САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

Юрий Кузнецов: предчувствие бессмертного полка

02.03.2021
Юрий Кузнецов: предчувствие бессмертного полка К 80-летию выдающегося русского поэта.
Материал Михаила КИЛЬДЯШОВА.

«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»

23.02.2021
«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»           К 200-летию со дня рождения поэта Алексея ЖЕМЧУЖНИКОВА.
Исследование Владимира АНДРЕЕВА.

«Книжный маяк Петербурга»

18.02.2021
«Книжный маяк Петербурга» В северной столице при поддержке Российского книжного союза прошел популярный фестиваль.
ЛГ плюс

«Поэт сидит на табурете…»

28.02.2021
«Поэт сидит на табурете…» Алексей ПОЛУБОТА всегда ориентировался на классиков, что не могло не отразиться на его собственных стихах.

«Тяжелый, неуклюжий стиль…»

21.02.2021
«Тяжелый, неуклюжий стиль…» Одно из главных качеств поэзии Виталия ЕСАЯНА – это искренность.

Не расслабляйся, эмигрант!

13.02.2021
Не расслабляйся, эмигрант! Михаил ОКУНЬ почти 20 лет живет в Германии, оставаясь при этом истинно русским поэтом.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

«То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно, жизнь моя…»

01.03.2021
«То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно, жизнь моя…» О книге Михаила МАНЧЕНКО, поехавшего добровольцем в Донбасс, рассказывает Владимир СПЕКТОР.

Февральские «Сибогни»

26.02.2021
Февральские «Сибогни» Вышел очередной номер популярного новосибирского литературного журнала.

Пламя Игр-2014: грезы и реальность

24.02.2021
Пламя Игр-2014: грезы и реальность О наследии Олимпийских игр в Сочи размышляет Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Умом Россию не понять

27.02.2021
Умом Россию не понять О пензенских чиновниках, не спешащих ремонтировать дом Николая ЗАДОРНОВА, рассказывает Антон ХРУЛЕВ.

Аида, или Бесцеремонность и безмятежность

25.02.2021
Аида, или Бесцеремонность и безмятежность О смерти Аиды ХМЕЛЕВОЙ говорят Кира САПГИР и Тьерри МАРИНЬЯК.

Дзержинский – русофобский черт!

21.02.2021
Дзержинский – русофобский черт! Евгений ПОПОВ не одобряет инициативу Захара ПРИЛЕПИНА о возвращении «Железного Феликса» на Лубянскую площадь.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №41 (6245) (7-10-2009)
  • Сеанс массового гипноза

Сеанс массового гипноза

Сеанс массового гипноза

Телеведение
Романов Николай

ТЕЛЕКИНОЗ

Николай РОМАНОВ

Первый министр: Ваше величество, я не верю в чудеса.
Король (замахивается кинжалом): Что? Не веришь в чудеса? Возле самого трона человек, который не верит в чудеса? Да ты материалист!

Евгений Шварц. «Голый король».

В пьесе Шварца речь шла о ткани, которая «только дураку и видна». Так сообщили королю два плута, которые не соткали ткань, а наплели про её диковинное свойство. Король позарез нуждался в чудесах, в реальной жизни переживая кризис. Их величество нажали на придворных своим авторитетом, и они сделали вид, что поверили. Сложно спорить с тем, у кого на голове – корона, а в руке – кинжал.

Масштабы сказочного королевства оказались тесны ткачам. Вот ловкачи и переместились на Первый телеканал. Здесь они работают с масштабом, плетя небылицы для огромной аудитории. Приём остался тот же: мы вам рассказываем о чудесах, а кто не поверил – тот ясно кто. И многие согласились поверить.

Милей нам даже льстящий нам обман,
Чем истина любви без разделенья –

так написал поэт-петрашевец В.В. Толбин. Давно написал, а ничего не изменилось в людском сознании. ТВ удовлетворённо потирает антенны: дело сделано!

Первый канал выдал подряд серию документальных фильмов. О ленте про Порфирия Иванова и проповедь водных процедур с сектантским уклоном «ЛГ» уже писала. Но Первый вновь подбросил тему, показав фильмы «Я – Вольф Мессинг» и «Великий самозванец. Граф Вронский».

Названные телеработы объединяет одно: как те ткачи из сказки Шварца, герои сочиняют истории, предлагая поверить им на слово. Во всех фильмах присутствует множество рассказов «учеников» и родственников. Все они ссылаются опять же на рассказы самих героев, заведя утомительное шаманское камлание: «По словам самого Вронского…» и «Как рассказывал Мессинг…».

Содержание рассказов заставляет вспомнить другого сказочного героя – Гудвина, великого и ужасного – персонажа сказки «Волшебник Изумрудного города». В зависимости от фантазии своих поклонников он казался им морской девой, страшным зверем или огненным шаром. «Это только маски», – скажет Гудвин разочарованной девочке Элли.

– Разве вы не великий волшебник?
– Обо мне составилось мнение, что я великий волшебник.
– А на самом деле?
– На самом деле… увы, на самом деле я обыкновенный человек, дитя моё!

Реальные «гудвины» превратились в заложников собственной фантазии. Отсутствие официального признания на уровне Академии наук или хотя бы участкового инспектора Первый канал выдаёт за «великую тайну».

Никакой тайны нет, если вдуматься во фразу о Мессинге: «Долгие годы он был одинокой и яркой звездой на сером небосклоне нашей «правильной» жизни, где отсутствовало чудо». Вот и весь секрет: люди хотят чуда. Когда чуда нет, его придумывают те, кто решается свою жизнь сделать заложницей самотворного «феномена».

Желание клиента – закон для телеремесленника. В рекламном анонсе фильма о Мессинге очень толково разбросаны по тексту громкие имена: «Гитлер за его пророчества объявил на него охоту», «Его испытывал Сталин». То же и в анонсе фильма о «графе Вронском»: «К его услугам прибегали такие известные люди, как Фёдор Шаляпин и Александр Алёхин, Марлен Дитрих и Грета Гарбо, Жорж Помпиду и Мао Цзэдун».

Тем же приёмом однажды воспользовался историк-фантазёр Виктор Суворов, в одной из своих «художественных» книг сделав Мессинга прототипом сверхсекретного личного советника Сталина. Магия громких имён из прошлого сработала безошибочно и в наши дни. Кто знает, как там было, в давние времена? Попробовал бы кто-нибудь сегодня заявить, что пользует методами биоэнергетики действующего президента или премьер-министра России! Приоткрою тайну: уже сегодня идёт борьба в рядах «паранормалов» за то, чтобы однажды, по прошествии времени, объявить себя «кремлёвским целителем и прорицателем». И пойдут анонсы новых телефильмов: «Он предсказал Вторую чеченскую…», «Она предупреждала о Саяно-Шушенской…», «Его аура отвела от президента свиной…» – и т.п. Была бы катастрофа – пифии найдутся. Потом, разумеется.

Нынешние пифии предпочитают отделываться от публики прогнозами на отдалённое будущее. Они следуют примеру Ходжи Насреддина, пообещавшего эмиру научить ишака говорить, кажется, лет за двадцать. Ходжа следовал простой логике: «За двадцать лет либо эмир помрёт, либо ишак сдохнет». Пророчества на ближайшее будущее – штука опасная и грозит потерей доверия уважаемой публики. Что сейчас поделывает П. Фельгенгауэр, напророчивший много чего относительно русско-грузинского пограничного инцидента?

Из героев трёх названных фильмов лишь один Порфирий Иванов вызывает сочувствие хотя бы тем, что не сочинял небылиц о личных встречах со Сталиным и Гитлером. И честно сообщал, что его не пустили в Кремль, как он туда ни рвался. А мог бы по простоте душевной поведать, как окатывал Сталина из ведра ледяной водой во дворе Кремля, рядом с Царь-пушкой, а сеансы прервал только потому, что у вождя народов трубка погасла…

Едва ли сильные мира сего вообще догадывались о существовании Мессинга и «графа Вронского». Одно дело – развлекать публику сочинениями на тему «Как я предсказал войну». Другое дело – заниматься войной.

Сказочный Гудвин нашёл в себе силы признаться: «Нелёгкое занятие – морочить головы людям… Если мои превращения не всегда бывали удачны, страх посетителей не давал им заметить недостатки».

Нет страха у зрителей фильмов на Первом. Но толику благоговейного ужаса обеспечивает модный кинематографический жанр, именуемый «докудрама» – игровая картина на документальной основе и с документальными фрагментами. То ли полудокументальная, то ли недоигровая лента, в которой присутствие хроники обеспечивает антураж подлинности.

Действительно, здесь без этого приёма не обойтись. В природе не существует ни фильмов, ни фотографий, где Мессинг и «граф Вронский» были бы изображены вместе со Сталиным или хотя бы с Берией. Что уж говорить о коллективном фото с Гитлером! Но в игровых кадрах удалось совместить героев фильмов и исторических персонажей.

Кстати: следующим шагом должно стать создание полнометражного худфильма, чтобы окончательно убедить публику. Так оно и есть: уже снят сериал о Мессинге и вот-вот выйдет на телеэкран.

Что дальше? Памятник на площади? Кто знает…

Помимо громких имён в фильмах использован стандартный набор приёмов по одурачиванию почтеннейшей публики. Вступление к фильму о «графе Вронском» напускает туману: «Много загадок и противоречий в его фигуре», «Одна – из самых больших загадок прошлого века» – и пр. Нам не предлагают обоснование того, почему «граф» удостоился чести попасть на главный телеканал страны, если не считать обоснованием рассказы «графа» о самом себе.

Поневоле придёшь к выводу, что подлинно великий самозванец – это Григорий Отрепьев. Вот уж кто действительно оставил след в истории!

Самая большая загадка прошлого века – не «граф Вронский», а то, как мы в России дошли до жизни такой, что надеемся не на собственные руки и голову, а на чудо. А также на Шамбалу, пирамиды Кольского полуострова и круги Аркаима…

Фильмы эти – даже не докудрама, а псевдодокументальное кино, на манер российской кинокартины «Первые на Луне». Там тоже полно документальных кадров, подыгрывающих актёрам. Но если «Первые на Луне» сняты как бы понарошку, то фильм о Мессинге претендует на полную «взаправду». Иллюзия реальности, созданная кинохроникой, переплетается с мастерством реального иллюзиониста Мессинга. Хотите плакать – смотрите как мелодраму. Хотите смеяться – наслаждайтесь как пародией.

Первооткрывателем жанра псевдодокументалистики – сам того не желая – стал Сергей Эйзенштейн. Кадры «штурма Зимнего дворца» из легендарного «Октября» многие зрители и сейчас считают документальными. Срабатывает эффект привыкания: кто-то сказал, что страус от страха зарывает голову в песок, – и в это поверили. Так рождается и живёт «устоявшийся миф».

Используя творческий метод фильмов Первого канала, сошлюсь на рассказ моего деда. Он присутствовал на выступлении Мессинга в клубе железнодорожников. По словам старшего родственника, «в зале царила атмосфера лёгкого обмана». Зрители понимали, что их дурят, но дурят профессионально. Ни о чём сверхъестественном и речи не было. Поэтому в своём рассказе о выступлении Мессинга дед несколько раз использовал старорежимное выражение «эстрадный концерт».

Наивному зрителю фильмы эти способны внушить надежду на то, что где-то живут люди, которые предсказывают войны и исцеляют неисцелимых, но зловредные власти чинят препятствия их доброму делу, и оттого несть числа страданиям народа. Песня не новая, но в современной технической аранжировке и с текстом, рифмующим астрологию и «биорадиологию». Критика, ясен день, в фильме не допускается. Научный подход к россказням героев фильмов выглядит в глазах их поклонников дремучей ересью. Закадровый вопрос в ленте о Вронском – «Но почему в его слова верят профессионалы?» – звучит риторически: мнение независимых профессионалов в фильме не прозвучало.

У меня нет желания разоблачить фокусы. Это сделано до меня. Но хочется понять причины популяризации мифов.

Возможно, мы имеем дело с кампанией в пользу учреждения секции «биорадиологии» в Академии наук. В частном разговоре один такой «биорадист» жаловался: почему РПЦ будет раздавать госдипломы по богословию, а «радиологам», которые «ближе к науке», этого не позволили? Постановка вопроса сама по себе любопытна.

А может быть, дело в том, что в трудные времена всегда большой спрос на пророков? Папюс перед Первой мировой войной, Эрик Ян Хануссен перед Второй мировой, а после неё – богатые индийские гуру и старушка Ванга.

Фильмы прямо намекают властям, что не грех прислушиваться к мнению «паранормальных» представителей человечества. Не прислушались вот к сообщению «графа Вронского» о точной дате начала войны, и что вышло…

Это называется телекиноз – сеанс массового гипноза, устроенный нам Первым каналом. Если это только ради рекламы (количество которой во время показа фильмов ошарашивало), тогда можно посочувствовать бедствующему «Останкино».

Совет Первому каналу: чем снимать ерунду, сделали бы серию фильмов о настоящих профессионалах: «Один день учителя (прораба, врача, работника аварийной службы горводопровода)». Последним в отличие от мифических подвигов Мессинга и «графа Вронского» приходится ежедневно демонстрировать паранормальные способности для поддержания в порядке системы городского водоснабжения.

В пьесе Шварца первый министр короля, уличённый в материализме, оправдывается: «Я хотел сказать: я не верю в чудеса, говорит безумец в сердце своём. Это безумец не верит, а мы только чудом и держимся!»

Верить в чудо проще, чем совершать его. Слава тем, кто не только верит, но и делает!

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Сеанс массового гипноза

В пьесе Шварца речь шла о ткани, которая «только дураку и видна».

2009-10-07 / Николай РОМАНОВ
открыть
КОД ССЫЛКИ:


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
02.03.2021

Благотворительное кино выходит из изоляции

Фестиваль социального кино «Шередарь» открывает сбор конкурсных заявок.
02.03.2021

Что нас ждет в шестнадцатом сезоне?

Завершен прием работ на соискание Национальной литературной премии «Большая книга».
02.03.2021

Ахматову вспомнят в Петербурге

В северной столице пройдет вечер памяти выдающейся русской поэтессы.
02.03.2021

«Книги. Кофе. Весна»

Первый Петербургский Книжный фестиваль пройдет со 2 по 7 марта в павильоне легендарной киностудии «Ленфильм».
01.03.2021

«Поэзия» стартовала

1 марта 2021 года начался прием работ на соискание премии.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

К вам едет балаган

На прошлой неделе президент Путин встретился с главами парламентских фракций. До...

События и мнения
Беседин Платон

Харассмент любви

Умеют всё-таки западные маркетологи завлечь толпу, главное – нейминг. День всех ...

События и мнения
Сванидзе Николай

Лоб в лоб

Политический год страны начался мускулисто и бурно, события конца прошлого года ...

Литература
Сафронова Елена

Лавка Терентия

Говорят, в литературе и медицине все разбираются. И уж точно способны отличить х...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Раскол всё глубже

Эта колонка была написана под звуки несогласованного митинга 23 января в центре ...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда