ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
ЛГ online

«Русский миф» и его некоторые приметы

29.05.2022
«Русский миф» и его некоторые приметы О поэтических прозрениях Юрия КУЗНЕЦОВА размышляет литературный критик Вячеслав ЛЮТЫЙ.

«Мы хотим жить…»

24.05.2022
«Мы хотим жить…» Почему люди из Мариуполя никак не могут получить статус беженцев в Пензе?

Они не такие, как мы!

19.05.2022
Они не такие, как мы! Репортажи о пленных «азовцах» вызвали в российском обществе неоднозначную реакцию.
ЛГ плюс

Лицей-2022: проза (часть вторая)

28.05.2022
Лицей-2022: проза (часть вторая) Публикуем финалистов популярной литературной премии имени Александра Пушкина для молодых поэтов и прозаиков.

Лицей-2022: проза (часть первая)

27.05.2022
Лицей-2022: проза (часть первая) Публикуем финалистов популярной литературной премии имени Александра Пушкина для молодых поэтов и прозаиков.

Лицей-2022: поэзия

25.05.2022
Лицей-2022: поэзия Публикуем финалистов популярной литературной премии имени Александра Сергеевича Пушкина для молодых поэтов и прозаиков.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

«Попробуйте понять ушедшего меня…»

27.05.2022
«Попробуйте понять ушедшего меня…» О барде-афганце Игоре МОРОЗОВЕ рассказывает Петр ТКАЧЕНКО.

О макулатуре, самозванцах и не только

25.05.2022
О макулатуре, самозванцах и не только В Библио-Глобусе состоялась творческая встреча с писателем Шамилем ИДИАТУЛЛИНЫМ, приуроченная ко Дню пионерии.

Фея сирени «Русского балета»

20.05.2022
Фея сирени «Русского балета» О юбилее заслуженной артистки РСФСР, кавалера ордена «Знак Почета» Ольги КОХАНЧУК.
Материал Ирины КОТЕНКО.
ОПРОСНИК
  1. Как России вести себя с Украиной?
Результат
Позиция

Про людей в Херсоне и их отношение к России

26.05.2022
Про людей в Херсоне и их отношение к России Депутат Госдумы Дмитрий КУЗНЕЦОВ считает, что херсонцы могут с чистым сердцем проголосовать за вхождение в РФ.

Мариуполь – начало позора Украины

21.05.2022
Мариуполь – начало позора Украины Политолог и писатель Андрей ВАДЖРА об окончании «мыльной оперы» со сдачей в плен «азовцев».

Алексей Цветков: «Мои соперники – Заболоцкий и Мандельштам!»

14.05.2022
Алексей Цветков: «Мои соперники – Заболоцкий и Мандельштам!» 12 мая не стало Алексея Петровича Цветкова – поэта, прозаика, критика, переводчика, скончавшегося в Израиле.

  • Статьи
  • 2010 год
  • №45-46 (6299) (17-11-2010)
  • «Горький чтил женщин»

«Горький чтил женщин»

«Горький чтил женщин»

Наше московское кино
Александров Геннадий

ГЛАВНАЯ РОЛЬ

Георгий ТАРАТОРКИН, актёр: «Горький чтил женщин»

Максим Горький с Марией Закревской. Съёмка в Хохловском переулкеПремьерный показ телефильма «Плен страсти», рассказывающий о любимых женщинах писателя Максима Горького, состоится 21 ноября в ЦДЛ. Главную роль в картине сыграл известный актёр Георгий Тараторкин.

– Георгий Георгиевич, в новом четырёхсерийном телефильме «Плен страсти» вы играете главного героя – Максима Горького. Мнения о нём можно услышать самые противоречивые. Одни считают его гениальным художником, другие – посредственным литератором, который стал в своё время главным писателем страны по большей части благодаря знакомству с руководителями большевиков, прежде всего с Лениным. Какой образ вы создали в своей картине?

– Алексей Максимович, как всякий исключительный человек, был заложником меняющихся контекстов времени. Каждый контекст времени избирает из такой незаурядной судьбы, как у Горького, только то, что выгодно конкретному режиму в данный момент.

Писатель постоянно находился между молотом и наковальней. Мой герой в фильме говорит: «Я знаю, что меня не должны любить ни те, ни другие. Я с этим примирился. Да, я действительно очень часто бываю двойственным. Но я никогда не лукавил. А с нынешней властью приходится лгать и притворяться, иначе нельзя».

А делал он это во имя того, чтобы спасать людей. Силой своего авторитета Горький помог избежать ссылок, тюрем и даже смерти огромному числу писателей, поэтов, учёных. Но в контексте нынешнего времени этот факт, как говорится, «не в кассу». Даже пытаются навязать точку зрения, что Горький был просто прислужником советского режима.

– Всех получалось спасти?

– Увы. Например, Горький тяжело переживал смерть Блока. Несмотря на все усилия писателя, Блока не выпустили на важнейшее для спасения его жизни лечение за границу. В нашем фильме есть сцена, в которой Алексей Максимович называет убийц этого великого поэта. Это практически вся верхушка тогдашней власти, включая В.И. А потом эстафету принял И.В. К сожалению, у нас нередко так бывает: избирая какую-то одну ипостась человека, мы выдаём это за абсолютную правду. Хотя обычно это далеко не так.

– Какой период жизни писателя охватывает картина?

– Формально с 1902 года, когда он написал свою самую знаменитую пьесу «На дне», и до смерти писателя в 1936-м. Но в нашем фильме политики меньше всего, главное – сокровенные сердечные дела Горького. Отнюдь не про адюльтер. Потому что Горький действительно чтил женщин и понимал, насколько велика их власть над судьбами мужчин.

– Каких женщин любил Горький?

– Таких же, как и он сам, – незаурядных. Среди них были и две Марии: неотразимая прима МХАТа Мария Фёдоровна Андреева и Мария Игнатьевна Закревская, известная также как баронесса Будберг, которую на Западе считали шпионкой и называли «красной Мата Хари». Двух Марий в нашей картине сыграли две Елены. Андрееву – Елена Ксенофонтова, Муру Закревскую, как звали её друзья, – Елена Лядова. Из всех женщин, которые были в жизни писателя, Муру Горький любил более всего. Добавлю: по нашей версии.

– Где проводились съёмки?

– Если я скажу, что мы снимали на Капри, вы же не поверите? И правильно сделаете, потому что его заменила Абхазия. А Петербург заменили Москвой. Нашли похожий уголок.

– Я даже знаю, где именно. Минувшим летом наша газета публиковала репортаж со съёмочной площадки, расположившейся под окнами редакции «Литературки»… Скажите, вам раньше приходилось играть Горького?

– Жизнь – удивительная штука. В самом начале своего творческого пути я работал в Ленинградском театре юного зрителя. В ЛенТЮЗе по произведениям Горького «Хозяин» и «Коновал» был поставлен спектакль «Хозяин». Главным героем этой пьесы был молодой Алёша Пешков, когда он «пошёл в люди». Играл его я.

Была ещё одна удивительная история, правда, с Горьким не связанная. Это случилось давно, в другом государстве, в другую эпоху. Мы тогда в Ленинграде снимали фильм про героев-народовольцев и тирана-императора «Софья Перовская». Я играл народовольца Игнатия Гриневицкого и бросал бомбу в российского императора Александра II. Это была моя первая роль в кино. Спустя 35 лет я снимался в другом фильме, уже про убийц-народовольцев и царя-мученика, – «Любовь императора». И надо же было такому случиться – в том же Питере, на том же самом месте, бомбу бросили теперь в меня, поскольку я играл Александра II.

– Надо же!.. Когда вам предложили нынешнюю роль Горького, вы сразу согласились?

– Да. Где уверенность, что завтра мне представится возможность сыграть подобный образ? Конечно, я полон надежд, что фильм получился. А опыт известного режиссёра Станислава Митина, оператора Александра Шубина, как и профессионализм съёмочной группы и актёров, мои надежды поддерживает. Кстати, отрадно, что среди продолжающегося телевизионного шабаша и пошлости кинокомпания «Кино и Театр» решила обратиться к Горькому. А Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации правительства Москвы в рамках городской целевой программы создания отечественных телефильмов материально поддержал её творческую инициативу.

По ходу дела мы что-то уточ­няли как по событийному ряду, так и по текстам. Перед съёмками я читал переписку Горького и прочие документы. Зачитаешься! Не знаю, как сейчас, но в советские годы школьников буквально пичкали произведениями Горького. От такого перебора нередко возникало чувство отторжения. Взять хотя бы роман «Мать», который Ленин называл «очень своевременной книгой». Но Горький и сам знал цену тому, что выходило из-под его пера. Кстати, «Мать» была написана в США, где Горький в 1906 году по заданию того же Ленина собирал деньги для большевиков.

– А вы как оцениваете творчество писателя?

– Горький великий драматург. Ровно как Чеховский, так же мог быть и Горьковский фестиваль. Возьмите пьесы Горького «Мещане», «На дне», «Варвары», «Дачники», «Дети солнца», «Васса Железнова». Это же фантастическая драматургия! Которую, кстати сказать, мы практически не знаем. К сожалению, в жизни многих людей рано или поздно наступает момент, когда уже стыдно признаться в незнании тех или иных вещей, в частности литературных произведений. И если мы говорим сейчас о писателе Максиме Горьком, то в результате человек так и остаётся без встречи с его миром. Смею надеяться, что этот фильм послужит хорошим поводом, даже провокацией интереса к творчеству великого писателя.

Геннадий АЛЕКСАНДРОВ

Из досье

Георгий Тараторкин (род. 11.01.1945 г. в Ленинграде) – советский и российский актёр театра и кино, народный артист РСФСР. В 1966-м окончил студию при Ленинградском ТЮЗе им. А.А. Брянцева и до 1974-го играл в ТЮЗе ведущие роли. С середины 60-х начал активно сниматься в кино. В 1971 г. за роль Раскольникова в фильме «Преступление и наказание» был удостоен Государственной премии РСФСР.

В 1974 г. актёр перешёл в Театр им. Моссовета, где сыграл главные роли во многих спектаклях. В 70–80-х гг., когда поэзия была особенно популярна на эстрадах и радио, Тараторкин много выступал с чтением стихов Блока и других поэтов Серебряного века.

Награждён орденами «Знак Почёта» (1971, 1998), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2005).


Оценить:

Оценка: 10 - Голосов: 1


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 




Новости
29.05.2022

По следам Че Гевары

На сцене Большого зала дома Кино прошло вручение наград Китайской Академии документального кино.
29.05.2022

«Обломов» продан за 150 тысяч

Аукционный дом «Литфонд» провел распродажу редких книг, рукописей, автографов и фотографий.
28.05.2022

От истоков – к взлету

Библионочь в Библиотеке имени Федорова будет довольно насыщенной.
28.05.2022

Названы лауреаты премии Шейха Заида

Эта премия присуждается поэтам и прозаикам, переводчикам, издателям и культурным организациям.
27.05.2022

Сенсация Библионочи-2022

РГБМ превратится в НИИ Культурных Скреп и Традиций.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Литература
Дмитрий Воденников

Бессмертие боровика

Это только кажется, что кофе бодрит. На самом деле я от него засыпаю.

События и мнения
Воеводина Татьяна

Навсегда

Часто дивная возможность приходит в обличье злополучия и провала. И в частной че...

Литература
Беседин Платон

Кол для Дракулы

18 мая 2022 года исполнилось 125 лет с выхода в свет из тьмы культового романа Б...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Z как «живой»

Буква Z в 1960-е стала символом антифашизма в Греции. В греческом алфавите дзета...

События и мнения
Макаров Анатолий

Как-нибудь переживём

В годы литературной молодости я вдруг заболел русской эмиграцией.

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2022
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда