ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Безымянный Евгений

06.06.2023
Безымянный Евгений К 224-летию со дня рождения Александра Сергеевича ПУШКИНА.

Огонь, мерцающий в сосуде

31.05.2023
Огонь, мерцающий в сосуде К 120-летию выдающегося поэта Николая ЗАБОЛОЦКОГО.
Эссе Ефима ГАММЕРА.

Посоревнуйся с Солнцем русской поэзии!

26.05.2023
Посоревнуйся с Солнцем русской поэзии! Музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское» предлагает придумать «Сказку о прекрасной царевне Лебеди».
ЛГ плюс

Ушибленные Севером

08.06.2023
Ушибленные Севером В стихах Владимира СОРОКАЖЕРДЬЕВА природа нашей страны предстает во всей своей суровой красе.

Лицей-2023. Проза (часть вторая)

03.06.2023
Лицей-2023. Проза (часть вторая) Публикуем финалистов популярной литературной премии имени Александра Пушкина для молодых поэтов и прозаиков.

Лицей-2023. Проза (часть первая)

02.06.2023
Лицей-2023. Проза (часть первая) Публикуем финалистов популярной литературной премии имени Александра Пушкина для молодых поэтов и прозаиков.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

От Чайковского до Чайковского

07.06.2023
От Чайковского до Чайковского Александр Сладковский: «Это настоящее счастье – любимая музыка, любимые солисты, любимый оркестр».

«Любите русскую поэзию, зачтется вам!»

05.06.2023
«Любите русскую поэзию, зачтется вам!» О книге Станислава МИНАКОВА «Вино с печалью пополам». Статьи о русской поэзии».

Внимание: ретроспектива

04.06.2023
Внимание: ретроспектива Каждый месяц мы предлагаем для голосования книжные новинки в разных жанрах. Книга, которую выберут читатели, попадет на страницы «ЛГ».  
Позиция

«Дай им волю, юмористы начнут всех убивать...»

04.06.2023
«Дай им волю, юмористы начнут всех убивать...» Известный философ, социолог и общественник Александр ДУГИН убежден, что юмор разлагает, опошляет и унижает человека.

Проведав учителя

30.05.2023
Проведав учителя Светлана МЕРЕЖКОВСКАЯ о том, как побывала на могиле поэта Владимира Цыбина.

Оказывается, так можно было…

25.05.2023
Оказывается, так можно было… Андрей ПЕСОЦКИЙ о том, какие суммы платят участникам специальной военной операции.

  • Статьи
  • Архивы изданий «ЛГ» ( 2007 г.)
  • 2007 год
  • №44(6144) (31-10-2007)
  • Гойя по-уральски

Гойя по-уральски

Гойя по-уральски

Искусство
Маликов Евгений

ЗДЕСЬ ТАНЦУЮТ

Мировая премьера балета «El mundo de Гойя» в Челябинске

До «Гойи» я был знаком с творчеством Константина Уральского всего по одной постановке: неоклассической композиции, придуманной Константином Семёновичем для руководимой им балетной труппы штата Айова по Второму фортепианному концерту Рахманинова. Поэтому и настроен на «Гойю» был, скорее, по-импрессионистcки эйфорично, нежели трезво. Ожидал больше «настроения», чем «сюжета». Однако «заданность» рухнула, едва зазвучала музыка и на сцене появился молодой танцовщик Евгений Атаманенко – Гойя. Я понял: последует рассказ. Не столько даже о художнике, сколько о самой Испании конца XVIII – начала XIX века.
Испания в представлении европейца позапрошлого века – страна «чёрной легенды» (leyenda negra). Избежать этого «наследия предков» нелегко, и хорош тот творец, который, не выходя в целом за рамки штампов, существенно расширяет границы последних. Пишет «исторический роман».
В балете Уральского сосуществуют четыре Испании, соприкасающиеся друг с другом в личности Франсиско Хосе Гойи-и-Лусьентеса, и две темпоральные линии, зафиксированные в момент перелома традиции аристократизма, падающего в буржуазное новое время. И «точкой перегиба» вновь избран Гойя.
И то и другое схвачено верно.
Первая Испания, встречающая нас в балете, – страна «улицы», празднества народной стихии. Музыка Бесединой вопреки ожиданиям лишена «попсовости» фламенко, лишь лёгким намёком отсылает нас к этому «знаку». Вторит ей и танец, единственным визуальным «обертоном» указывая на привычное, тогда как в основном решён глубже. Он оказывается плавен, как работа матадора, чередующего экономную отточенность совершенства «вероник» и «полувероник» с перемещениями скупыми и точными. Нетривиально, истинно.
Вторая Испания – страна королевского двора. Танец приобретает универсальность, он ярок, ибо опирается, кроме прочего, на прекрасно разработанную лексику именно этой части классического балета. Нюансировка движений такова, что жеманность становится главным действующим лицом этой Испании. Впечатляющая достоверность!
Третья Испания – собственно мир видений больного Гойи, его бред. Исполненный под электронную фонограмму танец призраков механистичен и монотонен. «Выключение» оркестра выгодно подчёркивает «инаковость» данной вселенной по отношению ко всему посюстороннему. Полчища «длинноногих бестий» слетаются на крыльях-мулетах, и вот Гойя сам становится объектом тавромахии (так, кстати, называется известная серия его офортов), быком, преследуемым этими фантомами.
И последняя Испания – католическая. Горячечной веры, свирепой инквизиции. Здесь танец отсутствует вовсе – его заменяют григорианский распев и речитатив Инквизитора, будто списанного с героев, обладавших истинно латинским темпераментом: Савонаролы, Лойолы, Муссолини, Франко. Это мир, от которого Гойя внутренне бежит, но который жив в нём, стопроцентном испанце.
Танец «типичностей» удивительно гармонирует у Уральского с танцем «индивидуальностей». Мы, например, видим Гойю полнейшим антиподом другого великого испанца – художника Диего Веласкеса, для которого «двор» был своим, чьи портреты инфанты пронизаны неземной любовью. Гойя же входит в «королевскую танцевальность» своей манерой, дисгармонирующей с линиями всяческих «паванн». Художник – оттуда, с площади. Он – представитель народной культуры, победившей в Испании в конце концов культуру аристократическую (Хосе Ортега-и-Гассет).
Но он не менее сложен, чем сама Испания – страна не только дворцовой куртуазности, общей для европейских монархий, но уникального и возвышенного отношения к смерти, где аристократ умерщвлялся по приговору почти ритуальным удушением на гарроте. Однако, кажется, что даже здесь провозвестник буржуазности, способный финансист, а не только художник Гойя спешит предпочесть церемонности Арагона и Кастилии рациональную галльскую гильотину.
Но и в нём самом есть «белое и пушистое» – малыш Чико – luz de luna Франсиско Гойи. Alter ego художника чётко отделяется от «основной» личности полуприрученного и «полупридворного» безумца. И танец «второго я» вполне элегичен и не менее совершенен и красноречив (Сергей Тараторин), чем линия Гойи.
Жене художника Хосефе соответствует «романтическая струя» балета. Ольга Шемякина хороша и во взаимодействии с Гойей, и тогда, когда ей отвечает лишь Чико. Возвышенные дуэты с обеими ипостасями мужа волнуют по-настоящему.
В общем, не только для каждой «общественной страты», но и для каждого персонажа придумал Уральский свой танец. Каждому соответствует своя музыкальная тема ученицы Тихона Хренникова Бесединой. Тема, утилитарная ровно настолько, насколько не перегружает восприятие изощрённостью своего развития. Танец следут музыке идеально – скорее, лаконичный по лексике, чем страдающий барочной избыточностью, что, однако, не может служить недостатком в данном случае. Гойя-художник относительно скуп на выразительные средства, так почему его пластика должна отличаться хореографической щедростью, расточительностью? Для этого есть Король, Королева, Министр и – наконец – герцогиня Альба, о которой хочется сказать особо.
Танцы двора и Гойи нигде не пересекаются, не путаются. Они – почти из разных пластических традиций. Исключение составляет лишь взаимодействие художника с Альбой – это сплав, а не простое соприкосновение. Герцогиня (народная артистка России Татьяна Предеина) – хищная, обаятельная, обольстительная, обволакивающая теплом семейного «злого торжества». Её присутствие кажется тотальным, хотя по второму-третьему просмотру понимаешь, что не так уж часто Татьяна появляется на сцене. Всеохватна она для Гойи. Выразить это в трёх-четырёх эпизодах – артистическое мастерство высочайшего класса. И «залакировать» всё довольством сытости – тут челябинская прима убедительна, прекрасна в своей обнажённой женственности. Понимаешь Гойю...
Которому в исполнении Атаманенко не достаёт лишь одного – жизненного опыта. От которого, впрочем, ещё никому не удалось уберечься. Тогда как технический потенциал – вещь штучная – у Евгения имеется.
Надеюсь, мне удалось доказать, что Уральский смог рассказать историю. Если нет, то поверьте на слово: балетмейстеру хватило дыхания на то, чтобы преподнести нам целый роман. Внятный и исторически правдоподобный. Даже правдивый, где нет никаких «что?» по сюжету и «почему?» по мотивации. А это – высокая степень освоения материала хореографом. И та же степень педагогического мастерства в умении убеждать исполнителя.
Кроме того, у «Мира Гойи» есть и ещё одно преимущество перед быстротечной модой «современной хореографии» – традиционность. В спектакле есть всё, что составляет славу именно русского балета, – классические адажио, характерный танец, пантомима, даже «белый балет» не забыт Уральским – что же иное мир фантазмов художника? Ближайшим «родственником» Уральского (хотя тоже вполне далёким) мне видится Михаил Фокин. Кто находит иных «предков» – его воля. Главное – балет получился удивительно русским.
Что не может не вселять надежду на то, что XXI век станет эпохой «русского танцевального ренессанса». И именно в плане мирового господства. Предпосылки есть. Мы, русские, – народ имперский. Буржуазный танец-модерн – не наш путь. Настолько не наш, что мы даже «протобуржуазность» Гойи умеем отбросить ради тонких движений души художника.
Наш Гойя выше того, что говорил по-испански! 

Евгений МАЛИКОВ

Обольстительная герцогиня Альба – Татьяна Предеина

Имя – El mundo de Гойя
Дата рождения – 17 мая 2007 г.
Место рождения – Челябинский академический театр оперы и балета
Композитор – Валерия Беседина (Москва)
Хореограф-постановщик – Константин Уральский (Нью-Йорк)
Дирижёр-постановщик – Антон Гришанин (Челябинск)


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
08.06.2023

Устная книга

В музее Даля прошел авторский вечер поэта и переводчика Сергея Нещеретова.
08.06.2023

Неповторимый диалог

В Доме-музее Цветаевой проходит выставка художников «Угол падения не равен углу отражения».
07.06.2023

«Руслан и Людмила» за три миллиона

Аукционный дом «Литфонд» выставил на торги первую поэму Александра Пушкина.
07.06.2023

Смотри громко

Стартует первый мастер-класс образовательной программы.
06.06.2023

В честь главного русского космиста

В Москве пройдут XX Международные научные чтения памяти выдающегося философа Николая Федорова.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Сирия возвращается

Литература
Дмитрий Воденников

На золотой лестнице Ламарка

Знаете, это такое шестое чувство, для которого, если верить Гумилёву, ещё орган ...

События и мнения
Воеводина Татьяна

Несите денежки

Вечнозелёная тема – финансовые пирамиды. Дело не во временах года, но бывают сов...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Циничный Генри

«В политике жить нужно долго», – гласит мудрость на многих языках. Генри Киссинджер...

Культура
 Фёдор Шеремет

Время крупным планом

Ускоренная съёмка, или, как любили говорить раньше, рапид – один из немногих тех...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда