САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»

23.02.2021
«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»           К 200-летию со дня рождения поэта Алексея ЖЕМЧУЖНИКОВА.
Исследование Владимира АНДРЕЕВА.

«Книжный маяк Петербурга»

18.02.2021
«Книжный маяк Петербурга» В северной столице при поддержке Российского книжного союза прошел популярный фестиваль.

Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы

11.02.2021
Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы К 80-летию выдающегося русского поэта.
Материал Андрея ГАЛАМАГИ.

ЛГ плюс

«Тяжелый, неуклюжий стиль…»

21.02.2021
«Тяжелый, неуклюжий стиль…» Одно из главных качеств поэзии Виталия ЕСАЯНА – это искренность.

Не расслабляйся, эмигрант!

13.02.2021
Не расслабляйся, эмигрант! Михаил ОКУНЬ почти 20 лет живет в Германии, оставаясь при этом истинно русским поэтом.

Вокал бога – маг облаков

07.02.2021
Вокал бога – маг облаков Представляем Вадима ГЕРШАНОВА с новыми и относительно новыми рифмопалиндромами.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Февральские «Сибогни»

26.02.2021
Февральские «Сибогни» Вышел очередной номер популярного новосибирского литературного журнала.

Пламя Игр-2014: грезы и реальность

24.02.2021
Пламя Игр-2014: грезы и реальность О наследии Олимпийских игр в Сочи размышляет Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.

Отгибает от покоя

22.02.2021
Отгибает от покоя Заслуженный деятель искусств России Александр ПУДИН поздравляет поэта Александра МЕДВЕДЕНКО с днем рождения.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Умом Россию не понять

27.02.2021
Умом Россию не понять О пензенских чиновниках, не спешащих ремонтировать дом Николая ЗАДОРНОВА, рассказывает Антон ХРУЛЕВ.

Аида, или Бесцеремонность и безмятежность

25.02.2021
Аида, или Бесцеремонность и безмятежность О смерти Аиды ХМЕЛЕВОЙ говорят Кира САПГИР и Тьерри МАРИНЬЯК.

Дзержинский – русофобский черт!

21.02.2021
Дзержинский – русофобский черт! Евгений ПОПОВ не одобряет инициативу Захара ПРИЛЕПИНА о возвращении «Железного Феликса» на Лубянскую площадь.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №39-40 (6244) (30-09-2009)
  • История русского мецената

История русского мецената

История русского мецената

Наше московское кино
Герасимов Евгений

ПРЕМЬЕРА

Евгений Герасимов (слева), Егор Новокшонов (справа, в роли художника Серова) на съёмках фильма3 и 4 октября в 11.45 на телеканале ТВ Центр – премьера четырёхсерийного художественного фильма «Савва» – о знаменитом русском промышленнике и меценате Савве Мамонтове, который сам считал главным своим талантом способность находить таланты.

Режиссёр картины – Евгений Герасимов, оператор – Евгений Карюк, сценарист – Александр Бородянский, продюсер – Ирина Мисанова.

В ролях: Евгений Герасимов, Лев Борисов, Борис Плотников, Татьяна Лютаева, Всеволод Шиловский, Борис Романов, Мария Максакова и другие.

Вряд ли в конце I века до нашей эры советник римского императора Августа Гай Цильний Меценат мог предположить, что его увлечение поэзией и живописью и помощь тогдашним служителям муз сделает его имя нарицательным. Как бы то ни было, традиция помогать одарённым людям ведётся с древнейших времён, правда, в наше время она, к сожалению, в значительной мере трансформировалась в продюсирование и спонсорство.

А ведь история русского меценатства знает массу имён состоятельных, предприимчивых и успешных в бизнесе людей, чьё увлечение искусством помогло состояться самородкам, талантам, даже гениям. Одно из этих имён – Савва Мамонтов, чьей судьбе посвящена новая кинокартина «Савва».

Евгений Герасимов с Гран-при Международного фестиваля «Евразийский телефорум»Идея фильма о нём долгое время преследовала драматурга Александра Бородянского. Написав сценарий, он предложил его для экранизации городу Москве, а также обратился как к эксперту к Евгению Герасимову. Надо сказать, что Бородянский, что называется, попал в настроение Герасимова, который, как и многие из нас, с растущим разочарованием наблюдал телевизионную какофонию из бандитских стрелялок, уголовщины и насилия сериального типа. Сценарий «Саввы», по сути, – реальная альтернатива (как выразился исполнитель роли Плевако Лев Борисов) «кровавому мылу» телеэкрана.

Говорят, когда Евгения Герасимова в 2001 году избрали депутатом Московской городской думы, он дал себе зарок не отвлекаться от государственной службы и действительно на несколько лет «выпал» из кино. Но во время второго депутатского срока, когда работа вошла в налаженную колею, он решил: если появится сценарий, по которому можно снять достойный фильм, – он за него возьмётся. С «Саввой» вышло всё словно по зароку: и сценарий был подходящий, и даже нашлись возможность и время снимать – в период думских каникул, с июня по сентябрь 2007 года.

Герасимов очень увлёкся картиной и материалом. По его признанию, роль Саввы – самая его любимая роль за последние годы. Поскольку финансирование проекта было ограничено довольно жёсткими рамками, после нескольких дней кастинга Герасимов подумал, а не сыграть ли ему самому Савву Ивановича?

Евгений Герасимов: «Это был эксперимент для меня самого, моя первая роль реальной исторической личности, с гримом, костюмами, определённым поведением и манерами купца конца XIX – начала XX века. Возможно, в данном случае за меня во многом сыграли гены: мой дед по маминой линии тоже был московским предпринимателем в начале прошлого века, совладельцем одной из первых компаний частного такси, а позже директором автозавода. Его предки были московскими купцами. Отец же был известным московским портным, то есть, по советским понятиям, также отчасти предпринимателем. Поэтому в роли Саввы мне пришлось обратиться к той части моей личности, которая досталась мне в наследство от предков, можно сказать, «разбудить» в себе предпринимателя. Те, кто видел фильм, говорят, что это перевоплощение мне вполне удалось. Судить зрителям».

На другие ведущие роли также прошёл кастинг среди актёров, которые были готовы сниматься в историческом костюмном кино, и при этом за довольно скромные гонорары. Поэтому в эпизодах мелькнёт то продюсер картины, то помощник режиссёра, то пара-тройка человек из съёмочной группы. Молодого Мамонтова играет сын Герасимова – Владимир, юрист по образованию, который как сын востребованного артиста отчасти вырос на съёмочной площадке. В роли Шаляпина выступил оперный певец Андрей Серов, который сам исполняет в фильме несколько отрывков из опер «Сусанин», «Мефистофель», «Кармен», «Лакме». Несколько несложных партий исполнил в картине и Евгений Герасимов.

Киноистория Саввы Мамон-това начинается с его ареста по подозрению в хищении средств акционеров Ярославской железной дороги. Мамонтова сажают в тюрьму, к нему приходит знаменитый адвокат Фёдор Плевако и говорит, что для эффективной защиты тот должен рассказать ему всю свою жизнь. Савва рассказывает о детстве в состоятельной купеческой семье, об Италии, куда поехал учиться технологии строительства железных дорог, а открыл в себе талант оперного певца и встретил будущую супругу Елизавету Сапожникову. И о многом другом. В том числе о том, как министр Сергей Витте подбивал его на то, чтобы взяться за восстановление балтийских судостроительного и паровозного заводов, дабы быть хозяином положения в сфере строительства железных дорог, что в итоге привело Мамонтова в тюрьму…

Богатая событийная палитра требовала соответствующих декораций – основная часть картины снималась на исторической натуре – в Подмосковье – в усадьбе Абрамцево, куда не так часто допускаются съёмочные группы, в Милане, где поначалу власти активно вмешивались в съёмочный процесс, но благодаря российскому консулу и личному обаянию Евгения Владимировича проблему удалось снять. В декорациях «Мосфильма» снимали сцены на улицах старой Москвы и в тюрьме, а в остальном – атмосфера и антураж эпохи в картине воссозданы с максимальной точностью.

До грядущей телепремьеры фильм «Савва» был уже трижды представлен зрителям: в Московской и Государственной Думах, а также на международном фестивале «Евразийский телефорум», где в 2008 году картина завоевала Гран-при. Но, несмотря на это, в преддверии большой телепремьеры, весь коллектив фильма «Савва» волнуется и надеется, что история жизни русского мецената найдёт отклик у современников.

Перед премьерой «Наше кино» обратилось к Евгению ГЕРАСИМОВУ с просьбой ответить на ряд вопросов.

Так родилось это интервью.

– Каким вам видится основная задача фильма?

– Основная задача – создать фильм-биографию человека, которому хотелось бы подражать. Не иконный лик некоего безупречного гражданина, а именно человека со всеми свойственными ему страстями, ошибками, нелогичными поступками, но при этом, безусловно, честного, преданного своему делу и своему Отечеству, глубоко верующему и верящему в то, что он делает.

– Что сегодня может подвигнуть человека стать именно меценатом, бескорыстным и увлечённым?

– Вопрос отчасти содержит в себе ответ. Главное – увлечённость. Увлечённость чем-то, что дорого и остаётся в душе. Савва Мамонтов в молодости окончил школу Ла Скала, но певцом не стал. И он использовал свой нерастраченный потенциал, огранив гений Шаляпина. В Италии он полюбил театр и живопись, и потом помогал артистам, художникам, пока имел для этого средства. И второй важнейший стимул для русского мецената – вера. Искренне верующий человек всегда помогает ближнему.

– Просматривается ли на площадке в режиссёре Герасимове политик? Если да, то в чём это выражается?

– Надеюсь, что нет. Мой персонаж в отличие от своего тёзки – Морозова – был далёк от политики, он предпочитал заниматься своим делом. Отчасти и беды его связаны с тем, что он слабо разбирался в подводных политических течениях и слишком доверял представителям власти, полагая, что они априори должны делать то, что полезно государству. На поверку всё оказалось совсем не так.

– Есть ли у Евгения Герасимова большая режиссёрская цель?

– Конечно есть, но говорить об этом пока рано.

– Над чем работает думская комиссия по культуре во время кризиса? Какие проекты сейчас в работе?

– Над тем же, что и в предыдущие четыре года. Финансирование бюджета по статье «Культура» на нынешний год сохранено на 82 процента. Это вполне достаточно для того, чтобы работать с полной нагрузкой. Например, 23 сентября Дума приняла новый городской Закон «О библиотеках и библиотечном обслуживании», над которым Департамент культуры и мы работали с начала года. Уже сейчас библиотекари из других регионов говорят, что это самый удобный для работы региональный закон из всех аналогичных. Сейчас началась работа над законом «О музеях и музейной деятельности». Его первое представление на правительстве Москвы запланировано на 1 декабря. Но надо сказать, что и кроме законодательной деятельности дел у комиссии хватает.

– В фильме показано, что Савва не просто меценат, но искренне увлечённый своими подопечными и их искусством человек.

– Да, повторюсь, с Морозовым их и сравнивать трудно. Морозов финансировал даже большевистскую партию. Мамонтов ничего подобного не делал. И хотя он действительно имел большую склонность к искусствам, был весьма успешен и в бизнесе. Мамонтов как раз такой человек, который талантлив во всём. Другое дело, что в дореволюционной России успех подобных людей, если они не принадлежали к дворянскому сословию, был очень зыбок. Когда видели, что выходец из купцов, крестьян, разночинцев успешен, честен, но и достаточно прост и где-то наивен, его норовили поймать на этой простоте и уничтожить как опасного конкурента. Достаточно вспомнить травлю Ломоносова. С неё, пожалуй, всё и началось. То же произошло и с Саввой Мамонтовым.


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
27.02.2021

Сеславинский сожалеет о смерти Петрова

Роспечать выражает соболезнования в связи с кончиной главреда издательства «Молодая гвардия».
27.02.2021

Замшев в гостях у Шаргунова

Главный редактор «Литературной газеты» выступил в популярной передаче «Открытая книга».
27.02.2021

«Великий Гэтсби» станет мультфильмом

Знаменитый роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда выйдет в неожиданном формате.
26.02.2021

Тарская крепость

Первый Сибирский фестиваль искусств открывает прием заявок на литературный, музыкальный и художественный конкурсы. 

26.02.2021

Не стало Андрея Петрова

Через месяц главному редактору «Молодой гвардии» должно было исполниться 62 года.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

К вам едет балаган

На прошлой неделе президент Путин встретился с главами парламентских фракций. До...

События и мнения
Беседин Платон

Харассмент любви

Умеют всё-таки западные маркетологи завлечь толпу, главное – нейминг. День всех ...

События и мнения
Сванидзе Николай

Лоб в лоб

Политический год страны начался мускулисто и бурно, события конца прошлого года ...

Литература
Сафронова Елена

Лавка Терентия

Говорят, в литературе и медицине все разбираются. И уж точно способны отличить х...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Раскол всё глубже

Эта колонка была написана под звуки несогласованного митинга 23 января в центре ...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда