ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Белоруссия не разочаровала

30.03.2023
Белоруссия не разочаровала Российские авторы и издатели приняли участие в XXX Минской международной книжной выставке-ярмарке.

Мы в Telegram

26.03.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

Битва двух столиц

20.03.2023
Битва двух столиц Пролдолжается прием заявок на Второй поэтический баттл «Москва vs Санкт-Петербург».
ЛГ плюс

Дядя Витя стишки не читает

01.04.2023
Дядя Витя стишки не читает Анатолий АРЕСТОВ остается верен себе, воспевая родной Алтайский край.

«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…»

25.03.2023
«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…» В рассказе Анатолия МОЖАРОВА российская глубинка показана «такой, как она есть».

И по весне случаются печали…

16.03.2023
И по весне случаются печали… Поэзию Виктора КАРПУШИНА с полным основанием можно отнести к тихой лирике.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

Новинки для маленьких

31.03.2023
Новинки для маленьких В честь Недели детской книги предлагаем для голосования три новинки для самых юных читателей.

Фестиваль вместо презентации

28.03.2023
Фестиваль вместо презентации О том, как прошло представление альманаха «Словесность-2022», рассказывает Елизавета ТЕРПИЛОВСКАЯ.

«Молодость – богатство старости»

21.03.2023
«Молодость – богатство старости» Под такой темой проходят IX Всероссийские Васильевские чтения-2023, посвященные жизни и творчеству писателя Бориса Васильева.
Позиция

Бандеровцам везде у нас дорога?

27.03.2023
Бандеровцам везде у нас дорога? Известный поэт и музыкант Вадим СТЕПАНЦОВ о предстоящем фестивале «Дикая Мята» под Тулой.

Наши, Враги и Непричёмыши

22.03.2023
Наши, Враги и Непричёмыши Даниэль ОРЛОВ полагает, что в русской поэзии оформился очевиденый раскол.

Такие же, как мы?

15.03.2023
Такие же, как мы? В 1991 году пути России и Украины начали расходиться, а после «майдана» 2004 года этот раскол принял обвальный характер, считает Владислав ШУРЫГИН.

  • Статьи
  • 2009 год
  • №49 (6253) (2-12-2009)
  • Динозавра Марусю никто не боится

Динозавра Марусю никто не боится

Динозавра Марусю никто не боится

Общество
Генрих Александра

БЕЗ БАРЬЕРОВ

В Дарвиновском музее экспонаты можно потрогать

Директор музея А. Клюкина ведёт экскурсию для инвалидовВ какой восторг приходят дети, когда им в руки попадают жуки и бабочки! Мамы, напротив, в ужасе умоляют своё чадо убрать подальше этого «противного» жука. «Какие же трусишки эти взрослые, а я не боюсь», – ликует ребёнок. Похожие эмоции испытывают дети и в уголке инсектария Дарвиновского музея. В том числе и ребята с ограниченными возможностями. Инвалиды здесь – частые гости. И вот почему.

Захожу через главный вход и тут же замечаю слева в углу складное инвалидное кресло для комфортного путешествия по залам особых гостей. Один-два раза в неделю люди с ограниченными возможностями, среди которых больные ДЦП, слепые, слабослышащие и колясочники, заказывают экскурсию и оказываются под крылом опытного сотрудника, который работает в таких индивидуальных группах совершенно бесплатно.

Я впервые в Дарвиновском музее. В том, что родители меня сюда не водили, оказывается, ничего удивительного нет. Около 10 лет это культурное место было просто «заморожено»: выставки сотрудники проводили только выездные, а в здании музея на Пироговке скучали и пылились рыжие лисы и снежные барсы. А всё потому, что помещение было в аварийном состоянии и к тому же не вмещало большое количество старинных экспонатов.

Слепые дети знакомятся с насекомымиВ 1994 году Музею естественной истории дали наконец новое помещение на улице Вавилова, 57. По городу ездят слоны и жирафы – эпатажно оповещали газетчики читателей о том, что Дарвиновский переезжает и скоро будет открыт для посетителей. Как бы обрадовался основатель музея Александр Котс, узнав, что наконец-то его детище перестало ютиться в тесном здании. Кстати говоря, в самый разгар войны, в 1942 году, профессор начал активно практиковать передвижные экскурсии и показывать документальные фильмы инвалидам и раненым.

Захожу в зал под названием «Многообразие жизни на земле», внимание тут же привлекает железный батискаф, в котором можно ощутить себя на глубине дна морского. Оглядываю посудину, понимаю, что колясочник тоже сможет сюда заехать: установлен удобный пандус. Для каждой группы инвалидов, в зависимости от недугов, в музее разработан свой маршрут. Надписи по Брайлю рядом с экспонатами почти не видны обычному посетителю, но хорошо известны по тактильным ощущениям слепым. Азбука Брайля – это своего рода секретный код на пути их познания, как звериные следы на снегу для путешественников, которые умеют определять по отпечатку лап пол и окрас животного. Люди с проблемами зрения теперь тоже могут почувствовать себя путешественниками-следопытами, отправившись по пятам диких животных. Гипсовые слепки следов сделаны специально для тактильного знакомства.

Третий этаж – «Макроэволюция». На предмет доступности его лично протестировала директор Дарвиновского музея. Попав в аварию, Анна Клюкина сама временно оказалась в инвалидной коляске и на собственном опыте поняла, как же трудно, а в некоторых местах просто невозможно передвигаться человеку с такими проблемами. На деньги Департамента культуры города Москвы были установлены внешние и внутренние пандусы и построен подъёмник. Он пока работает медленно и вмещает только одного колясочника, но сотрудники не унывают – это лучше, чем ничего. Приспособили для нужд инвалидов большой лифт, предназначенный для подъёма экспонатов, построили специальные туалетные кабинки со вспомогательными поручнями, лестницы оснастили ярко-жёлтыми пометками для слабовидящих. Если пробежаться по всем залам музея, можно заметить скамеечки и пуфики, которые сделаны специально для решивших установить рекорд – посмотреть весь музей за один день – и для тех, кому трудно передвигаться и кто быстро утомляется.

Основатель и первый директор Дарвиновского музея А. Котс ведёт экскурсию для раненых бойцовТеперь люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут сами исследовать музейные просторы: посмотреть на гигантского альбатроса или замереть от восхищения на втором этаже перед динозавром по кличке Маруся. Широкие проходы между экспозиционными витринами позволят без проблем проехать колясочнику, а то и двум.

Проходя по залам, я набрела на информационные киоски, где можно ознакомиться с темами экспозиций, часто в голосовом варианте. Захватывают внимание металлические скульптуры шмеля и лягушки. Если не сможешь их увидеть, то непременно услышишь: погладь по металлической спинке – шмель зажужжит, как летом. Мне всегда казалось, что все лягушки издают одинаковые звуки, что-то типа «Брекекекекс, коакс, коакс! / Брекекекекс, коакс, коакс!», прямо как в пьесе древнегреческого комедианта. Как же я заблуждалась: лягушка мастера Заботкина в Дарвиновском музее поёт на тысячу лягушечьих голосов!

В музее инвалидам по зрению дают в руки морские раковины и чучела птиц с настоящими перьями. Ведь так, приложив к уху морскую раковину, намного легче понять, как шумит море. А мягкое на ощупь перо тут же нарисует в воображении Жар-птицу. Для инвалидов заповедь строгих смотрителей – «экспонаты руками не трогать» – просто не действует. Здесь слепых подводят к экспонатам и говорят: трогайте и гладьте на здоровье.

«Что удобно для инвалидов, то удобно для нас», – объясняет моя провожатая, заведующая справочно-библиографическим отделом Ольга Ваньшина. Ей это хорошо известно, ведь её муж инвалид по зрению, который, кстати говоря, очень помог в разработке средств для людей с ограниченными возможностями. Сотрудники однажды задумались: что же мы обделяем остальных посетителей, которые тоже хотят прикоснуться к истории. Подумали-подумали и решили рядом с пушными обитателями планеты вывесить кусочки шерсти, так называемые издержки производства от чучел животных. Теперь не только инвалиды, но и все посетители могут погладить шерсть рыси или белого медведя.

Инвалиды c ДЦП испытывают целую палитру эмоций, когда доходят до пульта, где за кнопками затаились голоса птиц и животных. Нажмёте на красную, услышите, что лось в поединке мычит, как корова, на жёлтую – что суслик, оказывается, может свистеть, как птичка.

Каждый экскурсовод, работающий с инвалидами, знает их особенности наизусть. Тот, кто бросает жалостливые взгляды в сторону людей с проблемами здоровья, вести для них экскурсии никогда не будет – так решила директор Дарвиновского музея. Очень часто экскурсоводы позволяют себе присесть, чтобы быть на уровне посетителей-колясочников. Как поделилась опытом Ольга Ваньшина, тут инвалиды и начинают раскрываться: рассказывают, что вот у них кошка есть на даче и как им бывает порой скучно дома, что музей для них как глоток свежего воздуха.

Завершая свой обход, подхожу к забавной вещице: весы, которые показывают твой вес в мышках, слонах и кошках. Все, кто в состоянии дойти до этих чудо-весов, смеются до упаду. Около такого аттракциона всегда толпятся дети. Первое время даже сами сотрудники несколько раз на дню бегали в этот зал узнать, сколько в них мышек и кошек до обеда и после.

Поход инвалидов в Дарвиновский музей действует на них благотворно, как бальзам. Здесь часто проходят выставки работ людей с ограниченными возможностями. Так, уже состоялись две выставки художника Александра Руслякова, страдающего ДЦП. Занятия живописью – это своего рода психологическая реабилитация, так что из-под кисти Руслякова теперь выходят безоблачное небо и яркое солнце.

Сейчас сотрудники снимают фильм в форме интервью, в которых инвалиды делятся своими впечатлениями о Музее естественной истории. Это хороший способ понять, чего ещё не хватает для комфортного посещения таких мест культуры. Ведь Дарвиновcкий музей – городской методический центр по реабилитации инвалидов музейными средствами.

Пандусы, лифты, безусловно, очень важны. Но самое главное – это отношение к людям с ограниченными возможностями. Стоит проявить чуть-чуть больше внимания, как надломленный цветок cнова зацветёт пышным цветом.

Александра ГЕНРИХ


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
02.04.2023

Природа, портреты, натюрморты

В РГБМ состоится открытие персональной фотовыставки Степана Чубаева.
02.04.2023

«Песни Нашего Полка»

Накануне 9 мая состоится патриотическая акция, которая включает в себя песенный конкурс и праздничный концерт.
01.04.2023

«Гипертекст»: финал

3 апреля встречаемся в Большом зале ЦДЛ на главном литературном событии весны!
01.04.2023

За профессиональное мастерство

Заместитель главного редактора «ЛГ» Леонид Колпаков получил премию в области журналистики «Золотое перо России».
31.03.2023

Дом Ростовых: новая судьба старой книги

АСПИР присоединяется к движению буккроссинга и открывает в Доме Ростовых на Поварской пункт книгообмена.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Си бемоль мажор

Мажорная тональность явно подходит для оценки визита председателя КНР Си Цзиньпи...

Литература
Дмитрий Воденников

Две наклейки

Две наклейки, две наклейки есть у меня в доме. Обе чужие, я никогда сам ничего на...

Культура
 Фёдор Шеремет

Страница и экран

Далёким от литературы людям экранизация даёт как бы концентрат произведения, а заядлым...

Литература
Сазанович Елена

Буревестник

28 марта 1868 года родился Максим Горький

События и мнения
Амелин Ростислав

Свет звезды

Космическая угроза № 1 – Бетельгейзе: Альфа Ориона и одна из величайших звёзд во...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда