САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

В библиотечных залах и в отсеках подлодки

22.01.2021
В библиотечных залах и в отсеках подлодки В ходе Арктического литературного десанта в Заполярье писатели приняли важные решения.

Кузнецов и Крым

18.01.2021
Кузнецов и Крым Андрей ВОРОНЦОВ размышляет о поэзии и мировоззрении Юрия КУЗНЕЦОВА.

Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами

12.01.2021
Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами К 145-летию великого американского писателя Джека ЛОНДОНА.
Эссе Александра БАЛТИНА.
ЛГ плюс

Запах детства

24.01.2021
Запах детства Представляем нашим читателям главу из нового романа Нины ПУШКОВОЙ «Эликсир бессмертия».

Смертное ложе Отчизны – деревня

17.01.2021
Смертное ложе Отчизны – деревня Стихи Анатолия АРЕСТОВА – не только о Родине, но непосредственно о родной земле, о почве.

«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…»

11.01.2021
«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…» Анатолий МОЖАРОВ – не только путешественник и охотник, но и писатель. Оттого и читать его интересно: человек пишет о том, что знает.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Максим Замшев. Буквоед. 18 февраля 2020 года

Смотреть все...
Спецформат

Любовь вне хронотопа

23.01.2021
Любовь вне хронотопа О «Зеленых берегах» на сцене театра «Багаж» рассказывает Лидия КОТОВА.

В Сыктывкаре прогремела «Гроза»

16.01.2021
В Сыктывкаре прогремела «Гроза» О постановке Сергея ФЕДОТОВА знаменитой пьесы Александра ОСТРОВСКОГО рассказывает Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.

От сироты до петербургских легенд

13.01.2021
От сироты до петербургских легенд Мария КУПРИЯНОВА рецензирует книги Дианы МАШКОВОЙ, Татьяны ГАРТМАН и Андрея ДУБРОВСКОГО.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Сколько людей поддерживают Навального?

19.01.2021
Сколько людей поддерживают Навального? Журналист и общественник Алексей ЧЕРНЯЕВ о снижении интереса к оппозиционному политику.

Музей Белинского будет жить

15.01.2021
Музей Белинского будет жить Как публикации в «Литературной России» и «Литературной газете» поспособствовали ремонту исторического здания.

Геронтократия

10.01.2021
Геронтократия Журналист Максим АРТЕМЬЕВ считает, что престарелые политики губят Америку.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №39-40 (6244) (30-09-2009)
  • Мир Николая Селиванова

Мир Николая Селиванова

Мир Николая Селиванова

Совместный проект Подмосковье
Сапрыкина Елена

ИСКУССТВО

Своё восьмидесятилетие народный художник России Николай Александрович Селиванов встречает с лёгким сердцем, памятуя о длинной веренице радостных встреч и пронзительных чувств, коими наградила его судьба. А начало было положено ещё на заре XX века в подмосковном селе Храневе. И дед Устин, и дед Иван, и отец Николая Александровича были замечательными плотниками и столярами. Целая семейная артель трудилась. Наличники, сработанные отцом, удивляли всех соседей. В доме деда Устина мальчик весной и летом не расставался со своим двоюродным братом, студентом ВХУТЕМАСа, а впоследствии известным художником Н. Лапшиным. Он давал Коле карандаши, и тот старался перенести на бумагу бесхитростные детские впечатления, изображая то окрестные поля с талой водой, то яркие пятна клевера. Брат всячески поддерживал юного рисовальщика.

Николай Александрович указывает мне на картину – это работа Н. Лапшина. Вот он, прямо передо мной, храневский Храм, и мальчишки, купающие лошадей, и небо с птицами, и длинные вереницы отражений в воде. Теперь оглядываюсь вокруг и вижу образы Сергея Есенина и Николая Клюева, Александра Блока и Сергея Клычкова, Дмитрия Кедрина и Павла Васильева. В мастерской скульптора Селиванова я уже не первый раз. И здесь, в центре столицы, меня всегда переполняет ощущение некоего отрыва от шумной и суетной московской жизни. Не зря, думается, книга Елены Козловой, недавно вышедшая в «Советском писателе», так и называется – «Мир скульптора Селиванова». В этом мире многое недоступно стороннему наблюдателю, многое требует осмысления, многое потрясает вошедшего.

Первого своего Есенина он сделал более полувека тому назад и с тех пор не расстаётся с образом поэта. «Он моя путеводная звезда, – признаётся мастер. – Есенин ведь тоже крестьянский сын…» И действительно, как определить тон и верное созвучие русской жизни, не сообразуясь с поэзией Есенина? Как знать, чем жить будем, не понимая значения его стихов?

Селиванов учился в Суриковском институте, в мастерской М. Манизера. В 1958 году имя студента уже было широко известно в московских художественных кругах. Вот что писала тогда «Московская правда»: «Первая же самостоятельная работа молодого художника Николая Селиванова привлекла к себе внимание общественности. Его скульптура «Сергей Есенин», удостоенная высшей похвалы художественного совета института им. В.И. Сурикова, экспонировалась на международной выставке VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Она была представлена также на юбилейной выставке произведений художников Московской области 1957 года…»

Посмертная маска Есенина, увиденная Николаем в то время, произвела на него огромное впечатление. Эта была неожиданная встреча, скорбное дыхание истории, отчасти подсказавшее скульптору пути и подходы к образу великого страдальца. «Сначала я сделал, как положено, обнажённую фигуру, – вспоминает скульптор. – А потом «одел» Есенина. Одел в свою косоворотку. Точно такую мне когда-то мама сшила».

А вообще, руками мастера изначально двигала любовь. Ведь он пристрастился к лепке, когда родилась младшая сестрёнка, и во время войны для неё пришлось мастерить игрушки из глины. В это время семья переехала в Бирюлёво – тогда подмосковный посёлок, с которым связана юность скульптора.

После института Селиванов был распределён в Областное отделение Художественного фонда. В это же время был организован Союз художников РСФСР. Для проведения первой выставки «Советская Россия» молодым художникам было предложено поездить по стране, понаблюдать жизнь в колхозах, на стройках. Селиванов попал в группу, направленную в город Электросталь, на завод тяжёлого машиностроения. Как положено, показали им Героев социалистического труда, депутатов Верховного Совета. Однако художники медлили – нечего лепить. Но когда они прошлись по цехам, то сразу же откопали интересную бригаду – лица как на подбор: выразительные, смелые. Правда, им сразу сказали, что бригада эта отстающая, надо бы поискать чего-нибудь получше. Но Селиванов с товарищами не отступились. Они поверили своему художественному чутью. Скульпторы начали трудиться прямо в цеху – день и ночь, не отходя от печи. Рабочие удивлялись: оказывается, художники вон как работать умеют! А через некоторое время выяснилось, что эта бригада в текущем месяце перевыполнила план. В Электростали тогда только и говорили о молодых художниках, что, не жалея себя, ударно трудятся в цеху вместе со сталеварами. Селиванов в соавторстве с Рыбкиным сделал трёхметровую работу «Сталевар», которую на республиканской выставке поставили в центре экспозиции, в зале, посвящённом электростальскому заводу.

Николай Александрович как скульптор работает с любым материалом – это и мрамор, и гранит, и дерево. В дереве он создал «Женщину с ребёнком», «Телятницу», «Плотника с топором» и множество других работ, прямо-таки излучающих добро и свет. По признанию самого скульптора, он испытывает особую любовь к дереву. Это потому, наверное, что в его сердце звучит отдалённое постукивание дедовской плотницкой артели…

В 90-м году ему предложили заняться памятником Василию Шукшину для Сростков – заказ Министерства культуры. Работу напечатали в «Правде», и множество восторженных отзывов получил мастер. Портрет был сделан из стеклопластика, поэтому Селиванов смог сам довезти его завёрнутым в чехол прямо на закладку памятника. Позже памятник был отлит из бронзы и весил полтонны. Его установили около деревенской школы в Сростках.

В мастерской скульптора встретят вас портреты многих поэтов и писателей. Здесь и знаменитый земляк Селиванова поэт Николай Тряпкин, и одна из новых работ – бюст Павла Васильева. Особо хочется сказать о портрете Юрия Бондарева. Взгляд писателя кажется настойчивым, словно бы он только что произнёс очень важную фразу, объясняющую смысл происходящего. Или вдруг вспомнил что-то из своих фронтовых будней и промолчал, слушая собеседника. А перед моими глазами при виде этого портрета всегда проплывает одно примечательное предложение из «Горячего снега», где писатель вдруг разом говорит и о «Тишине», и о «Береге», что напишет позже: «Ах, какая тоска и пустота декабрьской ночи были в этой без единого выстрела тишине, в этом заснеженном береге, без единого солдата, в этой позёмке, позванивании льдинок, в этих корявых ветвях вётел, врезанных в сумрак уже предрассветного воздуха, неживого, серого, недвижного, и было невыносимо больно дышать на этом сковавшем всё холоде!» Селиванов показывает писателя Бондарева, готового растопить этот холод, пусть даже одним своим взглядом. Желание друг другу добра – вот и всё, чему должно научиться изголодавшееся по счастью человечество. И пусть литературные портреты Николая Селиванова – всего лишь часть его многообразного творчества, но это немаловажная часть, она связывает воедино, по крайней мере, два великих вида искусства. И мы видим своими глазами то, что не в силах были заметить прежде: мгновенное излучение всей сути человека, живой образ того или иного писателя или поэта.

Селиванова отличает удивительное в наши дни уважение ко всякому человеку, он всегда помнит малейшие детали разговора, если они кажутся ему значительными, и в следующую встречу обязательно продолжит начатую ранее мысль, точно собеседник с ним и не расставался. Пусть же таких встреч будет больше!

В письме Н. Лапшину на фронт в начале 1945 года мальчик Коля Селиванов писал: «Сегодня вынул из печи «Петра на коне». Боялся, что лопнет, но обжёгся хорошо, звенит и красный, как кирпич. «Готов и смирен верный конь, почуя роковой огонь, дрожит, глазами косо водит, и мчится в прахе боевом, гордясь могучим седоком»… Художником он был всегда. Наверное, с самого рождения. Всё-таки это великая тайна – кому и когда открываются врата настоящего искусства и как оно своим крылом благословляет входящего…

Елена САПРЫКИНА


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
24.01.2021

ГИМ открылся

Музейный комплекс Исторического музея возобновил прием посетителей.
23.01.2021

Приглашает Музей имени Андрея Рублева

После снятия ограничений откроется временная выставка «Окно в прошлое. К 70-летию реставрационной мастерской».
23.01.2021

В РНБ новый гендир

Руководитель Суворовского музея в Санкт-Петербурге Владимир Гронский возглавил Российскую национальную бибилиотеку.
22.01.2021

Появится новая премия Белинского

Пензенский журнал «Четверговая соль» инициирует учреждение Всероссийской литпремии для критиков.
22.01.2021

«Реквием» Верди прозвучит на русском

В Московском театре «Геликон-опера» пройдет благотворительный вечер «Хранитель памяти».

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Макаров Анатолий

Шаурма и Сталин

Лет 10–15 назад шашлычную на Ленинградском проспекте (напротив гостиницы «Со...

Библиосфера
Сазанович Елена

Пролетая над пропастью во ржи

«Да, стоит только умереть, они тебя сразу же упрячут!.. Ещё будут приходить по в...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Мир дичает

Оборачиваешься назад и поражаешься – каким беззаботным по сравнению с сегодняшни...

События и мнения
Воеводина Татьяна

Куда стрелял Чубайс?

Накануне нового года напоминают о себе предсказатели – астрологи, экстрасенсы, ф...

События и мнения
Брод Александр

Агенты вливания

Несколько событий уходящего года накалили правозащитную повестку. Жалобы на нехв...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда