САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
ЛГ online

Жаждал универсума и стремился к нему

17.04.2021
Жаждал универсума и стремился к нему Невеселые размышления Александра СЁМОЧКИНА к сороковинам Валентина КУРБАТОВА.

Кулаки или деревенские нэпманы?

13.04.2021
Кулаки или деревенские нэпманы? В год 100-летия НЭПа Анатолий ГОЛОВКИН напоминает о том, к чему привел тотальный отказ от частной собственности.

Писатели против Тотального диктанта

08.04.2021
Писатели против Тотального диктанта Секретариат СП России призвал не участвовать в «действе, не имеющем ничего общего с любовью к Родине».
ЛГ плюс

Сколько смешано судеб…

18.04.2021
Сколько смешано судеб… Стихи Георгия КОЛЬЦОВА, трагически погибшего в подмосковной Кашире, мало кого оставят равнодушными.

В черном квадрате истории

12.04.2021
В черном квадрате истории Чем дольше проживает в Филадельфии Вера ЗУБАРЕВА, тем все более русским поэтом она становится.

Тени ангелов

05.04.2021
Тени ангелов Стихи Народного писателя Удмуртской Республики Вячеслава АР-СЕРГИ переведены на многие языки мира.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Сибирская фантастика – первый сборник готов!

20.04.2021
Сибирская фантастика – первый сборник готов! В книге «Ничьи следы» собраны рассказы сибирских писателей-фантастов начала XXI века.

Орудийный мастер

19.04.2021
Орудийный мастер Михаил СИНЕЛЬНИКОВ размышляет о Николае ГУМИЛЕВЕ в связи со 135-летием последнего.

Аристократ, левак и гуманист

17.04.2021
Аристократ, левак и гуманист О выдающемся французском писателе Эрве БАЗЕНЕ, которому 17 апреля исполняется 110 лет, рассказывает Руслан СЕМЯШКИН.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Не Беларусь, а Белоруссия!

16.04.2021
Не Беларусь, а Белоруссия! Популярный российский певец Юрий ЛОЗА считает, что мы не обязаны называть другие страны так, как им самим хочется.

«Мы уверены в торжестве справедливости…»

11.04.2021
«Мы уверены в торжестве справедливости…»

Русский ПЕН-Центр защищает от нападок Игоря ВОЛГИНА.

«Папик» от Зеленского

09.04.2021
«Папик» от Зеленского Платон БЕСЕДИН возмущен тем, что в России покажут украинский сериал.
  • Статьи
  • Архивы изданий «ЛГ» ( 2007 г.)
  • 2007 год
  • №42(6142) (17-10-2007)
  • Похожий на льва

Похожий на льва

Похожий на льва

Панорама
Павлючик Леонид

ЭПОХА

Вспоминая Сергея Бондарчука

Валерий ПЛОТНИКОВСергей Бондарчук оставил этот мир уже 13 лет назад. Это случилось 20 октября 1994 года. А его присутствие в нашей жизни по-прежнему ощутимо. И не только потому, что недавно он напомнил о себе экранизацией «Тихого Дона», залёгшей на долгие годы в итальянских сейфах и только полтора десятка лет спустя вызволенной его семьёй и друзьями. Не только потому, что в кино активно работают члены его талантливого клана, – один сын Фёдор, который снял «9 роту», а сейчас снимает фильм по прозе братьев Стругацких с бюджетом 30 миллионов долларов, чего стоит! А ещё и потому, что за прошедшие с момента кончины мастера годы стало особенно ясно: не было в советском кино второй половины XX века фигуры более мощной, значительной, чем Сергей Бондарчук. Рядом с ним можно поставить только Андрея Тарковского, с которым они друг друга, мягко говоря, недолюбливали, при жизни остро конфликтовали. Но ведь Толстой тоже не мог терпеть Шекспира...
Сергей Бондарчук не играл мелких ролей, не ставил мелкотравчатых фильмов. Колосс. Глыба. Титан. Эти слова из античных хроник вполне применимы и к нему. В каждый свой фильм, в каждую свою роль он привносил ренессансный размах, шекспировский объём. Тарас Шевченко, академик Курчатов, кардинал Монтанелли, Пьер Безухов, отец Сергий, Отелло, царь Борис, доктор Астров и доктор Дымов – это его уровень, его планка в актёрском ремесле. «Судьба человека», «Война и мир», «Ватерлоо», «Они сражались за Родину», «Степь» – это его вершины в режиссуре. Толстой, Чехов, Пушкин, Шолохов, Шекспир, Гоголь, Данте – это его постоянные собеседники, его круг духовного общения.
При встречах с ним в коридорах «Мосфильма», на кинофестивалях я частенько ловил себя на мысли, что чисто внешне Бондарчук похож на льва, царя зверей. Это сравнение рождала и его седая величавая грива, и повадки крупного зверя, самца, рядом с которым его недоброжелатели, завистники казались мелкими шавками. Что скрывать: в кинематографическом цехе многие его не любили, завидовали. Он непозволительно рано (в 32 года) стал народным артистом СССР – это звание ему самолично присвоил Сталин за прекрасно сыгранную роль Тараса Шевченко. Лауреатом Ленинской премии он стал в 40 лет – за свой режиссёрский дебют – фильм «Судьба человека» по Шолохову. Наконец, он получил премию «Оскар» за фильм «Война и мир» по Толстому, который до сих пор считается самым дорогим проектом в истории советского и российского кино...
Некоторые могут сказать, что на Бондарчука тогда работал не только весь «Мосфильм», но и вся держава. Но и он, надо заметить, славно поработал на честь родной державы, передав на экране силу, мощь, красоту, народность толстовской эпопеи. И положа руку на сердце: разве потянул бы кто-либо из здравствовавших тогда режиссёров (хоть Алов с Наумовым, хоть Климов, хоть даже тот же Тарковский) этот грандиозный проект? В нашем кино только Бондарчук умел с таким размахом повелевать армиями и многотысячными массовками, только он мог передать на экране и воздушную красоту великосветского бала, и кровавую мясорубку военной бойни...
Его считали киногенералом, баловнем судьбы. А он пахал, буквально загоняя себя в работе. Его сын Фёдор Бондарчук рассказывал мне, что, бывало, по году не видел своего отца – тот или снимался, или сам снимал. В одном из своих предсмертных посланий Сергей Фёдорович буквально проклинает свою немилосердную профессию, само кино, из-за которого он, по сути, был отлучён от семьи, от воспитания детей и даже не смог приехать на похороны своего отца. Неужели и этому надо было завидовать? Всякий ли смог пойти ради искусства на такие жертвы?
Тем не менее на пятом, «революционном», съезде кинематографистов грянул гром. Бондарчука с группой ветеранов советского кино (в их числе Лев Кулиджанов, Станислав Ростоцкий, Евгений Матвеев, Александр Алов и Владимир Наумов) предали остракизму, шельмованию. Тогда за Бондарчука заступился один лишь Никита Михалков, назвав поведение возбуждённой, требующей крови толпы «ребячеством», но его трезвый голос не услышали. Вскоре 20-серийный «Тихий Дон», который Бондарчук собирался ставить для нашего телевидения, свернули, рассудив, что «лучше эти деньги отдать сельскому хозяйству». Сельское хозяйство так до сих пор и не подняли, а режиссёра с мировым именем обрекли на многолетний простой, на безделье, с которым Бондарчук смириться не мог. И когда годы спустя на горизонте возник итальянский продюсер с предложением реанимировать затею с «Тихим Доном», Сергей Фёдорович бросился в этот проект как в омут...
Теперь ясно: это была трагическая ошибка мастера. Во-первых, в силу возраста он был к тому времени уже не в лучшей физической и творческой форме. Во-вторых, под напором продюсера вынужден был пойти на творческие уступки и пригласить на главные роли иностранных звёзд – в частности напомаженную Дельфин Форрест в роли Аксиньи, гей-икону западного кино Руперта Эверетта в роли Григория, что во многом предопределило последующую неудачу экранизации. В-третьих, продюсер, отмыв деньги, интерес к проекту вскоре исчерпал...
– В последние годы своей жизни, – рассказывал мне его сын Фёдор, – отец неотступно думал только о том, как бы закончить картину «Тихий Дон», залёгшую в Италии, и это мучительное ожидание его буквально добивало. Да ещё пятый съезд кинематографистов, я уверен в этом, сыграл свою роковую роль в его стремительном уходе из жизни...
Сам я в последний раз встретился с Сергеем Фёдоровичем на «Кинотавре» в июне 1994 года – за несколько месяцев до кончины мастера. Его великолепная седая грива была такой же могучей, но сам он, помню, был какой-то щуплый, худенький, съедаемый, как я теперь понимаю, смертельной болезнью. Мы сели в тенёчке и проговорили больше часа, переходя время от времени с русского на украинский язык, на котором в силу своих корней оба могли хорошо изъясняться. Он с печалью рассказывал о своих затянувшихся мытарствах с «Тихим Доном», о дорогих для него и, увы, неосуществлённых проектах – «Тарасе Бульбе» и «Божественной комедии». Переживал за судьбу «Мосфильма», куда в результате непродуманной приватизации может прийти чужой дядя и вырубить посаженный Довженко яблоневый сад. Поведал и о своих взаимоотношениях с партией, в которую он вступил поздно – в 50 лет, в год 100-летия Ленина, и из которой вышел «после предательства Горбачёва».
Но это была единственная экспрессивная оценка в его речи. Наоборот, он поразил меня тогда тихой самоуглублённостью и каким-то подлинно христианским смирением. К тому времени сполна «реабилитированный» в общественном сознании, вновь покаянно причисленный его хулителями к сонму классиков, он не стал ни с кем из своих обидчиков задним числом сводить запоздалые счёты.
– Как видите, я остался жив, – спокойно ответил Сергей Фёдорович на мои расспросы о том, как он пережил годы несправедливых гонений. – Всё вытерпел, вынес. Может, потому, что у меня крепкая крестьянская закваска? Конечно, горечь, обида остались. Но поскольку в обществе сейчас идёт полоса примирения, то я решил не держать зла на своих обидчиков, не требовать возмездия. Помните, как в Библии сказано: «Возлюби врага своего». А я человек верующий, православный. Так что пусть мои гонители живут и здравствуют. Они сами себя наказали...
Таким просветлённым, успокоенным, величавым и мудрым, всё познавшим и всё принявшим, он и ушёл в скором времени в Вечность. 

Леонид ПАВЛЮЧИК


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
21.04.2021

Учимся любить Россию

Выходит книга немецкого писателя Ханса-Йоахима Фрая, предисловие к которой написал Владимир Путин.
21.04.2021

«Иду на грозу!»

«Сибирские огни» объявили литературный конкурс произведений, посвященных российской науке.
20.04.2021

«Сон о Бродском. Голоса и тени»

В  киноклубе-музее «Эльдар»  состоится  московская премьера фильма.
20.04.2021

Норвегия, Россия и Достоевский

В Мурманске проходит форум, посвященный диалогу культур двух стран.
19.04.2021

Роулинг за Навального

Известные писатели требует допустить врачей к оппозиционному российскому политику.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Быть миру

Если две недели назад приходилось задаваться вопросом, быть ли войне, то сегодня...

События и мнения
Игорь Юргенс

Опасный опыт Ново-Огарёва

Наше отношение к пережитым эпохам определяется не столько тем, были ли они благо...

Панорама
Владимир Березин

Актёрская старость

В прежние времена, в эпоху литературоцентрической цивилизации, недостижимым обра...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Быть войне?

Джозеф Байден всегда принимал деятельное участие в судьбе Украины. В администрац...

События и мнения
Макаров Анатолий

Урок Хармса

Как и многие мои либеральные сверстники, я считал основателя советского (есл...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда