САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

Кузнецов и Крым

18.01.2021
Кузнецов и Крым Андрей ВОРОНЦОВ размышляет о поэзии и мировоззрении Юрия КУЗНЕЦОВА.

Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами

12.01.2021
Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами К 145-летию великого американского писателя Джека ЛОНДОНА.
Эссе Александра БАЛТИНА.

Как писатели встретили Новый год? Часть вторая

08.01.2021
Как писатели встретили Новый год? Часть вторая Мы продолжили опрашивать видных литераторов по поводу праздника и надежд на будущее.
ЛГ плюс

Запах детства

19.01.2021
Запах детства Представляем нашим читателям главу из нового романа Нины ПУШКОВОЙ «Эликсир бессмертия».

Смертное ложе Отчизны – деревня

17.01.2021
Смертное ложе Отчизны – деревня Стихи Анатолия АРЕСТОВА – не только о Родине, но непосредственно о родной земле, о почве.

«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…»

11.01.2021
«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…» Анатолий МОЖАРОВ – не только путешественник и охотник, но и писатель. Оттого и читать его интересно: человек пишет о том, что знает.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Максим Замшев. Буквоед. 18 февраля 2020 года

Смотреть все...
Спецформат

В Сыктывкаре прогремела «Гроза»

16.01.2021
В Сыктывкаре прогремела «Гроза» О постановке Сергея ФЕДОТОВА знаменитой пьесы Александра ОСТРОВСКОГО рассказывает Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.

От сироты до петербургских легенд

13.01.2021
От сироты до петербургских легенд Мария КУПРИЯНОВА рецензирует книги Дианы МАШКОВОЙ, Татьяны ГАРТМАН и Андрея ДУБРОВСКОГО.

В кабинете Николая Задорнова

09.01.2021
В кабинете Николая Задорнова О выставке в литературном музее Пензы рассказывает Антон ХРУЛЕВ.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Сколько людей поддерживают Навального?

19.01.2021
Сколько людей поддерживают Навального? Журналист и общественник Алексей ЧЕРНЯЕВ о снижении интереса к оппозиционному политику.

Музей Белинского будет жить

15.01.2021
Музей Белинского будет жить Как публикации в «Литературной России» и «Литературной газете» поспособствовали ремонту исторического здания.

Геронтократия

10.01.2021
Геронтократия Журналист Максим АРТЕМЬЕВ считает, что престарелые политики губят Америку.
  • Статьи
  • 2008 год
  • №5 (6157) (6-02-2008)
  • Оставить ужа или выбрать ежа?

Оставить ужа или выбрать ежа?

Оставить ужа или выбрать ежа?

Первая полоса
Маликов Евгений

АКТУАЛЬНО

Поистине, евангельский «соблазн хлебами» есть лейтмотив эпох исторического декаданса.
Николай Устрялов. Спорная аксиома

Владимир БОГДАНОВ«Скрестить ужа с ежом» предложил Михаил Швыдкой в своём докладе «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 годы», прозвучавшем на коллегии Министерства культуры неделю назад: ответы на сиюминутные вызовы заглушили даже сам главный вопрос: что первично – культура или образование?

Серьёзный анализ 12-стра- ничного доклада Михаила Швыдкого потребовал бы страниц пятидесяти подробных комментариев, но мы, к сожалению, не располагаем техническими ресурсами для решения этой задачи. Потому ограничимся самыми необходимыми замечаниями, а для того, чтобы избежать разночтений, определим термины. При этом к двум основным – культуре и искусству – добавим третий: ремесло.
Это кажется нам более чем подходящим как раз в рамках предложенной темы образования. Культуру мы будем рассматривать как иерархическую систему, основанную на каких-то соглашениях, репрессивную по своей сути, то есть подразумевающую существование как уместных в своих границах явлений, так и незаконных, и систему, самое главное, консервативную, основанную на повторении. Искусству же мы придадим тот смысл, который принят сейчас в среде арт-дилеров. Связан он будет, с одной стороны, с нарушениями традиций, индивидуализмом художника, а с другой – с пренебрежением профессиональным мастерством. Исполнительское искусство в узком смысле мы назовём ремеслом, обеспечивающим адекватное воспроизведение культурных кодов. Взаимосвязи первого и третьего мы и попробуем выявить в докладе М.Е. Швыдкого. Поскольку система воспитания кадров в «современном искусстве» работает без вмешательства государства. Проиллюстрируем это примером из московской жизни.
Финансирование «контемпорари арта» лишь в незначительной степени зависит от рыночной стоимости того или иного артефакта, произведённого актором этой «школы». Львиную долю денег кураторы и комиссары получают из зарубежных фондов. Таких как Фонд Сороса, Фонд Форда, фонд «Евразия». На эти средства вполне безбедно живут «смотрящие» над нашими новыми художниками. Комиссары закрепляются в стратегически важных местах традиционной культуры (Третьяковская галерея) и создают под своим патронатом новые (ЦСИ «Винзавод»). «Загоном для выгула молодняка» может считаться какая-нибудь «Фабрика», лишь внешне оппозиционная Гельману, Бакштейну, Андрею Ерофееву. На самом деле часто проекты, проводимые в её стенах, «грантососны» в той же степени, что и программы «старших братьев», и работают в качестве школы для следующего поколения клиентов упомянутых лиц. Блестящим примером такого междусобойчика является Фестиваль сверхкороткого фильма, участниками которого могут быть прямые последователи, скажем, «Синих носов» (Артём Лоскутов из Новосибирска). И никакие личные конфликты между Дмитрием Булныгиным (куратор фестиваля, один из основателей и автор самого названия «Синие носы») и Мизиным-Шабуровым не изменят этого. Дело-то общее!
Успехи «современного искусства» в деле внедрения антикультуры в сознание молодёжи впечатляют именно потому, что внутри себя «контемпорари арт» не имеет никаких противоречий.
Чего не скажешь про традиционную культуру в её преломлении общественным потребительским сознанием.

Когда Россия выбирала в качестве системы образования прусскую модель, то это был не только геополитический выбор наших европейских предпочтений. Это был и выбор культурной матрицы, максимально близкой нашему национальному самосознанию. Таким образом мы закрепили не только наше отличие от католического мира, строившего обучение на двухуровневой стратегии (бакалавр, магистр), но и провозгласили неявно идеалы военно-демократического уклада в рамках сословного общества.
При этом, и это тоже следует помнить, у нас никогда не возникало ремесленных цехов в том смысле, который имели они в той же Западной Европе. Профессиональные навыки передавались в артелях, фигура мастера была значимой, но лишённой тех мистических свойств, какие присваивала ей католически-протестантская заграница.
Художественные промыслы были народными, а если привозными, то обучение им строилось по той же схеме, что и на их исторической родине. Особенно там, где речь шла о зрелищных изящных искусствах. Здесь каждый помещик мог копировать двор абсолютистской Франции времён «короля-солнца» Людовика XIV. Всё развивалось в пределах от крепостных до императорских театров и от крепостных художников до членов Императорской академии.
При этом обратим внимание лишь на одно: на некоторую оторванность мира культурных ремёсел от мира потребителей. Исполнителю балетных па не было необходимости знать латынь и греческий, тогда как культурный человек, окончивший гимназию, обязан был разуметь эти мёртвые, но важные для осознания культурных связей Европы с античным миром языки. Про выпускников императорских университетов и говорить нечего. Вся система «тотального» (а не двухуровневого) образования была настроена на воспитание публики, которая в целом, а не в лучших своих представителях, будет способна воспринять символическое послание европейской классической культуры, переданное ей мастерами-исполнителями.
Тогда система работала. Не в последнюю очередь потому, что ориентирована была на внутреннее потребление, обеспечение собственной культурной жизни, обеспечение непрерывности самого процесса развития в основах русского европеизма, никогда не порывавшего до конца с византизмом.
В ХХ веке русская исполнительская школа достигла такого уровня, что и без «дипломов международного образца» наши музыканты, художники, композиторы были востребованы всем миром (основанным, естестественно, на сходных с нашими цивилизационных принципах). Что же касается классического балета, то невероятным для нынешнего непатриотического сознания выглядит факт выступления урождённых иностранцев под русскими именами (Алисия Маркова, Антон Долин, Вера Зорина).
Михаил Швыдкой предложил задачу почти непосильную для решения сегодняшними средствами: вернуть ремеслу в культуре не только качество (оно, слава богу, осталось), но и международное признание. Правда, признание это планируется как формальное. Реального первенства во многих вопросах нас никто не лишал.
Почему такая задача кажется сегодня трудновыполнимой? Она пытается совместить потребительское отношение к образованию как к «сфере образовательных услуг» с подвижничеством, трудом на ниве сохранения родной культуры. Образование в докладе Михаила Ефимовича становится не основной стратегической задачей государственной важности, но частной потребностью гражданина. Отсюда и ссылки на Болонские соглашения: необходимо, чтобы в мире глобальной конкуренции на рынке труда наши выпускники были состоятельны прежде всего юридически.
Что, на наш взгляд, совершенно незачем: образование – штука затратная, а готовить специалистов для потенциального врага вообще дело неумное. Грамотных специалистов и без «болонских корок» находят и приглашают в зарубежные центры персонально. Но «погоня за Болоньей» – беда всего высшего образования нынешней РФ, и Швыдкой, как кажется, наименее подвержен «болонскому синдрому». Он честно хочет совместить сложившееся де-факто обучение в области культуры с де-юре установленным требованием «свободно конвертируемого диплома».
При этом он пытается не лишить Россию имеющихся наработок. Вплоть до того, что особо выдающимся людям разрешается получать дипломы и без каких-то глубоких базовых знаний. Это не есть плохо. Это есть хорошо, ибо традиционно не только для нас. Михаил Ефимович дал понять твёрдо: университеты – для культуры в самом общем смысле, специальные «ремеслухи» – для мастеров, поддерживающих высокий культурный градус. Деньги? Будут. По меткому выражению Швыдкого, значительное увеличение уровня благосостояния в этих областях повлечёт затраты в бюджете, лежащие всего лишь в рамках статистической погрешности.
Правильно, культура – дело государственной важности. Средства на неё должна выделять казна. Её «потребителей» тоже должно готовить государство. Сильное, между прочим, своими традициями. Войны выигрывают в современном мире не танки, а солдаты и учителя. Плюс потоки информации разрушительной силы. Когда «размывается» культурное пространство, беда неминуема, ибо пропадает то, ради чего стоит умирать.
Швыдкой, повторим, взялся за проблему «архиважную» и столь же, добавим, архитрудную: сохранить традицию в частности (обучении исполнительскому мастерству в узком смысле производства культурных событий) при полном отступлении от неё в целом.
Система образования – не мелочь в подобном разговоре. Заметим, что образование – часть культуры, а никак не наоборот. Сохранять аутентичную культуру инокультурными методами – явная бессмыслица. Но и не безнадёга. Конечно, инверсия должна быть преодолена, культура должна занять место, главенствующее над школой. Мы должны вернуться «по нашу сторону зеркала». Методологическое напряжение должно быть снято.
Но парадоксы и разрешаются подчас парадоксально!
Ждём. И надеемся, что фактическая консервация образования в области театра, музыки и изобразительного искусства при формальном доминировании болонских требований не лишит Россию культуры настоящей и не заменит окончательно её, подлинную, простите за выражение, «современной».
Но из Болонского процесса для самосохранения нам лучше всё же выйти: не хлебом единым... 

Евгений МАЛИКОВ


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
20.01.2021

«Ясная Поляна» начала прием заявок

Соучредители литературной премии, музей-усадьба Л.Н.Толстого и компания Samsung Electronics, открыли 19-й сезон.
20.01.2021

Три литпремии открывают новый сезон

Начинается прием работ на соискание «Большой книги», «Лицея» и «Книгуру». 
19.01.2021

«Концертмейстер» в мобильных приложениях

Роман главного редактора «Литературной газеты» Максима Замшева теперь можно читать в разных форматах.
19.01.2021

Полвека назад не стало Рубцова

19 января 1971 года трагически погиб великий русский поэт.
19.01.2021

«Культура» снимает фильм про Евгения Носова

Телеканал познакомит зрителей с творчеством известного курского прозаика.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Макаров Анатолий

Шаурма и Сталин

Лет 10–15 назад шашлычную на Ленинградском проспекте (напротив гостиницы «Со...

Библиосфера
Сазанович Елена

Пролетая над пропастью во ржи

«Да, стоит только умереть, они тебя сразу же упрячут!.. Ещё будут приходить по в...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Мир дичает

Оборачиваешься назад и поражаешься – каким беззаботным по сравнению с сегодняшни...

События и мнения
Воеводина Татьяна

Куда стрелял Чубайс?

Накануне нового года напоминают о себе предсказатели – астрологи, экстрасенсы, ф...

События и мнения
Брод Александр

Агенты вливания

Несколько событий уходящего года накалили правозащитную повестку. Жалобы на нехв...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда