САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
ЛГ online

От перекрестка к перекрестку

04.12.2019
От  перекрестка к перекрестку Беседа с писателем и музыкантом Софией ЭЗЗИАТИ.

Под знаком Дельвига

27.11.2019
Под знаком Дельвига Положение о Всероссийском открытом конкурсе на соискание премии «За верность Слову и Отечеству» имени Антона Дельвига.

Писатель, незаслуженно оставшийся в тени

23.11.2019
Писатель, незаслуженно оставшийся в тени Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ размышляет о творчестве А.К.Толстого.
ЛГ плюс

Позывной: Москвич (часть третья)

06.12.2019
Позывной: Москвич (часть третья) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.

«И однажды становится странно…»

30.11.2019
«И однажды становится странно…» Станислав ЛИВИНСКИЙ по образованию фотограф. Неудивительно, что детали в стихах он выписывает с фотографической четкостью.

«…где висит человек на блесне»

22.11.2019
«…где висит человек на блесне» Образы Алексея ГРИГОРЬЕВА могут показаться мрачными и депрессивными. Но кто сказал, что это минус?
ВИДЕОРЯД

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...
Спецформат

Мюзикл – жанр демократичный

05.12.2019
Мюзикл – жанр демократичный Композитор Ким БРЕЙТБУРГ о современном прочтении классики.  

«Предрассудки – разум глупцов»

03.12.2019
«Предрассудки – разум глупцов» Вольтеру – 325.
О юбиляре подробно и увлекательно рассказывает Наталья ЛОГИНОВА.

Вспоминая Валерия Дударева

01.12.2019
Вспоминая Валерия Дударева О недавно ушедшем русском поэте и редакторе журнала «Юность» пишет Ярослав КАУРОВ.
ОПРОСНИК
  1. Какой Ваш любимый праздник?
Результат
Позиция

Вспоминая князя Таврического

03.12.2019
Вспоминая князя Таврического В Молдавии отметили 280-летие со дня рождения Григория Потемкина.

Видеомост Москва-Минск

02.12.2019
Видеомост Москва-Минск О чем говорили мусульмане на совместной встрече с православными?

Не «по заказу государства»

29.11.2019
Не «по заказу государства» Манипуляция сознанием – один из важнейших инструментов политики, считает Наталия НАРОЧНИЦКАЯ.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №5 (6209) (4-02-2009)
  • Анастасия – Россия

Анастасия – Россия

Анастасия – Россия

Киномеханика
Донец Людмила

ДОКУМЕНТАЛЬНО

Виктор Лисакович – классик подлинно документального кино, в котором самое главное – доверие к реальности. Не к той, нынче модной реальности, где, скажем, люди, случайно подсмотренные на вокзале в ожидании поезда, храпят, сопят, вытирают сопли, харкают на пол и пускают пузыри слюней. Во какую неслыханную правду углядели о русском народе за немецкие деньги нынешние классики.

Не. Виктор Лисакович – режиссёр простой, не экзотический. Он негромко рассказывает о человеке, о судьбе его, часто устами самого героя.

Невозможно забыть его «Катюшу», снятую ещё в начале 1960-х, где героиня рассказывала о себе и о своих друзьях с такой нежной женственностью, как будто она кормящая мать с грудным ребёнком на руках, а не отвоевавшая Великую Отечественную с моряками в Севастополе. Пожалуй, это было начало нового документального кино.

Последняя картина 2008 года «Анастасия» тоже о судьбе женщины, ещё более удивительной. Ей было восемь лет, когда 23 декабря 1920 года она с семьёй во главе с отцом Александром Манштейном, командиром миноносца «Жаркий», отчалила от крымского берега России. Россию покидала тогда вся русская эскадра, только военных кораблей было около сорока, а всего эвакуировалось 150 тысяч человек.

Анастасия прибыла в Тунис, в город Бизерту, где и прожила всю свою долгую жизнь. Сейчас ей 96 лет. Она осталась одна из всех, тогда прибывших. А русские моряки покоятся на кладбище Туниса под большим памятником с перечислением их фамилий.

Весь фильм «Анастасия» – это рассказ девяностошестилетней женщины, крепкой, с прямой спиной, со светлой головой, которая помнит всё, со стройной речью, в летнем платье с крестом и ниткой жемчуга на груди. И иногда скромно – авторский голос режиссёра, когда надо что-то уточнить. Анастасия рассказывает или у себя в доме, где главная примета – полки с книгами, или на берегу моря, на причале, сидя на стуле. Вот отрывки её рассказа.

«На этом причале ещё в 1921 году встал старый русский броненосец «Георгий Победоносец», и семьи всех моряков подселили сюда. На корабле у нас была школа. Генерал преподавал нам математику и астрономию. Мы с мачт смотрели на море, ходили купаться. А моряки надеялись, что они ещё пригодятся Отечеству, ждали возвращения в Россию. Среди нас, детей, был мальчик Олег, который бил девочек, а я – его. Мама его вскакивала и кричала: «Ты большевичка». Через годы Олег умер во Франции, а я навестила его маму. Она меня узнала: «Ты приехала из Севастополя. Если бы ты знала, как мне туда хочется».

Потом, в 1924 году, СССР установил отношения с Францией, и русская эскадра прекратила существование. Один корабль офицеры потопили – они хотели умереть.

Я помню, как спускался Андреевский флаг 29 октября 1924 года, флаг Синявина, Ушакова, Нахимова. В 17 часов 25 минут была отдана последняя команда. Все плакали. И наш контр-адмирал Михаил Беренс. А с советской стороны представительствовал его брат Евгений Беренс. Но они не встретились.

Корабли русской эскадры со временем умирали, покрывались тиной. А моряки сняли морскую форму, работали простыми рабочими и остались просто русскими – самарскими, новгородскими… Однако все чувствовали, что им что-то завещано. Мама моя говорила: «Мы потеряли Родину, так что жаловаться ни на что не приходится». Мы знали, что с таким народом Россия не может погибнуть.

Работали много и тяжело. И отец, и мать умерли рано. Я начала зарабатывать частными уроками. А в начале 1930-х годов в Бизерте построили русский храм в память о русской эскадре. Строили своими руками и деньги собирали на храм. Отец мой был последним, кого отпевали в этом храме».

О всех русских осталась в Тунисе хорошая память. А о самой Анастасии арабы в фильме говорят восторженно: «Она наш символ, наша легенда. Она всех выучила. Все наши крупные деятели учились у неё».

В финале фильма в тунисскую Бизерту приходит корабль с русскими моряками под Андреевским флагом, и моряки проходят с военным оркестром по кладбищу у памятника тем морякам, чья последняя стоянка оказалась в Тунисе.

Где только фильм «Анастасия» не получал призы! И в Париже, и в Санкт-Петербурге, и в Севастополе, и в Екатеринбурге, и в Краснодаре, и в Волоколамске, и в Вологде, и в Москве. И не по одному разу. Всё-таки настоящий документализм ранит и утешает душу.

Итак, русские моряки снова под Андреевским флагом в Тунисе. А почётный гость на празднике, Анастасия, сидит и пританцовывает на стуле. Говорит: «Было бы мне на 30 лет меньше, вернулась бы в Россию, а сейчас не могу сама перейти улицу.

Я осталась здесь одна из всех. Дожить до 95 лет, чтобы передать память о русских моряках, о России, о русской культуре, и что самое утешительное, что всё же передала. Надо уметь в простых вещах чувствовать дар жизни».
Прямо как завет документальному кинематографу.

А ещё Анастасия в фильме несколько раз читает стихи. И Блока, и Никитина, и Туроверова, и Бунина. А Бунин – моё любимое. Она читает только первую строфу, а я (надеюсь, она бы не возражала) вспомню всё:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я всё, вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным коленам припав.

Это об Анастасии. Это о России.

Людмила ДОНЕЦ


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 


Новости
06.12.2019

В пространстве Community…

ЛитРес объявил лауреатов премии «Электронная буква – 2019».
05.12.2019

Арсеньевская премия огласила короткий список

Общероссийская литературная премия «Дальний Восток» им. В.К.Арсеньева обнародовала «шорт-лист».
04.12.2019

«Русские рифмы», «Русское слово»: итоги

Национальная премия для молодых авторов наградит победителей.
04.12.2019

Десятый съезд РКС

5 декабря в Москве начнет работу X съезд Российского книжного союза.
03.12.2019

В Ереване осквернили памятник Грибоедову

Монумент писателю и дипломату, стоящий в столице Армении, был облит красной краской.

Все новости

Книга недели
Откровенно о себе

Откровенно о себе

Евгений Водолазкин раскрывает подробности создания своих знаменитых романов
Колумнисты ЛГ
События и мнения
Макаров Анатолий

Наследники Смердякова

Интеллигентский скептицизм, непреходящее недовольство начальством, своей страной...

Век такой, какой напишешь
Попов Валерий

Оно

Государство – это прежде всего его престиж, его сла­ва, его таланты. Раньше оно ...

Очевидец
Евстафьев Дмитрий

Тяжёлая ноша многополярности

России, где много и правильно говорили про многополярность, кажется, стоит радо...

Если по-честному
Крашенинникова Вероника

Какой век на дворе? XVI или XXI?

Знакомый московский профессор однажды спросил у студентов, как они относятся к о...

События и мнения
Воеводина Татьяна

7 лет в ВТО

Вроде только вчера вступила Россия в ВТО, а мину­ло семь лет.

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2019
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика