ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Поздравим бойцов с 23 февраля!

07.02.2023
Поздравим бойцов с 23 февраля! Писательский проект «Буханка» для Донбасса» отправляет очередной микроавтобус на фронт.

Мы в Telegram

01.02.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

В битве с Историей

26.01.2023
В битве с Историей Израильтянин Ханох ДАШЕВСКИЙ напоминает о зверствах прибалтийских и украинских карателей во время Великой отечественной войны.
ЛГ плюс

На холсте небес

05.02.2023
На холсте небес Стихи Алексея ЛОСКОВА можно с полным правом отнести к высокой или даже к возвышенной поэзии.

«Я искала слова…»

31.01.2023
«Я искала слова…» В поэзии Инны ТЕПЛОВОЙ хватает как темных, так и светлых оттенков.

«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной»

23.01.2023
«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной» Евгений КАСАТКИН преимущественно лирик. Однако гражданские мотивы в его поэзии звучат вполне органично.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

Евангелие от Малера

07.02.2023
Евангелие от Малера Государственный академический оркестр Республики Татарстан продолжает концерты в рамках персонального абонемента Московской филармонии.

Восьмой «Русский Гофман»

06.02.2023
Восьмой «Русский Гофман» Открыт прием работ на VIII Международный литературный фестиваль-конкурс, посвященный творческому наследию Э.Т.А. Гофмана.

«В начале было Слово…» А теперь?

04.02.2023
«В начале было Слово…» А теперь? Сегодня слово вытеснено изображением, а визуализация стала важнейшим принципом восприятия информации, полагает Олег АЛЕШИН.
Позиция

Заметим ли мы «красные линии»?

03.02.2023
Заметим ли мы «красные линии»? Политик и общественник Виктор АЛКСНИС опасается американских ракет GLSDB, передаваемых Украине.

Песни нас не покинут...

29.01.2023
Песни нас не покинут... О смерти бывшего сотрудника «Литературной газеты» Дмитрия КУРИЛОВА сообщает Наталья РОЖКОВА.

Памяти жертв Холокоста

27.01.2023
Памяти жертв Холокоста С 16 по 31 января в России проходит традиционная ежегодная «Неделя памяти жертв Холокоста», приуроченная к Международному Дню памяти жертв.

  • Статьи
  • 2010 год
  • №47-48 (6302) (24-11-2010)
  • Не сотвори себе вождя

Не сотвори себе вождя

Хамахер Мария

Не сотвори себе вождя

События и мнения
Хамахер Мария

ПОЛИТГРАМОТА

Мария ХАМАХЕР, собкор «ЛГ» по Центральной Европе

До недавнего времени в музейном мире Германии существовало негласное табу на экспозиции, посвящённые личности Адольфа Гитлера. Но время неумолимо. Спустя 65 лет после начала Нюрнбергского процесса Немецкий исторический музей в Берлине проводит выставку «Гитлер и немцы. Всенародное единство и преступления». Событие, казалось бы, настораживающее. Но не будем торопиться с выводами.

Развёрнутое название отражает сегодняшнюю парадигму восприятия немцами собственной истории. С течением времени тему исторической вины, которую ранее многие охотно объяснили бы демонической личностью фюрера, перевернул вопрос о том, каким образом стала возможна фашистская Германия. Изменения в школьных программах были направлены на то, чтобы, отталкиваясь от истории, развить у последующих поколений способность к рефлексии. Понятие вины, направленное в прошлое, заменило понятие ответственности, нацеленное в будущее. На первый план вышел вопрос: «Как бы я поступил на месте отцов и дедов?» Ответ, по мнению организаторов, следует искать среди 400 фотографий, плакатов и 600 иных экспонатов выставки, распределённых по 8 тематическим залам, охватывающим временное пространство с 1919 по 1945 год.

Куратор выставки, известный историк Ганс-Ульрих Тамер, предупреждает: «Мы не хотим концентрироваться на Гитлере как личности. Мы хотим взглянуть на установление режима, на то, как он вёл себя, будучи у власти, и как он пал, а также на огромный разрушительный потенциал получившего волю национал-социализма».

Организаторы сознательно отказались от представления личных вещей, музей не должен стать местом паломничества неонацистов. Кроме того, слишком велика была опасность установить эмоциональную связь с тем, кто взирает на нас с фотографических портретов, открывающих экспозицию. Эти портреты важны: представленные в вестибюле на тревожном оранжевом фоне, сделанные апологетами Гитлера с целью возвеличить его, они безжалостно демонстрируют тайну, которую столь долго скрывала от своего народа нацистская пропаганда, – на нас смотрит, силясь произвести должное впечатление, посредственность, человек с пустым взглядом.

Здесь же начинается и наложение друг на друга различных планов – приём, к которому организаторы прибегнут ещё неоднократно. На портреты проецируется хроника. Германия в тисках кризиса, толпы безработных. Кадры жутких факельных шествий и массовой истерии. Страшная хроника преступлений гитлеровцев военных лет. Варшавское гетто, Восточный фронт. Последний портрет – фотомонтаж. Вместо лица фюрера – череп. Сомнений быть не может: человек со стеклянными глазами – это воплощение абсолютного зла. Но кто стоял за ним?

При сопоставлении ужасающего масштаба преступлений фашизма и довольно заурядной личности самого фюрера становится очевидным, что его безраздельная власть была бы невозможна без соответствующих настроений, без восторженной и безоговорочной поддержки в самых разных слоях немецкого общества, по сути, и сотворившего его. Культ фюрера охотно и добровольно впускался обывателями в свою личную жизнь, в которой уже не оставалось места сомнениям. Документы о депортациях, казнях и концлагерях соседствуют с самодельными подарками, фигурками – свидетельствами «народной любви» к фюреру. Нацистская пропаганда в ответ производила всё те же бюсты, колоды карт, детские игрушки.

Зал, посвящённый военным преступлениям гитлеровцев. Читаем в сопроводительном тексте: «Внешняя политика Гитлера совпадала с интересами военной и промышленной элит. А пока война была успешна, её поддерживали и другие слои населения». Пропагандистский плакат взывает: «Твоя воля – наши деяния, твои деяния – наша воля». Их вёл тот, кого они призвали, вымолили у небес, вытребовали у истории, с готовностью сделавшись – за обещания жизненного пространства и повышения благосостояния – соучастниками страшных преступлений. Конечно, не все – свидетельства тому также представлены на выставке, – но большинство.

Куратор выставки Ганс-Ульрих Тамер выносит свой вердикт: «Вся эта система держалась не на одном злодее, а на тысячах маленьких людей, готовых предать друг друга. На стукачестве рядовых граждан строилось до 60% заведённых политических дел».

Ещё один пример несоответствия нацистской пропаганды и реальности – любимое Гитлером батальное полотно «Война народа», представленное в сильно уменьшенной репродукции. Сделано это сознательно, дабы избежать ненужного восхищения монументальными формами и опять-таки паломничества неонацистов. «Героическое» с точки зрения и сегодняшних наци полотно заслонено стеклянным экраном с цитатами из офицерских дневников. Офицеры вермахта предстают обыкновенными преступниками, понятия не имеющими о том, что такое офицерская честь.

Последний зал выставки называется «Гитлер без конца». Один из немецких журналистов высказал мысль, отчасти объясняющую это странное название: «Кем были бы мы, немцы, без Гитлера? Обыкновенной, средней европейской страной. Гитлер – это немецкое наследство с колоссальным знаком минус». Действительно, это часть самосознания нации. Его образ не исчез из жизни страны и после 1945 года. На обложке одного только «Шпигеля» фюрер появлялся 45 раз.

Есть в концепции выставки и ряд серьёзных недочётов. Во-первых, совсем не к месту здесь столь полная коллекция фашистской униформы – от медсестёр до СС. Искусительный потенциал эстетики Третьего рейха по-прежнему столь же велик, сколь и разрушителен. До сих пор сложно ему что-то противопоставить. Во-вторых, организаторы делают ставку на наличие у большинства посетителей определённого уровня знаний и способности анализировать при абсолютном иммунитете против идей нацизма . Видимо, поэтому считается возможной подчёркнуто нейтральная подача материала. Однако среди нескончаемого потока людей попадаются как явные неонацисты – они уже были замечены, так и «тайные обожатели». Да и просто люди, не способные оценить разноплановость: обыватели, напуганные кризисом и в очередной раз видящие спасение в более жёсткой власти. По последним соцопросам, это каждый 10-й житель ФРГ.

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Не сотвори себе вождя

До недавнего времени в музейном мире Германии существовало негласное табу на экспозиции, посвящённые личности Адольфа Гитлера. Но время неумолимо.

2010-11-24 / Мария ХАМАХЕР
открыть
КОД ССЫЛКИ:


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
09.02.2023

Нацисты против Пушкина

Многочисленные факты вандализма на Украине зафиксированы в виртуальном проекте «Депушкiнiзацiя».
09.02.2023

Длинный «Гипертекст»

Главный редактор «ЛГ» Максим Замшев объявит лонг-лист литпремии имени Александра Чаковского.
09.02.2023

Полина Шамаева приглашает послушать «Романсы Рахманинова»

В концертном зале «Зарядье» солистка Московского театра «Новая Опера» представит свою новую авторскую программу.  
08.02.2023

«Сибирские огни» наградили лучших

В Театральном зале Новосибирской областной библиотеки состоялась церемония награждения лучших авторов журнала.
08.02.2023

День влюбленных в книги

Издатели сбросят маски: 13 февраля в Доме Ростовых профи книжной индустрии расскажут, что они любят на самом деле.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Общество
Мысловский Евгений

Снова стреляют в мирных людей

События и мнения
Амелин Ростислав

Ответ Госдепу

Недавно американское посольство обнародовало «обращение к народу России»...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Пуля за слово

В 2022-м среди представителей медиа были новые жертвы: в мире погибло 67 журнали...

Литература
Сафронова Елена

Текст как рутина

К 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой портал «Ревизор.ru» составил поэтич...

Литература
Сазанович Елена

Шиллер Шекспирович Гёте

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда