ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Мы в Telegram

01.02.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

В битве с Историей

26.01.2023
В битве с Историей Израильтянин Ханох ДАШЕВСКИЙ напоминает о зверствах прибалтийских и украинских карателей во время Великой отечественной войны.

Мистический лес Санкт-Петербурга

20.01.2023
Мистический лес Санкт-Петербурга Памятник Александру Блоку, установленный в северной столице накануне Рождества, поделил гражданское общество на сторонников и противников.
ЛГ плюс

«Я искала слова…»

31.01.2023
«Я искала слова…» В поэзии Инны ТЕПЛОВОЙ хватает как темных, так и светлых оттенков.

«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной»

23.01.2023
«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной» Евгений КАСАТКИН преимущественно лирик. Однако гражданские мотивы в его поэзии звучат вполне органично.

Мы возвращаемся в Историю

16.01.2023
Мы возвращаемся в Историю Гражданская лирика Натальи МАКЕЕВОЙ подкупает своей искренностью и энергетикой.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

Дважды рязанец

01.02.2023
Дважды рязанец К 125-летию рязанского поэта Бориса ЛЕОНТЬЕВА. Материал Владимира ХОМЯКОВА.

«Щелкунчик» 130 лет спустя

31.01.2023
«Щелкунчик» 130 лет спустя Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко проводил 2022 год премьерой новой постановки балета Чайковского.

«Сибирские огни» в январе

31.01.2023
«Сибирские огни» в январе Вышел первый в 2023 году номер популярного новосибирского литжурнала.
Позиция

Песни нас не покинут...

29.01.2023
Песни нас не покинут... О смерти бывшего сотрудника «Литературной газеты» Дмитрия КУРИЛОВА сообщает Наталья РОЖКОВА.

Памяти жертв Холокоста

27.01.2023
Памяти жертв Холокоста С 16 по 31 января в России проходит традиционная ежегодная «Неделя памяти жертв Холокоста», приуроченная к Международному Дню памяти жертв.

Почему цела транспортная инфраструктура Украины?

22.01.2023
Почему цела транспортная инфраструктура Украины? Интересы крупного бизнеса не всегда тождественны интересам нашей страны, напоминает журналист Станислав ЛЮЛИН.

  • Статьи
  • 2011 год
  • №37 (6338) (21-09-2011)
  • Люди идут в театр за хулиганством!

Люди идут в театр за хулиганством!

Пешкова Виктория

Люди идут в театр за хулиганством!

Панорама
Пешкова Виктория

ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ

Для народного артиста России Фёдора Чеханкова преданность родному театру – понятие не абстрактное. На сцену Театра Российской армии он выходит ровно полвека. За такой срок самые пылкие чувства вроде бы должны притупиться. А Фёдор Яковлевич говорит о нём с той же пылкостью, что и пятьдесят лет назад.

– Одни считают театр работой, тяжкой и неблагодарной, а все разговоры о театральной магии – не более чем позой, прикрывающей горькую истину. Другие свято верят в волшебство театра. Вы на чьей стороне?

– Я верю в магию театра, я ношу её в душе. Убеждён, что если этого чувства в душе нет, то как раз тогда театр и превращается для артиста в подёнщину. А зритель её тем более не почувствует, и театр для него останется всего лишь зрелищем. Но магия вовсе не отменяет необходимость концентрации, напряжённой внутренней работы. Особенно если играешь такую роль, как Башмачкин.

– Рискованный выбор. Мир поклоняется его величеству Успеху, а вы выходите на сцену и рассказываете о человеке заведомо неуспешном. Тронут ли его муки нынешнего зрителя?

– Кого-то тронут, кого-то нет. Нет, не было и быть не может актёра, режиссёра, спектакля, которые нравились бы всем безоговорочно. Это утопия. Юрий Норштейн назвал эту историю главой, не вошедшей в Библию. Но ведь и Книга книг далеко не каждого, в том числе и среди верующих или считающих себя таковыми, пробирает до глубины души. Мы погружены в достаточно сытое существование и чужие страдания воспринимаем как бы не всерьёз. Мне как-то пришлось попасть в Ленинграде в сильнейшую метель. Я был в дублёнке и то промёрз чуть не до костей, пока добрался до гостиницы. А полтора века назад климат здешний был не в пример суровее. Что должен был чувствовать человек, которому дважды в день приходилось тащиться через весь город в залатанной шинелишке на рыбьем меху? Лишь в своей писанине он и видит поэзию. В этой стихии он – Моцарт, творец, и это придаёт его убогой жизни некий высший смысл. А мысли по поводу смысла жизни время от времени каждому человеку в голову приходят, так что на спектакле иногда возникает такая пронзительная тишина…

– Как и большинству актёров, которых считают «лёгкими», «комедийными», вам интересно играть нечто совершенно противоположное ожиданиям публики?

– Безусловно. Тем более что в этом спектакле я выступаю и от имени автора. Предстать перед зрителем в двух различных ипостасях одновременно – это же безумно интересно. Мой педагог, великая Вера Николаевна Пашенная, одна в Колонном зале играла двух королев – Елизавету и Марию Стюарт. Андрей Миронов так на концертах играл «Клопа». Это был высший уровень профессионализма. Сегодня звёздами называют милых девочек и мальчиков, в которых если что и есть, так это органика. И то не всегда. В прежние времена это тоже случалось, но не в таких масштабах. Мы хотели быть артистами, а сегодня хотят славы. Но, как любила говорить Мария Владимировна Миронова, актёр популярный и актёр любимый – это не одно и то же.

– Пошлость и на эстраде, и на телеэкране практически стала нормой. И снова хочется вздохнуть: «Прежде такого не было…»

– Было. Но тоже не в таких количествах. Вспомните, как блистательно расправлялись с мещанством и обывательщиной та же Мария Владимировна или Аркадий Райкин. Раньше тоже люди хотели знать, как одеваются кумиры и сколько комнат в их апартаментах. Любопытство мещанское было, есть и будет. Вопрос не в его искоренении, ибо это невозможно, а в пропорции с другими интересами. Посмотрите, как ни критикуют некоторые программы, они всё равно идут, исчезая из эфира очень ненадолго, и те, кто их делает, открыто признаются: мы не работаем на интеллектуальную публику, у нас другой зритель. И камеры снова и снова показывают умирающий от хохота зал. Хотя хохочет он не над характерами, а над репризами, спущенными на уровень ниже пояса. Но ведь неслучайно сцена приподнята над залом. Нельзя подкладываться под публику. Иначе она и артиста за собой утащит.

– Родному театру вы отдали полвека. Никогда не хотелось его оставить?

– Нет. Самое большое чудо в моей жизни произошло 1 августа 1961 года, когда меня зачислили в труппу. Моё счастье, что я служу именно здесь. В этом театре я имею право на ошибку. Борис Поюровский мне часто говорит, что я должен был уйти в Театр оперетты, мол, там я был бы звездой, а здесь я просто хороший артист. Может, так и было бы. Но если представить, что в мои годы мне пришлось бы выходить на сцену и петь «Поедем в Вараздин» – это же кошмар! Я очень люблю оперетту, она всегда присутствовала в моей жизни: с Татьяной Шмыгой и Лилией Амарфий, прекрасными, неповторимыми актрисами, всё самое главное я и спел, и станцевал. Мне вообще везло на блистательных партнёрш – Людмила Касаткина, Нина Сазонова, Лариса Голубкина, Алина Покровская, Ольга Богданова. Я им бесконечно благодарен.

– Считается, что кумиров себе лучше не сотворять, но пример же с кого-то брать нужно.

– Владимир Михайлович Зельдин – мой мэтр, мой учитель. Разумеется, научить быть таким артистом, как он, нельзя. Это природа, темперамент, организация нервной системы. Он – воплощение того старого романтического театра, которого ныне уже не существует. Высочайшее искусство, которое ушло, безвозвратно утрачено. Нынешний театр удивляет, но не потрясает: здесь мало плачут и мало смеются.

– Вас кто-то может в театре заставить рассмеяться?

– Маша Аронова. Она фантастически смешна, и при этом в ней ни на гран пошлости.

– А потрясти?

– Из увиденного недавно – «Царство отца и сына». Витя Сухоруков играет совсем просто, можно даже сказать хрестоматийно. Но в этой хрестоматийности и трогательности для меня и заключается смысл театра. Люди отвыкают от простых искренних чувств. А ведь только в ответ на них в душе может что-то шевельнуться: станет стыдно за невнимание к близким, за жестокость к дальним. Пусть на секунду, но станет. И вот ради этой секунды и стоит выходить на сцену.

– А возмутить?

– Непрофессионализм. А вне сцены – несправедливость. Могу в запале и наговорить лишнего. А в театре такого нельзя допускать категорически. Люди помнят обиды гораздо дольше, чем кажется тем, кто их обидел. Ты высказался и забыл, а человек помнит. С режиссёрами это вообще недопустимо.

– Потому, что они по мстительности потом роль не дадут?

– Тут дело не в мстительности. Спектакль, роль – это как любовная связь. Можно быть каким угодно умным, красивым, пластичным, а режиссёр останется холоден – он тебя не видит и не воспринимает. И с этим уже ничего не сделаешь. Умом он понимает, что ты хороший артист, а работать с тобой не может. То, что у меня возник «любовный роман» с Борисом Афанасьевичем Морозовым, – это большое счастье. Роль сложнейшая, но репетировать было так легко, так радостно.

– Радостно? Это же трагедия!

– Даже трагедию надо репетировать в хорошем настроении, иначе ты ничего не сможешь сделать ни с собой, ни с персонажем. Если ты уже с утра чувствуешь себя Борисом Годуновым, тебе проще умереть, чем войти в роль. Надо быть лёгким, чтобы позволить себе сводный поиск.

– Актёр – профессия затратная, как вы восполняете энергию?

– Я безумно люблю музыку и балет. Я был счастлив дружбой с Катей Максимовой и Володей Васильевым – лучшего дуэта в истории балета нет и не было. Вот когда смотрю классический балет – «Дон Кихот», «Корсар», «Пламя Парижа», которые все наизусть знают и считают не более чем дансантной музыкой, я получаю немыслимый заряд энергии. Меня эти плавные линии, эта невероятная красота движений способны привести в настоящий восторг.

– Где для вас проходит граница между театром и жизнью?

– Жизнь проживается так, как проживается. Театр же в значительной степени являет собой сплав мастерства и технологии. Мы же, стоя на сцене и произнося душераздирающий монолог, всё помним: как на нас направлен свет, где надо повысить голос, а где надо дать шёпот, и в какую кулису уйти. Вера Николаевна Пашенная всегда нам говорила: артист должен помнить, где и для чего он находится и рассказывала, как, играя Марию Стюарт, в самом страстном монологе, возводя очи горе, видела дядю Васю, пожарного, смотревшего на неё из-под колосников. Природа актёрства – всегда тайна. Вряд ли она когда-нибудь будет разгадана. В 40-х годах даже эксперименты проводили, к Николаю Хмелёву подключали всякие датчики, чтобы зафиксировать реакции организма в процессе игры, и всё равно ничего толком не выяснили. А артист вам правды об этом никогда не скажет. Мы можем признаваться в каких-то своих приспособлениях, но не открыть, что происходит внутри.

– А какие у вас приспособления?

– Нехитрые. Я всегда знал, что мне не хватает двух сантиметров роста. А у меня партнёрши все как на подбор плюс каблуки. Я не раз говорил Люсе Чурсиной: мне с тобой любовную сцену надо со стремянки играть. Отсюда и косячки в сапогах, и каблучки, пусть и не такие, как у Эсамбаева. И к белой рубашечке брюки всегда с высоким широким поясом, чтобы ноги казались подлиннее. Ведь на такой огромной сцене, как наша, «картинка» очень важна.

– Выходит, театр – всё-таки зрелище…

– И зрелище тоже. Этого никто не отменял. Но приходят люди в театр всё-таки за потрясением, за удивлением. И ещё за… хулиганством. За тем, чего они сами уже в жизни в силу каких-то обстоятельств себе позволить не могут. Или просто боятся, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». А мы на сцене можем себе его позволить. Поскольку, по сути, это даже не столько хулиганство, сколько проявление внутренней свободы. Той самой, которой в жизни людям обычно так не хватает.

Беседу вела Виктория ПЕШКОВА


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
01.02.2023

«Идущим на грозу» раздали награды

Отметили лауреатов и призеров литконкурса, учрежденного «Сибирскими огнями».
01.02.2023

«Главкнига»

В России учреждается Национальная книжная премия.
31.01.2023

«Уникальная Россия» продолжается

В московском Гостином дворе проходит 3-я Художественно-промышленная выставка.
31.01.2023

К 100-летию Гайдая

РГБ приглашает на выставку, лекцию и показ фильма, приуроченных к юбилею выдающегося кинорежиссера.
30.01.2023

Умер «отец» кота Леопольда

Художник-мультипликатор Вячеслав Назарук ушел на 82-м году жизни.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Пуля за слово

В 2022-м среди представителей медиа были новые жертвы: в мире погибло 67 журнали...

Литература
Сафронова Елена

Текст как рутина

К 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой портал «Ревизор.ru» составил поэтич...

Литература
Сазанович Елена

Шиллер Шекспирович Гёте

Литература
Дмитрий Воденников

Ты даже не услышишь

События и мнения
Бузгалин Александр

Язык и суржик

На каком языке мы говорим? Едва ли не для большинства сограждан не будет слишком...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда