САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
ЛГ online

Жаждал универсума и стремился к нему

17.04.2021
Жаждал универсума и стремился к нему Невеселые размышления Александра СЁМОЧКИНА к сороковинам Валентина КУРБАТОВА.

Кулаки или деревенские нэпманы?

13.04.2021
Кулаки или деревенские нэпманы? В год 100-летия НЭПа Анатолий ГОЛОВКИН напоминает о том, к чему привел тотальный отказ от частной собственности.

Писатели против Тотального диктанта

08.04.2021
Писатели против Тотального диктанта Секретариат СП России призвал не участвовать в «действе, не имеющем ничего общего с любовью к Родине».
ЛГ плюс

Сколько смешано судеб…

18.04.2021
Сколько смешано судеб… Стихи Георгия КОЛЬЦОВА, трагически погибшего в подмосковной Кашире, мало кого оставят равнодушными.

В черном квадрате истории

12.04.2021
В черном квадрате истории Чем дольше проживает в Филадельфии Вера ЗУБАРЕВА, тем все более русским поэтом она становится.

Тени ангелов

05.04.2021
Тени ангелов Стихи Народного писателя Удмуртской Республики Вячеслава АР-СЕРГИ переведены на многие языки мира.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Сибирская фантастика – первый сборник готов!

20.04.2021
Сибирская фантастика – первый сборник готов! В книге «Ничьи следы» собраны рассказы сибирских писателей-фантастов начала XXI века.

Орудийный мастер

19.04.2021
Орудийный мастер Михаил СИНЕЛЬНИКОВ размышляет о Николае ГУМИЛЕВЕ в связи со 135-летием последнего.

Аристократ, левак и гуманист

17.04.2021
Аристократ, левак и гуманист О выдающемся французском писателе Эрве БАЗЕНЕ, которому 17 апреля исполняется 110 лет, рассказывает Руслан СЕМЯШКИН.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Не Беларусь, а Белоруссия!

16.04.2021
Не Беларусь, а Белоруссия! Популярный российский певец Юрий ЛОЗА считает, что мы не обязаны называть другие страны так, как им самим хочется.

«Мы уверены в торжестве справедливости…»

11.04.2021
«Мы уверены в торжестве справедливости…»

Русский ПЕН-Центр защищает от нападок Игоря ВОЛГИНА.

«Папик» от Зеленского

09.04.2021
«Папик» от Зеленского Платон БЕСЕДИН возмущен тем, что в России покажут украинский сериал.
  • Статьи
  • 2011 год
  • №45 (6346) (16-11-2011)
  • «Таких ребят немного, но они и есть Россия»

«Таких ребят немного, но они и есть Россия»

Сухомлинов Владимир

«Таких ребят немного, но они и есть Россия»

Наше московское кино
Сухомлинов Владимир

СНЯТО!

Алексей Бобров (Буланов) и Игорь Ларин (Несчастливцев)Продюсерская компания «Центр телевизионного искусства» завершает монтаж сериала по пьесам Александра Островского

«Наше кино» чуть больше года назад представляло эту картину («ЛГ», № 42–43, 2010). Тогда свой восьмисерийный сериал авторы сценария и режиссёры-постановщики Юрий Гольдин и Олег Бабицкий называли «Бешеные деньги». Ещё писался режиссёрский сценарий, подыскивалась натура, шли кастинги – делалось всё, что включает в себя подготовительный период. И вот новая встреча с создателями телекартины по произведениям «русского Шекспира» – Александра Николаевича Островского. Теперь уже идёт монтаж фильма, и в декабре его намерены сдать заказчику – правительству Москвы, в рамках Специальной программы которого удалось осуществить замысел, родившийся у Гольдина и Бабицкого почти десять лет назад. Теперь, судя по всему, подобных постановок ждать придётся ещё дольше. Московская программа по созданию отечественных телефильмов сворачивается, а даст ли кто-то и когда средства на экранизацию и продвижение к зрителям нерейтинговой, сомнительно кассовой, «скучной» классики – большой-большой вопрос. Впрочем, не будем о грустном. Фильм-то ведь снят!

Юрий Гольдин с актёрами Сергеем Рудзевичем (Подхалюзин) и Галиной Анисимовой (Устинья Наумовна)– Год назад не было речи об актёрах. Тогда шёл только их подбор. Но ясно же, что без хороших актёров Островского не поставить. Его диалоги и монологи, можно предположить, не всякому по силам. Удалось ли решить эту проблему?

Олег Бабицкий:
– Мало сказать, что у нас был серьёзный кастинг. Судите сами – его прошла почти тысяча артистов. Кто-то сразу не подходил. И не только из молодых. Например, одна опытная, хорошая актриса пробовалась. Произнесла половину монолога и остановилась. Всё, сказала, не могу… Мы столкнулись с тем, что тексты Островского мало кто может произносить, как мало кто способен в полной мере прожить созданные им роли – не находится сил для затратности, как мы говорим. Это беда сегодняшней актёрской выучки и опыта. А где их получать? На тех фильмах и сериалах, где в основном звучат пустые, безжизненные, выхолощенные диалоги?

Екатерина Дурова (Улита)На многие роли было нелегко подобрать исполнителей. Например, на роль Негиной. Однако мы убедились, как, уверен, убедятся и те, кто увидит наш фильм, что настоящие актёры не перевелись. Есть и те, кто не просто отдаёт дань уважения, а любит Островского, способен раскрыть его мысли, глубину и противоречивость переживаний, которые присущи его героям, как и вообще большинству людей. Кажется, что все мы предсказуемы и познаваемы и, чем дальше движемся по пути прогресса, тем становимся проще, уподобляясь кибермашинам. Нет, природа человека не меняется. Её можно загнать внутрь, огрубить, подровнять, постричь по моде. И только. Но не изменить.

Юрий Гольдин:
– По-моему, удалось собрать интересный и связанный общей целью актёрский коллектив. Хотя пьесы, которые были взяты для экранизации и которые дали в итоге четыре фильма – а это пьесы «Лес», «Бешеные день­ги», «Таланты и поклонники», «Свои люди – сочтёмся», – очень разные. И по жанру, и по содержанию. Но у них один автор. Гениальный драматург и мыслитель Александр Николаевич Островский. Поэтому, когда вы просите назвать главных героев, отметить, кто сыграл, на наш взгляд, особенно успешно, ответить нелегко. Надо назвать имена почти полусотни актёров, которые сыграли прекрасно.

Ольга Иванова (Аксюша)Вот коснулись Негиной. На эту работу мы взяли артистку Театра под руководством Константина Райкина Карину Андоленко. Она глубоко и тонко ведёт роль. Но мастерски, вернее, по-островски, сыграли и многие другие. Актриса Малого тетра Людмила Титова и её коллега из того же театра Владимир Дубровский, актёр Маяковки Александр Толубаев, Лариса Наумкина из Театра имени Моссовета, Валерий Черняк из Театра на Юго-Западе… Мы ещё раз убедились, что настоящее актёрское мастерство сохраняется в лучших московских театрах, где акцент делается не на внешних постановочных ходах, не на эпатаже…

– Простите, но и в лучших театрах, даже в самых Больших, всякое случается. Персонажей классического произведения можно почти догола раздеть, а паперть превратить в подобие борделя…

– Да уж. Но всё-таки не уходит стремление уважающих искусство постановщиков и актёров проникнуть в существо того, что хотел сказать с помощью своих героев тот или иной драматург, в том числе современный. А не просто выпендриться и удивить окружающий мир любой ценой.

Ольга Ергина (Липочка)Кстати, сыграли в нашем сериале и совсем молодые артисты. Например, ещё выпускниками Щукинского училища начинали работу в картине Алина Стеблюк, Павел Афонькин, Всеволод Яшкин. Считаю, они ничуть не выпадают из ансамбля. И думаю, что начать путь в кино с таких ролей – это счастье. Дай-то бог, чтобы эти даровитые исполнители не потеряли себя. Ведь, знаете, работа изо дня в день в примитивных сериалах, которых большинство, выхолащивает мозг и чувства, ведёт к примитивизации человека, о чём мы уже говорили.

– Сталкиваешься с тем, что нередко съёмки сериала начинаются с одним названием, а потом оно меняется. «Бешеные деньги». Это название вы сохранили? Ведь эта пьеса только одна из тех, которые вами экранизировались.

Ю.Г.:
– Как вы знаете, наш замысел возник давно, на рубеже двухтысячных. И тогда казалось, что именно это определение составляет основной смысл драматургии Островского. Но чем больше его постигаешь, тем больше понимаешь свою ограниченность. И его удивительную глубину. Так мы пришли к выводу, что правильнее назвать сериал по-другому – «Тёмное царство». Тут есть для нас некий иронический подтекст, некий спор с добролюбовским пониманием Островского, который содержался в его знаменитой статье «Луч света в тёмном царстве». Мы пришли к выводу, что главное в Островском всё-таки не социальные или гражданские перипетии, которые очень важны, а другое – лес души человеческой. Как говорит Несчастливцев, лес вокруг, братцы, лес. Иными словами, мы снимали фильм (где будет всё – и смех, и слёзы, и высота духа, и человеческие низости) о неизведанности души и невозможности понять до конца все её тайны. Ведь чем больше живёшь, тем больше понимаешь, что ничего не понимаешь. Банально, наверное, но чем раньше это осознаёшь, тем больше будешь ценить всё подлинное и искреннее в человеке, всю его необъятность. Именно поэтому нам бы хотелось, чтобы наш фильм увидело как можно больше зрителей – и молодых, и немолодых.

Оператор Павел Трубников и Валерий Черняк в роли КарпаО.Б.:
– Многие актёры до слёз не хотели, чтобы работа в картине завершилась, чтобы эти бесконечные открытия чего-то нового вдруг остановились, поскольку всё, материал снят… До слёз – это не для красного словца. Мы и для себя лично сделали очень много открытий, когда читали и перечитывали Островского, обсуждали, подробно обкатывали каждую сцену, каждый эпизод.

– Фильм в целом многожанровый и многоплановый. Это всё непросто снять с точки зрения операторской.

Ю.Г.:
– Безусловно. И мы очень рады, что сериал снимал опытный оператор Павел Трубников. Он обладает редчайшим даром: видеть лицо артиста, но снимать его не только как цветотональный объект, а как отражение говорящей души.
– И всё же простой, может быть, вопрос: зачем современному человеку Островский, живший, как говорится, при царе-косаре, когда всё вокруг было по-другому и люди говорили так, что даже не все актёры, которых этому специально учат, в силах сегодня повторить их монологи? Иные времена, иные имена.

Рабочий момент съёмокО.Б.:
– Мы отчасти ответили на этот вопрос. Так же можно спросить: а зачем Шекспир или Гёте? Да и Пушкин, наконец? Зачем всё это, если есть Интернет, там всё написано, всё содержится, все правды и неправды – нажимай кнопки, читай википедии. Но истина не открывается на дисплее при беглом знакомстве и поверхностном интересе. Если, конечно, тебе мир интересен, и ты хочешь разобраться в себе и окружающих. Хочешь понять хоть что-то.

Ю.Г.:
– Я не люблю пафоса, и, возможно, в печатном виде то, что я сейчас скажу, будет звучать плоховато или нарочито (не знаю, как определить), но есть такое понятие, как патриотизм. Он начинается со многих вещей, всем вроде бы понятных и известных. Но сегодня мы сплошь и рядом сталкиваемся со стенаниями, что всё у нас никуда не годится, что мы какие-то отверженные и обделённые, что на нас лежит какая-то особая тёмная печать. А нужны точки опоры. И у нас, в России, их, как нигде, множество. В том числе среди писателей. Это и Островский, и Пушкин, и Толстой, и музыканты Чайковский, Глинка, и художники начиная с Андрея Рублёва. Наверное, их, таких, как сейчас говорят, ребят, могло быть больше. Не знаю. Но они есть. И это самое главное. И это они – Россия. А вместе с ними и все мы.

Беседу вёл Владимир СУХОМЛИНОВ


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
21.04.2021

Учимся любить Россию

Выходит книга немецкого писателя Ханса-Йоахима Фрая, предисловие к которой написал Владимир Путин.
21.04.2021

«Иду на грозу!»

«Сибирские огни» объявили литературный конкурс произведений, посвященных российской науке.
20.04.2021

«Сон о Бродском. Голоса и тени»

В  киноклубе-музее «Эльдар»  состоится  московская премьера фильма.
20.04.2021

Норвегия, Россия и Достоевский

В Мурманске проходит форум, посвященный диалогу культур двух стран.
19.04.2021

Роулинг за Навального

Известные писатели требует допустить врачей к оппозиционному российскому политику.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Быть миру

Если две недели назад приходилось задаваться вопросом, быть ли войне, то сегодня...

События и мнения
Игорь Юргенс

Опасный опыт Ново-Огарёва

Наше отношение к пережитым эпохам определяется не столько тем, были ли они благо...

Панорама
Владимир Березин

Актёрская старость

В прежние времена, в эпоху литературоцентрической цивилизации, недостижимым обра...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Быть войне?

Джозеф Байден всегда принимал деятельное участие в судьбе Украины. В администрац...

События и мнения
Макаров Анатолий

Урок Хармса

Как и многие мои либеральные сверстники, я считал основателя советского (есл...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда