ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Белоруссия не разочаровала

30.03.2023
Белоруссия не разочаровала Российские авторы и издатели приняли участие в XXX Минской международной книжной выставке-ярмарке.

Мы в Telegram

26.03.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

Битва двух столиц

20.03.2023
Битва двух столиц Пролдолжается прием заявок на Второй поэтический баттл «Москва vs Санкт-Петербург».
ЛГ плюс

«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…»

25.03.2023
«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…» В рассказе Анатолия МОЖАРОВА российская глубинка показана «такой, как она есть».

И по весне случаются печали…

16.03.2023
И по весне случаются печали… Поэзию Виктора КАРПУШИНА с полным основанием можно отнести к тихой лирике.

«Мне почему-то шелест листьев сладок…»

10.03.2023
«Мне почему-то шелест листьев сладок…» «Поэзия садов» – основная тема стихотворного творчества Олега АЛЁШИНА.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

Фестиваль вместо презентации

28.03.2023
Фестиваль вместо презентации О том, как прошло представление альманаха «Словесность-2022», рассказывает Елизавета ТЕРПИЛОВСКАЯ.

«Молодость – богатство старости»

21.03.2023
«Молодость – богатство старости» Под такой темой проходят IX Всероссийские Васильевские чтения-2023, посвященные жизни и творчеству писателя Бориса Васильева.

Боль настоящего – путь в будущее

19.03.2023
Боль настоящего – путь в будущее В РГБ представили спецпроект «Настоящие», посвященный современной поэзии и авторской песне.
Позиция

Бандеровцам везде у нас дорога?

27.03.2023
Бандеровцам везде у нас дорога? Известный поэт и музыкант Вадим СТЕПАНЦОВ о предстоящем фестивале «Дикая Мята» под Тулой.

Наши, Враги и Непричёмыши

22.03.2023
Наши, Враги и Непричёмыши Даниэль ОРЛОВ полагает, что в русской поэзии оформился очевиденый раскол.

Такие же, как мы?

15.03.2023
Такие же, как мы? В 1991 году пути России и Украины начали расходиться, а после «майдана» 2004 года этот раскол принял обвальный характер, считает Владислав ШУРЫГИН.

  • Статьи
  • 2008 год
  • №52 (6204) (24-12-2008)
  • Богато иллюстрированный трактат

Богато иллюстрированный трактат

Богато иллюстрированный трактат

Киномеханика

КНИЖНЫЙ РЯД

Юрий Норштейн. Снег на траве: В 2 кн. – М.: Издательство «Красная площадь», 2008. – Кн. 1 – 368 с. Кн. 2 – 256 с.

С этой книгой (артефактом? вещью? объектом? точнее всего будет, наверное, сказать, творением) можно вступать в разные типы отношений.

Можно до бесконечности перелистывать плотные страницы, разглядывая иллюстрации, которых в двух весомых томах аккурат 1751 выразительная единица – всё точно подсчитано, – погружаясь в завораживающие раскадровки удивительных фильмов Юрия Норштейна или постигая вместе с ним суть и смысл любимейших его живописных полотен, рассматриваемых на фрагментарно-кинематографическом уровне (так, к примеру, «Сон, вызванный полётом пчелы…» Сальвадора Дали разложен на полсотни картинок, объясняющих, как пластическое время раскладывается на отдельные образные величины). Или воочию наблюдая за превращением старых фотографий из семейного архива в элементы образного мира «›жика в тумане», великой «Сказки сказок», вот уже четверть века снимающейся «Шинели»…

Можно вбирать в себя этот текст с картинками в качестве серьёзного учебника профессии «режиссура» (а он изначально и создавался в качестве цикла лекций, был даже издан в таковом качестве несколько лет назад ВГИКом, но естественно, не в пример менее роскошно полиграфически) – наследующего по прямой знаменитому шеститомнику Эйзенштейна, что прямо зачислен во вступительной автобиографической заметке в круг учителей автора, наряду с рублёвским «Спасом», «Портретом Мусоргского» кисти Репина и всем русским и европейским авангардом. Здесь есть место и для чисто практической стороны дела, когда речь идёт о зеркале с наружной амальгамой, рир-проекции, световой панели, устанавливаемой на высоте 80 см от пола. Когда раскрываются технологические секреты: предварительно аэрографированный целлулоид помещался над световой панелью, вследствие чего усиливая или уменьшая свет снизу или с боков, мы получали эффект погружения ›жика в туман. А рядом – не менее значимые метафизические соображения об искусстве мультипликации (которая, стоит отметить, ни разу не называется здесь новомодным словом «анимация»), которая для Норштейна меньше всего… кинематограф, ибо объединяет их лишь способ нанесения изображения на плёнку и прокручивания плёнки через проектор – способы химические и оптические. Во всём же в остальном (творец настаивает и доказывает) перед нами совершенно непонятное искусство, и сравнимо оно для меня с театром, но в большей степени прежде всего – с литературой, хотя, казалось бы, природа мультипликации чисто изобразительная.

Такая, как, к примеру, у Гойи, где нигде нет очерченного силуэта. Приграничная зона двух пространств сжимается и расширяется. Она дышит на холсте, и за этим дыханием скрывается линия, которую увидеть невозможно. Её можно только прозреть. Чему «Снег на траве» всячески способствует, предлагая себя неторопливому вдумчивому читателю и в качестве развёрнутого культурологического эссе, бросающего свежий взгляд на творчество признанных мастеров, а также открывающего новых. Вот глава, посвящённая Леониду Ивановичу Соломаткину, русскому художнику второй половины XIX столетия, демонстрирующему такое богатство живописи (качественные репродукции вполне это подтверждают), что на него, по мнению автора, обратил бы внимание сам Делакруа.

Мимо художников Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой – жены, соратника, соавтора, с их пронизывающей оба тома феерической россыпью набросков, коллажей, рисунков, почеркушек на темы будущих картин, он, надо думать, тоже не смог бы пройти. Равно как и все остальные из числа их вечных спутников – Николай Васильевич Гоголь, материк марьинорощинского детства мультипликатора, великие поэты Басё и Хокусай… Точно так же, как не можем не остановиться около этой выдающейся во многих отношениях (в том числе и с точки зрения её цены) книги и мы.

А.В.


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
30.03.2023

Представят «Слова и смыслы»

4 апреля состоится презентация нового литературно-публицистического альманаха.
30.03.2023

Себе навстречу

Литклуб «Некрасовские пятницы» подходит к важному рубежу и зовет в гости… своего ведущего.
29.03.2023

Академик – академику

В выставочном пространстве в Серебряническом переулке прошла презентация памятника Н.И.Толстому.
29.03.2023

Поэтическая весна на Балтике

В Калининградской городской библиотеке имени А.П.Чехова прошел вечер, посвященный Всемирному дню поэзии.
28.03.2023

«Вокруг него бурлило время...»

Павел Басинский и Ирина Минералова вспомнят Максима Горького как «главную, ключевую фигуру Серебряного века».

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Си бемоль мажор

Мажорная тональность явно подходит для оценки визита председателя КНР Си Цзиньпи...

Литература
Дмитрий Воденников

Две наклейки

Две наклейки, две наклейки есть у меня в доме. Обе чужие, я никогда сам ничего на...

Культура
 Фёдор Шеремет

Страница и экран

Далёким от литературы людям экранизация даёт как бы концентрат произведения, а заядлым...

Литература
Сазанович Елена

Буревестник

28 марта 1868 года родился Максим Горький

События и мнения
Амелин Ростислав

Свет звезды

Космическая угроза № 1 – Бетельгейзе: Альфа Ориона и одна из величайших звёзд во...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда