ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Посоревнуйся с Солнцем русской поэзии!

26.05.2023
Посоревнуйся с Солнцем русской поэзии! Музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское» предлагает придумать «Сказку о прекрасной царевне Лебеди».

Прекрасная необходимость

21.05.2023
Прекрасная необходимость В Санкт-Петербурге при участии «Литературной газеты» состоялся поэтический батл.

Кто они, номинанты XII сезона Патриаршей литературной премии?

15.05.2023
Кто они, номинанты XII сезона Патриаршей литературной премии? Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, разъясняет.
ЛГ плюс

Сядем ближе к огню

29.05.2023
Сядем ближе к огню Платона ДЮГАЯ можно назвать «многостаночником». Он – не только поэт, но также дипломированный топограф, журналист и политолог.

Шаман жил далеко за городом…

21.05.2023
Шаман жил далеко за городом… В коротких рассказах Вячеслава ХАРЧЕНКО самые обычные ситуация приобретают дополнительные оттенки и смыслы.

Когда зачинаются правнуки…

14.05.2023
Когда зачинаются правнуки… В прозе Нины ВЕСЕЛОВОЙ провинция предстает печальной, вымирающей, но при этом родной, единственной, незаменимой.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

«Форосская тетрадь» и ее участники

28.05.2023
«Форосская тетрадь» и ее участники В Крыму состоялась презентация литературного сборника. Рассказывает Елена ОСМИНКИНА.

Эпоха Бельмасовского литфеста

24.05.2023
Эпоха Бельмасовского литфеста В Кузбассе состоялся Х Всероссийский литературный фестиваль имени А.Бельмасова.

Незаменимый ум

23.05.2023
Незаменимый ум В ЦДЛ состоялся творческий вечер литературного критика и прозаика Елены САФРОНОВОЙ.
Позиция

Оказывается, так можно было…

25.05.2023
Оказывается, так можно было… Андрей ПЕСОЦКИЙ о том, какие суммы платят участникам специальной военной операции.

Герман Захарьяев: «Наша благодарность за Спасение и Освобождение будет вечной!»

17.05.2023
Герман Захарьяев: «Наша благодарность за Спасение и Освобождение будет вечной!» День Спасения и Освобождения считается иудейским продолжением Дня Победы. В этом году он выпал по иудейскому календарю на 17 мая и отмечается уже в десятый раз.

«Фейсбук» – осиное гнездо

16.05.2023
«Фейсбук» – осиное гнездо Писатель Нат ВЕСЕНИН считает, что эта соцсеть оккупирована склочниками, псевдоинтеллигентами и русофобами.

  • Статьи
  • Архивы изданий «ЛГ» ( 2007 г.)
  • 2007 год
  • №44(6144) (31-10-2007)
  • Сергей КОРТЕС: «Я – человек театра»

Сергей КОРТЕС: «Я – человек театра»

Сергей КОРТЕС: «Я – человек театра»

Совместный проект ЛАД
Кортес Сергей

ИНТЕРВЬЮ В НОМЕР

Сергей Кортес – композитор, народный артист Беларуси, хорошо известен в республике, ставшей, как он говорит, его «духовной родиной»

– Сергей Альбертович, фамилия Кортес свидетельствует об испанском происхождении вашего рода. Но, как я понимаю, в вас течёт и славянская кровь…
– Я родился в городе Сан-Антонио (Чили). Между тем генеалогическая ветвь нашей семьи по материнской линии восходит к дворянским корням петербургской интеллигенции. Мой прапрадед, Николай Иванович Раевский, был довольно известным русским географом, прадед Александр Фёдорович Кричевский – банкиром, дед – петербургский адвокат Борис Николаевич Благовещенский. В 1915 году во втором браке бабушки, Евгении Александровны, мою маму, Людмилу, удочерил Павел Петрович Шостаковский. Он был сыном Петра Адамовича Шостаковского (1851 – 1917), известного основателя музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (из которого позже появились ГИТИС и МХАТ), выдающегося общественного деятеля, пианиста (ученика Ференца Листа!) и дирижёра. Спасаясь от «красного террора», в 1920 году по льду через Финский залив наша семья была вынуждена покинуть Петроград.
Потом начались долгие переезды буквально по всем европейским странам, и, наконец, в 1930 году семья остановилась сначала в Чили, а затем, после развода матери с отцом, в Буэнос-Айресе (Аргентина). К сожалению, сведений о семье моего отца, чилийца Альберто Кортеса, почти не сохранилось, и только в 90-х годах мы с сестрой смогли найти своих чилийских родственников и подружиться с ними.
В Буэнос-Айресе мой дед сначала возглавил аргентинский филиал концерна «Фиат», а затем развернул активную деятельность журналиста и переводчика. Несмотря на то, что меня с самого детства окружала латиноамериканская среда (я учился в испаноязычной школе), в семье культивировался русский язык, чтились национальные традиции и религиозные обряды. Значительную роль в моём воспитании сыграла привитая с детства любовь к чтению, причём я старался всегда читать в подлинниках, позднее эта любовь переросла в настоящую библиофильскую страсть.
– Но вот появилась другая страсть – музыка!
– Музыкой я стал заниматься, в традиционном понимании, довольно поздно, в 13 лет. И первой моей учительницей стала бабушка. Помню серию домашних концертов, на которых мы исполняли дуэтом (Евгения Александровна была прекрасной певицей) сочинения европейских и русских композиторов. Моим первым учителем по гармонии, полифонии и композиции был аргентинский композитор и дирижёр Яков Фишер, воспитанник Петербургской консерватории. Однако окончательное решение стать музыкантом я принял после одного знакового события. Летом 1945 года я попал на потрясающий концерт симфонической музыки в Буэнос-Айресе, посвящённый победе в Великой Отечественной войне, где исполнялись Пятый фортепианный концерт Л. Бетховена и Седьмая симфония Д. Шостаковича. В Аргентине состоялось и знакомство с оперной классикой. Каждое воскресенье мы с сестрой слушали оперы по радио и довольно часто посещали спектакли в оперном театре «Колон». С детства я был потрясён магией театра. И могу с уверенностью сказать: я – человек театра.
– Как вы оказались в СССР?
– В 1947 году наша семья подала прошение о советском гражданстве и возвращении на родину. Но приезд в СССР стал возможным лишь в 1955 году, причём было поставлено условие: не жить в Москве или Петербурге. Местом проживания семьи был определён Минск. Вот так я стал белорусом.
– Вопрос «что является для вас родиной», видимо, часто вам задаётся.
– Если исходить из семантического значения слова «родина», а именно: место рождения, то это Чили. Детство и юношеские воспоминания связаны с Аргентиной и, главное, с латиноамериканской культурой. Но всю творческую жизнь прожил в Беларуси. Это – моя духовная родина. Я всегда хотел быть гражданином без границ. Никогда не мог понять, почему они должны быть препятствием творческому человеку, ведь искусство – всеобщее.
Своё профессиональное музыкальное образование я продолжил сначала в музыкальной школе-десятилетке по фортепиано у Г.Н. Петрова, а затем в Белорусской государственной консерватории (по классу композиции у профессора Н.И. Аладова и профессора А.В. Богатырёва), которую закончил в 1962-м году. В аспирантуре я обучался под руководством московского композитора, ученика Н.Я. Мясковского, профессора Н.И. Пейко. Но должен подчеркнуть, что особую роль в моём становлении сыграли консультации по композиции и инструментовке у профессора Московской консерватории Ю.А. Фортунатова. А вот настоящей «второй консерваторией» для меня стал ряд фольклорных экспедиций по Беларуси, где мне посчастливилось записать множество песен и обрядов, познакомиться «изнутри» с национальными традициями. Эти поездки дали колоссальный заряд для воплощения музыкальных идей, связанных с белорусской тематикой.
– Чем, на ваш взгляд, характерна была ваша молодость?
– Она пришлась на 60-годы, время оттепели. Это было уникальное время, которое вырастило целое поколение блестящих деятелей культуры и искусства. Особенно ценным (сегодня остро ощутима потеря контактов!) было общение в Домах творчества Иванова и Рузы, где мы обсуждали вопросы современного искусства, обменивались мнениями и впечатлениями по музыкальным премьерам и, конечно же, плодотворно работали. Именно там началась моя многолетняя дружба с композиторами Г. Гладковым, Е. Дога, Вс. Задерацким, А. Тертеряном, Г. Канчели и многими другими.
– Вы композитор, и вместе с тем ваша музыкальная судьба тесно связана с театром, кино…
– Почти 30 лет я работал сначала в Белорусском республиканском театре юного зрителя, затем заведовал музыкальной частью в Государственном русском драматическом театре и Белорусском театре им. Я. Купалы, был главным музыкальным редактором киностудии «Беларусьфильм» и, наконец, более 10 лет – художественным руководителем театра оперы и балета Беларуси. Я работал в самых разных театральных жанрах: музыка к кинофильмам, мультфильмам и драматическим спектаклям, и опера, и балет. Очевидно, театральность – это просто неотъемлемая константа моего творчества.
Я считаю, что театр должен иметь своего зрителя, быть наполненным во время всех спектаклей (не только премьерных или наиболее популярных). Но как воспитать такого зрителя, который придёт слушать оперу как целое? Когда я работал в театре, мы искали способы привлечения людей через рекламу, общение с разными слоями населения, приглашение интересных постановщиков и так далее. Безусловно, каждый зритель, пришедший в театр, должен быть определённым образом подготовлен, иметь определённую настройку, представлять себе специфику жанра.
Жаль, что мы потеряли несколько поколений, молодёжь сегодня воспитана на эстраде. Следует решать эту проблему с разных сторон, в том числе через создание теле- и радиоканалов классической музыки. В Аргентине, например, даже не музыкальный профессионал воспринимает оперу как храм, высочайший вид искусства, а любой таксист предложит вам прослушать во время поездки джазовую, «танговую» или классическую радиопрограмму.
– Латиноамериканские мотивы, интонации, тональность – отражались ли они в музыке, которую вы писали и пишете в Беларуси?
– Думаю, это касается больше моих ранних камерных произведений и, конечно же, балета «Последний Инка», премьера которого состоялась в Гаване.
– Что для вас белорусская культура?
– Я очень люблю белорусских поэтов и писателей Я. Коласа, В. Быкова, В. Короткевича, Г. Буравкина, М. Танка. Помню чувство радости и восторга, которое испытал, когда стал серьёзно работать над творчеством Янки Купалы в театре и кино. До сих пор для меня его стихи – песня, музыка души, памяти, «роднага кута». Это величайший Певец земли белорусской… В своей оратории «Памяцi Паэта» я стремился подчеркнуть многообразие, самобытность и необычайную глубину купаловской поэзии. Слова Купалы стали моей исповедью, я постоянно думаю о нашем времени, проблемах настоящего и грядущем. Творчество Купалы вдохновило и на создание музыки к спектаклям и кинофильмам «Разорённое гнездо», «За счастьем, за солнцем» и другим. А вот, например, вокальный цикл на стихи Гарсиа Лорки был написан в переводе поэта Рыгора Бородулина, который удивительно тонко прочувствовал поэтическую испаноязычную интонацию. Его поэзия просто потрясающа, она вдохновляет и творчески заряжает.
– Видимо, вас вдохновляет и русская литература. По рассказам Чехова «Юбилей» и «Медведь» вы написали оперы.
– Мне всегда казалось, что на сочинения А. Чехова оперу написать невозможно. Но понял, что глубоко заблуждался, когда ещё раз перечитал его водевили. Мой друг и продюсер фестивалей «Classic Open Air» Дино Аричи попросил меня написать какую-нибудь оперу к 10-му юбилею его фестиваля. Тогда я вспомнил о водевиле Чехова «Юбилей» и сразу понял, что это прекрасный сюжет для комической оперы. Она прошла с большим успехом в Швейцарии, и публика, не понимающая русский язык, очень живо принимала всё происходящее на сцене. После этого родилась мысль дополнить одноактный «Юбилей» ещё одной гениальной пьесой Чехова. Так появился «Медведь».
– Сейчас вы преподаёте в Белорусской государственной академии музыки. Вам интересно работать с молодёжью?
– Очень интересно. С моими студентами происходит великолепный обмен мнениями, мыслями, творческими идеями. Это, безусловно, вдохновляет. 

Беседу вёл Сергей ЛУКОНИН


Оценить:

Оценка: 10 - Голосов: 1


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
29.05.2023

Обретая «Дар речи»

В Московском доме книги состоялась презентация новой книги Юрия Буйды.
29.05.2023

«Дзяды» в Михайловском

Государственный музей-заповедник А.С.Пушкина представит выставку «Дзяды» Адама Мицкевича: история души».
28.05.2023

«Я только малость объясню в стихе…»

Оргкомитет Международного арт-фестиваля памяти Владимира Высоцкого принимает заявки на VI поэтический конкурс.
27.05.2023

«Камера обскура» в РГБМ

В Библионочь Российская государственная библиотека для молодежи откроет «ящик познания».
27.05.2023

Литфонд продаст артефакты

Ставка за «Парижскую улицу» Фалька превысила полтора миллиона рублей.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Циничный Генри

«В политике жить нужно долго», – гласит мудрость на многих языках. Генри Киссинджер...

Культура
 Фёдор Шеремет

Время крупным планом

Ускоренная съёмка, или, как любили говорить раньше, рапид – один из немногих тех...

События и мнения
Кабыш Инна

Ребёнок как ЭЕ

Как только 2023-й был объявлен Годом педагога и наставника, естественно, самым ч...

Общество
Владимир Березин

Министерка обороны

Время от времени медиа показывают нам военных министров европейских стран. Чаще ...

Литература
Сазанович Елена

Войнич и её Эверест

Когда-то, в конце XIX века, Этель Войнич ненадолго приехала в Россию. Чтобы навс...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда