САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

В библиотечных залах и в отсеках подлодки

25.01.2021
В библиотечных залах и в отсеках подлодки В ходе Арктического литературного десанта в Заполярье писатели приняли важные решения.

Кузнецов и Крым

18.01.2021
Кузнецов и Крым Андрей ВОРОНЦОВ размышляет о поэзии и мировоззрении Юрия КУЗНЕЦОВА.

Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами

12.01.2021
Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами К 145-летию великого американского писателя Джека ЛОНДОНА.
Эссе Александра БАЛТИНА.
ЛГ плюс

Запах детства

24.01.2021
Запах детства Представляем нашим читателям главу из нового романа Нины ПУШКОВОЙ «Эликсир бессмертия».

Смертное ложе Отчизны – деревня

17.01.2021
Смертное ложе Отчизны – деревня Стихи Анатолия АРЕСТОВА – не только о Родине, но непосредственно о родной земле, о почве.

«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…»

11.01.2021
«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…» Анатолий МОЖАРОВ – не только путешественник и охотник, но и писатель. Оттого и читать его интересно: человек пишет о том, что знает.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Максим Замшев. Буквоед. 18 февраля 2020 года

Смотреть все...
Спецформат

Под солнцем железобетонного оптимизма

28.01.2021
Под солнцем железобетонного оптимизма Кубанские власти отреагировали на скандал с сочинским виолончелистом, о котором недавно писала «Литературная газета».

«Сибогни» в январе

26.01.2021
«Сибогни» в январе В Новосибирске вышел первый в этом году номер популярного литжурнала.

Любовь вне хронотопа

23.01.2021
Любовь вне хронотопа О «Зеленых берегах» на сцене театра «Багаж» рассказывает Лидия КОТОВА.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Почему я не верю Навальному

27.01.2021
Почему я не верю Навальному Его борьба избирательна и не касается тех, кто награбил в России, а потом скрылся, утверждает депутат Олег НИЛОВ.

Молодым – везде у нас дорога?

25.01.2021
Молодым – везде у нас дорога? Павел ПРЯНИКОВ полагает, что молодежи нужны социальные лифты, работа и защита прав.

Сколько людей поддерживают Навального?

19.01.2021
Сколько людей поддерживают Навального? Журналист и общественник Алексей ЧЕРНЯЕВ о снижении интереса к оппозиционному политику.
  • Статьи
  • 2008 год
  • №5 (6157) (6-02-2008)
  • Gloria mundi

Gloria mundi

Gloria mundi

Литература

ОБЪЕКТИВ

Лев Данилкин. Человек с яйцом: Жизнь и мнения Александра Проханова. – М..: Ад Маргинем, 2007. – 664 с

Чтобы оценить в полной мере значение блестящей книги Л. Данилкина о жизни и творчестве Александра Проханова, нужно вспомнить 90-е. Стоило развернуть в метро газету «День», которую Проханов тогда возглавлял, и люди смотрели на тебя как на прокажённого, иные отходили, пересаживались. Говорить в литературных кругах о нём как о крупном писателе значило подвергнуть себя осмеянию. С какой клеветой, поношением, ненавистью сталкивался он сам, можно только догадываться.
Биографическая книга, крупноформатная, прекрасно изданная, 664 страницы довольно мелким, но удобочитаемым шрифтом, с фотографиями – свидетельство того, что маятник качнулся в другую сторону.
Объём проделанной работы поражает воображение.
В книге представлены обильные подробности частной и общественной, литературной и политической жизни Проханова, цитаты из произведений, наброски филологических исследований отдельных аспектов его прозы, высказывания критиков, фрагменты многочисленных бесед с ним и о нём с его преданными друзьями и непримиримыми оппонентами. Всё ненавязчиво систематизировано, уравновешено, всё переплавлено в прочное, однородное повествование. Не могу сказать, что оно читается на одном дыхании, но тянет, как хороший мотор, если воспользоваться сравнением
А. Твардовского. Подкупают в этой книге исключительное чувство такта, с которым автор относится к своему герою, и какая-то подспудная грусть, источник которой не совсем ясен.
Подобная книга не могла быть написана из праздного любопытства или расчёта «погреться» в лучах чужой славы. Сколько человеко-часов потрачено на разговоры, на расшифровку диктофонных записей, на поездки по разным местам Москвы и Подмосковья, связанным с ключевыми моментами в судьбе героя, на посещение библиотек («Знакомство практически со всем, что опубликовано за последние 40 лет Прохановым», утверждает Л. Данилкин, и ему нельзя не верить), в конце концов на само написание книги! Сколько энергии, эмоций, нервов пожертвовано сопротивлению материала: ведь из такого калейдоскопического разнообразия чрезвычайно трудно создать внятный рисунок, какие усилия пришлось преодолевать с учётом того, что Проханов и сегодня остаётся для многих одиозной фигурой.
Исключительное прилежание, воля, независимость мышления – видимо, эти качества в полной мере присущи Л. Данилкину. Кроме того, подобное жизнеописание едва ли возможно осуществить, не будучи очарованным личностью своего героя. Неудивительно: загадочное, эксцентричное, трагическое явление в духовной жизни России.
В процессе работы Л. Данилкину открылась гигантская литературная, культурологическая, общественно-политическая панорама России последних десятилетий с великим множеством имён, исторических фактов, культурологических явлений. Это не только бесконечно обогатило книгу, придало ей характер серьёзного исследования, но в первую очередь расширило кругозор самого автора, дало возможность почувствовать изнутри немаловажные причинно-следственные связи в современной отечественной литературе. Теперь его уже нельзя воспринимать снисходительно как надменно-капризного обозревателя глянцевой «Афиши».
Л. Данилкин задаётся вопросом, что было бы, если бы в 90-е Проханов возглавил оппозицию и предъявил претензии на официальную власть в государстве, и фактически упрекает его в нерешительности, в недооценке своих возможностей. «История ещё предъявит Проханову счёт, – цитирует он в связи с этим политолога Ст. Белковского, – по которому ему нечем будет расплатиться».
Собственно, это небеспочвенные споры. Истеблишмент давно воспринимает Проханова как общественного деятеля, в лучшем случае как политического писателя. С одной стороны, сам Проханов даёт для этого великолепные поводы, с другой – творчество рассматривается в современной России как приложение к политике.
Нас интересует прежде всего Проханов-писатель, Проханов-художник.
Биографический жанр не предусматривает серьёзных художественных оценок, позволяет уклоняться от прямого литературного анализа. Возможно также, что автор не совсем уверенно чувствует себя в роли судьи. Но не в роли сыщика. Л. Данилкин обладает прекрасным чутьём, оно проявляется, в частности, в зорком внимании к фигуре Игоря Дедкова и тому, как настороженно ещё в 70-е годы встретил покойный критик творчество Проханова. Избегая чрезмерного славословия в адрес главного героя, Л. Данилкин щедро одаривает лестными эпитетами эпизодических персонажей книги. То и дело звучит характеристика «проницательный» – иногда, правда, спорная. Кто заслуживает её в полной мере, так это Игорь Дедков, мгновенно рассмотревший в Проханове врага своей морально-эстетической линии, и неприятие он сохранил до конца дней (об этом свидетельствуют его предсмертные дневники).
Игорь Дедков был проповедником гуманистических ценностей, в известной степени защитником «маленького человека», строгим попечителем деревенской прозы. К живописанию машины, электростанции, космической ракеты, батальных сцен, политических интриг он относился крайне настороженно – и только ли из моральных соображений? Творческое мышление этого одарённейшего критика как бы застыло на полпути, не перешагнуло «красные флажки», расставленные советской идеологией. Но если вникнуть в его критическую мысль и продолжить её, то станет очевидным: психологизм, глубина запечатлённого в художественном произведении человеческого опыта, а следовательно, попытка победить узкое «своё время», стать «над временем» – вот задача художника. Апелляция к этическому критерию является только одним из способов напомнить об этой задаче. Экстравертное изображение текущей истории, не влияющей качественно на врождённые человеческие пороки и добродетели, вызывало закономерное недоверие Дедкова к Проханову-художнику.
Проханов обладает поразительной способностью вдохнуть жизнь в вещественные символы эпохи, по мановению его магического пера бесцветное взрывчатое вещество превратилось в живую субстанцию, символ коллективного сознания. Тот факт, что все сюжеты привязаны к конкретным политическим коллизиям, отталкиваются от них и ими заканчиваются, сам по себе не может служить упрёком: фабула у А. Проханова часто имеет самостоятельную, художественно обоснованную завершённость. Но ни одного героя полностью «одушевлённого», из крови и плоти, который был бы интересен не с узковременной, а с человеческой точки зрения, вне исторических эпох и политических формаций.
Феномен Проханова – это прежде всего феномен языка, исключительный, неиссякаемый метафорический дар. Не желая впадать в мистические настроения, я всё-таки сомневаюсь, что это «дар напрасный, дар случайный», не сопровождённый какой-то особой задачей. Распорядился ли им Проханов в соответствии с вменённой миссией или растратил большей частью на живописание красоты и безобразия внешнего мира, т.е. на всяческую суету сует? В сущности, приговор ему как художнику суд вечности вынесет исходя именно из этого обстоятельства.
Косвенное подтверждение этому связано с романом «Господин Гексоген».
Несомненно, это одно из лучших произведений в новейшей отечественной литературе, что не все признают, но почти все чувствуют.
Позволю себе одно личное отступление. Был декабрь 1994 года, кажется, второй день чеченской войны; в Литературном институте, где я тогда учился, почти срывались лекции; и профессора, и студенты – мы все были в каком-то отупении от кровавых сводок, от острого, до отчаяния, чувства несправедливости этой войны. Потом я вышел на Тверской бульвар и оказался вдруг среди оргиастического веселья, невиданного маскарада, стояла какая-то машина с мощной музыкальной установкой, люди в медвежьих и лисьих масках дурачились, пританцовывали на снегу; площадь захлёстывал неутомимый поток лакированных автомобилей, над Пушкиным проносился огненный вихрь рекламы, замирал на мгновение и вспыхивал с новой силой, у подземного перехода и ниже, на ступеньках, суетился блошиный рынок; я плёлся в метро, не хотелось жить.
Эта чудовищная, иррациональная полифония бытия в России 90-х невыразима какими-либо традиционными художественными методами. Только прохановский безбрежный «галлюциноз» (совершенно «неакадемический», но меткий, достойный зависти термин Л. Данилкина), метафоризм, минующий логику и воздействующий на подсознание, трагическое чувство гротеска позволили уловить особый духовный состав эпохи. Её стиль и стиль произведения как бы совпали. Роман несёт в себе черты религиозной распри с укладом, которому тогда подчинялась страна; текст, наполненный вопиющей злободневностью, парадоксальным образом переплавляется в нечто надвременное. В первый и пока в последний раз в его творчестве.
Думаю, в истории литературы нет ни одного сколько-нибудь серьёзного автора, который бы не испытал сомнения в смысле создаваемой книги. Вероятно, оправдываясь перед самим собой, Л. Данилкин то ли неосознанно, то ли умышленно упоминает Гёте и Эккермана. Боюсь, у многих это вызовет саркастический смех.
Собственно, однородность повествовательной ткани, о чём я говорил выше, достигается не в последнюю очередь методом редуцирования, о житейских мелочах и вещах грандиозных рассказывается, в сущности, одной и той же интонацией. Из Макдоналдса под окнами квартиры писателя на Тверской рукой подать до Гёте. У автора книги отсутствует чувство ранга явлений; её герой грешит тем же самым. Это «сродство душ» и наполняет книгу своего рода гармонией. 

Илья КИРИЛЛОВ


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
28.01.2021

«Звуки тишины» Юлии Кокуевой

В Школе акварели Сергея Андрияки откроется выставка станковой графики.
28.01.2021

Открываются «Музыкальные окна в Европу»

В Москве состоится первый концерт данного цикла на тему Австро-Венгрии.
27.01.2021

Швейцария близко

Музей Даля представит ряд проектов, посвященных юбилеям выдающихся швейцарских писателей.
27.01.2021

Агнию Барто чтут в Австралии

Литераторы Австралии проведут конкурс, приуроченный к 120-летию детской поэтессы.
26.01.2021

«Нацбест» стартовал

Премия «Национальный бестселлер» объявляет о начале двадцать первого сезона.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Литература
Сафронова Елена

Лавка Терентия

Говорят, в литературе и медицине все разбираются. И уж точно способны отличить х...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Раскол всё глубже

Эта колонка была написана под звуки несогласованного митинга 23 января в центре ...

События и мнения
Макаров Анатолий

Шаурма и Сталин

Лет 10–15 назад шашлычную на Ленинградском проспекте (напротив гостиницы «Со...

Библиосфера
Сазанович Елена

Пролетая над пропастью во ржи

«Да, стоит только умереть, они тебя сразу же упрячут!.. Ещё будут приходить по в...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Мир дичает

Оборачиваешься назад и поражаешься – каким беззаботным по сравнению с сегодняшни...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда