ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Огонь, мерцающий в сосуде

31.05.2023
Огонь, мерцающий в сосуде К 120-летию выдающегося поэта Николая ЗАБОЛОЦКОГО.
Эссе Ефима ГАММЕРА.

Посоревнуйся с Солнцем русской поэзии!

26.05.2023
Посоревнуйся с Солнцем русской поэзии! Музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское» предлагает придумать «Сказку о прекрасной царевне Лебеди».

Прекрасная необходимость

21.05.2023
Прекрасная необходимость В Санкт-Петербурге при участии «Литературной газеты» состоялся поэтический батл.
ЛГ плюс

Лицей-2023. Проза (часть вторая)

03.06.2023
Лицей-2023. Проза (часть вторая) Публикуем финалистов популярной литературной премии имени Александра Пушкина для молодых поэтов и прозаиков.

Лицей-2023. Проза (часть первая)

02.06.2023
Лицей-2023. Проза (часть первая) Публикуем финалистов популярной литературной премии имени Александра Пушкина для молодых поэтов и прозаиков.

Лицей-2023. Поэзия

01.06.2023
Лицей-2023. Поэзия Публикуем финалистов популярной литературной премии имени Александра Сергеевича Пушкина для молодых поэтов и прозаиков.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

«Китап-байрам» в Уфе

02.06.2023
«Китап-байрам» в Уфе В столице Башкирии впервые прошла международная книжная ярмарка.

Парад талантов в Янтарном краю

30.05.2023
Парад талантов в Янтарном краю В Калининграде подвели итоги VIII Международного литературного фестиваля-конкурса «Русский Гофман- 2023».

«Форосская тетрадь» и ее участники

28.05.2023
«Форосская тетрадь» и ее участники В Крыму состоялась презентация литературного сборника. Рассказывает Елена ОСМИНКИНА.
Позиция

Проведав учителя

30.05.2023
Проведав учителя Светлана МЕРЕЖКОВСКАЯ о том, как побывала на могиле поэта Владимира Цыбина.

Оказывается, так можно было…

25.05.2023
Оказывается, так можно было… Андрей ПЕСОЦКИЙ о том, какие суммы платят участникам специальной военной операции.

Герман Захарьяев: «Наша благодарность за Спасение и Освобождение будет вечной!»

17.05.2023
Герман Захарьяев: «Наша благодарность за Спасение и Освобождение будет вечной!» День Спасения и Освобождения считается иудейским продолжением Дня Победы. В этом году он выпал по иудейскому календарю на 17 мая и отмечается уже в десятый раз.

  • Статьи
  • 2009 год
  • №50 (6254) (9-12-2009)
  • Метаморфоза метафоры

Метаморфоза метафоры

Неверов Александр

Метаморфоза метафоры

Литература
Неверов Александр

ОБЪЕКТИВ

Денис Гуцко. Домик в Армагеддоне: Роман. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 220 [4] c.

Денис Гуцко не принадлежит к распространённому ныне типу авторов, выпускающих новые книги с завидной быстротой и регулярностью. Вот и последний по времени роман букеровского лауреата вышел после довольно продолжительной паузы. Здесь, как и в предыдущих вещах, прозаик обращается к острым социальным и духовным проблемам, в подходе к которым заметна ориентация на традиции отечественной классики.

Основной конфликт романа обозначен в названии: уменьшительно-ласкательный «домик» – олицетворение покоя и уюта – автор помещает в эпицентр решающей битвы Добра и Зла. Главный герой восемнадцатилетний Ефим Бочкарёв на дух не переносит мир «обрюзгших душой» взрослых – этих «творцов потребительского бума» с их равнодушием ко всему, что находится за порогом своего дома. А там, между прочим, разворачивается масштабное строительство Шанс-Бурга, где будут открыты игорные заведения, которые ныне запрещены в столицах. «Им, стало быть, эта грязь не к месту, а нам – пожалуйте, принимайте. Будто свалку под самые окна» – такова реакция местных жителей. Кстати, Д. Гуцко, кажется, первый из прозаиков затронул эту проблему. Не припомню также, чтобы наша словесность касалась и темы военизированных молодёжных формирований. В то время, как, скажем, о нацболах  с их полуанархическими нравами пишут много и охотно. Так вот, именно в дружину православного толка, напоминающую военно-монашеский орден, приводит Фиму кипение разума возмущённого.

Здесь, во «Владычном Стяге», на него «дохнуло чистотой и силой. Православное дело впервые предстало перед ним во всём своём неоспоримом великолепии. Не искать, поскуливая, своего уголка – с куском мутного обывательского солнца, с куском обывательской правды, трусливой и затхлой, – а жить во всю ширь, чтобы место твоё было – вся твоя страна, которая с твоей помощью наполнится солнцем настоящим, немеркнущим, и настоящей всепобеждающей правдой…»

Однако выясняется, что наиболее радикальные инициативы «стяжников», например, попытка предотвратить перенос часовни, мешающей казиношникам (символическое противостояние), взрослому руководству отнюдь не по нраву. А вскоре «Стяг» вообще распускают. Ефим и несколько единомышленников опускать руки не собираются и находят прибежище в ещё более крутом полулегальном формировании – «Православной Сотне», где, как им обещают, «говорильни не будет… дело будет. Правое дело, большое. Такое, которое всё в стране как надо выправит». Однако «и здесь то же, что было в Стяге: сами позвали, а что с ними делать – не знают». Всё ограничивается именно «говорильней»: первая же акция – крестный ход через Шанс-Бург – срывается: милиция блокирует «сотенцев»… Какую кашу варят те, кто дёргает за ниточки, автор не конкретизирует, но даёт понять, что варево это сомнительного свойства.

Другая линия романа – «отцы и дети». Отношения героя с отцом не заладились с детства, когда после гибели матери Ефима у Степана Ильича появилась новая семья. Мальчик остался с бабушкой, и все попытки отца преодолеть сыновнюю неприязнь ещё больше разделяли их. Личные обиды юноши со временем посыпались солью поколенческой нетерпимости, обусловленной ориентацией на разные ценности. Ничего удивительного: в восемнадцать лет мечтать о миссии спасителя Родины так же естественно, как после сорока – думать о доме и детях. Те же «обывательские» заботы и у инженера-строителя (профессия опять же неслучайна) Константина Крицына. У него тоже конфликт с сыном, которого, кстати, потом мы встретим в «Православной Сотне». Ефим и его сводная сестра Надя встретились с Константином, когда скрывались от милиции в Шанс-Бурге, где на огромном рекламном экране оставили надпись: «Новый Армагеддон».

Этот случайный знакомый фактически спас их – укрыл в своём доме. Не обошлось и без разговора, пожалуй, центрального в романе, в ходе которого прозвучали ответы хозяина «домика» на вопросы и претензии юных максималистов. Крицын, выражая позицию «бездуховных обывателей», спросит: «Да кто её вымерял, духовность мою? Как? Когда? Какой линейкой?», заметит, что людей «маршем… в высокую духовность не загнать», что «опасная штука – красивые фразы», скрывающие нередко сомнительные цели. Не исключает Константин и того, что Шанс-Бург придумали там же, где и «Владычный Стяг». «Просто для разных людей». Затрагивается и заглавная тема: «У каждого здесь свой Армагеддон… Свой маленький Армагеддон, дай Бог в нём выстоять. Мне двоих парней на ноги ставить… И у всех так, все ради чего-то живут… Воюют как могут. Армагеддон – штука долгая, здесь нахрапом не возьмёшь…» Обратим попутно внимание на метаморфозу метафоры названия – смещение смыслового акцента: Домик в Армагеддоне оборачивается Маленьким Армагеддоном (если не сказать Армагеддончиком) в Доме…

Денису Гуцко близка позиция Констан-тина, как и отца главного героя. Во всяком случае, в финале, когда беременной жене одного из «сотенцев», оказавшейся вместе со всеми в заблокированном милицией доме, стало плохо, именно врач Степан Ильич и Крицын ведут себя наиболее адекватно и ответственно – в отличие от некоторых участников несостоявшегося крестного хода.

Впрочем, и «души прекрасные порывы» Ефима симпатичны автору. Однако он всерьёз опасается, что эта порывистость вкупе с жизненной неискушённостью будут использованы в своих целях взрослыми демагогами и провокаторами. На страницах романа они много и высокопарно говорят о грядущем возрождении страны, о православной молодёжи как надежде нации и т.д. Но Ефим начинает понимать, что это лишь громыхание «словами, которые следует произносить вполголоса». Каковы цели тех, кто учит, «как Родину уважать, не умея пробудить уважения к самому себе»? Для чего они создают военизированные организации, готовые не рассуждая выполнить любой приказ? Провозглашаемая цель – величие России, «управляемой… глубоко верующим, воцерковлённым президентом». Враги – «нехристи и христопродавцы». Одним словом, люди увлечены «замысловатой игрой, смешавшей храм и политику».

Опасения автора, возможно, не лишены оснований, но полностью разделить их мешает слишком уж общий и расплывчатый характер аргументов, наводящий на мысль о типичных либеральных фобиях. Например, Крицын говорит Ефиму, что сила и величие державы всегда дорого обходились простым людям. И это чистая правда. Как, впрочем, и то, что бессилие и унижение страны обходились тем же людям ещё дороже. И тут не надо даже напрягать историческую эрудицию – достаточно оглянуться на наши потери последних десятилетий, обернувшиеся неисчислимыми человеческими трагедиями. Не странно ли напоминать об этом автору романа «Без пути-следа»?..

Не проясняют картину и фигуры изображённых в романе священнослужителей. Отец Михаил, духовник «Владычного Стяга», в душе вроде бы одобряет настроения и поступки Ефима, но ему что-то мешает сделать это открыто. История практически повторяется и с отцом Никифором, окормляющим «Православную Сотню». Не последний человек в ней Антон объясняет Ефиму: «Сегодня ситуация не та, чтобы тебя у всех на виду епископат наш обласкал и приветил. Много и среди них малахольных – прости, Господи, что скажешь. Но много и тех, кто боится навредить, кто и рад бы истинных православных благословить на эту страду тяжкую – Русь Святую под церковную сень вернуть, от иезуитчины и бусурманщины очистить. Да нельзя пока. Ситуация, понимаешь? Наше дело – ситуацию сломать. Из-ме-нить. Тогда и признают. И обласкают. И благословят». «Когда Антон говорил, – читаем далее, – всё было ясно. Но только не складывается по его словам, никак не складывается». Вот именно: не складывается. Зачем, спрашивается, Церкви участвовать в этих играх? Да ещё так: шаг вперёд – два назад? Или умудрённые иерархи, подобно наивным юнцам, могут позволить невесть кому манипулировать собой, ставя на кон ни много ни мало авторитет Церкви?..

Д. Гуцко, кажется, чувствует, что надуманные опасения и расплывчатые предположения – слишком зыбкая почва для романного конфликта, да и полнокровные образы трудно лепить из такого материала. Отсюда – «загадочность» некоторых персонажей, тех же священнослужителей или Антона, о которых автор вроде бы что-то знает, но не спешит делиться с нами, отделываясь туманными намёками. Отсюда – и открытый финал, призванный внушить надежду, что отношения с отцом у Ефима наладятся, а ответы на мучащие его вопросы будут найдены. Только это решение опять же отдаёт приблизительностью и необязательностью.

Дело в том, что явления и проблемы, о которых говорится в романе, ещё не достаточно оформились, не обрели чётких очертаний, их роль в жизни общества гадательна. Для разговора о таких вещах подходит жанр утопии/антиутопии, что в очередной раз продемонстрировал Захар Прилепин в романе «Санькя», с которым тематически перекликается «Домик в Армагеддоне». Кстати, некоторые критики не скрыли своего сожаления, что Д. Гуцко не пошёл по этому пути. Что это могло бы дать? В первую очередь бо’льший динамизм и напряжённость конфликта. Но здесь есть и обратная сторона: риск впасть в схематизм и заданность. Возможно, опасаясь этого, автор, побалансировав на грани с антиутопией, решил остаться в основном в рамках традиционного реалистического повествования. В результате получилось то, что получилось…

Напоследок о странностях и нестыковках, допущенных по авторской небрежности и редакторскому недогляду. Так, теоретически возможно, чтобы репрессированного деда Крицына, «маминого папу», звали Павлом Крицыным, но вероятность того, что и жена в девичестве, и будущий муж носили бы одну фамилию, причём не самую распространённую, ничтожна… Отец Никифор в какой-то момент вдруг становится отцом же, но Михаилом, впрочем, ненадолго – через минуту ему возвращается настоящее имя… Непонятно, как сложилась судьба Фиминого товарища по фамилии Супрунов. В том же абзаце, где сообщается, что он «уже в армейке», ниже говорится прямо противоположное: «только Супрунов и остался. Тоже – уклоняется»… Эти «мелочи» мешают восприятию текста, и без того вызывающего безответные вопросы.

Александр НЕВЕРОВ


Код для вставки в блог или livejournal.com:

Метаморфоза метафоры

Денис Гуцко не принадлежит к распространённому ныне типу авторов, выпускающих новые книги с завидной быстротой и регулярностью.

2009-12-09 / Александр НЕВЕРОВ
открыть
КОД ССЫЛКИ:

 


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
02.06.2023

«ЛГ» на Красной Площади

2-6 июня в Москве пройдет книжный фестиваль, в котором «Литгазета» традиционно принимает участие.
02.06.2023

Хренников у стен Кремля

Оркестр имени Силантьева исполнит музыку Тихона Хренникова в рамках фестиваля «Красная площадь».
01.06.2023

РПЦ назвала лауреатов

Стали известны имена лауреатов Патриаршей литературной премии.
01.06.2023

Высшая лига литературы

Национальная премия «Большая книга» огласила короткий список.
01.06.2023

Умер Евгений Мякишев

Известный петербургский поэт скончался на 60-м году жизни.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Литература
Дмитрий Воденников

На золотой лестнице Ламарка

Знаете, это такое шестое чувство, для которого, если верить Гумилёву, ещё орган ...

События и мнения
Воеводина Татьяна

Несите денежки

Вечнозелёная тема – финансовые пирамиды. Дело не во временах года, но бывают сов...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Циничный Генри

«В политике жить нужно долго», – гласит мудрость на многих языках. Генри Киссинджер...

Культура
 Фёдор Шеремет

Время крупным планом

Ускоренная съёмка, или, как любили говорить раньше, рапид – один из немногих тех...

События и мнения
Кабыш Инна

Ребёнок как ЭЕ

Как только 2023-й был объявлен Годом педагога и наставника, естественно, самым ч...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда