ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
ЛГ online

«Мы хотим жить…»

24.05.2022
«Мы хотим жить…» Почему люди из Мариуполя никак не могут получить статус беженцев в Пензе?

Они не такие, как мы!

19.05.2022
Они не такие, как мы! Репортажи о пленных «азовцах» вызвали в российском обществе неоднозначную реакцию.

Мы в Telegram

15.05.2022
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.
ЛГ плюс

Оруэлл смотрит с небес…

23.05.2022
Оруэлл смотрит с небес… В стихах Владимира СПЕКТОРА не только боль и отчаяние, но также и вера в торжество добра.

Живет на свете кошка

16.05.2022
Живет на свете кошка Стихи Анны ЖЕЛТОНОГОВОЙ лиричны, в чем-то наивны, но по-своему трогательны.

Урок окончен

11.05.2022
Урок окончен К 75-летию поэта и учителя Владимира СУВОРОВА. Вступительное слово Сергея БАГОЦКОГО.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

Фея сирени «Русского балета»

20.05.2022
Фея сирени «Русского балета» О юбилее заслуженной артистки РСФСР, кавалера ордена «Знак Почета» Ольги КОХАНЧУК.
Материал Ирины КОТЕНКО.

Сюжеты из будущего – это «воспоминания»

18.05.2022
Сюжеты из будущего – это «воспоминания» Литгерои абсолютно самостоятельны и вольны в своих порывах, утверждает София ЭЗЗИАТИ.

Перекличка памяти с судьбой

14.05.2022
Перекличка памяти с судьбой Состоялась мировая премьера «Военной кантаты» Давида КРИВИЦКОГО на стихи Арсения ТАРКОВСКОГО.
ОПРОСНИК
  1. Как России вести себя с Украиной?
Результат
Позиция

Мариуполь – начало позора Украины

21.05.2022
Мариуполь – начало позора Украины Политолог и писатель Андрей ВАДЖРА об окончании «мыльной оперы» со сдачей в плен «азовцев».

Алексей Цветков: «Мои соперники – Заболоцкий и Мандельштам!»

14.05.2022
Алексей Цветков: «Мои соперники – Заболоцкий и Мандельштам!» 12 мая не стало Алексея Петровича Цветкова – поэта, прозаика, критика, переводчика, скончавшегося в Израиле.

Герман Захарьяев: «Геополитика на День Спасения и Освобождения не влияет»

10.05.2022
Герман Захарьяев: «Геополитика на День Спасения и Освобождения не влияет» День Победы в Израиле официально считается еще и новым иудейским праздником. Здесь он называется День Спасения и Освобождения.

  • Статьи
  • 2008 год
  • №44 (6196) (29-10-2008)
  • Короткий фильм о любви и убийстве

Короткий фильм о любви и убийстве

Короткий фильм о любви и убийстве

Киномеханика
Рогова Валентина

ДАТА

100 лет назад – 15 (28) октября 1908 года – произошло событие, которое, как написала тогда газета «Сцена», «делает эру в истории русского кинематографического театра». На экраны страны – впрочем, в ту пору это выражение ещё не употреблялось – вышел первый отечественный игровой фильм «Стенька Разин и княжна» (другое название «Понизовая вольница»), снятый на сюжет из национальной истории и разыгранный петербургскими актёрами. Александр Осипович Дранков, опять-таки нынешним языком выражаясь, продюсер картины, чутко уловивший настроения публики, отныне будет важно именовать себя «первым кинопатриотом России».

Уместившиеся в 224 метра плёнки шесть не вполне внятных, довольно сумбурных сцен-эпизодов и семь не совсем грамотных надписей на «мотив» известной песни о волжском атамане и персидской княжне имели потрясающий успех. Фильм был фаворитом русского проката до конца 1911 года – момента выпуска первого нашего блокбастера «Оборона Севастополя». И неудивительно. Ведь в нём было всё необходимое для больших кассовых сборов: любимая песня в качестве первоисточника (а ведь «Понизовую вольницу» можно, таким образом, считать и первым в истории экранных искусств видеоклипом), узнаваемая фабула с остродраматической любовной линией и безусловным саспенсом, момент шокирующего воздействия (в кадрах, где беспощадный атаман в эмоциональном порыве дарит княжну Волге-матушке, плюс тонкая апелляция к «национальной гордости великороссов». Ну как было не упиваться образом героя, тревожившего своими набегами и  Османскую империю, и Крымское ханство, сумевшего приковать к себе напряжённое внимание всей Европы.
Парадоксально, но счастливая мысль изобразить бунтарные события 1668 года методом «движущейся фотографии» посетила не дранковского конкурента Александра Ханжонкова, приходившегося Разину земляком, а «воронежского мещанина» Василия Гончарова, железнодорожного чиновника, не чуждого, впрочем, тяги к изящному. Сперва он написал «пиесу» «Понизовая вольница», в которой был изначально заложен элемент кинематографических интермедий (техническая новинка, уже использовавшаяся в театрах Фёдора Корша и Симона Сабурова). Гончаров предоставил исключительное право на её постановку московскому театру «Аквариум». И где-то примерно в это же время произошла судьбоносная встреча драматурга с известным фотографом, активным предпринимателем и одним из первых отечественных кинодокументалистов (в известном смысле хроникёром-стрингером) Дранковым.
Следствием этого знакомства, вероятно, и явилось написание Гончаровым специального «сценариуса» под названием «Стенька Разин и княжна». На базовую основу, то есть песню «Из-за острова на стрежень…» (считающуюся народной, хотя текст её восходит за четверть века до описываемых событий к стихотворению Дмитрия Садовникова), были положены авторские вариации в виде привнесённого мотива ревности Стеньки к «милому принцу Гассану», о существовании коего он узнаёт из подмётного письма своих непримиримо сексистски настроенных товарищей. Нельзя не отметить, что в эпоху «технических» или «номерных», на манжетах писанных сценариусов, где, как правило, лишь протокольно перечислялись объекты съёмок, первый русский киносценарист написал целую психологическую новеллу в шести картинах.
А ставший с лёгкой руки Дранкова первым русским кинорежиссёром актёр Владимир Ромашков нашёл волжскую «натуру» на озере Разлив, сняв фильм, скорее всего, за один день. Артистов из Петербургского народного дома во главе с исполнителем заглавной роли трагиком Евгением Петровым-Краевским одели во взятые напрокат боярские костюмы, велели вдохновенно осушать также из театрального реквизита позаимствованные бутафорские кубки. Они поют, кричат «ура», размахивают кинжалами. Княжна исполняет национальный танец. И общие планы, и каждая сцена наполнены движением – отчаянно чрезмерным с точки зрения сегодняшнего взгляда, но сто лет назад требовалось максимально подчёркнуть, что тут не статический «волшебный фонарь», а принципиально новое слово научного прогресса – синематограф.
Кто-то из пары операторов фильма (сам Дранков или Николай Козловский) совершил робкий, но весьма значимый шаг в киноискусстве – камера у него впервые «ожила»: в четвёртой картине «Ревность заговорила» совершён лёгкий «наезд» на ватагу разбойников (камера заметно приблизилась к лицам актёров). Достигнуть укрупнения в 1908 году можно было только методом плавного передвижения пудового киноаппарата, то есть радикальным решительным попранием чётко сформировавшихся на тот момент «правил» съёмок. За кадром этого «новаторского приёма» так и остался секрет: что это было – феноменальный эксперимент Дранкова или случайный технический сбой?
Современники называли картину «роскошной и выдержанной в историческом колорите», писали, что «в техническом отношении она исполнена прекрасно», сетовали: «жаль только, что лента коротка».
Но было бы, наверное, странно, чтобы первый русский фильм, да к тому же снятый на столь волнительный сюжет, не вызвал бы и первого киноскандала. Даже не одного. Господин Путинцев, собственник театральной постановки «Понизовая вольница», возмущённый появлением её «фильмовой» составляющей в других залах, пригрозил Дранкову судебным процессом. Выражал своё недовольство и композитор Михаил Ипполитов-Иванов: музыка, написанная им к спектаклю, в синематографах использовалась контрафактно, поскольку оборотистый Дранков – и снова впервые в истории кинопроката – распространял свой фильм с приложенной к нему грамофонной записью. А автор «сценариуса», обратившийся в Союз драматических и музыкальных писателей с просьбой об охране своих авторских прав «во всех кинематографических театрах», получил довольно жёсткий и нелицеприятный ответ: дескать, и произведения его являются «механическими и не подходят под определение понятия литературного произведения», и вообще «развитие синематографических театров идёт во вред развитию «настоящих театральных предприятий».
Эх, если бы могли члены этого союза заглянуть на век вперёд…

Валентина РОГОВА


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 




Новости
24.05.2022

«Большая книга» огласит шорт-лист

В Демонстрационном зале ГУМа будут объявлены финалисты Национальной литературной премии.
24.05.2022

«На благо мира»

Премия за доброту в искусстве объявляет прием заявок на участие в конкурсе 2022 года.
23.05.2022

Суровый край ищет таланты

На Кольском Севере начался отбор конкурсантов на соискание губернаторской премии.
23.05.2022

Память о поэте

В Уржуме вручили литературную премию имени Николая Заболоцкого.
22.05.2022

В Николаеве демонтирован памятник Пушкину

Очередной мемориал великому русскому поэту уничтожен украинскими нацистами-вандалами.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Литература
Беседин Платон

Кол для Дракулы

18 мая 2022 года исполнилось 125 лет с выхода в свет из тьмы культового романа Б...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Z как «живой»

Буква Z в 1960-е стала символом антифашизма в Греции. В греческом алфавите дзета...

События и мнения
Макаров Анатолий

Как-нибудь переживём

В годы литературной молодости я вдруг заболел русской эмиграцией.

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Как они это делали?

Завершился показ премьерного восьмисерийного фильма «Начальник разведки» про Павла...

Литература
Сафронова Елена

Опасная профессия

Среди гражданских профессий на первом месте по степени риска находятся шахтёры, ...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2022
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда