.2023
«Я искала слова…» В поэзии Инны ТЕПЛОВОЙ хватает как темных, так и светлых оттенков.

«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной»

23.01.2023
«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной» Евгений КАСАТКИН преимущественно лирик. Однако гражданские мотивы в его поэзии звучат вполне органично.

Мы возвращаемся в Историю

16.01.2023
Мы возвращаемся в Историю Гражданская лирика Натальи МАКЕЕВОЙ подкупает своей искренностью и энергетикой.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

Дважды рязанец

01.02.2023
Дважды рязанец К 125-летию рязанского поэта Бориса ЛЕОНТЬЕВА. Материал Владимира ХОМЯКОВА.

«Щелкунчик» 130 лет спустя

31.01.2023
«Щелкунчик» 130 лет спустя Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко проводил 2022 год премьерой новой постановки балета Чайковского.

«Сибирские огни» в январе

31.01.2023
«Сибирские огни» в январе Вышел первый в 2023 году номер популярного новосибирского литжурнала.
Позиция

Песни нас не покинут...

29.01.2023
Песни нас не покинут... О смерти бывшего сотрудника «Литературной газеты» Дмитрия КУРИЛОВА сообщает Наталья РОЖКОВА.

Памяти жертв Холокоста

27.01.2023
Памяти жертв Холокоста С 16 по 31 января в России проходит традиционная ежегодная «Неделя памяти жертв Холокоста», приуроченная к Международному Дню памяти жертв.

Почему цела транспортная инфраструктура Украины?

22.01.2023
Почему цела транспортная инфраструктура Украины? Интересы крупного бизнеса не всегда тождественны интересам нашей страны, напоминает журналист Станислав ЛЮЛИН.

  • Статьи
  • 2011 год
  • №37 (6338) (21-09-2011)
  • Аспирантская проза

Аспирантская проза

Аспирантская проза

Библиосфера
Титов Владимир

ОБЪЕКТИВ

Продолжаем обсуждение произведений, вышедших в финал «Большой книги»

РИА «Новости»В шорт-лист премии «Большая книга» вошёл роман кемеровского прозаика Сергея Солоуха с фривольно-макабрическим титулом «Игра в ящик». По аналогии со знаменитой «лейтенантской прозой» этот роман можно было бы назвать «аспирантской прозой». Такой жанр – вернее, намёк на жанр – оформился в последней трети XX века и представлял собой живописание бытия учёных во всём его многообразии – от великого до смешного. Герой-рассказчик (или сторонний, но заинтересованный наблюдатель) – молодой, въедливый, немного фрондирующий научный сотрудник. Сейчас такой жанр перестал существовать за отсутствием предмета описания: с начала девяностых фундаментальная наука в России пребывает в «стабильно тяжёлом» состоянии. И современная российская научная братия привлекательна для писателей меньше, чем офисный планктон.

ЗАКОДИРОВАННЫЕ ЛЮБЕРЦЫ
Вернёмся, однако ж, к «Игре». Герои романа – сотрудники НИИ в одном из подмосковных городков, закодированном под криптонимом «Миляжково». Проницательному читателю не составит труда разгадать этот ребус: все географические привязки указывают на Люберцы. Но, как в фантастическом романе, образуется пространственный «пузырь», и на месте Люберец возникает их двойник. Время действия – эпоха, когда в ЭВМ перфокарты вытеснялись компактными магнитными носителями. Начало восьмидесятых, «пятилетка в три гроба», от Брежнева к Горбачёву сквозь андроповское и черненковское междуцарствия.

В романе вроде бы налицо все атрибуты «аспирантской прозы». Азарт изысканий (кстати, PODSСHET моделей на страхолюдных древних ЭВМ описан со знанием дела; новому поколению впору сказать, перефразируя персонажа Стругацких: преклоняюсь перед вашей смелостью товарищи: на каких гробах работаете!), академические интриги, романтические и не очень отношения. «Кержак» Роман Подцепа разрывается между расчётами графиков нагрузки и семьёй, оставленной в Кемерове – «Южносибирске». С.н.с. и к.т.н. Прокофьев выходит из себя при мысли, что его вклад в угольную науку недостаточно оценён молодыми коллегами. Боря Катц, «молодой человек военно-полевой, лейтенантской наружности», ради карьеры пытается обаять то дочь профессора, то куратора КГБ, идёт на «серьёзные капвложения» ради любви и совершает подвиги самоотвержения, но раз за разом терпит фиаско…

В целом «Игра», как нетрудно заметить, – роман не столько сюжетный, сколько описательный. Отсутствие захватывающего сюжета компенсируется заумными метафорами, которые «коробят, вытягивают, искривляют, насилуют своим присутствием пальто реальности». Роман – экскурсия в наше не очень далёкое прошлое, ретроспектива сквозь призму авторского восприятия и актуальной исторической концепции. Впечатлительного читателя не покидает ощущение, что он находится в музее, посвящённом империи времён упадка. Артефакты ТОЙ эпохи тщательно отобраны и выставлены на витрину. Почувствуйте себя советским человеком. Вспомните (или вообразите, если родились поздновато) охоту за дефицитом и борьбу за прописку в городе колбасы и карьерных перспектив. Поездки на картошку и гонки на лафетах по Красной площади. Диссидентов с сам­издатом и отказников с мацой – и неусыпных соглядатаев за ними, кураторов от известных органов, присматривающих за взбалмошной интеллигенцией.

А вообще вся обстановка оставляет впечатление фантасмагорической ролевой игры, в которую с важными минами играют взрослые люди, осознающие её бессмысленность. Всем всё понятно. Понятна бесцельность исследований, которые вряд ли выйдут за пределы дисплейных классов, академических аудиторий и в лучшем случае опытных полигонов: «мы тут все удовлетворяем от скуки своё любопытство… а людям план надо давать». Для конструкторских расчётов – «переходящие… от поколенья к поколенью тетрадочки… с секретными табличками коэффициентов и эмпирическими формулами… не объяснимых ни природой, ни погодой, а только тем, что «всегда так получается»», а компьютерное моделирование процессов – это «способ убить время… на деньги Родины». Понятно, что политическая система изживает себя, но и «с вилкой на паровой каток кидаться» – извините, товарищи, дураков нет. Люди в штатском знают, что диссиденты безвреднее новорождённых кутят, да и вся работа чекистов по выявлению врагов порядка обессмысленна. Это замечательно иллюстрирует эпизод, когда доктор Левенбук предлагает офицеру КГБ себя в качестве объекта разработки для своего же аспиранта Романа Подцепы, которому предстоит стать, извините, стукачом. Носителю красной книжечки с «рыцарскими причиндалами» яснее ясного, что безопасность социалистического Отечества от этой оперативной комбинации не зависит. Но статус секретного сотрудника – весомый аргумент в пользу того, чтобы продлить временную прописку перспективному аспиранту. Словом, всем всё понятно, но все притворяются недогадливыми. «Тупость – не порок. Тупость – дело наживное», – как рассуждала умудрённая жизнью матушка Олечки Прохоровой, героини второго плана.

ОТКЛОНЯЮЩИЙСЯ
Разумеется, эта всеобъемлющая фальшь, всеобщий самообман достойным образом разрешаются в финале. На дворе – девяностые. Бывшие учёные превратились в заурядных спекулянтов недвижимостью. И сын Романа Подцепы, физик-теоретик, вместо того чтобы, «наигравшись в Капицу и Резерфорда», прийти в бизнес, пишет любящему отцу с западного побережья Европы sms – «Ia ne priiedu nikogda». Кому хеппи-энд, кому мораль, кому катарсис.

Довольно странную – иначе не скажешь – роль играют три вводные повести, вставленные в текст романа, как матрёшки. По сюжету это самиздат, который тайком почитывают фрондирующие интеллигенты, хотя с тем же успехом они могли бы играть на рояле в кустах – вставки вопиюще искусственны. Все три повести тоже принадлежат перу Сергея Солоуха, и в середине «нулевых» они были опубликованы в журнале «Октябрь», где их заблаговременно анонсировали как составные части ожидаемого романа. Впрочем, трудно сказать, чьему перу они принадлежат, потому что Солоух писал их в соавторстве с Гайдаром, Набоковым и подзабытым Иваном Шевцовым. Школьные словечки «пересказ» или «изложение» применительно к раскрученному писателю звучали бы невежливо. Не годится и скандальное «плагиат», тем более что г-н Солоух не пытается скрывать вторичности этих повестей. «Пародия» – не то. «Ремейк» – это к Киркорову. Пожалуй, самым подходящим является интеллигентный термин «адаптация».

«Щук и Хек» – адаптированные Чук и Гек, – сыновья следователя НКВД, которые умеют навскидку определить, кто еврей, а кто нет, и, за неимением настоящего фашиста или троцкиста, пытаются казнить соседского кота. Но эти незаурядные умения не спасают их от клейма врагов народа, и они отправляются к Синим горам в столыпинском вагоне. Эта поделка отлично вписывается в актуальный тренд десталинизации, если бы не одно досадное обстоятельство. А именно: в эпоху борьбы с троцкистами-бухаринцами и прочими фашистами ни о каком повышенном внимании карательных органов к евреям и речи быть не могло (это будет гораздо позже, в пору борьбы с «безродными космополитами»). А если бы какой-нибудь офицер НКВД проявил такое внимание, он бы сам отправился в длительную (лет на десять) командировку – поднимать народное хозяйство на Крайнем Севере или на Дальнем Востоке. Аспирант Солоух демонстрирует незнание матчасти. С таким уровнем подготовки выходить на предзащиту – значит не уважать себя и коллег.

«Рыба Сукина» – сомнительного качества коктейль из набоковских «Защиты Лужина» и «Лолиты». «Угря» – фантазии на тему романа Ивана Шевцова «Тля». Если «Рыба Сукина» нафарширована педофилией, то смыслообразующей девиацией «Угри» является садомазо (девиация – поведение, отклоняющееся от групповых норм. – Ред.). Как и первоисточник, «Угря» пересыпана афоризмами русских художников, которые, сообразно прихотливой фантазии г-на Солоуха, заговорили цитатами из сочинений маркиза де Сада.

Нет более надёжного способа подманить читателя, чем растормошить его тёмные инстинкты. Другой, не менее действенный приём – назойливый символизм, аллюзия на иллюзию, многозначительный намёк на содержимое выеденного яйца. То, что заставляет читателя и критика искать несуществующий потайной смысл. Во вставных повестушках это назойливая фиксация на «рыбьей» теме. «Рыба, конечно, останется центральным элементом нашей системы ценностей», – пафосно вещает советский критик в «Угре». А в магистральном тексте романа героев осаждают мутные личности с предложением «купить котика». Читатель должен задуматься, какую роль здесь играет «котик», от покупки которого все отмахиваются. Антипод рыбы, наверное?

«Аспирантская проза» Сергея Солоуха и вправду неуловимо похожа на диссертационную работу. Причём не из тех, которые прокладывают новые магистральные направления исследований. Как известно, невысокую научную ценность «диссера» искупает демонстрация почтения к научному руководителю, а также уважаемым оппонентам. Работа должна находиться в русле трудов маститых мэтров и соответствовать их вкусам. Шолохов когда-то говорил: «Меня часто винят в том, что я пишу по указке партии. Так знайте, что я пишу по указке своего сердца, а вот сердце моё – принадлежит партии!» Сердца многих современных сочинителей принадлежат устроителям вкусных и полезных премий. Поэтому девиационный постмодерн – бессмертен.

Владимир ТИТОВ


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
02.02.2023

Донбасский семинар

Набор в бесплатную Студию издательства СТиХИ продолжается.
02.02.2023

Мы и «Мы»

В Москве стартует инклюзивный фестиваль творческих возможностей.
01.02.2023

«Идущим на грозу» раздали награды

Отметили лауреатов и призеров литконкурса, учрежденного «Сибирскими огнями».
01.02.2023

«Главкнига»

В России учреждается Национальная книжная премия.
31.01.2023

«Уникальная Россия» продолжается

В московском Гостином дворе проходит 3-я Художественно-промышленная выставка.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Пуля за слово

В 2022-м среди представителей медиа были новые жертвы: в мире погибло 67 журнали...

Литература
Сафронова Елена

Текст как рутина

К 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой портал «Ревизор.ru» составил поэтич...

Литература
Сазанович Елена

Шиллер Шекспирович Гёте

Литература
Дмитрий Воденников

Ты даже не услышишь

События и мнения
Бузгалин Александр

Язык и суржик

На каком языке мы говорим? Едва ли не для большинства сограждан не будет слишком...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда