ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Мы в Telegram

01.02.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

В битве с Историей

26.01.2023
В битве с Историей Израильтянин Ханох ДАШЕВСКИЙ напоминает о зверствах прибалтийских и украинских карателей во время Великой отечественной войны.

Мистический лес Санкт-Петербурга

20.01.2023
Мистический лес Санкт-Петербурга Памятник Александру Блоку, установленный в северной столице накануне Рождества, поделил гражданское общество на сторонников и противников.
ЛГ плюс

«Я искала слова…»

31.01.2023
«Я искала слова…» В поэзии Инны ТЕПЛОВОЙ хватает как темных, так и светлых оттенков.

«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной»

23.01.2023
«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной» Евгений КАСАТКИН преимущественно лирик. Однако гражданские мотивы в его поэзии звучат вполне органично.

Мы возвращаемся в Историю

16.01.2023
Мы возвращаемся в Историю Гражданская лирика Натальи МАКЕЕВОЙ подкупает своей искренностью и энергетикой.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

Дважды рязанец

01.02.2023
Дважды рязанец К 125-летию рязанского поэта Бориса ЛЕОНТЬЕВА. Материал Владимира ХОМЯКОВА.

«Щелкунчик» 130 лет спустя

31.01.2023
«Щелкунчик» 130 лет спустя Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко проводил 2022 год премьерой новой постановки балета Чайковского.

«Сибирские огни» в январе

31.01.2023
«Сибирские огни» в январе Вышел первый в 2023 году номер популярного новосибирского литжурнала.
Позиция

Заметим ли мы «красные линии»?

03.02.2023
Заметим ли мы «красные линии»? Политик и общественник Виктор АЛКСНИС опасается американских ракет GLSDB, передаваемых Украине.

Песни нас не покинут...

29.01.2023
Песни нас не покинут... О смерти бывшего сотрудника «Литературной газеты» Дмитрия КУРИЛОВА сообщает Наталья РОЖКОВА.

Памяти жертв Холокоста

27.01.2023
Памяти жертв Холокоста С 16 по 31 января в России проходит традиционная ежегодная «Неделя памяти жертв Холокоста», приуроченная к Международному Дню памяти жертв.

  • Статьи
  • 2008 год
  • №45 (6197) (6-11-2008)
  • Кормление мясорубки

Кормление мясорубки

Кормление мясорубки

Литература

ЛИТПРОЗЕКТОР

Лев ПИРОГОВ

Я, товарищ следователь, Пелевина не читал. Лет пять уже. Так что у меня глаз не замылен. Вы других рецензентов не слушайте – я вам как на духу…

Как, вы спрашиваете, это случилось?
Исключительно из уважения и любви. Разошлись характерами. А с тем, кого любишь, не станешь без любви жить, правильно?

Какое «исписался», какие самоповторы? Ни на ни-ни. Мы ведь, когда вечером приходим домой, хотим, чтобы тапочки стояли внизу слева, а выключатель нащупывался справа на уровне плеча, разве нет? То же самое и с книгами любимого писателя.

Нет, тут дело в другом. «Ваучер», «авизо», «гэ-ка-о», «ипотечный кризис»… Где ты, пена минувших дней? А ведь когда-то всё это казалось настоящим и важным…

Нас, пелевинцев девяностых, прибило к берегу, а Мастер всё плещется в реке времени, убеждая тех, кто пришёл нам на смену, что река эта впадает в Лету. Адресованные другим книги – всё равно что чужие письма. Для них жизнь, а для нас потеха. Перечитывать же «своего» «старенького» Пелевина – всё равно что изучать стародавние подшивки модных журналов. Модный – значит сиюминутный. Вчерашняя злободневность сегодня таковой не является.

Вот так, дорогой гражданин следователь, и вышло, что больше мы Пелевина не читаем.
Говорят, у него кабальный договор с издательством на пять лет – по книге в год. Поэтому он, дескать, и стал «не тот». Да только не так всё. Это мы стали не те. Нельзя в одного Пелевина войти дважды. Пятнадцать лет назад он говорил о бренности всего сущего на понятных нам тогдашним примерах: соц-арт, буддизм, марихуана, новые русские, компьютерные игрушки. Сегодня он рассказывает это другим и на других примерах: гламур, позитив, ставка рефинансирования, сырьевая экономика, олигархи. На доступном языке глянцевой журналистики, порождённой убеждением, что главное в жизни – деньги, рассказывает её читателям, что деньги не главное.
А мы и так знаем. Нам это уже докладывали.

Новая книга проповедника вечнозелёных истин называется «П5». (Вероятно, в честь того, что кабальный договор закончился, пора подписывать новый.) В соответствии с требованиями «клипового сознания», не способного надолго задерживаться на одном объекте, книга состоит из необременительной длины текстиков, напоминающих то газетную статью, то журнальное культурологическое эссе, то запись в интернет-блоге с большим количеством гиперссылок. Из-за этих злободневных аллюзий и намёков на широко известных в узких кругах персон разгерметизировать текстики лет через десять, когда аллюзии и персоны забудутся, станет решительно невозможно.

…Что и требуется. К тому времени Виктор Олегович напишет новые текстики. Век глянцевой литературы недолог, ей положено быть одноразовой. Это раньше дубовый шкаф ваяли на двести лет, сегодня мебель делают из картона, чтобы люди покупали побольше новой. На том стоит мудрая система Общества Потребления, а Виктор Олегович со своими контрпотребительски культурными разоблачениями является её винтиком. И сам на это указывает.

Из рассказа «Зал поющих кариатид»: «Контркультура – это эстетика антибуржуазного бунта, экспроприированная правящей элитой… По-английски пишется «counterculture». «Counter» – прилавок. Контркультура – это любой товар, который собираются круто продать и кладут на прилавок у самой кассы. Лен, ты чё молчишь?»

Лена потрясена, у неё катарсис. Она молчит, чтобы у читателей было время поаплодировать.
Вот ещё забавный сюжетец (рассказ «Некромент»): политик, позиционирующий себя в качестве посконного патриота, нанимает политтехнолога, чтобы тот придумал ему соответствующие выбранному имиджу убеждения. А у политтехнологов в моде «новая искренность», достигаемая с помощью особых стимулирующих таблеток. И вот он пишет: «Русский национализм на самом деле означает очень простую вещь – чтобы поезда в России ходили по расписанию, чиновники не требовали откатов, судьи не слушали телефонных звонков, сырьевые бизнесмены не вывозили деньги в Лондон, гаишники жили на зарплату, а Рублёвка сидела на Чистопольской крытой».

В результате свихнувшегося от таблеток пиарщика выбрасывают и нанимают другого, хорошего, который просто-напросто придумывает для политика красивую форму с бантиками.

Читатель самоуглублённо жуёт губами: «Как верно!.. Как он ухватил суть нашей дурацкой политики…»
Действительно, ухватил. А главное, будучи изложенной в форме забавного анекдота, суть эта дурацкая не ранит, не ужасает, не побуждает к мысли и действию – она развлекает. Как и положено глянцевой литературе и журналистике.
В рассказе «Кормление крокодила Хуфу» автор описывает свои взаимоотношения с читателями. По сюжету бродячий фокусник развлекает путешествующих «менеджеров среднего звена», продвинутую офисную плесень на отдыхе. Та недовольна: фокусы дрянь, давай настоящее чудо, а то не заплатим. («Исписался, одни самоповторы».) Фокусник демонстрирует им «разрыв шаблона»: взаправду разбивает молотком дорогущие часы одного из зрителей. (Хотите по-настоящему? Вот, смотрите, говорю вам открытым текстом: зараза, которую я высмеиваю в своих книгах, это и есть то, что вы в настоящий момент читаете.) Однако зрители не понимают намёка и, попытавшись фокусника для порядка избить, возвращаются к своим среднеменеджерским заботам. И тут происходит «разрыв шаблона» более высокого уровня. Они вдруг превращаются в персонажей только что показанного им фокуса – в рабов на строительстве пирамиды Хеопса (ну или обывательского благоденствия, если угодно). Правда, не замечают этого. Рабы не помнят, что были менеджерами, менеджеры не догадываются, что стали древними египтянами.

Хотели настоящего чуда? Оно состоялось: писатель-престидижитатор, разоблачавший рабство сансары, превратил вас в её рабов.

Фокусник из рассказа про кормление крокодила полагает себя верховным божеством, придумавшим и людей, и других богов. Это верно, но лишь отчасти. Пелевин действительно сам лепит своих читателей. (Томас Стернз Элиот считал, правда, наоборот: «Хорошего писателя делает хороший читатель», – но он-то говорил про хороших.)

Пелевин превращает читателей в героев своих книжек и отправляет на строительство «Пирамиды П», в котором принимает не последнее по количеству усилий участие. Так чем же он свободнее их?

Хороший писатель – это, вероятно, такой, который сам способен освободиться от «крокодила» и косвенно обучить этому «разрыву шаблона» своих читателей.

А Виктор Олегович состоит при крокодиле сторожем и кормильцем.
И кстати, ещё вопрос, кто кого стережёт и кормит.

Виктор Пелевин. П5. Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана: Авторский сборник. – М.: Эксмо, 2008. – 288 с.


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
03.02.2023

Отменить и запретить!

Автор New Yorker записала Пушкина, Гоголя и Достоевского в империалисты.
03.02.2023

«Взлетная полоса» для новых имен

До 21 февраля принимаются заявки на V Международный фестиваль «Всемпоэзии» – 2023.
02.02.2023

Донбасский семинар

Набор в бесплатную Студию издательства СТиХИ продолжается.
02.02.2023

Мы и «Мы»

В Москве стартует инклюзивный фестиваль творческих возможностей.
01.02.2023

«Идущим на грозу» раздали награды

Отметили лауреатов и призеров литконкурса, учрежденного «Сибирскими огнями».

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Пуля за слово

В 2022-м среди представителей медиа были новые жертвы: в мире погибло 67 журнали...

Литература
Сафронова Елена

Текст как рутина

К 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой портал «Ревизор.ru» составил поэтич...

Литература
Сазанович Елена

Шиллер Шекспирович Гёте

Литература
Дмитрий Воденников

Ты даже не услышишь

События и мнения
Бузгалин Александр

Язык и суржик

На каком языке мы говорим? Едва ли не для большинства сограждан не будет слишком...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда