ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Битва двух столиц

20.03.2023
Битва двух столиц Пролдолжается прием заявок на Второй поэтический баттл «Москва vs Санкт-Петербург».

«В защиту верующих мировых религий»

17.03.2023
«В защиту верующих мировых религий» Открытое обращение участников 1-го Международного Форума имени Имама Шамиля.

Книга, помогающая в деле спасения

11.03.2023
Книга, помогающая в деле спасения 14 марта отмечается День православной книги. О значении этого праздника рассказывает председатель Издательского совета РПЦ митрополит Калужский и Боровский Климент.
ЛГ плюс

«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…»

25.03.2023
«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…» В рассказе Анатолия МОЖАРОВА российская глубинка показана «такой, как она есть».

И по весне случаются печали…

16.03.2023
И по весне случаются печали… Поэзию Виктора КАРПУШИНА с полным основанием можно отнести к тихой лирике.

«Мне почему-то шелест листьев сладок…»

10.03.2023
«Мне почему-то шелест листьев сладок…» «Поэзия садов» – основная тема стихотворного творчества Олега АЛЁШИНА.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

«Молодость – богатство старости»

21.03.2023
«Молодость – богатство старости» Под такой темой проходят IX Всероссийские Васильевские чтения-2023, посвященные жизни и творчеству писателя Бориса Васильева.

Боль настоящего – путь в будущее

19.03.2023
Боль настоящего – путь в будущее В РГБ представили спецпроект «Настоящие», посвященный современной поэзии и авторской песне.

Мемуары, письма, документы: три новинки

17.03.2023
Мемуары, письма, документы: три новинки Предлагаем для голосования книжные новинки. Книга, которую выберут читатели, попадет на страницы «ЛГ».
Позиция

Наши, Враги и Непричёмыши

22.03.2023
Наши, Враги и Непричёмыши Даниэль ОРЛОВ полагает, что в русской поэзии оформился очевиденый раскол.

Такие же, как мы?

15.03.2023
Такие же, как мы? В 1991 году пути России и Украины начали расходиться, а после «майдана» 2004 года этот раскол принял обвальный характер, считает Владислав ШУРЫГИН.

Биографию не переписать

09.03.2023
Биографию не переписать О том, как бандеровцы Леонида Быкова приватизировать решили.

  • Статьи
  • 2009 год
  • №50 (6254) (9-12-2009)
  • «Кровавый развод»

«Кровавый развод»

Салуцкий Анатолий

«Кровавый развод»

Телеведение
Салуцкий Анатолий

ТЕЛЕИСТОРИЯ

Заглавие этих заметок поставлено в кавычки лишь по той причине, что именно так называется цикл документальных передач, показанный на канале РЕН ТВ, а цитирование положено кавычить. На самом же деле никакие кавычки здесь не требуются, нет их и на телеэкране, где сменяли друг друга страшные, порой экстремальные кадры крови, смертей, бесчисленных людских страданий.

Пока главные телеканалы во главе с доблестным, болезненно антиисторичным Сванидзе продолжают изощрённо копаться в недрах давнего советского прошлого, бурно реагируя на реставрацию станции метро «Курская» и в киноверсиях углубляясь в сталинский репрессивный период, подгоняя под него даже народный подвиг в годы Великой Отечественной, либеральный телеканал РЕН ТВ совершил настоящий прорыв в принципиально новую для наших СМИ сферу: цикл «Кровавый развод» посвящён наиновейшей истории – этапу перестройки, развалу СССР и последствиям этой катастрофы. Инициаторы проекта умело использовали старый, ещё советских времён (вспомните Шергову), но весьма рациональный приём: сценарий каждой тематической серии заказали разным авторам. Казалось бы, при таком разнобое в наши идейно смутные дни можно получить сумятицу, разномыслие, противоречие политических оценок. Но благодаря чёткой концептуальной позиции лидеров проекта этого не произошло. Весь обширный цикл выдержан в едином ключе и по праву претендует на то, чтобы стать передовым словом в российской телепублицистике.

И дело не в том, что зрители увидели какие-то совсем уж новые хроникальные кадры, – многие из них в своё время мелькали в новостных выпусках. Важнее суть: впервые наше телевидение – бери выше, СМИ в целом! – с таким вниманием обратилось к совсем недавней истории, о которой современная молодёжь, в том числе интернетное поколение, наслышана гораздо меньше, чем о вывихах советской эпохи.

Но, безусловно, главным достоинством цикла «Кровавый развод» стала его беспристрастная правдивость. Наконец-то увидели мы на телеэкране неискажённую, истинную историю распада СССР, историю, не приправленную идеологическими пряностями и личностными оценками, историю, где действующие лица представлены честно и порой безжалостно. Как Собчак, утверждавший, будто русские солдаты применили для разгона митинга в Тбилиси сапёрные лопатки, чего на самом деле не было – это достоверный, установленный экспертизами факт. Но именно с «сапёрных лопаток» Собчака пошёл обвальный процесс крушения СССР.

Вообще особое внимание в цикле «Кровавый развод» уделено национальному, вернее, националистическому фактору, который и стал основной причиной погромов, междоусобиц, а по-крупному – огромного числа жертв, о чём впервые сказано в телесериале РЕН ТВ и о чём красноречиво гласит само его название. В связи с этим и можно говорить о том, что многосерийный документальный телефильм РЕН ТВ намного перерос жанровые рамки и стал важнейшим политическим документом наших дней, навзничь опрокинув базовый фальшивый тезис о «бескровном разводе» союзных эсэсэсровских республик, который с гордостью внедряли в нашу историографию ельцинские пропагандистские балалайки и который служил оправданием, даже «заслугой» тех, кто учинил крах великой державы, а поскольку документ этот в буквальном смысле зримый, он вправе рассчитывать на то, что в корне изменит ошибочную официальную версию событий 20-летней давности. При этом телефильм столь точен и убедителен, что способен повлиять и на репутацию нынешней власти: если его высочайше проигнорируют сегодня, к нему всё равно вернутся завтра и вопросы появятся уже не только к Горбачёву, но и к теперешнему Кремлю.

Кстати, о Горбачёве. Вся «перестроечная» часть цикла основана на том, что тогдашний генсек вёл себя слишком «гуттаперчево», противоречиво, а порой нарочито медлил с принятием необходимых решений, – в результате повсюду лились потоки крови. И вспоминается в этой связи недавний триумф Горбачёва на праздновании 20-летня сноса Берлинской стены, ему даже памятник поставили. Но на вопрос корреспондента, ожидает ли Горбачёв, что ему поставят памятник в России, «почётный немец» решительно ответил:
– Нет! В России – нет!

Всё он понимает: рано или поздно истинная правда о перестройке выйдет наружу. Телефильм «Кровавый развод» уже не оставляет сомнений по этому поводу.

Но и ельцинский период, который сегодня вдруг принялись романтизировать («Расцвет демократии!»), в том числе чеченские войны, в телефильме представлен вполне объективно. Участники тех событий много говорят о внезапных «мораториях» на боевые действия, которые Кремль объявлял именно в те дни, когда террористы были на грани разгрома. Более того, по сводкам спецслужб, Масхадов узнавал об очередном «срамном» моратории раньше, чем штабы федеральных войск. Сколько же российских солдат и офицеров погибли из-за столь странной «стратегии»! Через весь фильм настойчиво проходит мотив о некой третьей силе, которая на всём протяжении того трагического периода русской истории – с середины 80-х годов – вмешивалась в политику верховной власти на самых крутых её поворотах.

Нелишне повторить, что «Кровавый развод» по замыслу авторов или, наоборот, по их недосмотру превратился в неимоверной силы историко-политический документ, способный повлиять на дальнейшее развитие России. Да, в фильме нет крутых разоблачений, в нём нет ответов на поставленные вопросы, но главное – эти вопросы поставлены! И от них уже никуда не уйти. Именно поэтому можно утверждать, что «Кровавый развод» полностью выполнил свою задачу и встал в ряд тех публицистических работ, которыми вправе гордиться наша телепублицистика.

Но на самом-то деле его значение ещё шире. Да, фильм обходит молчанием деятельность некоего небезызвестного архитектора перестройки, который ответствен за раскрутку националистических народных фронтов и чей знаменитый визит в Литву стал детонатором взрыва, разметавшего пятнадцать союзных республик. Но после «Кровавого развода» и историкам, и политикам неизбежно придётся обратиться к опубликованным в начале 90-х записям заседаний Политбюро, где лоб в лоб схватились тогдашний председатель КГБ В. Чебриков и член ПБ А. Яковлев. Первый говорил об угрожающем нарастании националистического угара в Прибалтике, а второй, наоборот, успокаивал, убаюкивал: идёт «нормальный перестроечный процесс». Впрочем, такого рода дополнений к телефильму множество, и заслуга его создателей состоит именно в том, что они не пошли по рейтинговому пути бичевания конкретных политических персон, а задались целью поставить перед обществом, перед руководителями страны по-настоящему важные и весьма насущные сегодня исторические вопросы.

Правда, телефильм «Кровавый развод» выполняет ещё одну чрезвычайно важную историко-политическую миссию. Документально и глубоко анализируя трагические события перестройки и 90-х годов, он проводит ясную, чёткую грань между теми лихими временами, когда к ошибкам лидеров страны отчётливо примешивалось влияние третьей силы (её природу историкам ещё предстоит вскрыть), и первым восьмилетием нового века, когда весь этот искусственно спровоцированный кровавый кошмар (за исключением терроризма) ушёл в прошлое. Люди среднего и старшего поколений, пережившие тот кошмар, то вселенское бесовство, особенно оценили стабильность нулевых годов XXI столетия и огромные усилия руководства страны, сумевшего унять националистические страсти, избавиться от назойливой опеки третьей силы, которая, по мнению авторов «Кровавого развода», провоцировала гражданские столкновения. И было бы прекрасно, если бы, зримо увидев ужасы кровавого развода, свинцовое небо 90-х, молодые поколения тоже по достоинству оценили спокойствие нулевых годов.

И последнее. Многие подстрекатели кровавых событий, о деяниях которых сказано в фильме «Кровавый развод», по-прежнему занимают достаточно высокие посты во власти. Имена этих людей, конечно, не названы с экрана, но сами-то они преотлично понимают, что речь шла именно о них. Благодаря суровым напоминаниям телецикла РЕН ТВ по ним звонит и всегда будет звонить колокол истории.

Анатолий САЛУЦКИЙ

Р.S. В эти же дни по НТВ пустили телефильм под названием «Первая кровь» – о кровавых событиях 90-х годов. Но эта работа никакого отношения к Истории с большой буквы не имеет – обычная, приевшаяся энтэвэшная дешёвка о бандитских разборках. И при сопоставлении с документальным циклом «Кровавый развод» особенно явным становится сегодняшнее убожество НТВ в сфере телепублицистики. Заменив политическую составляющую криминально-безнравственным «чтивом», канал постепенно вырождается. Не пора ли НТВ начать поиски новых концептуальных подходов?


Код для вставки в блог или livejournal.com:

«Кровавый развод»

Заглавие этих заметок поставлено в кавычки лишь по той причине, что именно так называется цикл документальных передач, показанный на канале РЕН ТВ, а цитирование положено кавычить.

2009-12-09 / Анатолий САЛУЦКИЙ
открыть
КОД ССЫЛКИ:


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
25.03.2023

Новые номинации придают интригу

Литературная премия «Ясная Поляна» завершила прием заявок на 21-й литературный сезон.
25.03.2023

К 160-летию Вернадского

Библиотека имени Федорова устраивает встречу философского семинара.
24.03.2023

Шорт Шейх Заид

Литературная премия Шейха Заида, одна из крупнейших премий мира, анонсировала короткий список нового сезона.
24.03.2023

100 студентов покажут себя

Всемирный день театра начнется со «Студенческой театральной ночи».
23.03.2023

Апостол за 13 миллионов

Аукционный дом «Литфонд» выставит на торги редкие букинистические раритеты XVI-XIX вв.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Культура
 Фёдор Шеремет

Страница и экран

Далёким от литературы людям экранизация даёт как бы концентрат произведения, а заядлым...

Литература
Сазанович Елена

Буревестник

28 марта 1868 года родился Максим Горький

События и мнения
Амелин Ростислав

Свет звезды

Космическая угроза № 1 – Бетельгейзе: Альфа Ориона и одна из величайших звёзд во...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Шестеро на яхте

Раньше в США созданием «легенд» вокруг специальных мероприятий занимались люди к...

Общество
Мысловский Евгений

Бывает ли справедливость без истины?

Когда в законе не прописаны важнейшие понятия, это ведёт к ошибкам в приговорах
...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда