ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Белоруссия не разочаровала

30.03.2023
Белоруссия не разочаровала Российские авторы и издатели приняли участие в XXX Минской международной книжной выставке-ярмарке.

Мы в Telegram

26.03.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

Битва двух столиц

20.03.2023
Битва двух столиц Пролдолжается прием заявок на Второй поэтический баттл «Москва vs Санкт-Петербург».
ЛГ плюс

Дядя Витя стишки не читает

01.04.2023
Дядя Витя стишки не читает Анатолий АРЕСТОВ остается верен себе, воспевая родной Алтайский край.

«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…»

25.03.2023
«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…» В рассказе Анатолия МОЖАРОВА российская глубинка показана «такой, как она есть».

И по весне случаются печали…

16.03.2023
И по весне случаются печали… Поэзию Виктора КАРПУШИНА с полным основанием можно отнести к тихой лирике.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

Новинки для маленьких

31.03.2023
Новинки для маленьких В честь Недели детской книги предлагаем для голосования три новинки для самых юных читателей.

Фестиваль вместо презентации

28.03.2023
Фестиваль вместо презентации О том, как прошло представление альманаха «Словесность-2022», рассказывает Елизавета ТЕРПИЛОВСКАЯ.

«Молодость – богатство старости»

21.03.2023
«Молодость – богатство старости» Под такой темой проходят IX Всероссийские Васильевские чтения-2023, посвященные жизни и творчеству писателя Бориса Васильева.
Позиция

Бандеровцам везде у нас дорога?

27.03.2023
Бандеровцам везде у нас дорога? Известный поэт и музыкант Вадим СТЕПАНЦОВ о предстоящем фестивале «Дикая Мята» под Тулой.

Наши, Враги и Непричёмыши

22.03.2023
Наши, Враги и Непричёмыши Даниэль ОРЛОВ полагает, что в русской поэзии оформился очевиденый раскол.

Такие же, как мы?

15.03.2023
Такие же, как мы? В 1991 году пути России и Украины начали расходиться, а после «майдана» 2004 года этот раскол принял обвальный характер, считает Владислав ШУРЫГИН.

  • Статьи
  • 2009 год
  • №39-40 (6244) (30-09-2009)
  • История русского мецената

История русского мецената

История русского мецената

Наше московское кино
Герасимов Евгений

ПРЕМЬЕРА

Евгений Герасимов (слева), Егор Новокшонов (справа, в роли художника Серова) на съёмках фильма3 и 4 октября в 11.45 на телеканале ТВ Центр – премьера четырёхсерийного художественного фильма «Савва» – о знаменитом русском промышленнике и меценате Савве Мамонтове, который сам считал главным своим талантом способность находить таланты.

Режиссёр картины – Евгений Герасимов, оператор – Евгений Карюк, сценарист – Александр Бородянский, продюсер – Ирина Мисанова.

В ролях: Евгений Герасимов, Лев Борисов, Борис Плотников, Татьяна Лютаева, Всеволод Шиловский, Борис Романов, Мария Максакова и другие.

Вряд ли в конце I века до нашей эры советник римского императора Августа Гай Цильний Меценат мог предположить, что его увлечение поэзией и живописью и помощь тогдашним служителям муз сделает его имя нарицательным. Как бы то ни было, традиция помогать одарённым людям ведётся с древнейших времён, правда, в наше время она, к сожалению, в значительной мере трансформировалась в продюсирование и спонсорство.

А ведь история русского меценатства знает массу имён состоятельных, предприимчивых и успешных в бизнесе людей, чьё увлечение искусством помогло состояться самородкам, талантам, даже гениям. Одно из этих имён – Савва Мамонтов, чьей судьбе посвящена новая кинокартина «Савва».

Евгений Герасимов с Гран-при Международного фестиваля «Евразийский телефорум»Идея фильма о нём долгое время преследовала драматурга Александра Бородянского. Написав сценарий, он предложил его для экранизации городу Москве, а также обратился как к эксперту к Евгению Герасимову. Надо сказать, что Бородянский, что называется, попал в настроение Герасимова, который, как и многие из нас, с растущим разочарованием наблюдал телевизионную какофонию из бандитских стрелялок, уголовщины и насилия сериального типа. Сценарий «Саввы», по сути, – реальная альтернатива (как выразился исполнитель роли Плевако Лев Борисов) «кровавому мылу» телеэкрана.

Говорят, когда Евгения Герасимова в 2001 году избрали депутатом Московской городской думы, он дал себе зарок не отвлекаться от государственной службы и действительно на несколько лет «выпал» из кино. Но во время второго депутатского срока, когда работа вошла в налаженную колею, он решил: если появится сценарий, по которому можно снять достойный фильм, – он за него возьмётся. С «Саввой» вышло всё словно по зароку: и сценарий был подходящий, и даже нашлись возможность и время снимать – в период думских каникул, с июня по сентябрь 2007 года.

Герасимов очень увлёкся картиной и материалом. По его признанию, роль Саввы – самая его любимая роль за последние годы. Поскольку финансирование проекта было ограничено довольно жёсткими рамками, после нескольких дней кастинга Герасимов подумал, а не сыграть ли ему самому Савву Ивановича?

Евгений Герасимов: «Это был эксперимент для меня самого, моя первая роль реальной исторической личности, с гримом, костюмами, определённым поведением и манерами купца конца XIX – начала XX века. Возможно, в данном случае за меня во многом сыграли гены: мой дед по маминой линии тоже был московским предпринимателем в начале прошлого века, совладельцем одной из первых компаний частного такси, а позже директором автозавода. Его предки были московскими купцами. Отец же был известным московским портным, то есть, по советским понятиям, также отчасти предпринимателем. Поэтому в роли Саввы мне пришлось обратиться к той части моей личности, которая досталась мне в наследство от предков, можно сказать, «разбудить» в себе предпринимателя. Те, кто видел фильм, говорят, что это перевоплощение мне вполне удалось. Судить зрителям».

На другие ведущие роли также прошёл кастинг среди актёров, которые были готовы сниматься в историческом костюмном кино, и при этом за довольно скромные гонорары. Поэтому в эпизодах мелькнёт то продюсер картины, то помощник режиссёра, то пара-тройка человек из съёмочной группы. Молодого Мамонтова играет сын Герасимова – Владимир, юрист по образованию, который как сын востребованного артиста отчасти вырос на съёмочной площадке. В роли Шаляпина выступил оперный певец Андрей Серов, который сам исполняет в фильме несколько отрывков из опер «Сусанин», «Мефистофель», «Кармен», «Лакме». Несколько несложных партий исполнил в картине и Евгений Герасимов.

Киноистория Саввы Мамон-това начинается с его ареста по подозрению в хищении средств акционеров Ярославской железной дороги. Мамонтова сажают в тюрьму, к нему приходит знаменитый адвокат Фёдор Плевако и говорит, что для эффективной защиты тот должен рассказать ему всю свою жизнь. Савва рассказывает о детстве в состоятельной купеческой семье, об Италии, куда поехал учиться технологии строительства железных дорог, а открыл в себе талант оперного певца и встретил будущую супругу Елизавету Сапожникову. И о многом другом. В том числе о том, как министр Сергей Витте подбивал его на то, чтобы взяться за восстановление балтийских судостроительного и паровозного заводов, дабы быть хозяином положения в сфере строительства железных дорог, что в итоге привело Мамонтова в тюрьму…

Богатая событийная палитра требовала соответствующих декораций – основная часть картины снималась на исторической натуре – в Подмосковье – в усадьбе Абрамцево, куда не так часто допускаются съёмочные группы, в Милане, где поначалу власти активно вмешивались в съёмочный процесс, но благодаря российскому консулу и личному обаянию Евгения Владимировича проблему удалось снять. В декорациях «Мосфильма» снимали сцены на улицах старой Москвы и в тюрьме, а в остальном – атмосфера и антураж эпохи в картине воссозданы с максимальной точностью.

До грядущей телепремьеры фильм «Савва» был уже трижды представлен зрителям: в Московской и Государственной Думах, а также на международном фестивале «Евразийский телефорум», где в 2008 году картина завоевала Гран-при. Но, несмотря на это, в преддверии большой телепремьеры, весь коллектив фильма «Савва» волнуется и надеется, что история жизни русского мецената найдёт отклик у современников.

Перед премьерой «Наше кино» обратилось к Евгению ГЕРАСИМОВУ с просьбой ответить на ряд вопросов.

Так родилось это интервью.

– Каким вам видится основная задача фильма?

– Основная задача – создать фильм-биографию человека, которому хотелось бы подражать. Не иконный лик некоего безупречного гражданина, а именно человека со всеми свойственными ему страстями, ошибками, нелогичными поступками, но при этом, безусловно, честного, преданного своему делу и своему Отечеству, глубоко верующему и верящему в то, что он делает.

– Что сегодня может подвигнуть человека стать именно меценатом, бескорыстным и увлечённым?

– Вопрос отчасти содержит в себе ответ. Главное – увлечённость. Увлечённость чем-то, что дорого и остаётся в душе. Савва Мамонтов в молодости окончил школу Ла Скала, но певцом не стал. И он использовал свой нерастраченный потенциал, огранив гений Шаляпина. В Италии он полюбил театр и живопись, и потом помогал артистам, художникам, пока имел для этого средства. И второй важнейший стимул для русского мецената – вера. Искренне верующий человек всегда помогает ближнему.

– Просматривается ли на площадке в режиссёре Герасимове политик? Если да, то в чём это выражается?

– Надеюсь, что нет. Мой персонаж в отличие от своего тёзки – Морозова – был далёк от политики, он предпочитал заниматься своим делом. Отчасти и беды его связаны с тем, что он слабо разбирался в подводных политических течениях и слишком доверял представителям власти, полагая, что они априори должны делать то, что полезно государству. На поверку всё оказалось совсем не так.

– Есть ли у Евгения Герасимова большая режиссёрская цель?

– Конечно есть, но говорить об этом пока рано.

– Над чем работает думская комиссия по культуре во время кризиса? Какие проекты сейчас в работе?

– Над тем же, что и в предыдущие четыре года. Финансирование бюджета по статье «Культура» на нынешний год сохранено на 82 процента. Это вполне достаточно для того, чтобы работать с полной нагрузкой. Например, 23 сентября Дума приняла новый городской Закон «О библиотеках и библиотечном обслуживании», над которым Департамент культуры и мы работали с начала года. Уже сейчас библиотекари из других регионов говорят, что это самый удобный для работы региональный закон из всех аналогичных. Сейчас началась работа над законом «О музеях и музейной деятельности». Его первое представление на правительстве Москвы запланировано на 1 декабря. Но надо сказать, что и кроме законодательной деятельности дел у комиссии хватает.

– В фильме показано, что Савва не просто меценат, но искренне увлечённый своими подопечными и их искусством человек.

– Да, повторюсь, с Морозовым их и сравнивать трудно. Морозов финансировал даже большевистскую партию. Мамонтов ничего подобного не делал. И хотя он действительно имел большую склонность к искусствам, был весьма успешен и в бизнесе. Мамонтов как раз такой человек, который талантлив во всём. Другое дело, что в дореволюционной России успех подобных людей, если они не принадлежали к дворянскому сословию, был очень зыбок. Когда видели, что выходец из купцов, крестьян, разночинцев успешен, честен, но и достаточно прост и где-то наивен, его норовили поймать на этой простоте и уничтожить как опасного конкурента. Достаточно вспомнить травлю Ломоносова. С неё, пожалуй, всё и началось. То же произошло и с Саввой Мамонтовым.


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
02.04.2023

Природа, портреты, натюрморты

В РГБМ состоится открытие персональной фотовыставки Степана Чубаева.
02.04.2023

«Песни Нашего Полка»

Накануне 9 мая состоится патриотическая акция, которая включает в себя песенный конкурс и праздничный концерт.
01.04.2023

«Гипертекст»: финал

3 апреля встречаемся в Большом зале ЦДЛ на главном литературном событии весны!
01.04.2023

За профессиональное мастерство

Заместитель главного редактора «ЛГ» Леонид Колпаков получил премию в области журналистики «Золотое перо России».
31.03.2023

Дом Ростовых: новая судьба старой книги

АСПИР присоединяется к движению буккроссинга и открывает в Доме Ростовых на Поварской пункт книгообмена.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Си бемоль мажор

Мажорная тональность явно подходит для оценки визита председателя КНР Си Цзиньпи...

Литература
Дмитрий Воденников

Две наклейки

Две наклейки, две наклейки есть у меня в доме. Обе чужие, я никогда сам ничего на...

Культура
 Фёдор Шеремет

Страница и экран

Далёким от литературы людям экранизация даёт как бы концентрат произведения, а заядлым...

Литература
Сазанович Елена

Буревестник

28 марта 1868 года родился Максим Горький

События и мнения
Амелин Ростислав

Свет звезды

Космическая угроза № 1 – Бетельгейзе: Альфа Ориона и одна из величайших звёзд во...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда