ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Мы в Telegram

01.02.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

В битве с Историей

26.01.2023
В битве с Историей Израильтянин Ханох ДАШЕВСКИЙ напоминает о зверствах прибалтийских и украинских карателей во время Великой отечественной войны.

Мистический лес Санкт-Петербурга

20.01.2023
Мистический лес Санкт-Петербурга Памятник Александру Блоку, установленный в северной столице накануне Рождества, поделил гражданское общество на сторонников и противников.
ЛГ плюс

На холсте небес

05.02.2023
На холсте небес Стихи Алексея ЛОСКОВА можно с полным правом отнести к высокой или даже к возвышенной поэзии.

«Я искала слова…»

31.01.2023
«Я искала слова…» В поэзии Инны ТЕПЛОВОЙ хватает как темных, так и светлых оттенков.

«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной»

23.01.2023
«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной» Евгений КАСАТКИН преимущественно лирик. Однако гражданские мотивы в его поэзии звучат вполне органично.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

«В начале было Слово…» А теперь?

04.02.2023
«В начале было Слово…» А теперь? Сегодня слово вытеснено изображением, а визуализация стала важнейшим принципом восприятия информации, полагает Олег АЛЕШИН.

Дважды рязанец

01.02.2023
Дважды рязанец К 125-летию рязанского поэта Бориса ЛЕОНТЬЕВА. Материал Владимира ХОМЯКОВА.

«Щелкунчик» 130 лет спустя

31.01.2023
«Щелкунчик» 130 лет спустя Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко проводил 2022 год премьерой новой постановки балета Чайковского.
Позиция

Заметим ли мы «красные линии»?

03.02.2023
Заметим ли мы «красные линии»? Политик и общественник Виктор АЛКСНИС опасается американских ракет GLSDB, передаваемых Украине.

Песни нас не покинут...

29.01.2023
Песни нас не покинут... О смерти бывшего сотрудника «Литературной газеты» Дмитрия КУРИЛОВА сообщает Наталья РОЖКОВА.

Памяти жертв Холокоста

27.01.2023
Памяти жертв Холокоста С 16 по 31 января в России проходит традиционная ежегодная «Неделя памяти жертв Холокоста», приуроченная к Международному Дню памяти жертв.

  • Статьи
  • 2008 год
  • №50 (6202) (10-12-2008)
  • Кантилены Диканьки

Кантилены Диканьки

Кантилены Диканьки

Искусство
Матонина Элла

ГОД ГОГОЛЯ

«Черевички» в Камерном музыкальном театре под руководством Б.А. Покровского

Царский выход на Никольской улице; Владимир КУЗЬМИНПетра Ильича Чайковского принято – и по праву – считать автором остродраматических произведений, в которых нашли своё отражение «глубокие социально-этические конфликты, рождённые русской действительностью». И вдруг обращение к тексту, который, по словам Пушкина, обрадовал всех «живым описанием племени поющего и пляшущего, свежими картинами малороссийской природы, <…> весёлостью, простодушной и вместе лукавой». Что сподвигло на это Чайковского? Возможно, лёг на душу совершенно особый, южный колорит повести, неповторимый «строй», сотканный из мотивов украинского фольклора, из героико-исторических дум, анекдотов, вертепных комедий. Возможно, Николай Васильевич Гоголь, русский писатель с «хохлацкой» закваской, поразил композитора в самое сердце удивительной мелодикой речи казаков из хутора Диканька, где всегда происходит что-то феерическое.
«О, это Гоголь!» – восклицает сегодня художественный руководитель Камерного Борис Покровский. И, возможно, точно так же воскликнул в 1874 году Чайковский, когда решил принять участие в конкурсе на сочинение оперы по повести «Ночь перед Рождеством», объявленном Петербургским русским музыкальным обществом.

Пётр Ильич взялся за работу с какой-то молодой радостью. Оперу, получившую название «Кузнец Вакула», написал очень быстро, за одно лето. Жюри конкурса признаёт партитуру, представленную под девизом «Ars longa, vita brevis», лучшей и удостаивает первой премии в размере 1500 рублей.

И хотя сочинение имело успех на премьере в Мариинском театре («прекрасные мелодии, полные настроения и благородного изящества» – писали газеты), Чайковский остался собой недоволен. Автору казалось, что он излишне утомлял слушателя, «давал ему сразу слишком пряной музыкальной пищи». Сказывалась вечная тяга к совершенству и натура труженика. Благодаря которым спустя десять с небольшим лет и появилась вторая редакция оперы – «Черевички», первыми исполнениями которой с триумфом дирижировал в Большом театре сам автор. На память об этом дебюте ему преподнесли сувенир – серебряные туфельки-черевички с выгравированными на них нотами основных музыкальных тем главных действующих лиц оперы.

«Черевички» ставили во многих театрах России и за рубежом. Даже до знаменитого Ла Скала они дошли несколько лет назад. А вот в Москве последний сколько-нибудь заметный спектакль состоялся, кажется, ещё перед войной в том же Большом. В 1942 году создатели этой постановки, находившиеся тогда в эвакуации, получили за неё Сталинскую премию.

По не вполне понятным причинам, но как-то так случилось, что мы стали подзабывать феерическую оперу, которую «с любовью и наслаждением» сочинил «первый наш композитор». Редко когда встретишь её в наше время на афише, а в старом, запылившемся томе с грустью прочтёшь слова умнейшего Б. Асафьева, констатирующего: нет в творчестве Чайковского «более светлой оперы <…>, как нет более убедительной победы, одержанной в душе над тем, что её тревожило».

Разве нам, каждому, в сегодняшней жизни этой победы не надо?
Так что Камерный театр Бориса Покровского совершил в известном смысле прорыв. Ставший одновременно уже восьмой постановкой по произведениям Гоголя. В зале на Никольской улице с успехом идут «Женитьба» и «Нос», «Шинель» и «Коляска», «Игроки» и «Сорочинская ярмарка», с прошлого сезона – «Ревизор». В каждой из этих работ коллектив искал высокую энергетику и сущностные способы в актёрском мастерстве, позволяющие удержаться на «гоголевской волне». И вот теперь, впервые – Чайковский. И не тот привычный, лирико-драматичный, а весёлый, шальной. Да ещё с большим масштабно разнообразным сочинением. Дирижёр Игорь Громов так и говорит: «Опера многогранна, многосоставна. Здесь комедия и фантастика, яркие жанрово-бытовые и обрядовые сцены, особая музыка Петербургского куртага… Каждая грань требует поиска».

Где же всему этому развернуться на «ограниченных» самим его названием сценических возможностях Камерного театра. Ведь даже создатель его порой вздыхает: «Сложность нашего театра состоит в том, что у нас сцена камерная. Вроде бы и развернуться негде…» Правда, тут же оборвёт себя лукаво: «Но это лишь видимость…»
Действительно, видимость. Не метры и сантиметры решают исход дела, а жар творчества, фантазия, выдумка…

Режиссёр-постановщик Ольга Иванова, многолетней работой доказавшая свою любовь к большой русской опере, работавшая с вдохновенным Колобовым, ставившая на сцене мощные народные драмы – «Бориса Годунова», «Хованщину», «Катерину Измайлову», – чудодейственным способом увеличила свои «владения», соединив пространство сцены со специально сооружённым, взамен двух снятых рядов кресел, помостом, перешагнувшим оркестровую яму и вплотную приблизившим героев оперы к почтенной публике.

На помосте, прямо перед лицом зрителя, полыхают страсти, в глубине сцены, за тюлевой занавесью, расписанной вручную по эскизам художников Ириной Акимовой и Юрия Устинова, в этом словно бы воздушном пространстве заявляют о себе грядущие сюжетные линии, возникают новые персонажи. Оркестр волей постановщиков непосредственно вовлечён в действие, а в зрительном зале жители Диканьки судачат о том, что происходит у них на хуторе, сплетничая и балагуря, как и положено добрым соседям.

Всё смешалось в единый поток жизни, где поют, танцуют, влюбляются, грустят, пекут пироги, дарят подарки, варят самогон, посмеиваются друг над другом. Никто в Диканьке не удивляется чудесам: ангел сидит на качелях, чертенята вылезают из мешка, Бес крадёт месяц с зимних небес, несётся по небу с Вакулой и вообще вытворяет пакости, угодные чёртовой душе, надеясь, что этого никто не видит. Но Вакула видит: он ведь художник, и глаз у него особый. Не отдаст он душу Бесу, одолеет его и слетает на нём в Петербург за царскими черевичками для капризной Оксаны, в которую страстно влюблён. Но как слетает? Светящейся точкой на заднике декораций? Отнюдь. Театр и сам способен сотворить чудо не хуже гоголевского. Заведующий постановочной частью Олег Михайлов предложил передвижение декораций по «технологии» XVIII века. Так что не только Вакула с Чёртом, но и зрители совершают путешествие из Диканьки в екатерининский Петербург.
Есть в спектакле и другое – «обыкновенное» чудо.

В музыке Чайковского Ольга Иванова расслышала прежде всего тему любви Оксаны и Вакулы. Это эмоциональное пространство стало основным, вокруг него бушует стихия народной жизни. Как выразительно звучит голос Леонида Казачкова (Вакула), сколько кокетства и задора у Татьяны Федотовой (Оксана) и, наоборот – нежности и мягкости у другой исполнительницы партии Ирины Алексеенко. Фактурен, убедителен, но не по чину обаятелен Бес из пекла, «лицо фантастическое», в исполнении Германа Юкавского, которого так не хотелось отпускать с подмостков.

В партитуре «Черевичек» немалое значение имеет хор… А его нет в Камерном театре. Не положено «по штатному расписанию». Однако дирижёр-постановщик Громов сумел так «зажечь» труппу, что они – солисты театра – развернули на малом пространстве полноценное хоровое действо. И когда парубки и девчата – эти лишь сегодня скромные хористы, а завтра примадонны и премьеры, – грянули знаменитое «Добрый вечер… Добрый вечер», зал недаром задрожал от аплодисментов.

Вы скажете: ну вот одна лишь похвала премьере. Да нет, есть и замечания-пожелания. Ну, например, не хочется видеть на чёрте, да ещё столь обаятельном, головной убор спецназовца. Не хочется, чтоб так затягивалось начало. Хочется при этом, чтобы рисунок ряда сцен был более чёток и динамичен… Но ведь ковка спектакля находится в процессе. Даже сам Пётр Ильич поначалу гневался на Вакулу-кузнеца, который не хотел быть оперным героем, артачился. А потом ничего – перековался.

Если вам взгрустнётся у ёлки на асфальте или на сером газоне, то поспешите на волшебную рождественскую ночь, на сорочинскую ярмарку радости, подарите себе чудесный гармонический вечер на «покровском» хуторе близ Кремля.

Элла МАТОНИНА


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
05.02.2023

В поисках смысла...

В Московском доме книги состоится презентация книги Владимира Курносенко «Дилогия. Неостающееся время. Совлечение бытия».
05.02.2023

Семнадцать мгновений музыки

В «Доме Рахманинова» на Большой Ордынке состоится музыкально-литературный вечер.

04.02.2023

«Из библиотеки в космос»

Федоровская библиотека открывает новый сезон научно-фантастического кинолектория.
04.02.2023

Идеальный дворец культуры

В Московском Манеже открылась выставка «Дом культуры СССР».
04.02.2023

А судьи кто?

Объявлен состав совета экспертов XVIII сезона «Большой книги».

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Пуля за слово

В 2022-м среди представителей медиа были новые жертвы: в мире погибло 67 журнали...

Литература
Сафронова Елена

Текст как рутина

К 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой портал «Ревизор.ru» составил поэтич...

Литература
Сазанович Елена

Шиллер Шекспирович Гёте

Литература
Дмитрий Воденников

Ты даже не услышишь

События и мнения
Бузгалин Александр

Язык и суржик

На каком языке мы говорим? Едва ли не для большинства сограждан не будет слишком...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда