САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»

23.02.2021
«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»           К 200-летию со дня рождения поэта Алексея ЖЕМЧУЖНИКОВА.
Исследование Владимира АНДРЕЕВА.

«Книжный маяк Петербурга»

18.02.2021
«Книжный маяк Петербурга» В северной столице при поддержке Российского книжного союза прошел популярный фестиваль.

Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы

11.02.2021
Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы К 80-летию выдающегося русского поэта.
Материал Андрея ГАЛАМАГИ.

ЛГ плюс

«Поэт сидит на табурете…»

28.02.2021
«Поэт сидит на табурете…» Алексей ПОЛУБОТА всегда ориентировался на классиков, что не могло не отразиться на его собственных стихах.

«Тяжелый, неуклюжий стиль…»

21.02.2021
«Тяжелый, неуклюжий стиль…» Одно из главных качеств поэзии Виталия ЕСАЯНА – это искренность.

Не расслабляйся, эмигрант!

13.02.2021
Не расслабляйся, эмигрант! Михаил ОКУНЬ почти 20 лет живет в Германии, оставаясь при этом истинно русским поэтом.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Февральские «Сибогни»

26.02.2021
Февральские «Сибогни» Вышел очередной номер популярного новосибирского литературного журнала.

Пламя Игр-2014: грезы и реальность

24.02.2021
Пламя Игр-2014: грезы и реальность О наследии Олимпийских игр в Сочи размышляет Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.

Отгибает от покоя

22.02.2021
Отгибает от покоя Заслуженный деятель искусств России Александр ПУДИН поздравляет поэта Александра МЕДВЕДЕНКО с днем рождения.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Умом Россию не понять

27.02.2021
Умом Россию не понять О пензенских чиновниках, не спешащих ремонтировать дом Николая ЗАДОРНОВА, рассказывает Антон ХРУЛЕВ.

Аида, или Бесцеремонность и безмятежность

25.02.2021
Аида, или Бесцеремонность и безмятежность О смерти Аиды ХМЕЛЕВОЙ говорят Кира САПГИР и Тьерри МАРИНЬЯК.

Дзержинский – русофобский черт!

21.02.2021
Дзержинский – русофобский черт! Евгений ПОПОВ не одобряет инициативу Захара ПРИЛЕПИНА о возвращении «Железного Феликса» на Лубянскую площадь.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №41 (6245) (7-10-2009)
  • «Наш дорогой фитюлька»

«Наш дорогой фитюлька»

«Наш дорогой фитюлька»

Телеведение
Пострел Н.

ТЕЛЕКРИТИКА

Михаил Чехов в ГолливудеНа протяжении девяти сентябрьских вечеров в самый прайм-тайм Анатолий Смелянский рассказывал на канале «Культура» о Михаиле Чехове. Четыре часа общего экранного времени – вроде бы достаточный объём для изложения даже столь прихотливой и насыщенной событиями биографии. Но автору и ведущему, похоже, и этого было мало. Монтажные склейки, причём зачастую выполненные не слишком изящно, то и дело обрывали вдохновенную и полётную телелекцию известного историка театра, а также театрального деятеля, едва ли не на полуслове. Чувствовалось, что какая-то часть информации о жизненном пути великого русского артиста в итоге осталась за кадром.

Впрочем, чувство целого – воспользуемся названием программы, именующейся «Михаил Чехов. Чувство целого», – всё равно успело возникнуть. Помехой тому не смогли стать ни бросающаяся в глаза некоторая «обеднённость» изобразительного ряда (понятно, что фото-, не говоря уже о видеоматериале, в данном случае имеется не так уж и много, но всё же не настолько, чтобы использовать одни и те же снимки и кадры по несколько раз), ни порой выскакивающие посреди уверенно льющейся речи досадные оговорки: к примеру, прозвучавший в одной из серий «МХАТ Первый» вместо «МХАТа Второго».

Судя по всему, на этапе окончательной «сборки» создателей поджимали сроки – для телевизионного производства это дело вполне обычное и извинительное. Только вот в этой, с большой долей вероятности прочитываемой ситуации как-то уж особенно нарочито, небесспорно выглядят заграничные «стенд-апы» автора-ведущего. Мы, разумеется, знаем, что и в Англии, и в Америке, куда выезжала съёмочная группа, прошли чрезвычайно важные этапы судьбы героя цикла. Но, во-первых, автор, сидящий в студии, представляется разительно более органичным, нежели ведущий, стоящий на голливудском кладбище «Лесная поляна» (напрашивающееся сравнение с Леонидом Парфёновым или иными нашими куда как раскованными телевизионными путешественниками явно не в его пользу). Во-вторых, результаты этих командировок получились на экране довольно куцыми – особенно в отношении английского поместья Дартингтон-холл, промелькнувшего в передаче стремительно и несколько суетливо. Ну и, в-третьих, немножко странно и даже обидно, что, предприняв столь дальние вояжи и запечатлев, в частности, место последнего приюта Чехова, А. Смелянский и его группа не нашли возможности добраться до Петербурга, где прошли детские и юношеские годы будущего гения сцены. И уж тем более – заехать на Театральную площадь столицы, месторасположение Российского молодёжного театра, зайти под своды здания, некогда принадлежавшего тому самому знаменитому чеховскому МХАТу Второму.

Кстати о «другом МХАТе». Ему, а точнее сказать, тем без малого четырём годам, на протяжении которых коллектив возглавлял Михаил Чехов, посвящены две серии из девяти. И если первая, где речь идёт прежде всего о галерее блистательных актёрских образов премьера и директора, должна быть по справедливости названа одной из лучших, если не лучшей во всём цикле, Смелянский не только историк, но и практик, человек, сам многие годы проведший за кулисами, обладает редким даром по-настоящему «заразительного» театрального рассказчика (повествуя о спектаклях, которые ни он, ни никто из его слушателей и зрителей никогда «в глаза не видели», умеет создать поразительный «эффект присутствия»), то другая вызывает определённые вопросы. Сезон 1927/28 – последний сезон Чехова на родине, ознаменовавшийся целой чередой конфликтов внутри труппы и приведший сначала к добровольной отставке художественного руководителя, а потом к его до сих пор остающимся во многом таинственным бегством из Советской России, – несомненно, наиболее драматическая страница в биографии «первого артиста» послереволюционного десятилетия. И изложение всех этих запутанных перипетий, обстоятельств «сюжета», в котором не было и не могло быть одной правды, предполагало, на наш взгляд, несколько бóльшую гибкость мысли.

Нам же сначала с места в карьер объявляется о том, что Чехов, будучи по природе своей не вождём и уж тем более не властно востребованным эпохой типом «актёра-общественника», был в складывавшейся социально-общественной ситуации буквально обречён на исход. Мысль представляется абсолютно точной. Но вот следующие далее разъяснения и подробности постепенно и чем дальше, тем активнее уводят в сторону изрядно спрямляющих картину прежних «весьма удобных» мифов и представлений. А именно – во всём виноваты: а) коллеги-завистники и б) подлые и ограниченные идеологические надсмотрщики. Да, конечно, во МХАТе-2, как и в любом практически театре, несомненно, имели место актёрские интриги. Да, ответственные работники культурного фронта по мере приближения к 1930-м годам становились всё активнее. Однако сам лидер (и депутат Моссовета), тем более с учётом всей сложности и подвижности его нервно-психического аппарата, был далеко не ангелом и вёл себя в складывающихся обстоятельствах вовсе не безупречно. «Наш дорогой фитюлька» – как в порыве проснувшейся нежности в момент одного из обострений конфликта называли его товарищи – был прежде всего Артист. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Н. ПОСТРЕЛ

Код для вставки в блог или livejournal.com:

«Наш дорогой фитюлька»

На протяжении девяти сентябрьских вечеров в самый прайм-тайм Анатолий Смелянский рассказывал на канале «Культура» о Михаиле Чехове.

2009-10-07 / Н. ПОСТРЕЛ
открыть
КОД ССЫЛКИ:


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
27.02.2021

Сеславинский сожалеет о смерти Петрова

Роспечать выражает соболезнования в связи с кончиной главреда издательства «Молодая гвардия».
27.02.2021

Замшев в гостях у Шаргунова

Главный редактор «Литературной газеты» выступил в популярной передаче «Открытая книга».
27.02.2021

«Великий Гэтсби» станет мультфильмом

Знаменитый роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда выйдет в неожиданном формате.
26.02.2021

Тарская крепость

Первый Сибирский фестиваль искусств открывает прием заявок на литературный, музыкальный и художественный конкурсы. 

26.02.2021

Не стало Андрея Петрова

Через месяц главному редактору «Молодой гвардии» должно было исполниться 62 года.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

К вам едет балаган

На прошлой неделе президент Путин встретился с главами парламентских фракций. До...

События и мнения
Беседин Платон

Харассмент любви

Умеют всё-таки западные маркетологи завлечь толпу, главное – нейминг. День всех ...

События и мнения
Сванидзе Николай

Лоб в лоб

Политический год страны начался мускулисто и бурно, события конца прошлого года ...

Литература
Сафронова Елена

Лавка Терентия

Говорят, в литературе и медицине все разбираются. И уж точно способны отличить х...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Раскол всё глубже

Эта колонка была написана под звуки несогласованного митинга 23 января в центре ...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда