САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»

23.02.2021
«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»           К 200-летию со дня рождения поэта Алексея ЖЕМЧУЖНИКОВА.
Исследование Владимира АНДРЕЕВА.

«Книжный маяк Петербурга»

18.02.2021
«Книжный маяк Петербурга» В северной столице при поддержке Российского книжного союза прошел популярный фестиваль.

Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы

11.02.2021
Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы К 80-летию выдающегося русского поэта.
Материал Андрея ГАЛАМАГИ.

ЛГ плюс

«Тяжелый, неуклюжий стиль…»

21.02.2021
«Тяжелый, неуклюжий стиль…» Одно из главных качеств поэзии Виталия ЕСАЯНА – это искренность.

Не расслабляйся, эмигрант!

13.02.2021
Не расслабляйся, эмигрант! Михаил ОКУНЬ почти 20 лет живет в Германии, оставаясь при этом истинно русским поэтом.

Вокал бога – маг облаков

07.02.2021
Вокал бога – маг облаков Представляем Вадима ГЕРШАНОВА с новыми и относительно новыми рифмопалиндромами.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Февральские «Сибогни»

26.02.2021
Февральские «Сибогни» Вышел очередной номер популярного новосибирского литературного журнала.

Пламя Игр-2014: грезы и реальность

24.02.2021
Пламя Игр-2014: грезы и реальность О наследии Олимпийских игр в Сочи размышляет Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.

Отгибает от покоя

22.02.2021
Отгибает от покоя Заслуженный деятель искусств России Александр ПУДИН поздравляет поэта Александра МЕДВЕДЕНКО с днем рождения.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Аида, или Бесцеремонность и безмятежность

25.02.2021
Аида, или Бесцеремонность и безмятежность О смерти Аиды ХМЕЛЕВОЙ говорят Кира САПГИР и Тьерри МАРИНЬЯК.

Дзержинский – русофобский черт!

21.02.2021
Дзержинский – русофобский черт! Евгений ПОПОВ не одобряет инициативу Захара ПРИЛЕПИНА о возвращении «Железного Феликса» на Лубянскую площадь.

«Мой сын, послушай мой рассказ…»

17.02.2021
«Мой сын, послушай мой рассказ…» Несанкционированные митинги, в которых участвовало немало подростков-школьников, почти сошли на нет, считает Татьяна ВОЕВОДИНА.
  • Статьи
  • 2010 год
  • №47-48 (6302) (24-11-2010)
  • Не сотвори себе вождя

Не сотвори себе вождя

Хамахер Мария

Не сотвори себе вождя

События и мнения
Хамахер Мария

ПОЛИТГРАМОТА

Мария ХАМАХЕР, собкор «ЛГ» по Центральной Европе

До недавнего времени в музейном мире Германии существовало негласное табу на экспозиции, посвящённые личности Адольфа Гитлера. Но время неумолимо. Спустя 65 лет после начала Нюрнбергского процесса Немецкий исторический музей в Берлине проводит выставку «Гитлер и немцы. Всенародное единство и преступления». Событие, казалось бы, настораживающее. Но не будем торопиться с выводами.

Развёрнутое название отражает сегодняшнюю парадигму восприятия немцами собственной истории. С течением времени тему исторической вины, которую ранее многие охотно объяснили бы демонической личностью фюрера, перевернул вопрос о том, каким образом стала возможна фашистская Германия. Изменения в школьных программах были направлены на то, чтобы, отталкиваясь от истории, развить у последующих поколений способность к рефлексии. Понятие вины, направленное в прошлое, заменило понятие ответственности, нацеленное в будущее. На первый план вышел вопрос: «Как бы я поступил на месте отцов и дедов?» Ответ, по мнению организаторов, следует искать среди 400 фотографий, плакатов и 600 иных экспонатов выставки, распределённых по 8 тематическим залам, охватывающим временное пространство с 1919 по 1945 год.

Куратор выставки, известный историк Ганс-Ульрих Тамер, предупреждает: «Мы не хотим концентрироваться на Гитлере как личности. Мы хотим взглянуть на установление режима, на то, как он вёл себя, будучи у власти, и как он пал, а также на огромный разрушительный потенциал получившего волю национал-социализма».

Организаторы сознательно отказались от представления личных вещей, музей не должен стать местом паломничества неонацистов. Кроме того, слишком велика была опасность установить эмоциональную связь с тем, кто взирает на нас с фотографических портретов, открывающих экспозицию. Эти портреты важны: представленные в вестибюле на тревожном оранжевом фоне, сделанные апологетами Гитлера с целью возвеличить его, они безжалостно демонстрируют тайну, которую столь долго скрывала от своего народа нацистская пропаганда, – на нас смотрит, силясь произвести должное впечатление, посредственность, человек с пустым взглядом.

Здесь же начинается и наложение друг на друга различных планов – приём, к которому организаторы прибегнут ещё неоднократно. На портреты проецируется хроника. Германия в тисках кризиса, толпы безработных. Кадры жутких факельных шествий и массовой истерии. Страшная хроника преступлений гитлеровцев военных лет. Варшавское гетто, Восточный фронт. Последний портрет – фотомонтаж. Вместо лица фюрера – череп. Сомнений быть не может: человек со стеклянными глазами – это воплощение абсолютного зла. Но кто стоял за ним?

При сопоставлении ужасающего масштаба преступлений фашизма и довольно заурядной личности самого фюрера становится очевидным, что его безраздельная власть была бы невозможна без соответствующих настроений, без восторженной и безоговорочной поддержки в самых разных слоях немецкого общества, по сути, и сотворившего его. Культ фюрера охотно и добровольно впускался обывателями в свою личную жизнь, в которой уже не оставалось места сомнениям. Документы о депортациях, казнях и концлагерях соседствуют с самодельными подарками, фигурками – свидетельствами «народной любви» к фюреру. Нацистская пропаганда в ответ производила всё те же бюсты, колоды карт, детские игрушки.

Зал, посвящённый военным преступлениям гитлеровцев. Читаем в сопроводительном тексте: «Внешняя политика Гитлера совпадала с интересами военной и промышленной элит. А пока война была успешна, её поддерживали и другие слои населения». Пропагандистский плакат взывает: «Твоя воля – наши деяния, твои деяния – наша воля». Их вёл тот, кого они призвали, вымолили у небес, вытребовали у истории, с готовностью сделавшись – за обещания жизненного пространства и повышения благосостояния – соучастниками страшных преступлений. Конечно, не все – свидетельства тому также представлены на выставке, – но большинство.

Куратор выставки Ганс-Ульрих Тамер выносит свой вердикт: «Вся эта система держалась не на одном злодее, а на тысячах маленьких людей, готовых предать друг друга. На стукачестве рядовых граждан строилось до 60% заведённых политических дел».

Ещё один пример несоответствия нацистской пропаганды и реальности – любимое Гитлером батальное полотно «Война народа», представленное в сильно уменьшенной репродукции. Сделано это сознательно, дабы избежать ненужного восхищения монументальными формами и опять-таки паломничества неонацистов. «Героическое» с точки зрения и сегодняшних наци полотно заслонено стеклянным экраном с цитатами из офицерских дневников. Офицеры вермахта предстают обыкновенными преступниками, понятия не имеющими о том, что такое офицерская честь.

Последний зал выставки называется «Гитлер без конца». Один из немецких журналистов высказал мысль, отчасти объясняющую это странное название: «Кем были бы мы, немцы, без Гитлера? Обыкновенной, средней европейской страной. Гитлер – это немецкое наследство с колоссальным знаком минус». Действительно, это часть самосознания нации. Его образ не исчез из жизни страны и после 1945 года. На обложке одного только «Шпигеля» фюрер появлялся 45 раз.

Есть в концепции выставки и ряд серьёзных недочётов. Во-первых, совсем не к месту здесь столь полная коллекция фашистской униформы – от медсестёр до СС. Искусительный потенциал эстетики Третьего рейха по-прежнему столь же велик, сколь и разрушителен. До сих пор сложно ему что-то противопоставить. Во-вторых, организаторы делают ставку на наличие у большинства посетителей определённого уровня знаний и способности анализировать при абсолютном иммунитете против идей нацизма . Видимо, поэтому считается возможной подчёркнуто нейтральная подача материала. Однако среди нескончаемого потока людей попадаются как явные неонацисты – они уже были замечены, так и «тайные обожатели». Да и просто люди, не способные оценить разноплановость: обыватели, напуганные кризисом и в очередной раз видящие спасение в более жёсткой власти. По последним соцопросам, это каждый 10-й житель ФРГ.

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Не сотвори себе вождя

До недавнего времени в музейном мире Германии существовало негласное табу на экспозиции, посвящённые личности Адольфа Гитлера. Но время неумолимо.

2010-11-24 / Мария ХАМАХЕР
открыть
КОД ССЫЛКИ:


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
26.02.2021

Тарская крепость

Первый Сибирский фестиваль искусств открывает приём заявок на литературный, музыкальный и художественный конкурсы. 

26.02.2021

Не стало Андрея Петрова

Через месяц главному редактору «Молодой гвардии» должно было исполниться 62 года.
26.02.2021

«Книги. Кофе. Весна»

Первый Петербургский Книжный фестиваль пройдет со 2 по 7 марта в павильоне легендарной киностудии «Ленфильм».
26.02.2021

«Философ общего дела» и Керенский край

Библиотека имени Николая Федорова проведет виртуальный семинар, посвященный великому мыслителю.
26.02.2021

Есенин на Курилах

Личные вещи поэта представят в Южно-Курильском краеведческом музее.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

К вам едет балаган

На прошлой неделе президент Путин встретился с главами парламентских фракций. До...

События и мнения
Беседин Платон

Харассмент любви

Умеют всё-таки западные маркетологи завлечь толпу, главное – нейминг. День всех ...

События и мнения
Сванидзе Николай

Лоб в лоб

Политический год страны начался мускулисто и бурно, события конца прошлого года ...

Литература
Сафронова Елена

Лавка Терентия

Говорят, в литературе и медицине все разбираются. И уж точно способны отличить х...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Раскол всё глубже

Эта колонка была написана под звуки несогласованного митинга 23 января в центре ...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда