САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

В библиотечных залах и в отсеках подлодки

25.01.2021
В библиотечных залах и в отсеках подлодки В ходе Арктического литературного десанта в Заполярье писатели приняли важные решения.

Кузнецов и Крым

18.01.2021
Кузнецов и Крым Андрей ВОРОНЦОВ размышляет о поэзии и мировоззрении Юрия КУЗНЕЦОВА.

Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами

12.01.2021
Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами К 145-летию великого американского писателя Джека ЛОНДОНА.
Эссе Александра БАЛТИНА.
ЛГ плюс

Запах детства

24.01.2021
Запах детства Представляем нашим читателям главу из нового романа Нины ПУШКОВОЙ «Эликсир бессмертия».

Смертное ложе Отчизны – деревня

17.01.2021
Смертное ложе Отчизны – деревня Стихи Анатолия АРЕСТОВА – не только о Родине, но непосредственно о родной земле, о почве.

«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…»

11.01.2021
«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…» Анатолий МОЖАРОВ – не только путешественник и охотник, но и писатель. Оттого и читать его интересно: человек пишет о том, что знает.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Максим Замшев. Буквоед. 18 февраля 2020 года

Смотреть все...
Спецформат

«Сибогни» в январе

26.01.2021
«Сибогни» в январе В Новосибирске вышел первый в этом году номер популярного литжурнала.

Любовь вне хронотопа

23.01.2021
Любовь вне хронотопа О «Зеленых берегах» на сцене театра «Багаж» рассказывает Лидия КОТОВА.

В Сыктывкаре прогремела «Гроза»

16.01.2021
В Сыктывкаре прогремела «Гроза» О постановке Сергея ФЕДОТОВА знаменитой пьесы Александра ОСТРОВСКОГО рассказывает Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Почему я не верю Навальному

26.01.2021
Почему я не верю Навальному Его борьба избирательна и не касается тех, кто награбил в России, а потом скрылся, утверждает депутат Олег НИЛОВ.

Молодым – везде у нас дорога?

25.01.2021
Молодым – везде у нас дорога? Павел ПРЯНИКОВ полагает, что молодежи нужны социальные лифты, работа и защита прав.

Сколько людей поддерживают Навального?

19.01.2021
Сколько людей поддерживают Навального? Журналист и общественник Алексей ЧЕРНЯЕВ о снижении интереса к оппозиционному политику.
  • Статьи
  • 2008 год
  • №47 (6199) (19-11-2008)
  • Была игра!

Была игра!

Вислов Александр

Была игра!

Искусство
Вислов Александр

РАМПА

Три вечера с Сухово-Кобылиным. Впервые за последние 90 лет. Место действия – Тобольск

П. Жук (Варравин), С. Радченко (Тарелкин) и Н. Макаренко (Ох) в спектакле «Весёлые расплюевские дни»; фото: Василий МИКУЛЬСКИЙПри жизни Александр Васильевич Сухово-Кобылин до Тобольска не добрался. В его случае будет вполне уместно употребить уточнение – к счастью. Ведь большинство его соратников по сонму чинов великой российской словесности XIX столетия прибывали в этот город отнюдь не по своей воле. Ссыльнопоселенец Кюхельбекер, нашедший свой последний приют здесь, на Завальном кладбище, осуждённые в каторжные работы государственные преступники Достоевский и Чернышевский, чей скорбный путь лежал через тобольскую пересыльную тюрьму… Был, правда, ещё Пётр Ершов – здешних мест уроженец и житель, «не состоявший, не привлекавшийся». Но он – исключение. Недаром автор бессмертного «Конька-Горбунка» пребывает в положении одного из главных местных «брендов», а тобольская сцена давно и с гордостью носит его имя, хотя собственно драматургическое наследие Ершова известно и исторически востребовано нашим театром не намного шире, нежели таинственно замкнутые пьесы того же Кюхли.

Сухово-Кобылин вполне мог оказаться в славном ряду отечественных писателей-«сибиряков». Обвинённый, как мы помним, в злодейском убийстве своей сожительницы Луизы Симон-Деманш, он сумел оправдаться – и то лишь чисто юридически, не морально – спустя семь лет после случившейся трагедии. Тяжелейших для человека, но зато, по сути, послуживших едва ли не главной предпосылкой для рождения Кобылина-драматурга, сатирика, обличителя. Достойного продолжателя всех главных тем русской комедии, да и литературы в целом. Прямого наследника гоголевской линии (символично, что первую часть своей будущей великой трилогии он начал писать в 1852-м – году смерти автора «Ревизора» и «Женитьбы»).

Рассматриваемый проект (слово по отношению к явлениям искусства порядком девальвированное, да и в принципе довольно сомнительное, но в данном случае перед нами действительно проект – масштабный, амбициозный, с долей здоровой наглости) также вышел из «гоголевской шинели». Несколько лет назад произошла встреча Тобольского драматического театра им. П.П. Ершова и режиссёра Михаила Полякова – сменившего к тому времени должность руководителя пользовавшегося доброй репутацией театра «Омнибус» в городе Златоусте на участь израильского жителя, довольно много между тем ставящего на просторах бывшей страны проживания. Договорились о работе над «Игроками», режиссёрское решение и мизансцены которых постановщик попросту и не по им заведённому «поточному методу» повторил, то бишь перенёс из другого предшествующего спектакля по этой пьесе в совсем ином городе (это мы вовсе не к тому, чтобы укорить, – подобным «клонированием» занимаются почти все; это мы затем, дабы ещё раз подчеркнуть: из какого подчас «сора» растут счастливые художественные спайки-альянсы и как неисповедимы пути и перепутья настоящего театра).

Тобольская бета-версия получилась «выигрышней» первоначальной. И вообще замечательной. То ли группа крови у постановщика с юга и северного коллектива замечательным образом совпала, то ли в этом небольшом театре из малого города, хранящего, впрочем, воспоминания о былом величии столицы крупнейшей губернии (простиравшейся от Урала до Дальнего Востока), существует – кроме всех прочих отличительных качеств – особый слух к атмосфере прошлых веков, восприимчивость к запаху «отжитого времени». Даром, что ли, ершовцы с абсолютной убеждённостью и документами на руках полагают себя старейшим театром России, на полвека опередившим своим возникновением Ярославский Волковский. Три века тобольских подмостков, ведущих свой отсчёт от представлений школьного театра Филофея Лещинского в 1702 году, богаты на события, имена, отмечены особой приверженностью к традициям, которые здесь искренно чтут и по сегодня. За последние 150 лет – можно узнать из программки – здесь 13 раз обращались к Сухово-Кобылину. Правда, ставили в основном «Свадьбу Кречинского», а «Смерть Тарелкина», как повествуют анналы, до сих пор не трогали. Но теперь, опробовав свои силы на Гоголе, а потом поэкспериментировав с Гарсиа Лоркой («Дом Бернарды Альбы»), творческий тандем Михаила Полякова и тобольской труппы замахнулся на всю трилогию целиком. Стоит отметить, что в последний раз аналогичную попытку предпринимал, как бы странно это ни показалось, Всеволод Мейерхольд в Александринке. Была ещё «Юго-западная» версия Валерия Беляковича двадцатилетней давности, но там все три пьесы были объединены в один 6-часовой спектакль. А так, чтобы три вечера подряд, в рамках единого абонемента… (Справедливости ради, нужно сказать, что спектакли выходили в разное время, в течение полутора лет, и лишь сейчас, после ноябрьской премьеры «Тарелкина», идущего под названием «Весёлые расплюевские дни», обрели композиционную стройность и значимость уникальной культурологической акции). И где – в населённом пункте, число жителей которого лишь немногим превышает цифру в сто тысяч, а число присяжных театралов, как вы понимаете, значительно меньше.

Это явление, безусловно, вполне заслуживало бы «кучи приятных слов» само по себе, безотносительно уровня искусства. Но к тобольской триаде никак не подойдёшь со снисходительным «За попытку – спасибо!». Перед нами цельное, внятное и – главное – концептуальное художественное высказывание. Сделанное, что крайне важно, с довольно редкими по нынешним временам мерой и вкусом, с чётким осознанием своих сил, умений, возможностей (недюжинных, но не беспредельных), с чувством соразмерности их относительно масштаба классического текста. Как тут не вспомнить эпиграф, предпосланный автором всей трилогии и позаимствованный из Гегеля: «…кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно; то и другое взаимно обусловливают друг друга».

Все решения постановщика обусловлены реальным положением вещей, хотя и выглядят в итоге плодами изощрённой и самодостаточной режиссёрской мысли. Пьесы довольно изрядно сокращены – целыми линиями, целыми актами, вторая и третья части вообще идут в одном действии. А дело в том, что труппа в Тобольске отнюдь не велика, да и о зрителе своём, о потенциальных обладателях «сухово-кобылинских» абонементов, театр обязан думать в первую очередь. Но за счёт вымарок спектакли обретают стремительный ритм, энергию выстреливающей пружины, «резво скачущую кровь»… Постановки не назовёшь богато декорированными, более того, от «Кречинского» к «Расплюевским дням» количество элементов оформления на сцене поступательно минимизируется (сценографом, кстати, выступает сам постановщик). Но зато таким образом перед глазами возникает потрясающая овеществлённая метафора – сжимающейся шагреневой кожи всего человеческого сразу: здравого смысла, справедливости, милосердия… Большинство занятых в проекте исполнителей – опять-таки вследствие, надо полагать, не в последнюю очередь кадровой ситуации – играют в разные вечера разных персонажей. А отсюда рождается образ фантасмагорического мира, где личины меняются не только Тарелкиным и Варравиным, но всеми его обитателями, мира зловещего, при всей его заразительной комичности, дьявольски неустойчивого и чем дальше, тем сильнее пахнущего серой…

А как играют тобольские артисты – это особая и самая главная статья предприятия. Труппа в театре выступает и побеждает по-суворовски. Не числом, а уменьем! А когда в ней умирает тонкий и умный режиссёр и делает это с куда большим успехом, нежели Кандид Тарелкин, получается ансамблевый, выпукло рельефный, приносящий, похоже, равное высокое удовольствие людям по обе стороны рампы, зажигательный – да простится нам употребление данного прилагательного – спектакль. Точнее, три спектакля, развивающиеся по нарастающей.

«Была игра!» Вошедшая в пословицу реплика из «Свадьбы Кречинского» – здесь, наверное, лучшая и наиболее точная мини-рецензия. Игра Павла Жука (Фёдор, затем Варравин, он же Капитан Полутатаринов), Игоря Колдачёва (Парамонов, затем Ох), Николая Макаренко (Весьма важное лицо и Ох в другом составе), Константина Орлова (Нелькин, безымянный чиновник в «Деле» и, наконец, эпизодический Ванечка). А Олег Исаков появляется только в третьей части – всего дважды выходит на сцену на несколько минут в образе незадачливого Попугайчикова, но западает в память всерьёз и надолго. Что уж говорить о тех, кто «тащит» на себе основной груз – хотя, какой там груз, с такой лёгкостью и старорежимным изяществом это делается. Об Анваре Гумирове, после смерти своего Муромского замечательно реинкарнировавшемcя в Дворнике, о Евгении Пономарёве, представшем сперва фатоватым хлыщом Кречинским, а потом Тарелкиным, который сам по себе «протеевское» непостоянство, о действительно выдающейся, на мой взгляд, работе Сергея Радченко, давшем в двух Тарелкиных и в промежутке между ними в Важном лице феноменальную иллюстрацию «трёх источников, трёх составных частей» извечной расейской жизни, «неотжитого времени», выразительнейший портрет «страны рабов, страны господ».

Но это их актёрская победа. Гумиров – зав. машинно-декорационным цехом. Пономарёв – зав. художественно-постановочной частью. Вот такие люди в стране сибирской есть. Вот такой вот поразительный театр.

Александр А. ВИСЛОВ,ТОБОЛЬСК–МОСКВА


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
26.01.2021

«Нацбест» стартовал

Премия «Национальный бестселлер» объявляет о начале двадцать первого сезона.
26.01.2021

Вячеслава Шишкова помнят в Бежецке

В Тверской области отреставрировали здание городского училища XIX века, где учился известный писатель.
25.01.2021

НЭБ дарит пользователям более 500 аудиокниг

Теперь на портале Национальной электронной библиотеки можно не только бесплатно читать, но и слушать.
25.01.2021

ГИМ открылся

Музейный комплекс Исторического музея возобновил прием посетителей.
24.01.2021

Цифровой спектакль объединит подростков и актеров

К 10-летию конкурса юных чтецов «Живая классика» состоится премьера спектакля «Вечер трудного дня».

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Макаров Анатолий

Шаурма и Сталин

Лет 10–15 назад шашлычную на Ленинградском проспекте (напротив гостиницы «Со...

Библиосфера
Сазанович Елена

Пролетая над пропастью во ржи

«Да, стоит только умереть, они тебя сразу же упрячут!.. Ещё будут приходить по в...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Мир дичает

Оборачиваешься назад и поражаешься – каким беззаботным по сравнению с сегодняшни...

События и мнения
Воеводина Татьяна

Куда стрелял Чубайс?

Накануне нового года напоминают о себе предсказатели – астрологи, экстрасенсы, ф...

События и мнения
Брод Александр

Агенты вливания

Несколько событий уходящего года накалили правозащитную повестку. Жалобы на нехв...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда