ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Безымянный Евгений

06.06.2023
Безымянный Евгений К 224-летию со дня рождения Александра Сергеевича ПУШКИНА.

Огонь, мерцающий в сосуде

31.05.2023
Огонь, мерцающий в сосуде К 120-летию выдающегося поэта Николая ЗАБОЛОЦКОГО.
Эссе Ефима ГАММЕРА.

Посоревнуйся с Солнцем русской поэзии!

26.05.2023
Посоревнуйся с Солнцем русской поэзии! Музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское» предлагает придумать «Сказку о прекрасной царевне Лебеди».
ЛГ плюс

Ушибленные Севером

08.06.2023
Ушибленные Севером В стихах Владимира СОРОКАЖЕРДЬЕВА природа нашей страны предстает во всей своей суровой красе.

Лицей-2023. Проза (часть вторая)

03.06.2023
Лицей-2023. Проза (часть вторая) Публикуем финалистов популярной литературной премии имени Александра Пушкина для молодых поэтов и прозаиков.

Лицей-2023. Проза (часть первая)

02.06.2023
Лицей-2023. Проза (часть первая) Публикуем финалистов популярной литературной премии имени Александра Пушкина для молодых поэтов и прозаиков.
ВИДЕОРЯД

Максим Замшев на Красной площади

Смотреть все...

Спецформат

Греческий акцент

08.06.2023
Греческий акцент В рамках «Голосовалки» предлагаем читателям три книги, так или иначе связанные с Грецией.

От Чайковского до Чайковского

07.06.2023
От Чайковского до Чайковского Александр Сладковский: «Это настоящее счастье – любимая музыка, любимые солисты, любимый оркестр».

«Любите русскую поэзию, зачтется вам!»

05.06.2023
«Любите русскую поэзию, зачтется вам!» О книге Станислава МИНАКОВА «Вино с печалью пополам». Статьи о русской поэзии».
Позиция

«Дай им волю, юмористы начнут всех убивать...»

04.06.2023
«Дай им волю, юмористы начнут всех убивать...» Известный философ, социолог и общественник Александр ДУГИН убежден, что юмор разлагает, опошляет и унижает человека.

Проведав учителя

30.05.2023
Проведав учителя Светлана МЕРЕЖКОВСКАЯ о том, как побывала на могиле поэта Владимира Цыбина.

Оказывается, так можно было…

25.05.2023
Оказывается, так можно было… Андрей ПЕСОЦКИЙ о том, какие суммы платят участникам специальной военной операции.

  • Статьи
  • 2008 год
  • №42 (6194) (15-10-2008)
  • Время нового романа

Время нового романа

Время нового романа

Библиоман. Книжная дюжина
Шатохина Ольга

ШЕСТЬ ВОПРОСОВ ИЗДАТЕЛЮ

Сегодня открывается Франкфуртская книжная ярмарка. О роли, которую играет этот форум в издательском мире, и о современных литературных тенденциях размышляет директор издательства «Текст» Ольгерт ЛИБКИН.

– Что значит Франкфуртская ярмарка для издателя? 

– Всё! Издательский мир делится для меня не на хороших или плохих, не на умных или глупых, а на тех, кто ездит во Франкфурт или нет. Понимаете, в спортивном мире существует много соревнований различного уровня, а есть – Олимпийские игры. И Франкфуртская ярмарка – это Олимпиада для издателей. Я не знаю ни одного приличного западного издателя, который бы в ней не участвовал. Там можно увидеть всех, но пообщаться удастся, если предварительно договориться, время у всех расписано поминутно. Это великая деловая тусовка! Там может быть приём, презентация, но то и дело люди отставляют бокалы, хватают блокноты и быстро записывают, что нужно по делу. Даже просто бегая со встречи на встречу мимо стендов разных стран, невольно отмечаешь тенденции в книгоиздании, какие книги издают, как они оформлены, а если остановишься и посмотришь внимательнее, то тем более многое поймёшь. Иногда я привожу оттуда книги, которые вовсе не планирую переводить на русский и издавать здесь, но мне любопытно, как они сделаны. Это ярмарка для профессионалов, публику пускают только в субботу и воскресенье, и продавать книги разрешается лишь в последний день. 

– У вас там свой стенд? 

– Да, у нас небольшой стенд недалеко от российского стенда, но всё-таки отдельный. Опыт участия в книжных ярмарках научил нас, что лучше иметь, как говорится, свой стул, стол и кипятильник, тогда можно самостоятельно выстраивать программу и распоряжаться своим временем. Мы намерены представить во Франкфурте всё, что издали за этот год, несколько десятков книг. Сейчас на Западе возрождается интерес к русским книгам, который, казалось, угас, так же как во второй половине 1990-х угас интерес к России вообще. Когда началась перестройка, все взоры были обращены на нашу страну, но когда всем надоело обсуждать ужасы сталинизма и тому подобное, интерес упал в ноль. И отношение к литературе было таким же. Новое тогда ещё не родилось, молодая поросль не проявила себя, а многие мэтры отошли от активной творческой жизни. Сейчас интерес снова растёт. 

– Почему вы издаёте в основном переводную литературу? 

– Несмотря на впечатление, будто сейчас все пишут книги, российских авторов должного уровня не так уж много. Западных больше, есть из чего выбирать. Хотя у нас постепенно тоже стала появляться новая хорошая проза. Очень много интересной русской эмигрантской прозы – из Германии, Голландии, отовсюду. Пишут и эмигранты в первом поколении, и дети эмигрантов, но вторые реже, они стараются ассимилироваться. 

– А есть ли авторы, которые пишут на языке той страны, куда переселились, на английском, немецком, иврите? 

– В каталоге любого более-менее крупного западного издательства есть авторы с русскими фамилиями. Хотя в Израиле большая русскоязычная община, поэтому и писатели-эмигранты пишут, как правило, по-русски – аудитория есть. А мне, к примеру, великие французские писатели Анри Труайя, Ален Боске или Ромен Гари (они родились в России) интересны тем, что они писали о Франции, а литературная школа у них была русская. 

– Ваше издательство было первым негосударственным издательством в России. Какие тенденции вы наблюдали за время его существования? 

– Мы возникли в период книжного бума, когда ещё были «макулатурные» издания, а за хорошими книгами стояли очереди. И в этой ситуации мы старались предлагать публике не дешёвку, а достойные образцы беллетристики, если детективы – то Дэшил Хэммет и Рекс Стаут. Но главную задачу видели в том, чтобы открыть читателю произведения, которые при советской власти были по разным причинам недоступны. Мы печатали Аксёнова, Искандера, Войновича, Оруэлла, Кафку… «Верный Руслан» Владимова вышел тогда у нас тиражом 250 тысяч экземпляров – насколько бумаги хватило. Это было не только способом заработка, но и чем-то сродни исследовательской работе, интересно же первыми напечатать «Хромую судьбу» Стругацких без купюр… Кстати, братья Стругацкие поначалу входили в число наших учредителей. 

Мы надеялись, что закрома русской литературы полны, что у всех писателей в столах припрятаны шедевры и их много. Оказалось, что нет. Потом в магазинах появились колбаса и масло, и люди стали покупать эту колбасу, а не книги. И на рынке началась конкуренция. Я не противник лёгкого чтива, к большим издательствам, которые поднялись, у нас доброе отношение, но тогда нам пришлось менять основное направление. И мы обратились к высокой литературе. Там пришлось труднее. Во-первых, сложнее найти покупателя, а во-вторых, единственным критерием отбора оказывается собственное мнение. У меня нет другого способа оценить книгу, кроме как доверять себе и коллегам по издательству. Книжный бизнес во всём мире очень рискованный. Но у нас нельзя назначить цену книги в 20 долларов, как на Западе, тогда её вообще никто не купит. А ведь бумагу нам приходится покупать по общемировым ценам. 

В Европе сложился устойчивый круг людей, постоянно следящих за книжными новинками. Каждая солидная газета 8–12 полос в неделю посвящает литературе, а то и имеет литературное приложение. Повсюду на телеканалах есть передачи о книгах, не окололитературные, а именно книжные – приходит в студию автор с книгами, приходит критик, они дискутируют, ссорятся… На Западе сейчас активно ищут и издают произведения новых авторов. Сознательно идут на риск, говоря: хотя бы одна из десяти книг окажется удачной, и тогда мы этого автора будем раскручивать. А может быть, и не понадобится дополнительной раскрутки, сам прославится. И если такая книга получит какую-нибудь престижную премию, она будет издана тиражом, скажем, 300 тысяч экземпляров, если нет, то тысяч 50 всё равно издадут. Можете представить у нас такой тираж для книги неизвестного автора? Вот, к примеру, книга немецкой писательницы Юлии Франк «Полуденная женщина» – тираж несколько сотен тысяч, о ней говорят все, но в этом романе нет порнографии, растленности, какого-то безумного вызова. Это просто нормальный, хороший психологический роман. 

– А в России предпочитают раскрученные имена. Почему? 

– Те, кто взрослел в недавние смутные времена, отвыкли покупать книги. Впрочем, они сейчас уже хотят, чтобы у них дома были библиотеки, но при этом выбирают книги, руководствуясь привычками собственных родителей. То есть Ремарка или Гессе они наверняка купят, значит, это можно издавать, это верняк. А новое поколение активных читателей ещё не вошло в тот возраст, в котором покупают книги. Наши читатели большей частью – либо пожилые, либо совсем молодые люди. Молодые очень интересуются новой литературой, но у них пока ещё много и других увлечений.

Страницу подготовили Ольга ШАТОХИНА и Ирина ОРЛОВА


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
09.06.2023

Максим Замшев на Красной площади

Главный редактор "ЛГ" принял участие в форуме "Знание.Книги".
09.06.2023

Джаз бывает разноцветным

Российская государственная библиотека для молодежи приглашает на фестиваль.
08.06.2023

Устная книга

В музее Даля прошел авторский вечер поэта и переводчика Сергея Нещеретова.
08.06.2023

Неповторимый диалог

В Доме-музее Цветаевой проходит выставка художников «Угол падения не равен углу отражения».
07.06.2023

«Руслан и Людмила» за три миллиона

Аукционный дом «Литфонд» выставил на торги первую поэму Александра Пушкина.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Сирия возвращается

Литература
Дмитрий Воденников

На золотой лестнице Ламарка

Знаете, это такое шестое чувство, для которого, если верить Гумилёву, ещё орган ...

События и мнения
Воеводина Татьяна

Несите денежки

Вечнозелёная тема – финансовые пирамиды. Дело не во временах года, но бывают сов...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Циничный Генри

«В политике жить нужно долго», – гласит мудрость на многих языках. Генри Киссинджер...

Культура
 Фёдор Шеремет

Время крупным планом

Ускоренная съёмка, или, как любили говорить раньше, рапид – один из немногих тех...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда