ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

В битве с Историей

26.01.2023
В битве с Историей Израильтянин Ханох ДАШЕВСКИЙ напоминает о зверствах прибалтийских и украинских карателей во время Великой отечественной войны.

Мистический лес Санкт-Петербурга

20.01.2023
Мистический лес Санкт-Петербурга Памятник Александру Блоку, установленный в северной столице накануне Рождества, поделил гражданское общество на сторонников и противников.

Поезд Москва-Севастополь и обратно. Часть четвертая

14.01.2023
Поезд Москва-Севастополь и обратно. Часть четвертая Продолжаем публиковать большой очерк Бориса ЛУКИНА о специальной военной операции и российском обществе.
ЛГ плюс

«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной»

23.01.2023
«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной» Евгений КАСАТКИН преимущественно лирик. Однако гражданские мотивы в его поэзии звучат вполне органично.

Мы возвращаемся в Историю

16.01.2023
Мы возвращаемся в Историю Гражданская лирика Натальи МАКЕЕВОЙ подкупает своей искренностью и энергетикой.

Они вернутся…

04.01.2023
Они вернутся… В стихах Анны БЕССМЕРТНОЙ – боль и переживания за своих, но в то же время и надежда, что все в итоге будет хорошо.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

Бюст патриарха

29.01.2023
Бюст патриарха В Гостином дворе состоялась презентация портрета в бронзе философа Александра ЗИНОВЬЕВА.

«Петербург в те годы пробудился от спячки»

28.01.2023
 «Петербург в те годы пробудился от спячки» С популярным писателем Сашей КРУГОСВЕТОВЫМ о его новой книге беседует Алексей КУЧЕРСКИЙ.

Сферы Стендаля

27.01.2023
Сферы Стендаля К 240-летию знаменитого писателя.
Эссе Александра БАЛТИНА.
Позиция

Песни нас не покинут...

29.01.2023
Песни нас не покинут... О смерти бывшего сотрудника «Литературной газеты» Дмитрия КУРИЛОВА сообщает Наталья РОЖКОВА.

Памяти жертв Холокоста

27.01.2023
Памяти жертв Холокоста С 16 по 31 января в России проходит традиционная ежегодная «Неделя памяти жертв Холокоста», приуроченная к Международному Дню памяти жертв.

Литмафия и таланты

24.01.2023
Литмафия и таланты Писатель-патриот Дмитрий КОНАНЫХИН решил разоблачить редакцию «ЛГ».

  • Статьи
  • Архивы изданий «ЛГ» ( 2007 г.)
  • 2007 год
  • №38-39 (6139) (26-09-2007)
  • «Романс – это душа русского человека»

«Романс – это душа русского человека»

«Романс – это душа русского человека»

Искусство
Колесников Богдан

ПЕРСОНА

Согласно Большой советской энциклопедии слово «романс» происходит от позднелатинского romanice, что означает «по-романски», или, иными словами, «по-испански». Однако, несмотря на своё достаточно далёкое от нас происхождение, для России этот жанр стал не просто сугубо «своим», домашним, но чем-то гораздо большим, чем просто – продолжим цитировать энциклопедическую статью – «камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением». И в первую очередь заслуга в столь счастливом «обрусении» принадлежит блистательной плеяде отечественных исполнителей романса, могучей традиции, которая, по счастью, не прерывалась даже в те годы, когда он был подвергнут официальной обструкции.
Алла Баянова – замечательная певица, удивительная женщина, «живая легенда» (да простится нам этот журналистский штамп) – являет собой уникальную фигуру, напрямую связывающую век нынешний с временем золотого века русского романса. Минувшей весной в столичном Театре эстрады прошёл творческий вечер, посвящённый 85-летию (!) её творческой деятельности.

– Алла Николаевна, неужели действительно – 85 лет на эстраде?
– Да, никакого преувеличения. В 1922 году в Париже меня впервые вывел на сцену отец. И потому в начале моего юбилейного концерта после звона колоколов на сцене появились Кудеяр – слепой старец в рубище и прелестная маленькая девчоночка шести лет: мне в пору дебюта было ровно столько же. Тоненьким, как паутиночка, голоском она начала петь «Вечерний звон», а потом, когда вместе с Кудеяром направилась за кулисы, романс продолжила уже я. «Девочка» выросла…
– На вашем бенефисе в числе зрителей было довольно много молодёжи, для которых, по идее, подобная музыка «неактуальна». Чем можете этот факт объяснить?
– Думаю, что молодёжь просто стала понимать романс. Может быть, даже в некоторой степени благодаря мне. Да и потом, сами по себе это ведь роскошные и чудесные произведения. Немудрено, что молодые люди рано или поздно должны были проснуться и всё-таки начать разбираться в том, что происходит на эстраде. Ведь когда человек выходит на сцену и поёт прекрасные стихи, положенные на чудную музыку, поёт живым голосом, а не имитирует исполнение странных текстов под фонограмму, когда идёт настоящий энергетический посыл в зал – это дорогого стоит. Я сама неоднократно наблюдала, как молодые сидят с открытым ртом и слушают. И это даёт все основания полагать, что, к счастью, ещё не всё потеряно в нашей стране.
– А вы сами – неужели же ни разу не позволили себе «согрешить» с фонограммой?
– Ну уж нет! Видишь ли, чтобы профессионально петь под фонограмму, мне надо долго учиться. А если серьёзно, то петь под неё романсы никак невозможно! Ведь когда за тебя работает фонограмма – никакой подлинной экспрессии нет и в помине. Если я, например, выступая на десяти концертах, буду петь один и тот же романс, он всякий раз будет звучать абсолютно по-разному. Потому что на каждом выступлении я буду петь его так, как чувствую непосредственно в данный момент. А ещё, кстати сказать, при исполнении романса очень многое значит жестикуляция. Но с жестом надо родиться. Ты должен уметь вложить в свой жест ощущение, эмоцию, чувство, он должен быть согласован с тем, что ты поёшь. Немудрено, что у большинства современных исполнителей руки в буквальном смысле слова не находят себе места.
– Но всё же, на ваш взгляд, насколько романс сегодня конкурентоспособен по отношению к современной попсе?
– Конечно, по большому счёту он стал забываться… Хотя если посмотреть с другой стороны, с лучшей, сравнить с тем, что было десять – двадцать лет назад, то он, быть может, наоборот, возрождается. С чем это связано? Да не в последнюю очередь с торжеством этой самой попсы – репертуара ведь у певцов вообще нет. Даже у тех, у кого прекрасные голоса, вокальные, музыкальные и сценические данные. Что они поют? Музыка отдельно, текст, который зачастую вообще не понятен, отдельно. Не песни это, прямо скажем, а набор звуков и слов. И когда берёшь романс с красивыми словами и сравниваешь с тем, что поют сейчас на эстраде, в очередной раз понимаешь, что шоколадный трюфель всегда можно отличить от леденца. Посмотри, сколько сейчас молодых певцов стараются исполнять романсы! И некоторые из них даже на очень приличном уровне.
– Давно хотел спросить вас о вашей «музыкальной» фамилии. То, что её носит дочь оперного певца и балерины, – простое совпадение?
– Баянов – это сценический псевдоним моего отца. Его настоящая фамилия – Левицкий. Когда папа приехал из Италии и начал свою карьеру в России – а он пел и в Киевской опере, и в Кишинёвской, – то взял себе фамилию Баянов. Кстати, псевдоним этот ему придумала моя мама. А когда родилась я, то уже официально стала именоваться Левицкой-Баяновой. Таким образом, моё будущее было, наверное, предопределено.
– Я читал, что ваш отец, эмигрировавший с семьёй после революции, некогда сказал вам: «Ты станешь счастливой только тогда, когда вернёшься на Родину». Вы вернулись. Вы на Родине уже почти два десятилетия. Вы обрели счастье?
– Да, я чувствую себя очень счастливой. Когда на каждом из концертов в России я выхожу на сцену и вижу лица моих зрителей, когда весь зал встаёт как один человек – я счастлива! В этом году была в Сочи на гастролях, где меня ожидал необычайный сюрприз. Около гостиницы стояла машина, на которой меня должны были отвезти на вокзал. Так вот, её обступила огромная толпа людей. Они кричали «Браво!», «Бис!». Это было несказанно приятно. И вообще меня везде так горячо встречают, что сердце сжимается от радости…
– А в чём секрет вашего творческого долголетия?
85 лет на сцене – если не ошибаюсь, это абсолютный рекорд.
– Меня держит моя любовь к музыке, к романсам. Но и, конечно, то, что я продолжаю быть востребованной: меня часто приглашают выступать из самых разных городов и весей. Вернувшись в 1989 году, я дала тысячу концертов только за первые пять лет! Проехала от Прибалтики до Дальнего Востока. А к сегодняшнему дню их у меня в общей сложности насчитывается около двух тысяч. Сцена – это моя жизнь, скажу безо всякого красного словца.
– А что для вас в таком случае романс? Уж позвольте ещё один вопрос из категории банальных.
– А романс – это уже вся наша жизнь. Но только она в нём отражается в очень красивых красках. И для того, чтобы петь романсы, необходимо не только обладать определёнными артистическими данными и чувствовать тонкость слов, но понимать очень многое в жизни. Я убеждена: романс в нашей стране не умрёт никогда, потому что он заключает в себе менталитет и душу русского человека. 

Беседу вёл Богдан КОЛЕСНИКОВ 

От редакции. В самое ближайшее время «Литературная газета» планирует объявить поэтический конкурс «Новый русский романс». Следите за нашей газетой!


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
29.01.2023

«Уникальная Россия»

Презентация бюста в бронзе философа и писателя Александра Зиновьева прошла в Гостином дворе.
29.01.2023

Не стало Дмитрия Курилова

Трагически погиб бывший сотрудник «Литературной газеты».
28.01.2023

Цветаева ушла за 7 миллионов

«Литфонд» провел очередные торги, самой дорогой продажей которых стала рукописная книга Марины Цветаевой.
27.01.2023

«Жемчужины России»

В выставочном пространстве Галереи «Листок»  состоится открытие выставки живописи.
26.01.2023

«Яблочный Спас»

СП России объявляет конкурс для отбора произведений, посвященных труженику села, садоводу, селекционеру.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Литература
Сазанович Елена

Шиллер Шекспирович Гёте

Литература
Дмитрий Воденников

Ты даже не услышишь

События и мнения
Бузгалин Александр

Язык и суржик

На каком языке мы говорим? Едва ли не для большинства сограждан не будет слишком...

Общество
Воеводина Татьяна

Без иллюзий

На новом витке исторической спирали видим трудный переход к новому мироустройств...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Финский форпост

В новогодних выступлениях лидеры государств направляют гражданам важные, на их в...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда