ЖИТИЁ-БЫТИЁ
Эдуард ГРАФОВ
Много-много лет назад мой маленький сын вдруг заплакал. «Что случилось, Андрюшенька?» – спросил я. «Деевце жайко!» – всхлипнул ребёнок.
Мы жили тогда в новеньком районе Химки-Ховрино, густонаселённом саженцами будущих деревьев. Андрюша и его прабабушка Ксения Ивановна увидели на прогулке сломанное, поникшее деревце. Ксения Ивановна перекрестила надломанную жизнь, а её правнук разрыдался: «Деевце жайко!» Как говаривала Фаина Георгиевна Раневская: «Я так долго живу, что ещё помню порядочных людей». Андрюша и баба Ксеня относились к порядочным людям. Видимо, в силу их возраста.
Ну и что дальше? Бабы Ксени среди нас давно уже нет. Андрей ходит на митинг «Химкинского леса», да и на другие митинги, его там колотят, волокут в каталажку. Вот так идут у нас дела.
Я на митинги не хожу, меня даже при Сталине «дубинкой по башке» не охаживали. К тому же президент строго приказал своему премьер-министру разобраться в этом химкинском катаклизме. Я никогда никому не давал никаких приказаний, позволю себе просто присовокупиться к «катаклизму». Не хочу кого-то обидеть, но пробитая в химкинском лесу просека – лишь мелкая морщина на просторах даже всего лишь Подмосковья.
Ещё полвека назад лесные массивы вплотную подходили к Москве со всех сторон, занимая более половины территории Подмосковья. А сейчас едешь на электричке уже минут сорок, а всё кажется, что из столицы ещё и не выехал – сплошные дома, склады и предприятия. Леса теперь подходят к Москве только со стороны национального парка «Лосиный остров» и заповедника «Горки Ленинские». Просека в химкинском лесу – это лишь фрагментик в дикости и запустении.
Как мы к этому пришли? В 1935 году решением правительства был образован «зелёный пояс» вокруг Москвы для сохранения экологического равновесия в регионе. Правда, слова «экология» тогда не знали. Великий композитор Дмитрий Шостакович даже ораторию про лесопосадки написал. Леса эти романтично прозвали «лёгкими Москвы», дышать-то москвичам чем-то надо, а без деревьев откуда кислород взять?
К началу 90-х годов прошлого века «лёгкие Москвы» совсем скукожились, лесозащитный пояс поредел почти на 70 процентов, ежегодно безвозвратно исчезает около тысячи гектаров леса.
В Москве 10 миллионов людей, три миллиона «газогенных» автомобилей и при этом всего 12 квадратных метров зелени на человека. Через 15 лет здесь будет 20 миллионов жителей и 5 миллионов машин. Если вырубку лесов не остановить, жизнь в городе станет опасной для здоровья. Впрочем, уже стала. По данным Всемирной организации здравоохранения, продолжительность жизни человека на 70 процентов зависит от условий, в которых она протекает. По экологическим причинам в городе Москве ежегодно умирают 12 тысяч человек.
Так ведь Москва ещё не худший случай. Во многих промышленных центрах загрязнение атмосферы зашкаливает за 14 единиц при норме 5 единиц. За последние пять лет заболеваемость среди младенцев в 150 промышленных городах России увеличилась на 14 процентов.
Как вы думаете, могут ли, например, подмосковные начальники не понимать, что они творят? А им много и понимать не надо: стоимость участка земли под многоэтажный дом достигает нескольких миллионов долларов. А коммерческая цена земли всего «зелёного пояса» оценивается более чем в 100 миллиардов долларов. Представляете, какой «откат» могут получать чиновники от такой щедрой матушки-природы.
Только, видимо, вот чего каким-то образом не понимают начальнички, губящие лес. Они ведь живут рядом с нами и дышат буквально вместе с нами одним и тем же воздухом. Ну не кажется же им, что воздух в Жуковке или на Рублёвке какой-то иной, чем в Малаховке.
А ведь планета гибнет! Вернее, мы её губим. Я трижды печатал огромные статьи в центральных газетах про окаянный целлюлозный комбинат на Байкале. Ну и что толку? Известный учёный мне тогда сказал: «Конечно, Байкал совсем погубить невозможно, очень уж он огромный. Но и спасти Байкал, очистить обратно тоже невозможно, очень уж он огромный».
Мы сильно гордимся тем, что создали аэробус, который на 40 минут быстрее прилетает из Москвы в Буэнос-Айрес. Такое вот достижение цивилизации: видимо, очень спешим на 40 минут быстрее оказаться в Буэнос-Айресе. Так эта железяка за один только рейс сжигает в атмосфере столько кислорода, что нужно большой лес вырастить, чтобы за один только этот рейс ущерб компенсировать. Но леса этого нет и, видимо, не будет.
А куда подевались липы на моей Большой Ордынке?
Удивительная штука это человечество: сидит на суку и пилит его, пилит. Просто не планета, а самоубийца.
А впрочем, стоит ли так уж по этому поводу волноваться? Ну угробим мы Третью от Солнца. Так ведь ещё целое мироздание останется. Не при нас будет сказано.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться