ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Безымянный Евгений

06.06.2023
Безымянный Евгений К 224-летию со дня рождения Александра Сергеевича ПУШКИНА.

Огонь, мерцающий в сосуде

31.05.2023
Огонь, мерцающий в сосуде К 120-летию выдающегося поэта Николая ЗАБОЛОЦКОГО.
Эссе Ефима ГАММЕРА.

Посоревнуйся с Солнцем русской поэзии!

26.05.2023
Посоревнуйся с Солнцем русской поэзии! Музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское» предлагает придумать «Сказку о прекрасной царевне Лебеди».
ЛГ плюс

Ушибленные Севером

08.06.2023
Ушибленные Севером В стихах Владимира СОРОКАЖЕРДЬЕВА природа нашей страны предстает во всей своей суровой красе.

Лицей-2023. Проза (часть вторая)

03.06.2023
Лицей-2023. Проза (часть вторая) Публикуем финалистов популярной литературной премии имени Александра Пушкина для молодых поэтов и прозаиков.

Лицей-2023. Проза (часть первая)

02.06.2023
Лицей-2023. Проза (часть первая) Публикуем финалистов популярной литературной премии имени Александра Пушкина для молодых поэтов и прозаиков.
ВИДЕОРЯД

Максим Замшев на Красной площади

Смотреть все...

Спецформат

Греческий акцент

08.06.2023
Греческий акцент В рамках «Голосовалки» предлагаем читателям три книги, так или иначе связанные с Грецией.

От Чайковского до Чайковского

07.06.2023
От Чайковского до Чайковского Александр Сладковский: «Это настоящее счастье – любимая музыка, любимые солисты, любимый оркестр».

«Любите русскую поэзию, зачтется вам!»

05.06.2023
«Любите русскую поэзию, зачтется вам!» О книге Станислава МИНАКОВА «Вино с печалью пополам». Статьи о русской поэзии».
Позиция

«Дай им волю, юмористы начнут всех убивать...»

04.06.2023
«Дай им волю, юмористы начнут всех убивать...» Известный философ, социолог и общественник Александр ДУГИН убежден, что юмор разлагает, опошляет и унижает человека.

Проведав учителя

30.05.2023
Проведав учителя Светлана МЕРЕЖКОВСКАЯ о том, как побывала на могиле поэта Владимира Цыбина.

Оказывается, так можно было…

25.05.2023
Оказывается, так можно было… Андрей ПЕСОЦКИЙ о том, какие суммы платят участникам специальной военной операции.

  • Статьи
  • 2008 год
  • №40 (6192) (1-10-2008)
  • Приглашение к сотворчеству

Приглашение к сотворчеству

Приглашение к сотворчеству

Библиоман. Книжная дюжина
Шатохина Ольга

ШЕСТЬ ВОПРОСОВ ИЗДАТЕЛЮ

Кажется, что учебная литература не допускает вольностей, признавая лишь академическую строгость, а жанры, традиционно именуемые лёгкими, напротив, дают полную свободу. Так ли это, сегодня размышляет главный редактор издательства «Форум» Светлана СИЛЬВАНОВИЧ.

– На что вы ориентируетесь, выбирая книгу для издания?

– Прежде всего ищем в ней приглашение к сотворчеству. Ведь главная проблема учебника в том, что у абсолютного большинства он ассоциируется со словом «скука». Зазубривание, монотонное повторение, вот вам правило или приём, заучите его и будьте счастливы. А то, что заученный подобным образом материал более чем затруднительно применить на практике, авторы учебной литературы, да и сами преподаватели, учитывают далеко не всегда. А если дать человеку возможность самому прийти к каким-то выводам, понять, скажем, откуда берётся музыка и что это такое, как делает Алексей Исенко в выпущенной нами «Школе игры на фортепиано», то достичь результата будет легче, и закрепится он намного лучше. 

Исенко взял за основу своей методики моделирование творческого процесса. Учащийся шаг за шагом воспроизводит работу композитора, «выращивает» из музыкальной темы законченное музыкальное произведение. 

У нас готовится несколько книг о роли игры в человеческой жизни. Игра – это всегда взаимное сотворчество, и поэтому она так важна для глубокого понимания предмета. Начало этому направлению было положено книгой Г.И. Репринцевой «Игра – ключ к душе ребёнка». Многие авторские разработки в этой книге успешно используются в работе с детьми и семьями – жертвами бесланской трагедии. 

У нас учебники… странные! Да, как-то так получается, что большинство наших учебников оказываются авторскими и нестандартными. Они имеют министерский гриф, они соответствуют программе, рекомендованы для использования в учебных заведениях, но тем не менее они необычные, хотелось бы даже сказать, уникальные. С творческой жилкой написаны эти учебники, нам это кажется очень важным. Наши авторы не просто отписываются, хотя искушение поступить так при работе надо учебником велико как никогда. Ан нет! Например, Вадим Георгиевич Слагода, который пишет учебники по экономике, так он не позволяет нам просто допечатывать тираж, а к каждому переизданию практически переписывает заново свой учебник, чтобы учесть в нём самые новые тенденции. 

– А преподаватели готовы воспринимать новшества? 

– Судя по тому, что наши учебники пользуются спросом в техникумах, колледжах и училищах, читателей это устраивает. Есть у нас книги, которые хоть и рекомендованы для обучения, но сами по себе являются узнаваемыми произведениями. Например, мы сейчас выпускаем книгу известного искусствоведа В.Б. Мириманова «Первобытное и традиционное искусство». Книга не переиздавалась лет тридцать, а мы не просто сделали переиздание, но заново отредактировали её. По согласованию с наследниками автора, конечно.
 
– Есть ли у вас книги, рассматривающие историю с необычных точек зрения? 

– Да, вот, например, «Пудинг из промокашки. Хиппи как они есть», написанная филологом и посвящённая истории хиппи. Очень интересная аналитическая вещь – как это движение началось, в чём были его особенности на Западе и у нас, каковы хиппи сейчас, сколь сильно это движение и его философия повлияли на развитие современной культуры. Это и исторические зарисовки, и анализ, и воспоминания людей, знавших движение изнутри. 

Но нестандартные учебники возможны в любой области знания. Скоро у нас выйдет «Теория языкознания», подготовленная питерским педагогическим университетом имени Герцена. А «Экспертиза художественных изделий» – это будет, скорее, энциклопедия, чем учебное пособие. 

– Где вы берёте подходящих авторов? 

– Сначала мы искали нестандартно мыслящих и пишущих людей, а теперь они сами нас находят. Если определить наш главный принцип, то, по-моему, каждая книга должна вызывать неподдельный интерес, чтобы не было потока. Хотя книжный поток, как мы видим на примере больших издательств, – дело весьма денежное. И глупо было бы отрицать, что деньги важны. Конечно, они для всех важны, и мы тоже не возьмёмся выпускать книжку, которую совершенно не представляем, как продавать. Но всё-таки для нас очень важен кайф от того, что мы делаем! 

– Насколько известно, вы ещё и фантастику выпускаете… 

– А с фантастикой мы едва не прогорели. Этот жанр пользуется вниманием крупных издательств, которые обновляют ассортимент очень быстро. У нас же такого количества книг не получается. Поэтому магазины почти перестали брать нашу фантастику – книги этого жанра очень быстро устаревают. Понимаете, книга, допустим, «Национальный стиль в русской архитектуре» может продаваться и год, и два, и три – она не устареет. И учебное пособие по какой-нибудь классической области науки, где все принципы уже сформулированы, теоремы доказаны, законы открыты, может продаваться долго. Техническая литература тоже почти не устаревает, если она посвящена не самым новейшим технологиям. А в фантастике, как оказалось, новизна самой книги очень важна, и этих новых книг выпускается так много, что мы не в силах конкурировать с тем валом, который обеспечивают крупнейшие издательства. То есть и фэндом нас поддержал, и на конвентах наши авторы получали призы, а вписаться в поток – тут мы что-то не рассчитали. 

– Фантастика в былые времена являлась неким «заповедником свободы», а сейчас этот жанр отнюдь не предполагает полной свободы творчества, как по-вашему? 

– Конечно, если жанр массовый, а значит, неминуемо серийный, он будет напичкан ограничениями для авторов. И шаг вправо, шаг влево – всё, книга в серию не вписывается. А небольшая серия вроде нашей не вписывается в политику книжных магазинов, у которых полки не резиновые, а значит, они стараются брать то, что гарантированно и легко продастся. Для штучной литературы это хоть и неприятно, но всё же: раз такого ни у кого нет, а спрос всё-таки есть, то её удаётся потихоньку продвигать на книжный рынок. Автор, пишущий фантастику, должен либо сознательно рассчитывать, для какой серии, выпускаемой каким издательством, он пишет – а это, увы, заведомо не предполагает избытка умных мыслей и необычных сюжетных ходов, скорее, наоборот – либо уходить в синтетическую, многожанровую литературу, если вписаться в серию не получается никак. К счастью, сейчас художественная литература весьма активно пользуется приёмами из арсенала фантастики, поэтому найти выход из ситуации возможно.

Страницу подготовила  Ольга ШАТОХИНА


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
09.06.2023

Максим Замшев на Красной площади

Главный редактор "ЛГ" принял участие в форуме "Знание.Книги".
09.06.2023

Джаз бывает разноцветным

Российская государственная библиотека для молодежи приглашает на фестиваль.
08.06.2023

Устная книга

В музее Даля прошел авторский вечер поэта и переводчика Сергея Нещеретова.
08.06.2023

Неповторимый диалог

В Доме-музее Цветаевой проходит выставка художников «Угол падения не равен углу отражения».
07.06.2023

«Руслан и Людмила» за три миллиона

Аукционный дом «Литфонд» выставил на торги первую поэму Александра Пушкина.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Сирия возвращается

Литература
Дмитрий Воденников

На золотой лестнице Ламарка

Знаете, это такое шестое чувство, для которого, если верить Гумилёву, ещё орган ...

События и мнения
Воеводина Татьяна

Несите денежки

Вечнозелёная тема – финансовые пирамиды. Дело не во временах года, но бывают сов...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Циничный Генри

«В политике жить нужно долго», – гласит мудрость на многих языках. Генри Киссинджер...

Культура
 Фёдор Шеремет

Время крупным планом

Ускоренная съёмка, или, как любили говорить раньше, рапид – один из немногих тех...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда