САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
ЛГ online

Зрелые не по годам

11.12.2019
Зрелые не по годам Новые литературные имена объявили на премии «Русские рифмы», «Русское слово».

От перекрестка к перекрестку

04.12.2019
От  перекрестка к перекрестку Беседа с писателем и музыкантом Софией ЭЗЗИАТИ.

Под знаком Дельвига

27.11.2019
Под знаком Дельвига Положение о Всероссийском открытом конкурсе на соискание премии «За верность Слову и Отечеству» имени Антона Дельвига.
ЛГ плюс

Позывной: Москвич (часть четвертая)

13.12.2019
Позывной: Москвич (часть четвертая) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.

«Как невозможно быть...»

09.12.2019
«Как невозможно быть...» Евгений В. ХАРИТОНОВЪ долгие годы остается верен себе. Стиль его узнаваем, но порой сложен для восприятия неподготовленного читателя.

Позывной: Москвич (часть третья)

06.12.2019
Позывной: Москвич (часть третья) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.
ВИДЕОРЯД

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...
Спецформат

Мифологические хроники метафизической войны

15.12.2019
Мифологические хроники метафизической войны Владимир МОЖЕГОВ разбирает новую книгу Максима ШМЫРЕВА «Гавань».

Неизвестный Летов

10.12.2019
Неизвестный Летов О выставке в Омске «Все идет по плану» (и не только о ней) рассказывает Елена МАЧУЛЬСКАЯ.

«Визитная карточка» Сан-Франциско

07.12.2019
«Визитная карточка» Сан-Франциско О новаторском методе российско-американского художника Владимира ВИТКОВСКОГО рассказывает Ирина ТОСУНЯН.
ОПРОСНИК
  1. Какой Ваш любимый праздник?
Результат
Позиция

Не ждите от пожилых людей новых решений!

14.12.2019
Не ждите от пожилых людей новых решений! Немолодые руководители обычно застревают в прошлом, полагает Николай ТРАВКИН.

Встречи на белорусской земле

11.12.2019
Встречи на белорусской земле К 20-летию Договора о создании Союзного государства. О визите российских военачальников, общественных деятелей, писателей в Белоруссию.

«Неправильный» возраст

08.12.2019
«Неправильный» возраст Почему «предпенсионники» остаются самой уязвимой группой? Размышления Григория САРКИСОВА.
  • Статьи
  • 2008 год
  • №41 (6193) (8-10-2008)
  • В созвездии Кисловских переулков

В созвездии Кисловских переулков

Васькин Александр

В созвездии Кисловских переулков

Московский вестник
Васькин Александр

ИСТОРИЯ В КАМНЕ

Большой зал консерватории (Средний Кисловский переулок, д. 6) фото: Фёдор ЕВГЕНЬЕВВ стороне от Никитского бульвара причудливым узлом сплелись четыре Кисловских переулка – Большой, Средний, Малый и Нижний. 

По одной из версий, название пошло от находившейся здесь в XVI–XVII вв. Кисловской слободы, жители которой – кислошники – квасили капусту и засаливали овощи, в том числе и для царского двора. По другой версии, в слободе жили кружевных дел мастера, ткачи и вышивальщицы, и своё название Кисловка получила от прозвища одного из местных обитателей. А в XIX–XX вв. здесь жили, работали и учились представители творческих профессий: писатели, художники, артисты, музыканты, композиторы. 

В Большом Кисловском, дом № 1, жил в 1881–1882 гг. писатель Д. Мамин-Сибиряк, в то время он работал над романом «Приваловские миллионы». 

А в доме № 3 в 1830–1840-х гг. проживал Александр Вельтман, позабытый ныне литератор, творческий путь которого в русской литературе направлялся, образно говоря, против общего течения. К Вельтману на «четверги» захаживали В.Белинский, А.Герцен, И.Забелин, В.Даль, Ф.Кони, М.Погодин. 

«Ты – поэт, а жена твоя – воплощённая поэзия», – сказал Вельтман А. Пушкину после знакомства с Н. Гончаровой. А первая встреча Пушкина и Вельтмана произошла ещё в начале 1820-х гг. в Бессарабии. Вельтман подарил ему роман «Странник», в котором описал свои бессарабские путешествия. Отправляя книгу, Вельтман отметил, что из неё «нельзя узнать, блуждал я или блудил…». Пушкин хотел написать рецензию на «Странника», но не смог и был недоволен отзывом о романе в «Литературной газете». С 1842 г. А.Вельтман состоял на службе в Оружейной палате Московского Кремля, а в 1852 г. стал её директором. 

В доме № 4 в 1838 г. жил будущий драматург А. Сухово-Кобылин, в том году он окончил физико-математическое отделение философского факультета Московского университета. 

В начале прошлого века на Кисловке частенько гостил поэт Владислав Ходасевич. Вот как писала об этих встречах жившая здесь его племянница Валентина Ходасевич – известная театральная художница: «Моё отношение к Владе (Владислав Ходасевич, младший брат отца, старше меня на восемь с половиной лет) было совершенно особенным. Он так мал ростом, что бабушка вздыхает – уж не карлик ли? А для меня – любимый и закадычный друг, хотя строг и бывает жестоким. Владя жил у своих родителей, но ежедневно бывал у нас и всё свободное от гимназии время проводил со мной. Он мне читал, или мы играли «в театр» – делали декорации для несуществующих пьес. Так я научилась воображать то, чего никогда не видела». 

В Средний Кисловский переулок выходит здание Большого зала Московской государственной консерватории (дом № 6, 1894–1901 гг., арх. В. Загорский). Каждый, кто хоть раз бывал в Большом зале, мог обратить внимание не только на его уникальную акустику, но и на портретную галерею выдающихся композиторов работы художника Н. Бондаревского. Создавая портреты, Бондаревский и не помышлял, что через пятьдесят лет некоторые его работы будут признаны «политически незрелыми». Кому-то из сиятельных посетителей Большого зала, зашедшему послушать музыку в период активной борьбы с идолопоклонством перед Западом, не понравилось, что зарубежных композиторов в ряду «великих» больше, чем их русских коллег. И тогда в 1953 г. художники М. Суздальцев и Н. Мещанинов написали новые портреты: Мусоргского, Даргомыжского, Римского-Корсакова и Шопена (великий поляк попал в список как композитор из страны «народной демократии»). Для того чтобы разместить их в зале, потребовалось убрать четыре старых картины. «Крайними» оказались Гендель, Глюк, Гайдн и Мендельсон. Новые портреты по стилю ничем не отличались от прежних, разве что надписи под ними свидетельствовали о разном времени создания. Что же касается изображений «провинившихся» своими нерусскими фамилиями композиторов, то их задвинули так далеко, что обнаружились они лишь спустя полвека. И то не все, а лишь два: Мендельсон и Гайдн. В 2000 г. портреты получили постоянную прописку у центрального входа в партер Большого зала. 

В одном из самых старых зданий Малого Кисловского переулка – доме № 6 (первая половина XVIII в.) в 1820-х гг. располагалась словолитня Августа Семена. Французский подданный Огюст Рене Семен прибыл в Россию ещё в 1809 г. За большие заслуги в развитии типографского дела в России в 1827 г. ему была пожалована золотая табакерка, а в 1832 г. – бриллиантовый перстень. 

В типографии Семена было напечатано более тысячи наименований книг, среди которых «Путеводитель в Москве», «Прогулка по древнему Коломенскому уезду», первые издания произведений А. Пушкина, в частности «Бахчисарайский фонтан». В. Жуковский даже упомянул типографа в своём письме: «Бахчисарайский фонтан» – прелесть. Я думаю, надобно печатать у Семена». 

В типографии Семена увидела свет и пушкинская поэма «Цыганы». Когда «Цыганы» вышли из печати, над Семеном неожиданно разразилась гроза. Виньетка на титульном листе книги привлекла внимание начальника Третьего отделения графа А. Бенкендорфа, усмотревшего в ней «политическое содержание». Выяснилось, однако, что эта виньетка имелась в комплекте типографских шрифтов, которые Семен предоставил Пушкину для выбора. 

В 1902–1918 гг. в здании проводились занятия Музыкально-драматического училища при Филармоническом обществе. Прообразом училища явилась музыкальная школа, учреждённая ещё в 1878 г. В училище преподавали В.Немирович-Данченко, В.Мейерхольд, а выпускниками были И.Москвин, Е.Гоголева и многие другие выдающиеся деятели рус-ского театра. В 1935 г. здесь открылся Государственный институт театрального искусства (ГИТИС). 

История дома № 10 в Малом Кисловском (XVIII в., надстроен в 1953 г.) неразрывно связана с семьёй Якунчиковых, многие представители которой оставили неизгладимый след в истории русской культуры. Три дочери хозяина дома Василия Якунчикова, московского мецената и предпринимателя, Мария, Вера и Наталья нашли своё призвание в живописи. Их работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее.
В 1899–1903 гг. у Якунчиковых жил член объеди
нения художников «Голубая роза» С.Судейкин, а с 1908 г. – скульптор С.Конён-ков, переехавший в бывшую мастерскую Марии Якунчиковой, освободившуюся ещё в 1902 г. после преждевременной смерти талантливой художницы.
На Кисловке также жили балерина Е.Гель-цер, певцы А. Нежданова и Л.Собинов, композитор В.Калин-ников, звонарь-виртуоз К. Сараджев, художник Г.Якулов, актриса О.Книппер-Чехова, драматурги В.Вишневс-кий и Б.Ромашов. 

Александр ВАСЬКИН


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 


Новости
15.12.2019

Подпишись на «ЛГ» в СПб

Наша газета принимает активное участие во втором Санкт-Петербургском Новогоднем книжном салоне.
15.12.2019

Книги – важнейшая тема

Премия шейха Заида и Институт востоковедения РАН поддержат новые российско-арабские проекты.
14.12.2019

Премия Арсеньева наградила победителей

Торжественная церемония прошла в рамках мероприятий «Дней Дальнего Востока в Москве».
13.12.2019

В Голливуде снимут «Мастера и Маргариту»

Известный режиссер Баз Лурман приобрел права на экранизацию культового романа Михаила Булгакова.
12.12.2019

Территория литературы и культуры

14 декабря 2019 года открывается второй Санкт-Петербургский Новогодний книжный салон.

Все новости

Книга недели
Другой Фатьянов

Другой Фатьянов

В сборник вошли неизвестные стихотворения Алексея Фатьянова (1919–1950)
Колумнисты ЛГ
Если по-честному
Крашенинникова Вероника

Два кулака

Законопроект «О профилактике семейно-бытово­го насилия» стал линией разлома. Но...

События и мнения
Макаров Анатолий

Наследники Смердякова

Интеллигентский скептицизм, непреходящее недовольство начальством, своей страной...

Век такой, какой напишешь
Попов Валерий

Оно

Государство – это прежде всего его престиж, его сла­ва, его таланты. Раньше оно ...

Очевидец
Евстафьев Дмитрий

Тяжёлая ноша многополярности

России, где много и правильно говорили про многополярность, кажется, стоит радо...

Если по-честному
Крашенинникова Вероника

Какой век на дворе? XVI или XXI?

Знакомый московский профессор однажды спросил у студентов, как они относятся к о...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2019
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика