ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Посоревнуйся с Солнцем русской поэзии!

26.05.2023
Посоревнуйся с Солнцем русской поэзии! Музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское» предлагает придумать «Сказку о прекрасной царевне Лебеди».

Прекрасная необходимость

21.05.2023
Прекрасная необходимость В Санкт-Петербурге при участии «Литературной газеты» состоялся поэтический батл.

Кто они, номинанты XII сезона Патриаршей литературной премии?

15.05.2023
Кто они, номинанты XII сезона Патриаршей литературной премии? Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, разъясняет.
ЛГ плюс

Сядем ближе к огню

29.05.2023
Сядем ближе к огню Платона ДЮГАЯ можно назвать «многостаночником». Он – не только поэт, но также дипломированный топограф, журналист и политолог.

Шаман жил далеко за городом…

21.05.2023
Шаман жил далеко за городом… В коротких рассказах Вячеслава ХАРЧЕНКО самые обычные ситуация приобретают дополнительные оттенки и смыслы.

Когда зачинаются правнуки…

14.05.2023
Когда зачинаются правнуки… В прозе Нины ВЕСЕЛОВОЙ провинция предстает печальной, вымирающей, но при этом родной, единственной, незаменимой.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

«Форосская тетрадь» и ее участники

28.05.2023
«Форосская тетрадь» и ее участники В Крыму состоялась презентация литературного сборника. Рассказывает Елена ОСМИНКИНА.

Эпоха Бельмасовского литфеста

24.05.2023
Эпоха Бельмасовского литфеста В Кузбассе состоялся Х Всероссийский литературный фестиваль имени А.Бельмасова.

Незаменимый ум

23.05.2023
Незаменимый ум В ЦДЛ состоялся творческий вечер литературного критика и прозаика Елены САФРОНОВОЙ.
Позиция

Оказывается, так можно было…

25.05.2023
Оказывается, так можно было… Андрей ПЕСОЦКИЙ о том, какие суммы платят участникам специальной военной операции.

Герман Захарьяев: «Наша благодарность за Спасение и Освобождение будет вечной!»

17.05.2023
Герман Захарьяев: «Наша благодарность за Спасение и Освобождение будет вечной!» День Спасения и Освобождения считается иудейским продолжением Дня Победы. В этом году он выпал по иудейскому календарю на 17 мая и отмечается уже в десятый раз.

«Фейсбук» – осиное гнездо

16.05.2023
«Фейсбук» – осиное гнездо Писатель Нат ВЕСЕНИН считает, что эта соцсеть оккупирована склочниками, псевдоинтеллигентами и русофобами.

  • Статьи
  • Архивы изданий «ЛГ» ( 2007 г.)
  • 2007 год
  • №44(6144) (31-10-2007)
  • Аналитический Шишкин

Аналитический Шишкин

Аналитический Шишкин

Искусство
Долгополова Ирина

ВЕРНИСАЖ

А ещё натуралист и фотограф

ИТАР-ТАССЮбилейная выставка выдающегося русского пейзажиста И.И. Шишкина (1832–1898) – один из самых ярких и масштабных проектов Третьяковской галереи последних лет. После выставки произведений художника, прошедшей в Галерее в 1948 году, она впервые предельно полно и во всём разнообразии представляет наследие знаменитого мастера.
Широкая известность произведений И. Шишкина, всенародно любимого художника, с течением лет не лучшим образом повлияла на восприятие его творчества. Репродукции его работ тиражировались в открытках, календарях, настенных ковриках, конфетных обёртках. Естественность и открытость зрителю искусства Шишкина, «доступность» художественного языка стали восприниматься как банальность. Одной из задач проекта стало намерение преодолеть клишированный подход к творчеству живописца, снять «глянец» с его работ и одновременно изменить снисходительное отношение к кажущейся простоте его художественного высказывания. Выставка даёт возможность по-новому взглянуть на хрестоматийно известные произведения Шишкина и открыть широкому зрителю незнакомые стороны его творчества.
Всего на Крымском Валу представлено свыше 200 произведений мастера. Сорок экспонатов Третьяковская галерея дополнила сотней рисунков и произведений печатной графики из собственных фондов. А кроме того, 39 живописными работами из Русского музея, 33 первоклассными полотнами из музейных и частных собраний России и зарубежных стран. Настоящим открытием для широкого зрителя несомненно станут не характерные для художника зимние и морские пейзажи, а также редкое по мастерству колористического решения полотно «Пески» (1887) из Национального художественного музея Республики Беларусь в Минске.
Стремление показать «живого» художника, живописца-исследователя, путешественника, уже современниками признанного лучшим мастером рисунка и офорта в России второй половины XIX века, обусловило новый подход к формированию монографической экспозиции. Впервые центром подобного проекта стал рисунок, эта своеобразная «творческая кухня» Шишкина, и его печатная графика. Что вполне оправданно, ибо «рабочий» материал художника чрезвычайно ценился как современниками, так и самим художником: свою первую персональную выставку в залах Императорской Академии художеств в 1881 году он составил как раз из этюдов, рисунков, цинкографий и литографий.
Вокруг графического материала как композиционного стержня выставки расположены отдельные экспозиционные зоны. В них в хронологической последовательности представлены знаменитые полотна художника («Полдень. В окрестностях Москвы» (1869), «Рожь» (1878), «Сосны, освещённые солнцем» (1886), «Утро в сосновом лесу» (1889) – все ГТГ; «Среди долины ровныя…» (1883, КМРИ), «На севере диком…» (1891, КМРИ), «Корабельная роща» (1898, ГРМ) и др.), сопровождаемые большим количеством этюдного материала.
Выставка даёт возможность оценить своеобразие творческого метода И. Шишкина, когда безукоризненное техническое ремесло мастера переходит в высочайшее качество его произведений. Этапы творчества Шишкина с 1860-х до 1890-х годов отражают эволюцию изобразительного языка художника от романтизма ранних пейзажей к натурализму и объективизму, а в позднем периоде – к пленэрным поискам, к передаче световоздушной среды.
В крупноразмерных полотнах Шишкина, демонстрирующих панорамно-развёрнутые виды, господствуют мастерский рисунок и тщательная светотеневая проработка изображения. Художника интересует не преходящее состояние природы, а её сущностное и эпическое начало. Для него главное в природе – постоянное и неизменное. Потому излюбленным временем года в его произведениях выступает разгар лета, а доминантой растительного мира – вечнозелёные хвойные деревья. Шишкин возвышает, героизирует русский пейзаж, олицетворяющий, по его мнению, понятие Родины. По словам знаменитого критика Стасова, природа у Шишкина предназначена для богатырского народа. Будучи одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, он утверждал пейзаж как важную сферу искусства передвижников и русской реалистической живописи в целом.
Отличительной особенностью работы художника стал аналитический метод, основанный на пристальном изучении натуры. В изображении растительных мотивов он не признавал приблизительности и обобщённости. В поисках наиболее характерных черт художник тщательно штудировал природу в многочисленных этюдах и рисунках. Присущий художнику объективизм обусловил включение в пространство выставки специальной зоны – лаборатории творческого метода Шишкина как площадки для новой формы образовательной программы музея. На примере особого дидактического материала выделены научные и технические проблемы, занимавшие художника. В разделе «Натура» демонстрируются интересы художника-исследователя в области науки о лесе, геоботаники, географии. Здесь представлены гербарии, ботанические книги начала XIX века (из коллекции библиотеки кафедры геоботаники биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова). В разделе «Техника», где экспонируются литографский камень, офортные доски, фототипические изображения, Шишкин предстаёт как экспериментатор в области печатных техник, офортист-новатор, в поисках новых художественных средств изобретший выпуклый офорт – цинкографию. Раздел «Оптика» предоставляет возможность взглянуть на мир через видоискатель старинного фотоаппарата – «волшебного фонаря», экземпляры разных видов которого предоставлены Политехническим музеем, – наглядного пособия для объективной передачи изображаемого, которым мог пользоваться художник, профессионально занимавшийся фотоделом. 

Ирина ДОЛГОПОЛОВА


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
29.05.2023

Обретая «Дар речи»

В Московском доме книги состоялась презентация новой книги Юрия Буйды.
29.05.2023

«Дзяды» в Михайловском

Государственный музей-заповедник А.С.Пушкина представит выставку «Дзяды» Адама Мицкевича: история души».
28.05.2023

«Я только малость объясню в стихе…»

Оргкомитет Международного арт-фестиваля памяти Владимира Высоцкого принимает заявки на VI поэтический конкурс.
27.05.2023

«Камера обскура» в РГБМ

В Библионочь Российская государственная библиотека для молодежи откроет «ящик познания».
27.05.2023

Литфонд продаст артефакты

Ставка за «Парижскую улицу» Фалька превысила полтора миллиона рублей.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Циничный Генри

«В политике жить нужно долго», – гласит мудрость на многих языках. Генри Киссинджер...

Культура
 Фёдор Шеремет

Время крупным планом

Ускоренная съёмка, или, как любили говорить раньше, рапид – один из немногих тех...

События и мнения
Кабыш Инна

Ребёнок как ЭЕ

Как только 2023-й был объявлен Годом педагога и наставника, естественно, самым ч...

Общество
Владимир Березин

Министерка обороны

Время от времени медиа показывают нам военных министров европейских стран. Чаще ...

Литература
Сазанович Елена

Войнич и её Эверест

Когда-то, в конце XIX века, Этель Войнич ненадолго приехала в Россию. Чтобы навс...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда