САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
ЛГ online

Зрелые не по годам

11.12.2019
Зрелые не по годам Новые литературные имена объявили на премии «Русские рифмы», «Русское слово».

От перекрестка к перекрестку

04.12.2019
От  перекрестка к перекрестку Беседа с писателем и музыкантом Софией ЭЗЗИАТИ.

Под знаком Дельвига

27.11.2019
Под знаком Дельвига Положение о Всероссийском открытом конкурсе на соискание премии «За верность Слову и Отечеству» имени Антона Дельвига.
ЛГ плюс

Позывной: Москвич (часть четвертая)

13.12.2019
Позывной: Москвич (часть четвертая) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.

«Как невозможно быть...»

09.12.2019
«Как невозможно быть...» Евгений В. ХАРИТОНОВЪ долгие годы остается верен себе. Стиль его узнаваем, но порой сложен для восприятия неподготовленного читателя.

Позывной: Москвич (часть третья)

06.12.2019
Позывной: Москвич (часть третья) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.
ВИДЕОРЯД

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...
Спецформат

Неизвестный Летов

10.12.2019
Неизвестный Летов О выставке в Омске «Все идет по плану» (и не только о ней) рассказывает Елена МАЧУЛЬСКАЯ.

«Визитная карточка» Сан-Франциско

07.12.2019
«Визитная карточка» Сан-Франциско О новаторском методе российско-американского художника Владимира ВИТКОВСКОГО рассказывает Ирина ТОСУНЯН.

Мюзикл – жанр демократичный

05.12.2019
Мюзикл – жанр демократичный Композитор Ким БРЕЙТБУРГ о современном прочтении классики.  
ОПРОСНИК
  1. Какой Ваш любимый праздник?
Результат
Позиция

Не ждите от пожилых людей новых решений!

14.12.2019
Не ждите от пожилых людей новых решений! Немолодые руководители обычно застревают в прошлом, полагает Николай ТРАВКИН.

Встречи на белорусской земле

11.12.2019
Встречи на белорусской земле К 20-летию Договора о создании Союзного государства. О визите российских военачальников, общественных деятелей, писателей в Белоруссию.

«Неправильный» возраст

08.12.2019
«Неправильный» возраст Почему «предпенсионники» остаются самой уязвимой группой? Размышления Григория САРКИСОВА.
  • Статьи
  • 2008 год
  • №46 (6198) (12-11-2008)
  • ...И булавки чужой не взять

...И булавки чужой не взять

...И булавки чужой не взять

Литература
Огранович Дарья

ЮБИЛЕЙ

13 ноября отмечает юбилей Елена ТРОФИМОВА – литературовед, член Союза писателей Москвы, старший преподаватель МГУ (кафедра культурологии), крупный специалист в области гендерных (культурно-символическое определение пола) исследований. Имеет около 200 работ, посвящённых проблемам женского творчества. С 1992 по 2005 год работала в Германии вместе с коллегами из Фрайбургского университета по составлению единственной в Германии и, наверное, во всём мире библиотеки русской женской литературы. Наш корреспондент побеседовал с Еленой Ивановной накануне юбилея.

– Елена Ивановна, над чем вы сейчас работаете?

– Последнее время я занимаюсь исследованием жизни и творчества Лидии Алексеевны Чарской. Я работаю над автобиографической трилогией писательницы. Сейчас опубликованы две первые части, третья должна выйти через полгода. Чарская была самой популярной писательницей начала XX века. Мне было интересно, почему ею восхищались Марина Цветаева и Пастернак. Многие известные поэты и писатели очень положительно оценивали творчество Чарской, хотя до сих пор принято считать, что это плохая, неинтересная, безвкусная писательница, потому что её критиковали Чуковский и чуть позже – Маршак. В 1912 году была напечатана неоправданно дерзкая и даже грубая статья Чуковского в газете «Речь», которая до сих пор считается единственным критическим материалом для исследователей, занимающихся не только изучением творчества, но и биографией писательницы. Поэтому мы о Чарской не знаем практически ничего. С декабря 1918 года её перестают печатать, само её имя просто вымывается из сознания молодого поколения, книги уничтожались, за чтение Чарской исключали из пионеров.

Сохранить книги Лидии Алексеевны удалось во времена нэпа в частных библиотеках, которые создавались из того, что отдавали и выбрасывали. Наши прекрасные исследователи Н. Левина и В. Чистиков в своей интереснейшей книге о жизни обывателя 20–60-х годов Ленинграда написали, что, по сведениям этих частных библиотек, популярной и востребованной писательницей той поры была Чарская. Вот этот феномен меня очень заинтересовал.

Одна из причин большой популярности Чарской, на мой взгляд, заключается в том, что она держит очень доверительный тон с читателем в своих произведениях. Также в её произведениях есть и важный момент для православного человека, например, описывая какую-либо ситуацию, в детском, школьном, институтском коллективе, она показывает, что человек грешен и может совершить массу дурных поступков. Это мы определяем как некое преступление. Не важно, взял ли ты чужую булавку или солгал, за преступлением всегда следует наказание. Христианство Чарской перенесено в бытовую, частную сферу. Она говорит о покаянии. А что такое покаяние? Это изменение способа существования, проживания при осмыслении своих проступков. У неё это есть во многих произведениях.

– Вы работали в Германии и выступали с лекциями по литературе во многих странах Европы. Интересуются ли на Западе русской литературой, и если да, то какой?

– Я читала лекции о нашей литературе для русистов Германии, Франции, Италии, Польши. Я выступаю с лекциями по современной женской прозе, и одна из тем – «Современная женская проза в поисках национальных конструктов». В Европе я общаюсь с людьми, которые изучают русский язык, и они, безусловно, интересуются современной русской литературой. Но они, скорее всего, читают то, что хорошо освещено газетно-журнальной критикой, отмечено престижными премиями. Была популярной Маринина – читали Маринину. Она владеет современными реалиями и пишет о современности, всё это страшно интересно западному читателю: как в России живут, как работает транспорт, какие смотрят фильмы, как живёт и работает Каменская – высочайшего уровня профессионал, аналитик.

Отликается быстро на проблемы современности Улицкая – и на Западе её читают. Но пафос Улицкой лично меня сначала настораживал, а потом даже огорчил. Задача литературоведа и вообще профессионального читателя, философа, историка литературы заключается не только в том, чтобы прочитывать слова, следить за сюжетом, но, понимая, что смысл укрыт в латентных слоях артефакта, в символических знаках, прочитывать «скрытый смысл» в тексте «явного смысла» – тут я почти цитирую французского социолога, философа П. Рикёра. Мне не по сердцу, что в «Даниэле Штайне» внятно прочитываются неуважение и нелюбовь к нашему Отечеству.

– Чем вызван ваш повышенный интерес именно к женскому творчеству?

– Это неудивительно. Ведь нам интересно узнавать, о чём думали женщины, например, сто лет назад и насколько это совпадает с жизнью наших современниц.

Беседу вела Дарья ОГРАНОВИЧ

«Литературная газета» поздравляет Елену Трофимову с юбилеем, желает ей здоровья, счастья и творческих успехов!


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 


Новости
14.12.2019

Подпишись на «ЛГ» в СПб

Наша газета примет активное участие во втором Санкт-Петербургском Новогоднем книжном салоне.
14.12.2019

Премия Арсеньева наградила победителей

Торжественная церемония прошла в рамках мероприятий «Дней Дальнего Востока в Москве».
13.12.2019

В Голливуде снимут «Мастера и Маргариту»

Известный режиссер Баз Лурман приобрел права на экранизацию культового романа Михаила Булгакова.
12.12.2019

Территория литературы и культуры

14 декабря 2019 года открывается второй Санкт-Петербургский Новогодний книжный салон.
12.12.2019

Великолепная шестерка

«Эксмо-АСТ» опубликует произведения победителей Национальной премии «Русские рифмы», «Русское слово».

Все новости

Книга недели
Другой Фатьянов

Другой Фатьянов

В сборник вошли неизвестные стихотворения Алексея Фатьянова (1919–1950)
Колумнисты ЛГ
Если по-честному
Крашенинникова Вероника

Два кулака

Законопроект «О профилактике семейно-бытово­го насилия» стал линией разлома. Но...

События и мнения
Макаров Анатолий

Наследники Смердякова

Интеллигентский скептицизм, непреходящее недовольство начальством, своей страной...

Век такой, какой напишешь
Попов Валерий

Оно

Государство – это прежде всего его престиж, его сла­ва, его таланты. Раньше оно ...

Очевидец
Евстафьев Дмитрий

Тяжёлая ноша многополярности

России, где много и правильно говорили про многополярность, кажется, стоит радо...

Если по-честному
Крашенинникова Вероника

Какой век на дворе? XVI или XXI?

Знакомый московский профессор однажды спросил у студентов, как они относятся к о...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2019
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика