ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Мы в Telegram

26.03.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

Битва двух столиц

20.03.2023
Битва двух столиц Пролдолжается прием заявок на Второй поэтический баттл «Москва vs Санкт-Петербург».

«В защиту верующих мировых религий»

17.03.2023
«В защиту верующих мировых религий» Открытое обращение участников 1-го Международного Форума имени Имама Шамиля.
ЛГ плюс

«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…»

25.03.2023
«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…» В рассказе Анатолия МОЖАРОВА российская глубинка показана «такой, как она есть».

И по весне случаются печали…

16.03.2023
И по весне случаются печали… Поэзию Виктора КАРПУШИНА с полным основанием можно отнести к тихой лирике.

«Мне почему-то шелест листьев сладок…»

10.03.2023
«Мне почему-то шелест листьев сладок…» «Поэзия садов» – основная тема стихотворного творчества Олега АЛЁШИНА.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

«Молодость – богатство старости»

21.03.2023
«Молодость – богатство старости» Под такой темой проходят IX Всероссийские Васильевские чтения-2023, посвященные жизни и творчеству писателя Бориса Васильева.

Боль настоящего – путь в будущее

19.03.2023
Боль настоящего – путь в будущее В РГБ представили спецпроект «Настоящие», посвященный современной поэзии и авторской песне.

Мемуары, письма, документы: три новинки

17.03.2023
Мемуары, письма, документы: три новинки Предлагаем для голосования книжные новинки. Книга, которую выберут читатели, попадет на страницы «ЛГ».
Позиция

Бандеровцам везде у нас дорога?

27.03.2023
Бандеровцам везде у нас дорога? Известный поэт и музыкант Вадим СТЕПАНЦОВ о предстоящем фестивале «Дикая Мята» под Тулой.

Наши, Враги и Непричёмыши

22.03.2023
Наши, Враги и Непричёмыши Даниэль ОРЛОВ полагает, что в русской поэзии оформился очевиденый раскол.

Такие же, как мы?

15.03.2023
Такие же, как мы? В 1991 году пути России и Украины начали расходиться, а после «майдана» 2004 года этот раскол принял обвальный характер, считает Владислав ШУРЫГИН.

  • Статьи
  • 2009 год
  • №50 (6254) (9-12-2009)
  • Новый сакс-символ России

Новый сакс-символ России

Ковалёв-Случевский Константин

Новый сакс-символ России

Искусство
Ковалёв-Случевский Константин

ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО

В Москве прошли этапные выступления джазмена Алекса Новикова, показавшие особую приверженность публики к музыке «не для всех»

С ФРЕНСИСОМ ГОЙЕЙ И ДЖОРДЖОМ БЕНСОНОМ
Две выдающиеся гитары прозвучали дуэтом с саксом Алекса этой осенью. Одна – в Светлановском зале Московского дома музыки, когда обласканный европейской публикой виртуоз из Бельгии Френсис Гойя решил, в частности, пронять российского слушателя мотивами Александры Пахмутовой. Другая – совсем не похожая на предыдущую, неистовая и быстрая – в Государственном Кремлёвском дворце, где уже давно признанный в нашей стране, приехавший из США неповторимый и уникальный Джордж Бенсон – мировая звезда – захватывал души юных поклонниц, наигрывая и напевая известнейшие шлягеры о любви.

Рядом с мэтрами, бок о бок, такт в такт звучал саксофон, который создавал вместе с вибрирующими гитарными струнами особые звуковые и слуховые ассоциации, не совсем привычные даже для искушённых знатоков джаза. Виртуозно управлял звучанием инструмента Алекс Новиков, который в очередной раз стал «соучастником» необыкновенных феерий на московских музыкальных сценах. Появление джазмена рядом с великими именами нашего времени становится уже привычным.

Музыка роднит всех. У неё нет языковых барьеров. А стилевые разнообразия для профессионального музыканта, такого, как Алекс, – лишь возможность выразиться в ещё большей степени, показать многогранность своего таланта.
Френсис Гойя – мелодист и мастер классической гитары в её электромузыкальном сценическом воплощении. Он увлекает мелодической интригой, оригинальными аранжировками, напоминает о чём-то главном из музыкального прошлого самых известных напевов, возвращает оптимизм молодости. Джордж Бенсон заражает энергией джаз-рока, пробивает душу неповторимым тембром своего голоса, просто сбивает с толку темпом игры на электрогитаре и чувственностью своих пальцев, не знающих остановки и отдыха. Когда он вослед за своей гитарой повторяет собственным голосом в унисон мелодии, которые являлись для классиков джаза лишь признаком умелого инструментализма, то кажется, что на свет появился ещё один носитель звука, рождённый живым человеком. И сливаясь воедино, две мелодии – голосовая и рождённая с помощью электричества – создают особую музыку, врывающуюся в наши уши так, будто слуховые органы никогда не воспринимали аналога подобного звучания в природе. Великий современник, лауреат нескольких премий Огатту, один из ведущих воплотителей фьюжн-идеи джаза, он стал человеком, сумевшим совместить элитарную джазовую музыку, поп-музыку и фанк. Но на московском концерте в звуковой поток Бенсона с такой же простотой и естественностью вдруг влился и глас российского саксофона, который быстро доказывал присутствующим в зале, что его тут не хватало, без него импровизация была бы незаконченной, незавершённой и неполной.

Этой осенью мы ещё раз увидели Алекса Новикова как музыканта, способного играть легко и непринуждённо, быстро и мастерски, с исполнителями любого уровня, даже такого, которого в Москве трудно сыскать. Его саксофон звучал вместе и рядом со звёздами самой первой мировой величины. Судьба удостоила его такой возможности. И если подобный праздник выпадает в творческой жизни музыканта, то ему остаётся ответить тем же – влюбить в себя публику и, выходя из тени признанных мэтров, выплывать на собственное музыкальное русло и поток мейнстрима. Зал на последних московских выступлениях Алекса Новикова аплодировал всем на равных. Публика поняла и искренне принимала дерзновение московского джазмена. И это была настоящая победа.

ОДИН НА ОДИН С ПУБЛИКОЙ
Алекс Новиков сделал почти невозможное для современного российского джазмена. Он дал подряд несколько концертов в Москве, не убоявшись как обычных, но при этом весьма пресыщенных, столичных слушателей, так и признанных знатоков жанра.

У саксофониста, правда, была мощная поддержка – те токи музыкального взаимопроникновения, которые всегда завладевают публикой, приходящей на качественные джазовые концерты. Вечер импровизации стирает все границы, зал заряжается энергией, заставляющей людей раскачиваться в такт мелодии, покачивать головами и коленями, ритмично двигать руками, подпевать, насвистывать, отчего возникает ощущение, будто на саксофоне играет не только солист на сцене, но и в руках у каждого гостя – свой инструмент, а поэтому все вместе мысленно принимают участие в извлечении звуков. Алекс заставляет публику работать вместе с ним. Проживать известные мелодии, вспоминать забытые шлягеры, мечтать о будущем, как это звучит в его «Рождественской сказке».

На всех трёх осенних концертах Алекса Новикова залы были полны.

В Национальном культурном центре «Российский подарок» в Москве собрались близкие друзья и знакомые. В этот вечер презентовали не только музыку, но и книгу о самом джазмене, которая предстала перед публикой в виде его творческого портрета. Алекс был в ударе. На едином дыхании прошёл концерт, в котором приняли участие также ансамбль «Формат-А» и певица Michel. Всемирно известные произведения классического и популярного джаза звучали для гостей как родные. Даже неискушённый слушатель почувствовал себя на вечере музыки в стиле фьюжн, словно в родном доме. Зал долго не отпускал джазмена. Солисту вручил букет народный художник СССР Александр Шилов, а один из гостей вечера – легенда отечественной музыки, композитор, народный артист России Александр Рыбников – уже готовился к будущему совместному выступлению с джазменом в Московском доме музыки. Незабываемо, на одном дыхании и в полной тишине прозвучала проникновенная джазовая мелодия, которую Алекс посвятил своему отцу, присутствовавшему в зале.

Но уже в своей сольной программе «В дни поздней осени. Чувства, отношения, любовь» Алекс Новиков вновь собрал заиндевевшую от первых зимних морозов и непогоды публику в уютном Светлановском зале МДМ. Современная архитектура и московский джаз оказались весьма совместимыми для восприятия. Гостей снова ждал незабываемый праздник. Джазмен сумел просто влюбить в себя публику. Концерты оказались на поверку большим музыкальным спектаклем, где звучала не только музыка, но слушатель мог встретиться с известными исполнителями и познакомиться с новыми оттенками их голосов, стать свидетелем и соучастником некоей импровизированной постановки, где каждый выходящий на публику становился своеобразным актёром, исполнявшим свою роль. Среди выступивших на сцене – Надежда Бабкина со своим коллективом, эпический и монументальный Иосиф Кобзон, особенно проникновенная Елена Тёрлеева, искромётная джазовая солистка Michel, уникальный исполнитель чечётки Владимир Кирсанов. Апофеозом концертов стало совместное с Алексом выступление театра композитора Алексея Рыбникова (он был за роялем), исполнившего композицию «Аллилуйя любви» из рок-оперы «Юнона и Авось». Не только они, но и многие другие известные исполнители уже стали частыми гостями Алекса Новикова. Элементы театрализации и тщательно подготовленные концертные номера с популярными солистами становятся отличительной чертой выступлений джазмена. Думается, что мы являемся свидетелями рождения определённой традиции в концертах Алекса, который дарит публике не только радость общения с джазом, но и настоящий музыкальный театр, отдельные сцены и номера которого в будущем могут стать его визитной карточкой.

Умение собрать друзей и создать без сценария воплощённый вечерний праздник – его отличительная черта. В центре события, как всегда, небольшой, но звучный инструмент – саксофон. И пока он оживает в руках Алекса Новикова, будут оживать и концертные площадки Москвы, которые, и мы это хорошо знаем, нуждаются в этом сегодня как никогда.

Константин КОВАЛЁВ-СЛУЧЕВСКИЙ


Код для вставки в блог или livejournal.com:

Новый сакс-символ России

В Москве прошли этапные выступления джазмена Алекса Новикова, показавшие особую приверженность публики к музыке «не для всех».

2009-12-09 / Константин КОВАЛЁВ-СЛУЧЕВСКИЙ
открыть
КОД ССЫЛКИ:

 


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
27.03.2023

Юрий Соломин в Библиотеке для молодежи

В Особняке Носова состоится встреча с Юрием Соломиным, народным артистом СССР, худруком Малого театра.
27.03.2023

Награждены лауреаты премии Дементьева

Дом поэзии Андрея Дементьева в Твери отмечает свое 10-летие и готовится к юбилейным торжествам.
26.03.2023

Филология как страсть

В Доме Ростовых состоится представление книг Дмитрия Бака и его товарищей.
26.03.2023

Сергей Лукьяненко в РГБМ

Встреча с известным писателем-фантастом состоится в Российской государственной библиотеке для молодежи.
25.03.2023

Новые номинации придают интригу

Литературная премия «Ясная Поляна» завершила прием заявок на 21-й литературный сезон.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Культура
 Фёдор Шеремет

Страница и экран

Далёким от литературы людям экранизация даёт как бы концентрат произведения, а заядлым...

Литература
Сазанович Елена

Буревестник

28 марта 1868 года родился Максим Горький

События и мнения
Амелин Ростислав

Свет звезды

Космическая угроза № 1 – Бетельгейзе: Альфа Ориона и одна из величайших звёзд во...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Шестеро на яхте

Раньше в США созданием «легенд» вокруг специальных мероприятий занимались люди к...

Общество
Мысловский Евгений

Бывает ли справедливость без истины?

Когда в законе не прописаны важнейшие понятия, это ведёт к ошибкам в приговорах
...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда