САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами

12.01.2021
Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами К 145-летию великого американского писателя Джека ЛОНДОНА.
Эссе Александра БАЛТИНА.

Как писатели встретили Новый год? Часть вторая

08.01.2021
Как писатели встретили Новый год? Часть вторая Мы продолжили опрашивать видных литераторов по поводу праздника и надежд на будущее.

Как писатели встретили Новый год?

04.01.2021
Как писатели встретили Новый год? Мы задали два простых вопроса признанным мастерам отечественной словесности.
ЛГ плюс

«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…»

11.01.2021
«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…» Анатолий МОЖАРОВ – не только путешественник и охотник, но и писатель. Оттого и читать его интересно: человек пишет о том, что знает.

Еще немного снега

05.01.2021
Еще немного снега Стихи  Нины ЯГОДИНЦЕВОЙ технически безупречны, но прежде всего они лиричны.

Лауреат на подоконнике

31.12.2020
Лауреат на подоконнике Евгений ШАТЬКО был звездой 16-й полосы «Литературной газеты».
Его рассказы – на все времена.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Максим Замшев. Буквоед. 18 февраля 2020 года

Смотреть все...
Спецформат

В Сыктывкаре прогремела «Гроза»

16.01.2021
В Сыктывкаре прогремела «Гроза» О постановке Сергея ФЕДОТОВА знаменитой пьесы Александра ОСТРОВСКОГО рассказывает Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.

От сироты до петербургских легенд

13.01.2021
От сироты до петербургских легенд Мария КУПРИЯНОВА рецензирует книги Дианы МАШКОВОЙ, Татьяны ГАРТМАН и Андрея ДУБРОВСКОГО.

В кабинете Николая Задорнова

09.01.2021
В кабинете Николая Задорнова О выставке в литературном музее Пензы рассказывает Антон ХРУЛЕВ.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Музей Белинского будет жить

15.01.2021
Музей Белинского будет жить Как публикации в «Литературной России» и «Литературной газете» поспособствовали ремонту исторического здания.

Геронтократия

10.01.2021
Геронтократия Журналист Максим АРТЕМЬЕВ считает, что престарелые политики губят Америку.

Какая боль, какая боль!..

06.01.2021
Какая боль, какая боль!.. Иван ЕСАУЛОВ о разгромном поражении молодежной хоккейной сборной и отечественном спорте вообще.
  • Статьи
  • 2011 год
  • №51 (6351) (21-12-2011)
  • Трактористы и лебеди

Трактористы и лебеди

Трактористы и лебеди

Искусство
Воротынцева Ксения

ВЕРНИСАЖ

Георгий Гурьянов. «Авиатор». Холст, акрил, 1999.Настоящая революция в современном искусстве произойдёт тогда, когда художник научится рисовать

Новая Академия изящных искусств Тимура Новикова, основанная в 1989 году в Санкт-Петербурге, была крайне эстетским проектом – решительным вызовом всем представлениям о современном искусстве, продвигаемым ловкими галеристами, и самим финансовым механизмам арт-рынка. Группа художников, переезжавшая в те бедные годы из одного сквота в центре города в другой и превращавшая их в залы самопровозглашённой академии, драпированные небесно-голубым атласом и уставленные античными бюстами, декларировала приверженность сильно отличавшимся от других художественным принципам. Тогда они смотрелись архаично – все увлекались современным искусством, учили имена Раушенберга, Бойса, Уорхола, «наши» Бренер и Кулик наспех осваивали «приёмы» западного акционизма 60-х годов, а петербургские маргиналы, словно не замечая того, что происходило вокруг, провозглашали любовь к «пыльной» классике. Однако теперь, когда Кулик перестал кусать людей и, по рассказам одной из участниц Новой Академии Ольги Тобрелутс, благопристойно носит с собой репродукции Рубенса, а быстро сориентировавшийся Осмоловский призывает всех покупать реалистическое искусство, «аутсайдеры» внезапно оказались «в струе», о чём свидетельствует масштабный вывоз 200 работ «северных художников» в Москву на выставку «Новая Академия. Санкт-Петербург».

Ретроспективно, впрочем, хорошо видно, что «профессора» академии, как именовал их Новиков, всегда оставались верными себе и не шли на поводу у конъюнктуры. Конечно, их нельзя назвать типичными художниками-реалистами: работам «академистов» присущи черты, роднящие их с маньеризмом и позволяющие отличить, например, выполненную вроде бы в традициях XVII  века картину Виктора Кузнецова «Пейзаж с танцующими фигурами» от аутентичной живописи того времени. В самом общем виде эстетика Новой Академии базируется на сочетании эллинистических идеалов красоты и подчёркнуто непрактичного, эстетского отношения к жизни. «Нонконформистский» компонент проявляется, например, в частой отсылке к фигуре Людвига II Баварского – эксцентричного короля-затворника, предпочитавшего человеческому обществу прослушивание опер Вагнера, которым он восхищался и которому материально помогал, и почти разорившее его строительство сказочных замков, самый известный среди которых – стоящий на скале Нойшванштайн. Отождествлявший себя с Лоэнгрином и в конце концов утопившийся в озере король-романтик, по легенде, стал одной из фигур, вдохновивших создателей балета «Лебединое озеро», в котором, как известно, главный герой носит немецкое имя. «Лебединая» тема представлена на выставке довольно щедро: под музыку Чайковского звучит видеоманифест «академистов», портрет Петра Ильича и изображение Людвига II Баварского фигурируют в работах Тимура Новикова, которому эта тема, видимо, была особенно близка: в своей знаменитой «гобеленной» манере он обращается также к образу Одиллии и кумиру всех эстетов «весёлому безобразнику» Оскару Уайльду; награждает птичьими крыльями одно из своих «я» в серии автопортретов Ольга Тобрелутс. Вся эта эстетическая программа реализуется в Новой Академии через античные представления о красивом человеческом теле. Так, полны древнегреческих отсылок вычурные, но всё же сделанные в классическом ключе работы дуэта Олег Маслов и Виктор Кузнецов; изысканно-телесны работы Беллы Матвеевой, Дениса Егельского и Ольги Тобрелутс – причём картина последней, на которой изображён крепкий обнажённый юноша, чуть манерно накинувший на одно плечо звёздно-полосатый флаг («Американский солдат в Ираке», 2000), концентрированно выражает весь феномен «питерского неоклассицизма». Принцип аполлонического порядка, неоднократно воспеваемый Новиковым в его манифестах, особенно явно проявляется в работах Георгия Гурьянова, выполненных в традициях соцреализма, на которых изображены крепкие закалённые тела и суровые лица спортсменов («Гимнаст», «Девушка с копьём»), матросов («Кронштадт»), лётчиков («Авиатор»), людей труда («Трактористка»), словно шагнувших в современность с картин Александра Самохвалова.

Этот культ красивого здорового тела и хороших пропорций, порождённый античностью, подхваченный Возрождением и всячески искореняемый модернизмом (не говоря уже об его циничных потомках – представителях contemporary art), опирается не на сегодняшние мягкие общечеловеческие ценности. Он создавался в рамках аристократического культа воинских добродетелей, выковывался в закрытых мужских союзах, где почиталось именно физически крепкое человеческое тело. Однако в XX веке эту древнюю связь суровых принципов и совершенной человеческой формы модернизм объявил вне закона – и надо ли говорить, что следование «вечным» канонам в искусстве, считавшимся среди художников Новой Академии единственно верными и правильными, воспринималось их недоброжелателями как вызов.

Теперь многие критики пытаются представить краткий проблеск северного «классицизма» как игру питерских эстетов, чему способствует тот вызывающий и шумный образ жизни, который вели художники, их любовь к рейв-вечеринкам, дружба с культовым глянцем тех лет и принципиальный отказ приспосабливаться к серой скучной действительности. Защитой, однако, могут служить сами картины «академистов» – не жонглирующие сложными постмодернистскими отсылками, а говорящие сами за себя – как и положено объектам искусства, которые, как, например, картины Рембрандта, мы можем спокойно понять, живя совсем в другом веке и контексте. «Кастрация» и выхолащивание серьёзного феномена Новой Академии недопустимы: в конце концов даже если для членов «группировки» это было всего лишь весёлое развлечение, оно в итоге – как показала судьба самого основателя Тимура Новикова, ослепшего и не дожившего до 50 лет, – оказалось предельно серьёзной игрой, в правила которой включалась и возможность смерти. Надо сказать, немногие его коллеги согласились бы сыграть в неё сегодня.

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

Выставка «Новая Академия. Санкт-Петербург» продлится до 29 января 2012 года.


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
16.01.2021

Реставрируют Музей-квартиру Достоевского

Работы в московской мемориальной квартире приурочены к 200-летию великого русского писателя.
15.01.2021

Класс премиум

В Твери названы победители Премии имени Андрея Дементьева.
15.01.2021

Умер Борис Грачевский

Худрук «Ералаша» ушел из жизни на 72-м году жизни.
15.01.2021

Олжас Сулейменов заразился коронавирусом

Известный казахский писатель подхватил заразу в Алма-Ате.
14.01.2021

Книжный фестиваль пройдет в Петербурге

Российский книжный союз планирует в 2021 году провести фестиваль на Дворцовой площади в северной столице.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Библиосфера
Сазанович Елена

Пролетая над пропастью во ржи

«Да, стоит только умереть, они тебя сразу же упрячут!.. Ещё будут приходить по в...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Мир дичает

Оборачиваешься назад и поражаешься – каким беззаботным по сравнению с сегодняшни...

События и мнения
Воеводина Татьяна

Куда стрелял Чубайс?

Накануне нового года напоминают о себе предсказатели – астрологи, экстрасенсы, ф...

События и мнения
Брод Александр

Агенты вливания

Несколько событий уходящего года накалили правозащитную повестку. Жалобы на нехв...

Литература
Сазанович Елена

Недоросли нашего времени

12 декабря ушёл из жизни Денис Фонвизин.

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда