САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»

23.02.2021
«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»           К 200-летию со дня рождения поэта Алексея ЖЕМЧУЖНИКОВА.
Исследование Владимира АНДРЕЕВА.

«Книжный маяк Петербурга»

18.02.2021
«Книжный маяк Петербурга» В северной столице при поддержке Российского книжного союза прошел популярный фестиваль.

Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы

11.02.2021
Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы К 80-летию выдающегося русского поэта.
Материал Андрея ГАЛАМАГИ.

ЛГ плюс

«Тяжелый, неуклюжий стиль…»

21.02.2021
«Тяжелый, неуклюжий стиль…» Одно из главных качеств поэзии Виталия ЕСАЯНА – это искренность.

Не расслабляйся, эмигрант!

13.02.2021
Не расслабляйся, эмигрант! Михаил ОКУНЬ почти 20 лет живет в Германии, оставаясь при этом истинно русским поэтом.

Вокал бога – маг облаков

07.02.2021
Вокал бога – маг облаков Представляем Вадима ГЕРШАНОВА с новыми и относительно новыми рифмопалиндромами.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Февральские «Сибогни»

26.02.2021
Февральские «Сибогни» Вышел очередной номер популярного новосибирского литературного журнала.

Пламя Игр-2014: грезы и реальность

24.02.2021
Пламя Игр-2014: грезы и реальность О наследии Олимпийских игр в Сочи размышляет Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.

Отгибает от покоя

22.02.2021
Отгибает от покоя Заслуженный деятель искусств России Александр ПУДИН поздравляет поэта Александра МЕДВЕДЕНКО с днем рождения.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Умом Россию не понять

27.02.2021
Умом Россию не понять О пензенских чиновниках, не спешащих ремонтировать дом Николая ЗАДОРНОВА, рассказывает Антон ХРУЛЕВ.

Аида, или Бесцеремонность и безмятежность

25.02.2021
Аида, или Бесцеремонность и безмятежность О смерти Аиды ХМЕЛЕВОЙ говорят Кира САПГИР и Тьерри МАРИНЬЯК.

Дзержинский – русофобский черт!

21.02.2021
Дзержинский – русофобский черт! Евгений ПОПОВ не одобряет инициативу Захара ПРИЛЕПИНА о возвращении «Железного Феликса» на Лубянскую площадь.
  • Статьи
  • 2010 год
  • №5 (6260) (10-02-2010)
  • Вернуть жанр ню к ренессансным идеалам

Вернуть жанр ню к ренессансным идеалам

Вернуть жанр ню к ренессансным идеалам

Штрих-код
Олюнина Валерия

ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ

Фёдор ЕВГЕНЬЕВВ конце минувшего года столичная галерея «Дом Нащокина» открыла выставку, которая позиционируется ею как «сенсационная» – название, впрочем, говорит само за себя: «Обнажённая натура. ХХ век». И экспозиция действительно даёт представление обо всём диапазоне художественных течений и направлений в русской живописи целого столетия в жанре ню. О том, как красота телесная может дарить ключ в сферу эмоционально-чувственных отношений, разговариваем с директором галереи Наталией РЮРИКОВОЙ.

– Наталья Петровна, выставка прежде всего удивляет своим размахом. Около 160 работ 100 замечательных художников. Но тем менее в наши дни удивить жителей такого города, как Москва, чем-либо и даже обилием «обнажённой натуры», мягко говоря, затруднительно… Нет ли в объявленной вами «сенсационности», что называется, небольшого рекламного трюка?

– Вы правы – художники на выставке представлены замечательные. Я могла бы долго заниматься перечислениями. И делать это хочется с наслаждением. Пётр Кончаловский, Зинаида Серебрякова, Александр Архипенко, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Роберт Фальк… Но слово «сенсация» здесь уместно, конечно, не для количественных характеристик, а для многих иных. «Обнажённая натура. XX век» сенсационна прежде всего тем, что телесную красоту человеческого, и прежде всего женского тела, отражает в прямой связи с красотой духовной. Не зря искусствовед Мария Вяжевич, большой друг нашей галереи, находит, что тело – это идеальный материал для изучения анатомии, но и ключ в сферу эмоционально-чувственных отношений. Выставка открыта как вызов агрессивной сексуальности и всему, что принесла в наше восприятие сегодняшняя масскультура с её растиражированными брендами. В пуританстве нас упрекнуть вам не удастся, потому что эротизм и эстетизм ни в коем случае не противоречат друг другу, но это тема для другого разговора. Мы сознательно отказались от вполне ожидаемых контекстов, считая, что сегодня важно вернуть ню, быть может, к ренессансным идеалам.

– На выставке чувствуется, что понятие «телесность» шире, чем в простом сопоставлении с физиологией…

– Ещё бы! Красота обнажённого тела у представленных сегодня в галерее «Дом Нащокина» художников подталкивает нас и к интеллектуальной игре. Несмотря на многочисленность работ живописных, графических и скульптурных, у зрителя не появляется чувство пресыщенности. Потому что можно разглядеть в локоне девушки Вадима Сидура любимую греками змейку-меандр, а в жёсткой, грубо тёсанной фигуре натурщика Татьяны Купервассер – черты аналитического кубизма. И дело даже не в том, что вашему самолюбию будет льстить, что вы сможете найти в изображении женщины Александром Древиным отклики мунковско-хеккелевского экспрессионизма. Или увидите в обнажённой натуре кисти Ильи Машкова его собственные личностные черты эксцентрика. Самое важное в «Обнажённой натуре. XX век» – то, что, пройдя по многим нашим залам, вы поймёте: выставка всё же не про тело, а про что-то глубинное и не подвластное созерцающему глазу.

На выставке представлена малоизвестная работа Петра Кончаловского «Купание красной конницы», написанная к десятилетию Красной армии в 1928 году. С работой Петрова-Водкина её роднит только название. Когда-то искусствовед, не видя картины, но, видно, имея установку искать опасный контекст, дорисовал в своём воображении разбросанные на берегу будённовки, но «датская» картина рождает у зрителя совсем другие чувства. Обнажённая красота становится метафорой ускользания, хрупкости нашего бытия. Про историю создания этой картины мы хотели бы знать больше, сейчас могу сказать, что создавалась она по заказу Реввоенсовета, была выставлена, а потом поспешно упрятана в тайники Центрального музея Вооружённых сил, где и пролежала восемьдесят лет.

– Как проходил доэкспозиционный этап вашей работы?

– Идея выставки «Обнажённая натура» возникла в связи с картиной Петра Кончаловского «Обнажённая», которая у нас была на выставке «15-летие Дома Нащокина». Нам так не хотелось с ней расставаться, и мы придумали этот проект, чтобы снова наслаждаться этим полотном. В конце концов мы собрали огромную (по нашим масштабам) экспозицию обнажённой натуры. Но вот этой работы мы не получили, её увезли в Париж. Зато нам удалось показать «Купание красной конницы», за которой мы охотились последние четыре года, и мы горды, что это удалось.

В самом доэкспозиционном этапе и таилась сенсационность прежде всего. Приближаясь к самому замыслу экспозиции, я предполагала, что 20–30-е годы XX века станут для нас отправной точкой хождения по мукам, лавкам антикварщиков и офисам владельцев частных коллекций. Каково же было моё удивление, когда я увидела, что дореволюционный и постреволюционный периоды в русском искусстве в целом доступны. Потому что старое время к ню благоволило и художественные музеи со всей России предлагали мне картины в избытке, да так, что нужно было уже ограничиваться. Совсем другое дело – найти работы 30–40-х годов. Конечно, мы знаем картины Александра Дейнеки, где девушки купаются или мальчик спит с васильками, но это, скорее, редкие исключения. А в 50–60-е годы в России не рисовали обнажёнок по идеологическим соображениям. Мой папа, художник кино Пётр Пашкевич, 59 лет проработал на Киностудии им. Горького. В те времена обнажёнок не показывали ни в кино, ни на выставках. Но папа срывался иногда с кинематографической темы и рисовал обнажённую натуру. Я обожала сидеть за папиной спиной и наблюдать. Мы жили в маленькой комнате (12 метров на пятерых), мастерской у папы не было, и я, замерев, следила за движениями его кисти и каждый раз с восторгом дожидалась рождения картины. А эстетику художественности его картин я поняла значительно позже, когда моя дочь Анастасия встала на путь художника, а я была её проводником.

А сегодня обнажёнку мало рисуют, так как этот жанр не даёт полной возможности самовыразиться. А современным художникам надо придумывать что-то такое, чтобы поразить воображение зрителя.

– Но ведь академические штудии никто не отменял…

– А никто и не говорит, что студенты Строгановки или Суриковского института не умеют рисовать обнажённую натуру. Просто мало кто потом к ней обращается. Но всё же на нашей выставке представлена обнажённая натура, созданная художниками Вадимом Кулаковым, Татьяной Назаренко, Владимиром Любаровым, Игорем Обросовым, Борисом Мессерером, скульпторами Виктором Корнеевым, работающим в своей особенной, несколько литовско-скандинавской традиции, Даши Намдаковым, который умеет телесную красоту не только отлить в бронзе, но и сакрализовать… Вот вам его «Обнажённая с ягодкой» – в этой ягодке, будто маленькой капле чистой воды, и скрыта загадка ваятеля.

– Не так давно в галерее «Дом Нащокина» было освоено ещё дополнительное пространство – подвал. Сейчас там великие шестидесятники и мастера новейшего времени.

– Идти интересно не только вглубь своей профессии, но и вширь. В знаменитом доме Павла Воиновича Нащокина, где так любили бывать Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Вяземский, Баратынский, не то что подвал, лестницы и самые тёмные уголки не хочется оставлять неосвоенными. Мне хочется в нашем подвале не только удивить и порадовать, но и душу его навсегда оставить тут. Ведь здесь можно посидеть в уютном интерьере за чашкой свежесваренного кофе, полистать журналы о живописи или кинематографических новинках… Случается, что именно в этом подвале великие нам неожиданно подают знаки.

Так и случилось накануне открытия этой выставки. На одной из картин Василия Ситникова, удивительного художника-нонконформиста, уехавшего в Америку, я совершенно случайно нашла небольшие письмена. Их не сразу заметишь… Среди них слова о том, что истинный художник должен делать и обнажённую натуру, и лик Богородицы, одинаково затаив дыхание от восхищения красотою. Только грубиян-«юродивый» Васька Ситников высказался несколько… прямолинейнее. Но согласиться с ним стоит. Тут уж вам выбирать: кем вы придёте к нам – анатомом или поэтом.

Беседу вела Валерия ОЛЮНИНА

Выставка продлится до 8 марта


Оценить:

Оценка: 1 - Голосов: 1


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
27.02.2021

Сеславинский сожалеет о смерти Петрова

Роспечать выражает соболезнования в связи с кончиной главреда издательства «Молодая гвардия».
27.02.2021

Замшев в гостях у Шаргунова

Главный редактор «Литературной газеты» выступил в популярной передаче «Открытая книга».
27.02.2021

«Великий Гэтсби» станет мультфильмом

Знаменитый роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда выйдет в неожиданном формате.
26.02.2021

Тарская крепость

Первый Сибирский фестиваль искусств открывает прием заявок на литературный, музыкальный и художественный конкурсы. 

26.02.2021

Не стало Андрея Петрова

Через месяц главному редактору «Молодой гвардии» должно было исполниться 62 года.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

К вам едет балаган

На прошлой неделе президент Путин встретился с главами парламентских фракций. До...

События и мнения
Беседин Платон

Харассмент любви

Умеют всё-таки западные маркетологи завлечь толпу, главное – нейминг. День всех ...

События и мнения
Сванидзе Николай

Лоб в лоб

Политический год страны начался мускулисто и бурно, события конца прошлого года ...

Литература
Сафронова Елена

Лавка Терентия

Говорят, в литературе и медицине все разбираются. И уж точно способны отличить х...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Раскол всё глубже

Эта колонка была написана под звуки несогласованного митинга 23 января в центре ...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда