ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Мы в Telegram

26.03.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

Битва двух столиц

20.03.2023
Битва двух столиц Пролдолжается прием заявок на Второй поэтический баттл «Москва vs Санкт-Петербург».

«В защиту верующих мировых религий»

17.03.2023
«В защиту верующих мировых религий» Открытое обращение участников 1-го Международного Форума имени Имама Шамиля.
ЛГ плюс

«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…»

25.03.2023
«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…» В рассказе Анатолия МОЖАРОВА российская глубинка показана «такой, как она есть».

И по весне случаются печали…

16.03.2023
И по весне случаются печали… Поэзию Виктора КАРПУШИНА с полным основанием можно отнести к тихой лирике.

«Мне почему-то шелест листьев сладок…»

10.03.2023
«Мне почему-то шелест листьев сладок…» «Поэзия садов» – основная тема стихотворного творчества Олега АЛЁШИНА.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

Фестиваль вместо презентации

28.03.2023
Фестиваль вместо презентации О том, как прошло представление альманаха «Словесность-2022», рассказывает Елизавета ТЕРПИЛОВСКАЯ.

«Молодость – богатство старости»

21.03.2023
«Молодость – богатство старости» Под такой темой проходят IX Всероссийские Васильевские чтения-2023, посвященные жизни и творчеству писателя Бориса Васильева.

Боль настоящего – путь в будущее

19.03.2023
Боль настоящего – путь в будущее В РГБ представили спецпроект «Настоящие», посвященный современной поэзии и авторской песне.
Позиция

Бандеровцам везде у нас дорога?

27.03.2023
Бандеровцам везде у нас дорога? Известный поэт и музыкант Вадим СТЕПАНЦОВ о предстоящем фестивале «Дикая Мята» под Тулой.

Наши, Враги и Непричёмыши

22.03.2023
Наши, Враги и Непричёмыши Даниэль ОРЛОВ полагает, что в русской поэзии оформился очевиденый раскол.

Такие же, как мы?

15.03.2023
Такие же, как мы? В 1991 году пути России и Украины начали расходиться, а после «майдана» 2004 года этот раскол принял обвальный характер, считает Владислав ШУРЫГИН.

  • Статьи
  • 2008 год
  • №52 (6204) (24-12-2008)
  • Он пришёл дать нам вволю

Он пришёл дать нам вволю

Вислов Александр

Он пришёл дать нам вволю

Искусство
Вислов Александр

РАМПА

«Рассказы Шукшина» Алвиса Херманиса в Театре Наций

Чулпан Хаматова и Евгений Миронов в сцене из спектакля; Михаил ГУТЕРМАНКонец года оказался по традиции отмечен целой россыпью замечательных – а можно сказать, знаменательных или даже знаковых – событий во всех видах и родах искусства, во всех сферах прекрасного. Обо всём на одной-двух газетных страницах при всём желании не расскажешь – мы в данном случае отобрали те явления, которые несут в себе отчётливо позитивный заряд и потому в меру сил противостоят и тем деструктивным, разрушительным тенденциям, которые давали о себе знать на протяжении всего тяжёлого високосного 2008-го. И тем тревожным ожиданиям, что повсеместно завладели сегодня решительно всеми умами и чувствами…

Если что и поможет нам достойно пережить экономический кризис – то только высокое настоящее искусство. Мысль эта проговаривается в последнее время всё отчётливее – и она отнюдь не так прекраснодушно наивна, как это могло кому-то показаться.

Мы смогли написать далеко не обо всём важном и выдающемся, что произошло в декабре, равно как и в предшествующие месяцы. К каким-то из явлений – к премьерам, акциям, экспозициям, книгам завершающегося года – мы ещё вернёмся в году будущем.

Ибо сказано: ars longa vita brevis. Жизнь коротка, искусство вечно.


Этого спектакля ждали. Более того, он шёл к премьере именно что в статусе особых, повышенных ожиданий, которые Москва театральная (отмеченная сегодня печатью как никогда превозобладавших на её широких просторах вялости и предсказуемости), пожалуй, уже и запамятовала, когда переживала в последний раз.

Ждала продвинутая молодёжь, уже наслышанная, что Херманис – это «очень круто», и желчные староверы, добродушно ворчащие, мол, наконец-то, новое поколение сценических деятелей одумалось и оставило свои новомодные бредни ради возвращения к истокам, к несправедливо забытому нашими подмостками Василь Макарычу. Ждали адепты концептуального режиссёрского театра: для них имя дебютирующего в России латвийского постановщика, увенчанного многими престижными фестивальными призами и международными премиями, едва ли не номер один в условном топ-листе. Ждали и те, для кого главным в театре был и остаётся «его величество Артист» (в особенности тот, чьё величие подтверждено звёздным кинотелевизионным статусом). А заблаговременно анонсированный первый в истории сценический дуэт Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой заставлял, разумеется, сжиматься в сладостном предвкушении сердца не только последней зрительской категории, но и публики светской, страсть как падкой в первую голову до селебрити.

Вообще нужно сказать, что «проект» был в смысле всякого рода предвосхищений задуман и сконструирован идеально – с точным расчётом на то, что всякий, как говорится, сможет найти здесь свою нишу. Да к тому же ещё грамотно действующие пиар- и маркетинговая службы Государственного театра Наций не упускали случая поддать жару: творческая группа спектакля отправилась в село Сростки, на родину писателя, – напитаться, так сказать, атмосферой, духом автора – жест в лучших отечественных традициях… Хаматова рассказывает, что она будет выступать у Херманиса в ролях ни много ни мало реки, комаров и коровы – набор интригующий… Премьерный блок, ввиду всё продолжающегося «национального» долгоперестроя здания бывш. Корша, решено сыграть в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, сиречь «Стасике» – одном из самых пафосных мест сегодняшней театральной столицы, на его прекрасной, с иголочки, Малой сцене, скрывающей в себе недюжинные технологические возможности.

…Спектакль, надо думать, не без известного напряжения ждали и имеющие на то специальные основания чиновники – государственные мужи, непосредственно способствовавшие назначению Миронова Е.В. на пост художественного руководителя Театра Наций, произошедшего в обстановке небольшого скандала в благородном семействе, а затем, на протяжении почти двух лет, как-то не особо убеждавшего в своей необходимости и творческой целесообразности. Нетерпеливо ждали, это уж наверняка, недоброжелатели, противники этого административного решения: «Европейское, значится, будем ставить в ряд с национальным… Ну-с, посмотрим!..»

У «Рассказов Шукшина» в этом сценическом прочтении есть одно удивительное качество – они, кажется, способны оправдать решительно все ожидания самого разного свойства. «Западники» увидят здесь прежде всего общую стильность работы, осмысленно внятную ориентацию на общемировые театральные стандарты современности, радующее глаз торжество визуальности (и будь здоров какое, если иметь в виду главный элемент оформления – сделанные художницей Моникой Пормале громадного размера фотопортреты нынешних обитателей Сросток, последовательно меняемые рабочими сцены для каждого из разыгрываемых рассказов – выразительные настолько, что на этом фоне, надо думать, резонно отказались бы выступать 9 из 10 наших тружеников кулис, но только не команда, ведомая Херманисом). А «почвенники», в свою очередь, скорее всего, не смогут не оценить ту экзистенциальную, зачастую абсолютно алогичную «широту» русского человека, которую так проницательно подмечал в галерее своих «чудиков» писатель Шукшин и которую исполнителям удалось поймать, прочувствовать, сделать главным содержанием коллективного «штриха к портрету» нации.

Те, кто ценит театр, да и всякое искусство, главным образом за даруемую им возможность вволю похохотать, они также будут спектаклем сполна вознаграждены. Он не просто смешной – он местами смешной уморительно, до коликов: когда Миронов с Хаматовой идут в актёрский «отрыв» (а, надо сказать, делают они это на протяжении почти трёх с половиной часов сценического действия с завидной частотой), то перед нами материализуется вдохновенный гимн игровой, ликующей, скоморошествующей природе театра, торжество комического начала, не в шутку грозящее надорвать пресловутые животики. Подлинные протагонисты постановки (безусловные претенденты на звание «Лучшей пары сезона») – они, будучи небезосновательно возведены в ранг ведущих и даже главных представителей профессии своего поколения, явно истосковались по такой вот, свободно бесшабашной, на грани фола манере исполнения, что пользуются ею с каким-то хрустящим смаком, достигая вершин искусства клоунады. Но при этом – благо мастерство позволяет – ни единожды не оторвавшись ни от смысла сценического существования, ни от образов, ни от – не побоимся этого слова – сверхзадачи. У шести остальных исполнителей, набранных в постановку по разным столичным труппам, которым приданы по большей части функции «вторых скрипок», промелькнёт порой то несколько натужное чисто внешнее комикование, то «капустные» мотивы – хотя, справедливости ради, скажем, что общего вкуса этого аппетитно приготовленного блюда по большому счёту никто не портит.

Но отнюдь не позабыты и те зрители, которым настоятельно требуется в зале взгрустнуть, попереживать, смахнуть горячо прошеную слезу. Конструкция спектакля (весьма незатейливого по своей форме – десять один за другим подробно разыгрываемых рассказов, если чем и объединённых, то только поэтикой автора, да ещё местом действия – Россией) выстроена таким образом, что от начальных, преимущественно залихватски весёлых историй («Стёпкина любовь», «Сапожки», «Микроскоп») мы вместе с создателями медленно, но верно, притом как-то незаметно, дрейфуем в направлении высокой трагикомедии. Исполняемой всё с той же живостью и зажигательностью, только вот к аромату забавного всё отчётливее подмешивается привкус и русского народного абсурда, и расейской невесть откуда берущейся сжигающей тоски, и национальной неизбывной боли. Нет, смех по-прежнему громко звучит и после антракта, только вот в лучших эпизодах второй части («Жена мужа в Париж провожала», «Срезал», «В воскресенье мать-старушка») он чем дальше, тем явственнее начинает звучать – как и должно в русском театре – сквозь сами понимаете что…

Однако несмотря на весь неуклонно нагнетаемый к финалу драматизм, с сильным поражающим эффектом взрывающийся в последнем рассказе «Стёпка» (где Миронов – непутёвый парняга, бессмысленно и обречённо бегущий из тюрьмы всего за три месяца до освобождения, а Хаматова – по-собачьи любящая его глухонемая дурочка-сестра), несмотря на то, что здесь всё же достигается театральное созвучие используемым в качестве музыкального сопровождения аутентичным «лирическим протяжным» и «похоронным причитаниям», записанным по деревням разных областей большой страны, – невзирая на всё это, мы имеем дело с подлинно демократическим, вослед Шукшину, произведением, со спектаклем, который призван быть люб всем без исключения зрительским категориям. С коммерческим, в позитивном звучании этого слова, продуктом.

Я слышал, что серьёзные специалисты в области квартирных работ предпочитают не употреблять сегодня термин «евроремонт» – это вроде как моветон, – заменив его словооборотом «ремонт класса «Люкс». Так вот, «Рассказы Шукшина» – это определённо спектакль класса «Люкс». Дорого. Качественно. Стильно. С максимальным соответствием к любым запросам самых взыскательных клиентов.

Александр А. ВИСЛОВ


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
29.03.2023

Академик – академику

В выставочном пространстве в Серебряническом переулке прошла презентация памятника Н.И.Толстому.
29.03.2023

Поэтическая весна на Балтике

В Калининградской городской библиотеке имени А.П.Чехова прошел вечер, посвященный Всемирному дню поэзии.
28.03.2023

«Вокруг него бурлило время...»

Павел Басинский и Ирина Минералова вспомнят Максима Горького как «главную, ключевую фигуру Серебряного века».
28.03.2023

«Орфей» для малышей

Популярная радиостанция запускает цикл концертов «Музыкальные истории дядюшки Дениса для самых маленьких и не очень».
27.03.2023

Юрий Соломин в Библиотеке для молодежи

В Особняке Носова состоится встреча с Юрием Соломиным, народным артистом СССР, худруком Малого театра.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Си бемоль мажор

Мажорная тональность явно подходит для оценки визита председателя КНР Си Цзиньпи...

Литература
Дмитрий Воденников

Две наклейки

Две наклейки, две наклейки есть у меня в доме. Обе чужие, я никогда сам ничего на...

Культура
 Фёдор Шеремет

Страница и экран

Далёким от литературы людям экранизация даёт как бы концентрат произведения, а заядлым...

Литература
Сазанович Елена

Буревестник

28 марта 1868 года родился Максим Горький

События и мнения
Амелин Ростислав

Свет звезды

Космическая угроза № 1 – Бетельгейзе: Альфа Ориона и одна из величайших звёзд во...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда