САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
ЛГ online

О писателях-номинантах Патриаршей литературной премии этого года

22.04.2021
О писателях-номинантах Патриаршей литературной премии этого года Материал председателя Издательского совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского КЛИМЕНТА.

Жаждал универсума и стремился к нему

17.04.2021
Жаждал универсума и стремился к нему Невеселые размышления Александра СЁМОЧКИНА к сороковинам Валентина КУРБАТОВА.

Кулаки или деревенские нэпманы?

13.04.2021
Кулаки или деревенские нэпманы? В год 100-летия НЭПа Анатолий ГОЛОВКИН напоминает о том, к чему привел тотальный отказ от частной собственности.
ЛГ плюс

Сколько смешано судеб…

18.04.2021
Сколько смешано судеб… Стихи Георгия КОЛЬЦОВА, трагически погибшего в подмосковной Кашире, мало кого оставят равнодушными.

В черном квадрате истории

12.04.2021
В черном квадрате истории Чем дольше проживает в Филадельфии Вера ЗУБАРЕВА, тем все более русским поэтом она становится.

Тени ангелов

05.04.2021
Тени ангелов Стихи Народного писателя Удмуртской Республики Вячеслава АР-СЕРГИ переведены на многие языки мира.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Радио «Орфей»: мир без границ

23.04.2021
Радио «Орфей»: мир без границ Наталья ПЕЛЕХАЦКАЯ беседует с руководителем популярной радиостанции классической музыки Ириной ГЕРАСИМОВОЙ.  

Сибирская фантастика – первый сборник готов!

20.04.2021
Сибирская фантастика – первый сборник готов! В книге «Ничьи следы» собраны рассказы сибирских писателей-фантастов начала XXI века.

Орудийный мастер

19.04.2021
Орудийный мастер Михаил СИНЕЛЬНИКОВ размышляет о Николае ГУМИЛЕВЕ в связи со 135-летием последнего.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Не Беларусь, а Белоруссия!

16.04.2021
Не Беларусь, а Белоруссия! Популярный российский певец Юрий ЛОЗА считает, что мы не обязаны называть другие страны так, как им самим хочется.

«Мы уверены в торжестве справедливости…»

11.04.2021
«Мы уверены в торжестве справедливости…»

Русский ПЕН-Центр защищает от нападок Игоря ВОЛГИНА.

«Папик» от Зеленского

09.04.2021
«Папик» от Зеленского Платон БЕСЕДИН возмущен тем, что в России покажут украинский сериал.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №45 (6249) (11-11-2009)
  • Взгляд изнутри

Взгляд изнутри

Абросимова Арина

Взгляд изнутри

Искусство
Абросимова Арина

ВЕРНИСАЖ

Открытие выставки прошло в неформальной атмосфере, живо напомнившей домашние посиделки художников 1960-1970-х. О Василии Лактионове вспоминали друзья и соратники, в том числе Дмитрий Жилинский (справа);  Фёдор ЕВГЕНЬЕВКамерная, если не сказать скромная, выставка 33 работ Василия Лактионова, собранная усилиями семьи и учеников, проходит в режиме ограниченной функциональности: на маленькой улочке окраины Москвы и даже не в выставочном пространстве… Но высочайший профессиональный уровень этого замечательного русского художника достоин внимания крупных галерей и как минимум юбилейной персональной выставки в одном из центральных залов столицы. Редакции «Литературной газеты» мастер дорог прежде всего тем, что именно его руке принадлежит графическое лицо нашего издания – 42 года назад, в 1966-м, когда издание набирало объём с четырёх полос до 16, Лактионов на посту главного художника разработал новые макет, шрифты и знаменитый логотип «Литературки».

Его имя почитаемо выпускниками Строгановки, московских полиграфического и текстильного институтов, полиграфического техникума, где Василий Фёдорович преподавал то, что считал необходимым оставить после себя, – осмысление визуального с позиций научного анализа. Лактионов не терпел словосочетания «изобразительное искусство», заменив его для себя и учеников понятием «зрительно-мыслительный процесс», когда в картине зрителю даётся импульс к её постижению, а для этого художник должен вложить в канву своей работы потенциал развития – что было «до» и что будет «после»? По его мнению, это самое интересное и самое важное и касается как отдельной картины, так и художественного движения в целом. Исследования Лактионова направлены на систематизацию опыта искусства ХХ века в его связи с прошлым и будущим, и эта система не может быть завершённой, поскольку не может быть закончено само искусство. В преподавании его теория строилась на формообразующей методике, а практика – на химико-физическом освоении материалов. В силу того, что Лактионов был в первую очередь практикующим художником и только потом – педагогом, его авторские открытия так и остались в секрете. Поэтому лишь художническое наследие демонстрирует возможности изобретённого им уникального лака и красок для одновременной печати многоцветного офорта или введение в смешанную технику золота и серебра.

Многослойная перспектива определяет в живописных и графических работах Лактионова каждый этап продвижения взгляда вглубь полотна: мелкие колючие штрихи, испещрившие поверхность, мешают ясно видеть изображение, и глаз, постепенно увлекаясь этим продиранием, не спеша, осторожно, не суетно погружается в пространство, оставляя позади сдерживающее его расстояние, проходит внутрь и, наконец, осваивается с тамошней жизнью… Он пишет как будто изнутри, укрываясь от внешнего мира тем хаосом штрихов. В этой технике, по-новому отражающей воздушную перспективу, исполнены многочисленные лирические пейзажи – будь то экспрессия бушующих цветом Испании и Крыма, монохромный Кавказ, аскетски-грустные Суздаль и Владимир, горделиво-отрешённый Петербург или взбалмошно-самодостаточная Москва. Всякий раз мы видим неповторимый характер места, и подобный психологизм в творческом подходе принципиален как профессиональное требование – дистанцированное равнодушие художнику явно чуждо.

Свидетельством тому – и эпические произведения, выполненные во второй половине 1970-х годов, – полиптих «Поэма Революции» и посвящённый Великой Отечественной войне «Реквием». Глядя на эти работы, нельзя и помыслить, что художник выполняет обязательный в те времена госзаказ – настолько искренно и свободно здесь его искусство. И если жестокая эпоха безразлична к чувствам, но внимательна к идеям, то Лактионов вызывает сочувствие к самим идеям! Сколь определённо далёк художник от соцреализма, столь глубок в своих смелых поисках, которые не ограничиваются чисто ремесленническими вопросами «колорита, рисунка и композиции». В комбинации линий, пространстве цвета и фактуры, технических приёмах, смысловых наполнениях мастером последовательно решается эстетическая проблема единства формы и содержания – тот самый «зрительно-мыслительный процесс». К Лактионову такое видение своего художнического пути пришло ещё в студенчестве: в течение четырёх учебных лет (1962–1965 гг.) он готовит диплом в 400 графических листов – масштабнейший цикл иллюстраций к «Божественной комедии» Данте. Мы видим ритмически организованный космос мироздания, его геометрическую структуру, где абстракции наслаиваются друг на друга, и сквозь них, в сумраке, человек, свой путь «пройдя до половины», в истоках Ренессанса начинает обретать значение.

Только осознавая ценность своего дела, можно проецировать творческий посыл на экран философии с искренней уверенностью, что он не пропадёт даром.

Арина АБРОСИМОВА


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
23.04.2021

Сергею Прокофьеву – 130!

23 апреля исполняется круглая дата со дня рождения великого композитора.
23.04.2021

Ярославль. Музыка. Башмет

Международный музыкальный фестиваль в Ярославской области под руководством Юрия Башмета пройдет с 1 по 9 мая.
22.04.2021

Библионочь близится

Началась аккредитация представителей СМИ на открытие Всероссийской акции.
22.04.2021

«Carpe diem»

В Москве пройдет студенческий фестиваль поэзии.
21.04.2021

Учимся любить Россию

Выходит книга немецкого писателя Ханса-Йоахима Фрая, предисловие к которой написал Владимир Путин.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Быть миру

Если две недели назад приходилось задаваться вопросом, быть ли войне, то сегодня...

События и мнения
Игорь Юргенс

Опасный опыт Ново-Огарёва

Наше отношение к пережитым эпохам определяется не столько тем, были ли они благо...

Панорама
Владимир Березин

Актёрская старость

В прежние времена, в эпоху литературоцентрической цивилизации, недостижимым обра...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Быть войне?

Джозеф Байден всегда принимал деятельное участие в судьбе Украины. В администрац...

События и мнения
Макаров Анатолий

Урок Хармса

Как и многие мои либеральные сверстники, я считал основателя советского (есл...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда