ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
ЛГ online

Они не такие, как мы!

19.05.2022
Они не такие, как мы! Репортажи о пленных «азовцах» вызвали в российском обществе неоднозначную реакцию.

Мы в Telegram

15.05.2022
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

С ПраZдником!

09.05.2022
С ПраZдником! В этом году священный День Победы заиграл новыми красками.
ЛГ плюс

Живет на свете кошка

16.05.2022
Живет на свете кошка Стихи Анны ЖЕЛТОНОГОВОЙ лиричны, в чем-то наивны, но по-своему трогательны.

Урок окончен

11.05.2022
Урок окончен К 75-летию поэта и учителя Владимира СУВОРОВА. Вступительное слово Сергея БАГОЦКОГО.

Невыдуманная история

04.05.2022
Невыдуманная история Это нам рассказ Виктора АРАПОЧКИНА может показаться фантастическим, а после Великой Отечественной таких случаев хватало.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

Фея сирени «Русского балета»

20.05.2022
Фея сирени «Русского балета» О юбилее заслуженной артистки РСФСР, кавалера ордена «Знак Почета» Ольги КОХАНЧУК.
Материал Ирины КОТЕНКО.

Сюжеты из будущего – это «воспоминания»

18.05.2022
Сюжеты из будущего – это «воспоминания» Литгерои абсолютно самостоятельны и вольны в своих порывах, утверждает София ЭЗЗИАТИ.

Перекличка памяти с судьбой

14.05.2022
Перекличка памяти с судьбой Состоялась мировая премьера «Военной кантаты» Давида КРИВИЦКОГО на стихи Арсения ТАРКОВСКОГО.
ОПРОСНИК
  1. Как России вести себя с Украиной?
Результат
Позиция

Алексей Цветков: «Мои соперники – Заболоцкий и Мандельштам!»

14.05.2022
Алексей Цветков: «Мои соперники – Заболоцкий и Мандельштам!» 12 мая не стало Алексея Петровича Цветкова – поэта, прозаика, критика, переводчика, скончавшегося в Израиле.

Герман Захарьяев: «Геополитика на День Спасения и Освобождения не влияет»

10.05.2022
Герман Захарьяев: «Геополитика на День Спасения и Освобождения не влияет» День Победы в Израиле официально считается еще и новым иудейским праздником. Здесь он называется День Спасения и Освобождения.

Таможня не дает добро

07.05.2022
Таможня не дает добро Знаменитый сербский снайпер пожаловался Путину на российских таможенников, тормозящих грузы для бойцов Донбасса.

  • Статьи
  • 2008 год
  • №49 (6201) (3-12-2008)
  • Смейся, смейся громче всех...

Смейся, смейся громче всех...

Смейся, смейся громче всех...

Киномеханика
Рогова Валентина

1908-2008 ВЕК РОССИЙСКОГО CINEMA

Трудное начало лёгкого жанра

1 (13) декабря 1908 года Ателье А. Дранкова, в кото­ром всего двумя месяцами ранее обрела своё рождение российская девятая муза, вы­пустило на экраны страны первые отечественные кино­комедии: «Усердный денщик» и «Увлёкшийся музыкант». Амбициозному владельцу Ате­лье, который и дальше будет пахтаться работать в этом жа­нре, фортуна в данном случае не улыбнулась.

Справедливости ради следу­ет сказать, что в раннем рус­ском кино у комедийной музы не было своего р^хцаря. Воз­можно, оттого у нас и Чарли Чаплин не имел никакого зри­тельского успеха. Для здешней кинопублики он был слишком груб, слишком примитивен, слишком малоизящен. После коммерческого провала Чап­лина российские прокатчики отказывались закупать карти­ны не только с его участием, но и другие американские «ко­мические».

И «Усердный денщик» про­шёл в «электрических теат­рах» довольно бледно, хотя по всем приметам ленте, каза­лось, была гарантирована удачная прокатная судьба. В соответствии с законами мла­денческого кино Дранков со­здал на 80 метрах плёнки вы­сокоскоростное интенсивное экранное зрелище. Эта кро­шечная комедия положений, сохранившаяся до наших дней без надписей, буквально ки­шит гэгами и юмористически­ми положениями. Сюжетная канва фильма безупречна да­же для заокеанских или фран­цузских кинохитов более позд­него происхождения:
Исполняя блажь старого генерала, соблазнительная кухарка разложила листы клейкой бумаги от мух. Ден­щик, забавный и трогатель­ный недотёпа, ослеплённый красотой стряпухи, неуклю­же хлюпается на стул и при­липает к мухобойным листам. Потом он роняет та­релки, уплетает кастрюлю пирожков, умудряется напо­роться на иглу в рукоделье.

Желая повиниться, несо­стоявшийся мачо тратит все деньги на новую посуду. Однако злой рок вновь насти­гает его: возвратясь на кухню с кучей тарелок, он видит ге­нерала, оказывающего знаки внимания стряпухе. Ревность захлёстывает бедолагу. По­терявшись, он обрушивает кухонный шкаф и свои тарел­ки на барина. А в финале до ушей перемазывается кремом для торта.

Сегодня «Усердный ден­щик», первая русская «коми­ческая», смотрится как забав­ная игрушка. Дранков очень качественно снял этот дина­мичный праситком. Любимец петербургской публики Гарлин шаловливо исполнил роль генерала-ловеласа. Умори­тельна кухарка, любезничаю­щая с барином и таскающая за ухо к рампе влюблённого денщика, которого также весьма любопытно сыграл ак­тёр Н.Я. Филиппов. Одновре­менно он выступил в качестве автора сценария и режиссёра картины.

Но даже несмотря на хоро­шую прессу (к слову, «Вест­ник кинематографов в Санкт-Петербурге» писал: «Прекрас­но исполненная небольшая пьеска построена на многих комических эффектах и вызы­вает у зрителей весёлый смех»), сто лет назад «Усерд­ный денщик» в прокате бес­славно провалился. Филиппов не сумел очаровать публику, не использовал предоставив­шийся ему шанс стать первым нашим комиком-звездой. Уже пару десятилетий спустя исто­рик кино Борис Лихачёв заме­тил, что он в фильме «бледен и не интересен».

Тем не менее первая рус­ская кинокомедия оставила свой след и в истории мирово­го кино. Как раз в работе над «Денщиком» Дранков приду­мал новый тип рекламы, этой «лиры ХХ века»: помимо ри­сованного плаката, как это уже было привычно, он впер­вые стал пропагандировать «новую фильму» при помощи фотографий наиболее выиг­рышных кадров. Заграница кинофоторекламу в то время ещё не знала.

Кинокомедия «Увлёкшийся музыкант» не сохранилась. Известно, что она представля­ла собой чуть более минуты проекции (38 метров). Дран­ков рекламировал её как «ар­тистически исполненную ин­термедию».

Сценарий этого киноскетча будто бы писан в «максеннетовском стойле»: «Роб так любил музыку, что хотел дать свой концерт. Но Боб занял его место. И, чтобы отомстить, Роб привёз по­жарную машину, поставил ле­стницу к спине Боба и давай сверху лить из шланга воду на голову Боба. Но Боб не пре­кращает своего концерта, он пытается защититься от струи воды раскрытым зон­тиком, а когда холодные по­токи воды всё продолжают обливать его, страстный му­зыкант начинает отсту­пать в глубь сада, а мсти­тельный Роб, сидя на его спи­не, двигается вместе с ним и безжалостно обливает его целыми потоками воды. Так мстительный Роб отомстил своему сопернику Бобу».

Конечно, Дранков продол­жал традицию известного всем «Политого поливальщика» Луи Люмьера. Но «Увлёкший­ся музыкант» явно предвосхи­щает и жанр «слэпстика». Па­радокс в том, что везунчик Дранков отчего-то споткнулся на пути славы Мак Сеннетта, Чаплина, Бастера Китона, Га­рольда Ллойда.

Только спустя пять лет «первый русский кинофабри­кант» вновь рискнул попытать счастья в неподдавшемся ему с первого захода жанре коме­дии. Осенью 1913 года он дал жизнь первому отечественно­му киносериалу с комедийной маской дяди Пуда в центре. Этого персонажа воплощал «русский Фатти» Виктор Ав­деев, известный борец. Его физическое сходство с амери­канской звездой «комических» Роско Арбаклем, выступав­шим под маской Жирного, по­разительно. Разве что у наше­го «суперстара» Дранков за­менил кепку шапкой.

Но создать «русского Жир­ного» ему не удалось: у Авдее­ва не было ни филигранной актёрской игры, ни акробати­ческого мастерства Арбакля. Однако двойник американской маски прижился на русском экране. Дранков энергично штамповал серии: «Дядя Пуд на свидании», «Дядя Пуд — враг кормилиц», «Дачный ро­ман дяди Пуда», «Простоква­ша — жизнь наша», «Нервный тик», «Случай в купальне», «Дядя Пуд — фотограф».

Высмеивались любострас-тие, наивность и нерастороп­ность героя. В сохранившемся кинофарсе «Дядя Пуд в луна-парке» рецензент отметил «очень комичную фигуру зна­комого публике толстяка».

А советская критика не жаловала «русского Фатти». «В. Авдеев усиленно комико­вал, — вспоминал Семён Гинз­бург, — что при его могучей комплекции и неповоротливос­ти выглядело не смешно, а странно^ Если бы содержание этих комических лент не было бы столь убого, из «дяди Пуда» могла бы выработаться настоя­щая комическая маска русско­го кино». Не состоялось.

Дранков это понял, продал лицензию на «дядю Пуда» То­вариществу «Светосила» и объявил о запуске своей новой «серии комических картин с участием знаменитого фран­цузского комика господина Рейнольса». Как блины сост­ряпали фильмы «Лысый влюблён в танцовщицу», «Лы­сый приглашён на ужин», «Лысый — кинооператор», «Лысый хотел, чтобы у него в^1росли волосы». И — пол­ная неудача.

Разумеется, чтобы компен­сировать поражение, Дранков решился на скандал. Но что совершенно удивительно, он написал сценарии сиквелов «Вова на войне» и «Вова в от­пуску» к киношаржу «Вова приспособился» (по пьесе Ев-стигнея Мировича про непутё­вого студента барона фон Штрика, «Русская золотая се­рия»). А так как самым цен­ным в инсценировке конку­рентов был актёр театра Сабу­рова Александр Вернер, то Дранков его перекупил и сде­лал режиссёром своей новой серии «комических».

Дранковский Вова — смесь чешского Швейка и англий­ского Вустера, после немыс­лимой кутерьмы, в финале, становился георгиевским ка­валером. В мемуарах 1946 года Вернер удивлялся тому, что комедия, «зло высмеивающая всех этих гнилых аристокра­тов, их показной рахитичный «патриотизм», вызывала гром­кий и искренний смех тех же самых графов и баронов», в кино имела ещё больший ус­пех, чем на театре. Казалось, Дранкову наконец удастся вы­рваться из заколдованного круга комедийных неудач, но уже наступал роковой для всех и всяческих масок 1917 год...

Валентина РОГОВА


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Новости
20.05.2022

«Гипертекст» стартовал в СПб

На Книжном салоне Санкт-Петербурга состоялась презентация большой литературной премии имени Александра Чаковского.
20.05.2022

«Я (не) хочу взрослеть»

В Малом зале Российской государственной библиотеки для молодежи открылась выставка восьми художников.
19.05.2022

«Татьяна Маврина. Графика из собрания М.В.Сеславинского»

Министерство культуры Нижегородской области  и Нижегородский государственный художественный музей представляют интересную выставку.                                      
19.05.2022

Человек идет на Север

В Библиотеке Федорова пройдет вечер, посвященный 145-летию со дня рождения полярного исследователя Георгия Седова.
19.05.2022

О земле родной

В рамках проведения Всероссийского библиотечного конгресса откроется экспозиция «Нижегородская сюита. Мотивы родной земли в собрании Михаила Сеславинского».

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Литература
Беседин Платон

Кол для Дракулы

18 мая 2022 года исполнилось 125 лет с выхода в свет из тьмы культового романа Б...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Z как «живой»

Буква Z в 1960-е стала символом антифашизма в Греции. В греческом алфавите дзета...

События и мнения
Макаров Анатолий

Как-нибудь переживём

В годы литературной молодости я вдруг заболел русской эмиграцией.

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Как они это делали?

Завершился показ премьерного восьмисерийного фильма «Начальник разведки» про Павла...

Литература
Сафронова Елена

Опасная профессия

Среди гражданских профессий на первом месте по степени риска находятся шахтёры, ...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2022
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда