ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Мы в Telegram

21.03.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

Битва двух столиц

20.03.2023
Битва двух столиц Пролдолжается прием заявок на Второй поэтический баттл «Москва vs Санкт-Петербург».

«В защиту верующих мировых религий»

17.03.2023
«В защиту верующих мировых религий» Открытое обращение участников 1-го Международного Форума имени Имама Шамиля.
ЛГ плюс

И по весне случаются печали…

16.03.2023
И по весне случаются печали… Поэзию Виктора КАРПУШИНА с полным основанием можно отнести к тихой лирике.

«Мне почему-то шелест листьев сладок…»

10.03.2023
«Мне почему-то шелест листьев сладок…» «Поэзия садов» – основная тема стихотворного творчества Олега АЛЁШИНА.

Неколебимо веруя в удачу

04.03.2023
Неколебимо веруя в удачу Стихотворная подборка Игоря ФАРМАЗЮКА – о том, что сейчас волнует любого здравомыслящего человека.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

«Молодость – богатство старости»

19.03.2023
«Молодость – богатство старости» Под такой темой проходят IX Всероссийские Васильевские чтения-2023, посвященные жизни и творчеству писателя Бориса Васильева.

Мемуары, письма, документы: три новинки

17.03.2023
Мемуары, письма, документы: три новинки Предлагаем для голосования книжные новинки. Книга, которую выберут читатели, попадет на страницы «ЛГ».

Всевышний никогда не опаздывает?

13.03.2023
Всевышний никогда не опаздывает? 25 января 2023 года «ЛГ» в материале «О Зимнем театре замолвите слово...» подняла тему аварийного состояния, в котором, возможно, оказалась одна из визитных карточек Сочи...
Позиция

Такие же, как мы?

15.03.2023
Такие же, как мы? В 1991 году пути России и Украины начали расходиться, а после «майдана» 2004 года этот раскол принял обвальный характер, считает Владислав ШУРЫГИН.

Биографию не переписать

09.03.2023
Биографию не переписать О том, как бандеровцы Леонида Быкова приватизировать решили.

Наши граждане и военнослужащие превратились в смертников

05.03.2023
Наши граждане и военнослужащие превратились в смертников Политик и общественник Виктор АЛКСНИС о непростой ситуации с военными складами в Приднестровье.

  • Статьи
  • Архивы изданий «ЛГ» ( 2007 г.)
  • 2007 год
  • №44(6144) (31-10-2007)
  • Сергей КОРТЕС: «Я – человек театра»

Сергей КОРТЕС: «Я – человек театра»

Сергей КОРТЕС: «Я – человек театра»

Совместный проект ЛАД
Кортес Сергей

ИНТЕРВЬЮ В НОМЕР

Сергей Кортес – композитор, народный артист Беларуси, хорошо известен в республике, ставшей, как он говорит, его «духовной родиной»

– Сергей Альбертович, фамилия Кортес свидетельствует об испанском происхождении вашего рода. Но, как я понимаю, в вас течёт и славянская кровь…
– Я родился в городе Сан-Антонио (Чили). Между тем генеалогическая ветвь нашей семьи по материнской линии восходит к дворянским корням петербургской интеллигенции. Мой прапрадед, Николай Иванович Раевский, был довольно известным русским географом, прадед Александр Фёдорович Кричевский – банкиром, дед – петербургский адвокат Борис Николаевич Благовещенский. В 1915 году во втором браке бабушки, Евгении Александровны, мою маму, Людмилу, удочерил Павел Петрович Шостаковский. Он был сыном Петра Адамовича Шостаковского (1851 – 1917), известного основателя музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (из которого позже появились ГИТИС и МХАТ), выдающегося общественного деятеля, пианиста (ученика Ференца Листа!) и дирижёра. Спасаясь от «красного террора», в 1920 году по льду через Финский залив наша семья была вынуждена покинуть Петроград.
Потом начались долгие переезды буквально по всем европейским странам, и, наконец, в 1930 году семья остановилась сначала в Чили, а затем, после развода матери с отцом, в Буэнос-Айресе (Аргентина). К сожалению, сведений о семье моего отца, чилийца Альберто Кортеса, почти не сохранилось, и только в 90-х годах мы с сестрой смогли найти своих чилийских родственников и подружиться с ними.
В Буэнос-Айресе мой дед сначала возглавил аргентинский филиал концерна «Фиат», а затем развернул активную деятельность журналиста и переводчика. Несмотря на то, что меня с самого детства окружала латиноамериканская среда (я учился в испаноязычной школе), в семье культивировался русский язык, чтились национальные традиции и религиозные обряды. Значительную роль в моём воспитании сыграла привитая с детства любовь к чтению, причём я старался всегда читать в подлинниках, позднее эта любовь переросла в настоящую библиофильскую страсть.
– Но вот появилась другая страсть – музыка!
– Музыкой я стал заниматься, в традиционном понимании, довольно поздно, в 13 лет. И первой моей учительницей стала бабушка. Помню серию домашних концертов, на которых мы исполняли дуэтом (Евгения Александровна была прекрасной певицей) сочинения европейских и русских композиторов. Моим первым учителем по гармонии, полифонии и композиции был аргентинский композитор и дирижёр Яков Фишер, воспитанник Петербургской консерватории. Однако окончательное решение стать музыкантом я принял после одного знакового события. Летом 1945 года я попал на потрясающий концерт симфонической музыки в Буэнос-Айресе, посвящённый победе в Великой Отечественной войне, где исполнялись Пятый фортепианный концерт Л. Бетховена и Седьмая симфония Д. Шостаковича. В Аргентине состоялось и знакомство с оперной классикой. Каждое воскресенье мы с сестрой слушали оперы по радио и довольно часто посещали спектакли в оперном театре «Колон». С детства я был потрясён магией театра. И могу с уверенностью сказать: я – человек театра.
– Как вы оказались в СССР?
– В 1947 году наша семья подала прошение о советском гражданстве и возвращении на родину. Но приезд в СССР стал возможным лишь в 1955 году, причём было поставлено условие: не жить в Москве или Петербурге. Местом проживания семьи был определён Минск. Вот так я стал белорусом.
– Вопрос «что является для вас родиной», видимо, часто вам задаётся.
– Если исходить из семантического значения слова «родина», а именно: место рождения, то это Чили. Детство и юношеские воспоминания связаны с Аргентиной и, главное, с латиноамериканской культурой. Но всю творческую жизнь прожил в Беларуси. Это – моя духовная родина. Я всегда хотел быть гражданином без границ. Никогда не мог понять, почему они должны быть препятствием творческому человеку, ведь искусство – всеобщее.
Своё профессиональное музыкальное образование я продолжил сначала в музыкальной школе-десятилетке по фортепиано у Г.Н. Петрова, а затем в Белорусской государственной консерватории (по классу композиции у профессора Н.И. Аладова и профессора А.В. Богатырёва), которую закончил в 1962-м году. В аспирантуре я обучался под руководством московского композитора, ученика Н.Я. Мясковского, профессора Н.И. Пейко. Но должен подчеркнуть, что особую роль в моём становлении сыграли консультации по композиции и инструментовке у профессора Московской консерватории Ю.А. Фортунатова. А вот настоящей «второй консерваторией» для меня стал ряд фольклорных экспедиций по Беларуси, где мне посчастливилось записать множество песен и обрядов, познакомиться «изнутри» с национальными традициями. Эти поездки дали колоссальный заряд для воплощения музыкальных идей, связанных с белорусской тематикой.
– Чем, на ваш взгляд, характерна была ваша молодость?
– Она пришлась на 60-годы, время оттепели. Это было уникальное время, которое вырастило целое поколение блестящих деятелей культуры и искусства. Особенно ценным (сегодня остро ощутима потеря контактов!) было общение в Домах творчества Иванова и Рузы, где мы обсуждали вопросы современного искусства, обменивались мнениями и впечатлениями по музыкальным премьерам и, конечно же, плодотворно работали. Именно там началась моя многолетняя дружба с композиторами Г. Гладковым, Е. Дога, Вс. Задерацким, А. Тертеряном, Г. Канчели и многими другими.
– Вы композитор, и вместе с тем ваша музыкальная судьба тесно связана с театром, кино…
– Почти 30 лет я работал сначала в Белорусском республиканском театре юного зрителя, затем заведовал музыкальной частью в Государственном русском драматическом театре и Белорусском театре им. Я. Купалы, был главным музыкальным редактором киностудии «Беларусьфильм» и, наконец, более 10 лет – художественным руководителем театра оперы и балета Беларуси. Я работал в самых разных театральных жанрах: музыка к кинофильмам, мультфильмам и драматическим спектаклям, и опера, и балет. Очевидно, театральность – это просто неотъемлемая константа моего творчества.
Я считаю, что театр должен иметь своего зрителя, быть наполненным во время всех спектаклей (не только премьерных или наиболее популярных). Но как воспитать такого зрителя, который придёт слушать оперу как целое? Когда я работал в театре, мы искали способы привлечения людей через рекламу, общение с разными слоями населения, приглашение интересных постановщиков и так далее. Безусловно, каждый зритель, пришедший в театр, должен быть определённым образом подготовлен, иметь определённую настройку, представлять себе специфику жанра.
Жаль, что мы потеряли несколько поколений, молодёжь сегодня воспитана на эстраде. Следует решать эту проблему с разных сторон, в том числе через создание теле- и радиоканалов классической музыки. В Аргентине, например, даже не музыкальный профессионал воспринимает оперу как храм, высочайший вид искусства, а любой таксист предложит вам прослушать во время поездки джазовую, «танговую» или классическую радиопрограмму.
– Латиноамериканские мотивы, интонации, тональность – отражались ли они в музыке, которую вы писали и пишете в Беларуси?
– Думаю, это касается больше моих ранних камерных произведений и, конечно же, балета «Последний Инка», премьера которого состоялась в Гаване.
– Что для вас белорусская культура?
– Я очень люблю белорусских поэтов и писателей Я. Коласа, В. Быкова, В. Короткевича, Г. Буравкина, М. Танка. Помню чувство радости и восторга, которое испытал, когда стал серьёзно работать над творчеством Янки Купалы в театре и кино. До сих пор для меня его стихи – песня, музыка души, памяти, «роднага кута». Это величайший Певец земли белорусской… В своей оратории «Памяцi Паэта» я стремился подчеркнуть многообразие, самобытность и необычайную глубину купаловской поэзии. Слова Купалы стали моей исповедью, я постоянно думаю о нашем времени, проблемах настоящего и грядущем. Творчество Купалы вдохновило и на создание музыки к спектаклям и кинофильмам «Разорённое гнездо», «За счастьем, за солнцем» и другим. А вот, например, вокальный цикл на стихи Гарсиа Лорки был написан в переводе поэта Рыгора Бородулина, который удивительно тонко прочувствовал поэтическую испаноязычную интонацию. Его поэзия просто потрясающа, она вдохновляет и творчески заряжает.
– Видимо, вас вдохновляет и русская литература. По рассказам Чехова «Юбилей» и «Медведь» вы написали оперы.
– Мне всегда казалось, что на сочинения А. Чехова оперу написать невозможно. Но понял, что глубоко заблуждался, когда ещё раз перечитал его водевили. Мой друг и продюсер фестивалей «Classic Open Air» Дино Аричи попросил меня написать какую-нибудь оперу к 10-му юбилею его фестиваля. Тогда я вспомнил о водевиле Чехова «Юбилей» и сразу понял, что это прекрасный сюжет для комической оперы. Она прошла с большим успехом в Швейцарии, и публика, не понимающая русский язык, очень живо принимала всё происходящее на сцене. После этого родилась мысль дополнить одноактный «Юбилей» ещё одной гениальной пьесой Чехова. Так появился «Медведь».
– Сейчас вы преподаёте в Белорусской государственной академии музыки. Вам интересно работать с молодёжью?
– Очень интересно. С моими студентами происходит великолепный обмен мнениями, мыслями, творческими идеями. Это, безусловно, вдохновляет. 

Беседу вёл Сергей ЛУКОНИН


Оценить:

Оценка: 10 - Голосов: 1


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
20.03.2023

От дебютантов до мэтров

Вручены национальные литературные премии «Поэт года» и «Писатель года».
20.03.2023

2300 заявок – это рекорд!

Более ста претендентов вошли в длинный список фестиваля молодой поэзии «Филатов Фест».
19.03.2023

Уникальные фото из прошлого

В филиале РГБМ открывают к показу семейный альбом купца В.Д.Носова.
19.03.2023

Золотая книжная лихорадка

Московский прозаик Валентин Лавров станет гостем Клуба книголюбов ЦДЛ.
18.03.2023

Объявят «Поэта года» и «Писателя года»

18 марта, в канун празднования Всемирного дня поэзии, состоится торжественная церемония вручения премий.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Шестеро на яхте

Раньше в США созданием «легенд» вокруг специальных мероприятий занимались люди к...

Общество
Мысловский Евгений

Бывает ли справедливость без истины?

Когда в законе не прописаны важнейшие понятия, это ведёт к ошибкам в приговорах
...

События и мнения
Захра Мохаммади

Под слоями снега

За более чем пятьсот лет взаимодействия Ирана и России в приоритете было развити...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Чего ждёт Китай?

Российские надежды на активную поддержку со стороны Китая расцвели с началом спе...

Литература
Сазанович Елена

Поднявший целину

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда