ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "КТО ВИНОВАТ?"
Елена МАЗУР
Уроки в гимназии начинаются в 8.30. Учителя обязаны быть в учительской в 8.00. Вошёл директор – учителя, кто сидел, встали.
– Здравствуйте! Садитесь. Извините… приказ. – Он передал его завучу и поспешил удалиться. Завуч обвела учительскую победным взглядом.
Женщины-«замши» незаменимы! Они – верные помощники, исполнительны, скрупулёзны, не забывчивы, они – правая… и левая рука начальника (стараются захватить обе), но частенько бывают щедры и скоры на приказы-выговоры, забывая, что последнее слово за начальником. «Слово» директора было таковым:
ПРОШУ РАБОТАТЬ БЕЗ ПРИКАЗОВ
День ото дня порядки в начальной школе гимназии менялись. Родители доставляли детей до места работы – в класс, а дежурный учитель следил за дисциплиной «АБВ»-шек.
Муза Илларионовна, крепко сжимая ручку нового портфеля, неторопливо поднималась по лестнице, лихорадочно подыскивая первую фразу, которую она скажет детям, ожидающим тетрадки с пятёрками. Фраз в уме металось предостаточно, но ни одна из них не сможет отвлечь и обезоружить учеников. «Ну ладно, будь что будет!» Учительница вошла в класс. Тишина и круглые глазёнки встретили её – дети даже забыли встать. Без лишних слов Музрама прилепила пластилином к доске картинки с курочками и разложила по партам новые тетради. Поняла, что, случайно отбив охоту писать предложение, может смело перейти на слоги.
– Пишем, дети: «ко, ко, ко…» Одну строчку под моей. – Учительница поработала с новыми тетрадями, и дети забыли крупный рогатый скот и пошли навстречу домашней птице. Оказалось, зря расстраивалась Музрама, что не нашла картинки с моющей корову мамой. Бык у неё был. Красавец! И должен был идти следом за «коровой»: буквы нужные, нелёгкие: но предложения с «быком» не придумывались. «Что, что делал бык? – терзала себя девушка. – Корова даёт молоко. Молоко полезно для здоровья. Корову зовут Бурёнка. А быка как зовут? Производитель?! Корова щиплет траву. Корова говорит «му». А бык? Бык стоит, набычившись… Корова родила телёнка. Картинок-то от одной «коровы» сколько! Что, что делает бык?!»
Теперь за «курицей» пойдёт «петух» и сразу: ку, ка, ре, ку, и первое слово: «кукареку». Потом цыплята: «пи пи пи…» И везде: мама, мама, мама… Мама сыплет на «траву» «зерно» и «кричит: цып, цып, цып…» Затем я вернусь к «корове», но прежде дети напишут предложение: «Бык». Вначале – заглавная буква «Б» и точка – в конце. Уж больно хороша картинка! Уроки чистописания возьмут на себя тяжёлую нагрузку – отработку сложных элементов и плавных соединений.
За две недели старательные ученики дошли до предложения: «Бык». Запоздай Музрама на недельку «взять быка за рога» – детишки бы освоились в гимназии, как в родном доме, и попробуй-ка усади их и взвали на хрупкие плечики тяжёлый недетский ТРУД – ТЯЖ›ЛЫЙ, потому что НЕИНТЕРЕСНЫЙ! (То ли дело чтение…) А дальше перейдём к основной теме: «Это я и моя семья». Все буквы будут охваченными, и к Новому году в актовом зале дети напишут первое сочинение. Тема – на выбор.
Не подозревала Муза Илларионовна, что ученик Петров озаглавит своё длинное красочное творение кратко: «Бык», и оно сразит наповал роно, который начнёт изучать её метод всестороннего обучения «с опережением». Ну разве с детьми можно работать по еженедельнику – «по плану»?
БЫК
Бык – муж коровы. У быка нет молока. У него есть ум и рога. Корова щиплет траву. Бык жуёт сено. Его траву щиплют дети. Детей зовут телятами. Бык их охраняет и учит не баловаться. Бык-папа смешит телят. Он сажает на спину петуха и ходит по двору. Все дети смеются. Петух кричит: «кукареку». Курицы кричат: «ко ко ко…» Цыплята кричат: «пи пи пи…» Мамка всего двора кричит: «цып цып цып…» Мамка любит красивого и умного быка.
Сочинил ученик Петров. Класс Б.
Сочинение ученик Петров написал чернилами. Писал перьевой ручкой. Не все знаки препинания расставил ученик Петров. Ему помог роно.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Утром учительница попросила детей открыть тетради и пошла с красным карандашом по рядам. Ученики занервничали – отметки получат! Какие?! Для неё не было секретом, что родители участвовали в домашних работах, она считала их участие как бы себе подмогой. Поставив пятёрки, иногда с минусом (за подтирки), она дошла до Петрова и разгневалась:
– Ты не выполнил домашнее задание и… Как ты смеешь мне показывать ЭТО?!
Класс окружил Петрова и, рассматривая пустую страницу, ждал продолжения…
– Я выполнил домашнее задание. Не карандашом, а чернилами. Не видите?! Сейчас увидите… Класс последовал за Петровым к двери, спустился по лестнице и пришёл к Буфетчику Тому. Она дала Петрову просимое – влажную салфетку и… О, чудо! Домашнее задание!
– Ставьте мне пятёрку с плюсом, – потребовал Петров.
Муза Илларионовна поставила 5 и рядом: + - + - - - - - - -. Дети отвлекли Петрова:
– Где купил? Кто дал? Где достал?
– В «Уценённых товарах». Остатки от набора… – И увёл класс за собой наверх, взахлёб рассказывая и артистично показывая, КАКОЙ был, но ему не достался, этот необыкновенный и очень полезный набор.
Учительница шла следом и слушала. «Какой дурак придумал, какой дурак изготовил, какой дурак разрешил продавать детям…» Она не знала, что уже нашёлся умный начальник, который «уценил» пробную партию товара и запретил выпускать игрушки «не детского назначения» всем предприятиям города и области, и приказал: впредь всё детское согласовывать с ним лично.
Тетрадь Петрову Муза Илларионовна не вернула: «Потерялась тетрадочка…», положив начало УНИКАЛЬНОЙ КОЛЛЕКЦИИ ПЕДАГОГА. Старый портфель Музрама востребовала и пополнила коллекцию «потерянными» тетрадками целого класса – без слёз (смеха) взглянешь!
УРОК ЧТЕНИЯ
– Дети, – обратилась к классу учительница, – вы не возражаете, если первый урок мы сегодня заменим на УРОК ВЗРОСЛОГО ЧТЕНИЯ.
Кто бы возражал?!
– Петров возражает…
– Да. Я хочу, чтоб по расписанию…
– Почему?
– Я жрать хочу…
Что тут поднялось! Воспитание коллективом!
– Дети, дети, ДЕТИ! Давайте выясним, почему ваш товарищ утром не позавтракал?
Дети выжидательно смотрели на Петрова.
– Я каждое утро сестрёнку в детсад отвожу. Дома поесть не успеваю. Ем из-под парты, когда пишу…
Муза Илларионовна дала Петрову яблоко. И дети поделились своими съестными запасами. Петров читал и жевал… Удобное взрослое чтение – не вслух, а про себя…
…По утрам Буфетчик Том кормила Петрова, пока он поднимался по лестнице, и воспитывала:
– Ты в гимназии учишься! Надо говорить: «Я кушать хочу».
Через неделю за ученика Петрова всерьёз и надолго взялся родительский комитет класса «Б».
УРОК ЧИСТОПИСАНИЯ
Урок чистописания шёл за уроком русского языка с картинками. Обычно в тетрадях учительница расписывала построчно все задания, сегодня Музрама «внепланово» решила использовать доску, а мел не хотел писать…
– Петро-о-ов… – Музрама беспомощно опустила руку и с надеждой посмотрела на ученика. Класс повернулся к Петрову.
– Это пластилин… Есть в аптечке сода? Питьевая, не… сидите смирно – я сейчас…
Петров вернулся из туалета с полотенцем. Влажным «содовым» концом протёр доску, сухим – высушил.
– Теперь пишите! Моя сестрёнка любит пластилин – у меня есть сода. Поделюсь. Завтра принесу. И присоски, чтоб без пласт… Слюнявить сами… Нет? Я буду помогать вам.
* * *
Пришла я за Сашулей в гимназию, а он помогает Буфетчику Тому. Тётя Тома стояла рядом и подавала Саше инструменты из металлического трёхъярусного раздвижного ящика – мечты водителей: они за ящиками со всей страны приезжали в город на Волге.
Высокий стройный мальчик – похоже, из третьего класса – с бледным лицом, тёмными волосами и умными серыми глазами внимательно наблюдал за Сашиной деятельностью. Кого-то он мне напоминал… Тётя Тома комментировала:
– …пришпилила мамаша сына и ушла…
Саша открыл ладонь – она вложила маленький молоточек. Он обстукал зажим, прикреплённый к толстой ножке буфетного столика, – зажим свалился на пол, и первоклашка из «В»-шки был освобождён, но «окольцован».
– Дай-ка я… – сказал взрослый мальчик, осторожно снял наручники с руки малыша без всяких инструментов и обратился к нему с просьбой:
– Подаришь мне?
Малыш, конечно, подарил. Ничего не подозревавшая, вдруг появившаяся в вестибюле мамаша рассердилась:
– Я набор для гимназии купила! Невозможно отойти на минутку… Отдай!
– В обмен на белый пузырёк, – безапелляционно заявил взрослый мальчик.
Мамаша открыла сумочку, бросила пузырёк на стол, следом – ручку в металлическом корпусе и коробочку с запасными перьями, взяла наручники, «соединилась» с сыном и потащила малыша к выходу, вместо «спасибо-до свидания» сообщила, что она опаздывает на работу.
Незнакомый мальчик презрительно посмотрел мамаше вслед. И меня осенило! Он похож на мою первую любовь! На Соколе…
– Как тебя зовут?!
– Я – ученик Петров из «Б»-шки, а ты – мамка Сашки из «А»-шки. Правильно?
И обратился к Саше:
– Хочешь со мной дружить? На, возьми пузырёк – я тебя научу… Чернильные ручки везде продаются…
Так подружились Саша и ученик Петров.
Начало в № 42
Конец главы. Продолжение следует
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться